Методические рекомендации
Оценка 4.6

Методические рекомендации

Оценка 4.6
Статья
03.08.2020
  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Междисциплинарный экзамен проводится на заключительном этапе процесса обучения.  К междисциплинарному экзамену допускаются слушатели, успешно освоившие содержание учебных программ, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие все предусмотренные программой промежуточные аттестации.

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки слушателей проводится по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, в объеме действующих учебных программ. Целью междисциплинарного экзамена является выявление и объективная оценка уровня теоретической подготовки выпускника. Уровень теоретической подготовки выпускника определяется составом усвоенных им знаний, а также умением применять их при решении практических задач. Междисциплинарный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление у каждого из экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, образующих основу для последующей профессиональной деятельности.

Междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, которая формируется из преподавателей вузов, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового экзамена.

Междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса: два теоретических и один практический.  Продолжительность проведения экзамена ― 6 астрономических часов (без перерыва).

Первый теоретический вопрос включает вопросы по педагогике и психологии, проводится в форме тестового контроля знаний. Тестовое задание включает 15 вопросов. Время выполнения тестового задания – 120 мин.

Второй теоретический вопрос включает вопросы предметной области биология или химия, проводится в письменной форме (слушатель должен дать развернутый ответ на поставленный вопрос). Время выполнения задания – 180 мин.

Третий вопрос носит практический характер и предусматривает решение практической задачи. Время выполнения задания – 60 мин.

Вопросы экзамена выдаются в электронном виде на электронном обучающем ресурсе. Ответы принимаются через заполнение соответствующих электронных форм. Выполнение экзамена разрешается единожды.

Слушателю, не сдавшему междисциплинарный экзамен, предоставляется право повторной сдачи в сроки, установленные для дополнительных экзаменов. Лица, не сдавшие экзамен повторно, отчисляются как не прошедшие аттестационных испытаний.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

2.1. Дисциплина «Психология»

  1. Психология как научная дисциплина.

Общее представление о предмете психологии. История развития Основные задачи и разделы психологии. Методология и методы психологического исследования. Основные требования к методам психологического исследования. Фазы психологического исследования. Классификация методов психологии.

  1. Личность и ее психологическая структура. Психологические составляющие личности: самосознание; деятельность, воля, темперамент, характер, эмоции.

Сознание как высшая форма человеческой психики. Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее представление о самосознании и его структуре. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания. Уровень притязаний и локус контроля. Общее понятие о деятельности и её психологической структуре. Основные виды деятельности. Природа и структура волевого воздействия. Формирование воли как овладение собственным поведением. Темперамент в составе психического облика личности. Общее понятие о темпераменте и системе его проявления. Физиологические основы темперамента. Общее понятие о характере. Структура характера. Свойства и проявление характера. Формирование характера. Сущность и функции эмоций. Основные виды и качества эмоций. Эмоциональность как свойство личности.

  1. Направленность личности и ее психологические направления. Психологические составляющие личности: способности, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и творчество, речь.

Направленность личности. Психология мотивации. Способности в психологической структуре личности. Способность и деятельность. Проблемы диагностики способностей. Восприятие и его основные свойства. Сущность, функции и виды внимания. Основные свойства внимания. Общее понятие о памяти. Процессы памяти. Виды и типы памяти. Чувственное и рациональное познание. Мышление как решение задач. Виды и операции мышления.  Виды, функции и процессы воображения. Креативность как свойство личности. Психологические функции речи. Компоненты и содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология её понимания.

  1. Социальная психология развития личности. Социализация личности.

Методы социальной психологии. Понятие о социализации. Стадии социализации личности. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде.

  1. Психология межличностных отношений.

Общение как социально-психологическое явление. Межличностное восприятие о понимание. Межличностные отношения. Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях. Совместная деятельность, её структура и динамика.

  1. Психология малых групп. Роль социальной психологии в образовании.

