В соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательной программе, одним из обязательных разделов программы является система оценивания образовательных результатов учащихся.
Под системой оценивания понимается совокупность методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств, взаимодействующих как единое целое в процессе поверки результатов обучения, оценивания состояния объектов контроля, анализа данных контроля, их интерпретация и выработки корректирующих воздействий в целях повышения качества обучения. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, периодичность, с которой отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Любая система оценивания образовательных результатов призвана решать следующие задачи:
Согласно теории систем, систему оценивания образовательных результатов в классификации систем можно определить следующим образом. Система оценивания образовательных результатов является:
Для того чтобы эффективно работать, система оценивания образовательных результатов учащихся должна обладать следующими свойствами:
Поскольку процесс создания системы оценивания образовательных результатов учащихся является достаточно сложным и комплексным, необходимо четко согласовывать действия, области ответственности, должностные обязанности каждого из участников данного процесса, а также определить порядок действия по разработке, внедрению, апробации и корректировке новой системы оценивания. Рассмотрим примерный алгоритм предлагаемый, коллективом петербуржских ученых Бойцовой Е.Г. и Крыловой О.Н. Он зависит от результатов SWOT-анализа готовности образовательного учреждения к внедрению новой системы оценивания, который проводится на первом этапе работы. В зависимости от результатов анализа некоторые из стадий данного алгоритма могут быть пропущены, а порядок определенных этапов - изменен.
Аббревиатура SWOT означает:
Strengths –сильные стороны;
Weakness- слабые стороны;
Opportunities – возможности;
Threats – угрозы.
В данном случае SWOT-анализ – это анализ слабых и сильных сторон образовательного учреждения с точки зрения внедрения системы оценивания, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию образовательного учреждения, а «O» и «T» - к его внешнему окружению.
При анализе внутренних возможностей (сильных и слабых сторон) образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы:
Алгоритм внедрения системы оценивания образовательных результатов учащихся
Шаги |
Содержание |
Исполнитель |
Отчетный документ |
Проведение SWOT-анализа |
Проведение SWOT-анализа ОУ на предмет готовности к внедрению новой системы оценивания |
Администрация ОУ, тьюторы |
SWOT-анализа |
Проведение анализа существующей системы оценивания |
Определение достоинств и недостатков существующей системы оценивания, необходимости внедрения новой |
Заместители директора, методисты, тьюторы, председатели МО, учителя |
Методическая разработка |
Ознакомление педагогического коллектива с новыми требованиями к оцениванию |
Проведение семинаров, практикумов, декад педагогического мастерства по теме «Оценивание», мастер-классов и.т.д. с целью объяснения новых требований к системе оценивания, перспектив работы, постановки целей, определения сроков работы |
Администрация, тьюторы |
Методические разработки семинаров, уроков, мастер-классов и т.д., результаты опросов |
Определение предполагаемой структуры системы оценивания |
Определение результатов, подлежащих оценке (предметные, метапредметные, личностные) |
Заместители директора, методисты, тьюторы, председатели МО, учителя |
Методическая разработка |
Инструменты оценивания |
Выбор и описание инструментов оценивания (проектная деятельность, исследовательские работы, портфолио, образовательное резюме выпускника и т.д.)Выбор общих видов работ для оценивания |
Председатели МО, учителя, заместитель директора по ВР, МО классных руководителей |
Протоколы МО, протокол педагогического совета, локальные акты ОУ, (например, положения о промежуточной и итоговой аттестациях) программа воспитательной работы ОУ |
Разработка шкалы оценивания |
Описание оценки, ее содержания, критерии оценивания, выбор общих критериев для одинаковых видов работ |
Председатели МО, учителя, заместитель директора по ВР, МО классных руководителей |
Протоколы МО, протокол педагогического совета, локальные акты ОУ, (например, положения о промежуточной и итоговой аттестациях) программа воспитательной работы ОУ |
Определение периодичности оценивания, ответственных и составителей контрольных материалов |
Определение периодичности оценивания, ответственных, составителей материалов. Создание фонда оценочных средств ОУ |
Администрация ОУ, председатели МО, учителя-предметники, заместитель директора по ВР, МО классных руководителей |
План работы на год, локальные акты ОУ (план внутришкольного контроля, положение о промежуточной и итоговой аттестациях), протоколы МО, план работы заместителей директора на месяц, программа воспитательной работы ОУ |
Определение места фиксации результатов |
Определение места занесения оценок (специальные дневники, журналы, блоги, сайты гугл-документы), формы представления результатов |
Администрация ОУ, председатели МО, учителя-предметники, заместитель директора по ВР, МО классных руководителей |
Протокол педсовета, приказ по ОУ |
Создание и описание системы оценивания |
Написание соответствующего раздела образовательной программы |
Администрация ОУ, председатели МО, тьюторы |
Раздел образовательной программы |
Информирование всех участников образовательного процесса о системе оценивания |
Информирование учащихся, учителей, родителей через сайт ОУ, систему лекций. Открытых уроков и т.д. |
Администрация ОУ, председатели МО, учителя, классные руководители |
Результаты опросов общественного мнения |
Апробация системы оценивания |
Использование разработанной системы в течение необходимого для апробации времени |
Все участники образовательного процесса |
Отчет о работе системы |
Корректировка системы оценивания |
Корректировка системы оценивания в соответствии с выявленными недостатками на этапе апробации |
Администрация ОУ, председатели МО, тьюторы |
Система оценивания как раздел новой образовательной программы |
При анализе внешних угроз следует учитывать мнение органов самоуправления образовательным учреждением, родителей и социальных партнеров в отношении новой системы оценивания.
Далее необходимо определить актуальность внедрения системы оценивания и ее принципиальные отличия от уже существующей. Если по результатам SWOT-анализа видно, что педагогический коллектив не владеет методами и приемами формирующего и суммативного оценивания, необходимо провести обучение учителей силами методической службы образовательного учреждения, тьюторами или приглашенными представителями других образовательных учреждений.
Затем проводится работа по выбору предметных и метапредметных результатов, подлежащих оцениванию. Выбор предметных результатов достаточно однозначен и определен образовательной программой ОУ и рабочими программами учителей. Выбор метапредметных результатов представляется более проблематичным, поскольку учесть в системе оценивания все метапредметные результаты достаточно сложно. Можно провести предварительное анкетирование участников образовательного процесса с целью выбора наиболее значимых для них образовательных результатов. (примеры анкет приведены в конце лекции).
Определив результаты, подлежащие оцениванию, необходимо выявить другие составляющие системы:
После создания целостной системы и проведения работы по информированию участников образовательного процесса осуществляются апробация, анализ результатов, корректировка и окончательное внедрение новой системы оценивания образовательных результатов школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.