Понятие, виды и структура малой группы. Динамика и развитие малой группы. Особенности включенности личности в малую группу. Социально-психологические характеристики конфликта. Конформизм как влияние большинства. Инновация как влияние меньшинства. Социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся.

  1. Возраст и стадиальность психического развития. Возрастные кризисы.

Проблемы движущих сил и источников психического развития. Критерии периодизации. Проблема возрастных кризисов. Проблема соотношения процессов обучения и развития. Подростковый и юношеский возраст.

  1. Педагогическая психология. Основные концепции психологии обучения.

Педагогическая психология: предмет и задачи. Понятия психологии обучения: познание, научение, обучение, цели обучения, уровень возможностей обученности учащихся, узнавание, воспроизведение, понимание, усвоение, творчество. Основные психологические проблемы традиционного обучения. Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и организация проблемного обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.

  1. Психологические вопросы контроля и оценки результативности учебного процесса.

Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Инновационные методики контроля. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.

  1. Психология педагогического труда.

Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение как важные составляющие педагогического труда. Профессионализм и компетентность педагога. Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет педагога.

Рекомендуемая литература

Основная:

Сосновский Б.А. Психология: учебник для академического бакалавриата, 3-е издание в 2-х томах, –  М., 2014. –478с, 347 с.

Дополнительная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. /Г.М.Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: учебник. /Е.В.Андриенко. -М.: Академия, 2001. – 283 с.
  3. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- СПб.: Питер, 2009.–240 с.
  4. Гамезо М.В, Герасимова В.С, Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999. – 272с.
  5. Ермолаева М.В. Психология развития. [Текст]/М.В.Ермолаева.- М.: МОДЭК, 2000. – 336с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений /В.С.Мухина. - М.: «Академия», 2007. – 640 с.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]:Учебник. Изд. 4. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  8. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. [Текст]/Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  9. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов СПО. [Текст]/Г.А.Урунтаева.– М.: Изд.центр «Академия», 2008. –368 с

2.2. Дисциплина «Педагогика»

  1. Педагогика как научная дисциплина.

Предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогики. Этапы развития педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные понятия и категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Виды, типы, модели образования. Структура педагогики.

  1. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды.

Основные понятия, задачи, факторы. Здоровьесберегающая образовательная система. Здоровье как показатель качества жизни. Смысл понятий: «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье населения». Методы изучения здоровья. Средства медицинской профилактики: пропаганда ЗОЖ, диспансеризация, гигиеническое воспитание. Группы здоровья школьников (приказ  Минздрава РФ «О комплексной оценке здоровья детей»).  Здоровьесберегающие и 3доровьеформирующие технологии в обучении и воспитании.

  1. Методология и методика педагогического исследования.

Уровни педагогического исследования. Методологические принципы. Основные компоненты научного исследования. Методологическая культура учителя. Методы педагогического исследования. Принципы отбора методов исследования. Эмпирические методы исследования. Изучение и обобщение педагогического опыта.

  1. Целостный педагогический процесс и его характеристики.

Основные понятия и структура целостного педагогического процесса. Компоненты и функции. Движущие силы педагогического процесса: внешние и внутренние противоречия. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Педагогическая деятельность. Педагогическая технология. Понятия «педагогическая ситуация»,  «педагогическая задача»,  «педагогическое мастерство», «новаторство».

  1. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Основные понятия. Сущность воспитательного процесса. Функции воспитательного процесса. Задачи воспитания. Воспитательное пространство. Закономерности воспитательного процесса. Диагностика результативности воспитательного процесса. Воспитательная система школы. Классный руководитель в воспитательной системе. Педагогическая поддержка и сопровождение.
  2. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.

Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса. Функции и задачи дидактики. История развития дидактических идей, современные концепции. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Обучение, преподавание, научение, учение. Учебная деятельность и учебная задача. Виды организации учебного процесса. Проблемное обучение. Программированное обучение. Исследовательское обучение. Развивающее обучение. Современные дидактические концепции: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, С.Ю. Курганова, Ш.А. Амонашвили. Содержание целостного педагогического процесса. Носители содержания целостного педагогического процесса. Образовательный стандарт. Учебный план. Учебные программы. Учебная литература. Содержание компонентов базовой культуры личности. Формирование ключевых компетенций.

  1. Методы целостного педагогического процесса: методы обучения, методы воспитания.

Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.  Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского.  Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Индуктивные и дедуктивные методы. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Технология активного обучения. Современные образовательные технологии. Методы воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников. Методы стимулирования деятельности и поведения. Методы самовоспитания. Методы контроля и самоконтроля. Приемы воспитания. Выбор методов воспитания.

  1. Средства целостного педагогического процесса.

Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Классификация. Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе. Технические средства обучения и воспитания. ИКТ. Выбор педагогических средств.

  1. Формы организации целостного педагогического процесса.

Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации обучения, их функции. Формы организации воспитательной работы, их функции и классификация.

  1. Урок как основная форма учебного процесса.

Общее понятие. Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку. Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Типы уроков по дидактической цели. Формы организации коллективно-групповой работы на уроке. Подготовка учителя к уроку. Технологическая карта. Поурочное планирование.

Рекомендуемая литература

Основная:

Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

Дополнительная:

  1. Засобина Г.А. Педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.А. За- собина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 250 с.
  2. Капранова В.А. История педагогики [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 240 с.
  3. Крушельницкая О.Б. Социальная психология образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; под ред. О.Б. Крушельницкой [и др.] - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
  4. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология [Электронный ресурс] / Л.А. Кудряшева - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.

2.3. Дисциплина «Биология»

  1. Растительная клетка, особенности строения. Растительные ткани. Классификация тканей.
  2. Царство Грибы. Особенности строения и физиологических функций. Симбиотические отношения грибов с другими организмами.
  3. Царство растений. Важнейшие отличия высших растений. Систематика высших растений.
  4. Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Классификация.
  5. Тип Членистоногие. Общая характеристика, особенности организации. Классы. Отряды. Представители.
  6. Мейоз как цитологическая основа образования гамет. Особенности профазы первого мейотического деления, принципиальные различия поведения хромосом в митозе и мейозе.
  7. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Речь как специфически человеческая функция. Основные функции речи. Оценка их значимости для поведения человека в отличие от животных. Речепродукция и речевосприятие. Роль полушарий мозга в речевой функции. Асимметрия больших полушарий мозга человека. Значение речи для осуществления мыслительных операций.
  8. Внутренняя среда организма. Гомеостаз и механизмы его поддержания.
  9. Естественный отбор как ведущий фактор эволюции. Механизм действия ведущего, стабилизирующего и дизруптивного отбора. Необратимость эволюционного процесса. Понятие о филетической эволюции. Увеличение видового разнообразия в эволюции. Адаптивная радиация.
  10. Антропогенные воздействия и направления этих воздействий. Искусственные экосистемы. Охрана природы и среды обитания. Подразделения и границы биосферы. Типы веществ в биосфере. Определяющая роль живого вещества.

Рекомендуемая литература

 БОТАНИКА

  1. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника. Учебник. - М.: Академия. - 2013. - 288 с.
  2. ПутянинаС.К., Ключникова Н.М. Ботаника. Систематика растений. Учебное пособие. М.: Прометей, 2013. - 124 с.

ЗООЛОГИЯ

  1. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. – М.: Академия, 2000. – 494 с.
  2. Константинов В.М., Шаталова С.П. Зоология позвоночных.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 526с.
  3. Рупперт Э.Э. Зоология беспозвоночных: Функциональные и эволюционные аспек-ты. – М.: Академия., 2008.- 484 с.
  4. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Владос, 2008.- 592 с.

ГЕНЕТИКА

  1. Генетика./ Под ред. В.И. Иванова.-М.: Академкнига, 2007.-638с.
  2. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики. Издательство "СпецЛит", 2009. – 191 с.
  3. Нахаев В.И. Практический курс общей генетики: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 210 с.

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. - М.:Академия, 2007.- 415с.
  2. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена.- СПб.: Питер, 2013.-272 с.
  3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: - М.: Академия, 2008.- 190с.

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

  1. Северцов А.С. Теория эволюции: Учебник для студ. вузов.-М.:Владос, 2005.-380с.
  2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: Учеб. для вузов/-6-е изд., испр.-М.:Высшая школа, 2006.-310с.
  3. Яблоков А.В.Эволюционное учение: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк., 2006.-310с.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

  1. Бродский, А. К. Общая экология: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров, магистров "Биология", биологическим специальностям и по специальности "Биоэкология" направления "Экология и природопользование"] / А. К. Бродский .— 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2009 .— 255 с.
  2. Коробкин, В. И. Экология и охрана окружающей среды : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский .— 2-е изд., стер. — Москва : Кнорус, 2014 .— 336 с.
  3. Николайкин, Н. И. Экология : [учебник для cтудентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки в области 550000 "Технические науки" и по специальностям в области 650000 "Техника и технологии"] / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова .— 7-е изд. стер. — М. : Дрофа, 2009 .— 623 с. Экология : [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям] / под ред. Г. В. Тягунова, Ю. Г. Ярошенко .— Москва : КноРус, 2012 .— 301с.

2.4. Дисциплина «Химия»

  1. Химические понятия: элемент, атом, молекула. Простые и сложные вещества. Химическое и физическое явление. Поле, вещество - виды материи.
  2. Химические законы: закон эквивалентов, кратных отношений и постоянства состава, закон сохранения: энергии, заряда и массы. Закон Авогадро и его следствия.
  3. Моль как мера количества вещества. Молярная масса, молярный объём газа. Переход от массы к количеству вещества.
  4. Строение атома: протоны, нейтроны, электроны, ядро. Понятие о 4-х квантовых числах. Порядок и принципы заполнения энергетических уровней I-III периодов ПС ДИМ.
  5. Свойства атомов: радиус, заряд ядра, сродство к электрону, электроотрицательность, потенциал ионизации. Как изменяются перечисленые свойства, как в группах, так и периодах. Изменение металлических и неметаллических свойств элементов в зависимости от их места положения в ПС ДИМ. Степень окисления. Окислители и восстановители.
  6. Лабораторные и промышленные способы получения водорода. Его физические и химические свойства. Применение водорода.
  7. Общая характеристика элементов подгруппы галогенов. Нахождение в природе, химические свойства, получение и применение галогенов. Соединения галогенов с водородом и металлами. Получение, химические свойства и применение этих соединений.
  8. Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Кристаллические модификации углерода, нахождение в природе, химические свойства и применение углерода. Водородные и кислородные соединения углерода. Способы получения и применение соды и поташа.
  9. Задачи и место положения аналитической химии среди естественных наук. Известные аналитические виды анализа, выбор методов анализа. Какие методы качественного химического анализа известны. Чувствительность аналитических реакций, предел избирательности и обнаружения.
  10. Органическая химия – предмет естествознания. Положение теории Бутлерова А.М. и ее номенклатура и классификация. Алкадиены их номенклатура, строение, классификация изомерия их электронное строение, способы получения. химические и физические свойства диеновых углеводородов. Природный и синтетический каучуки.

Рекомендуемая литература

 Общая химия

  1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. ‒ 30-е изд. Испр. / Под ред. А.И. Ермакова. – М.: Интеграл-Пресс, 2007. – 728 с.
  2. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия: Учеб. пособие /Под ред. В.И. Деляна. ‒ М.: МИСИС: ИНФРА-М, 2004. – 512 с.

 Неорганическая химия

  1. Неорганическая химия. В 3-х т. Под ред. Ю.Д.Третьякова. М.: ACADEMA, 2004. Т.1.
  2. Неорганическая химия. В 3-х т. Под ред. Ю.Д.Третьякова. М.: ACADEMA, 2004. Т.2.
  3. Неорганическая химия. В 3-х т. Под ред. Ю.Д.Третьякова. М.: ACADEMA, 2004. Т.3.
  4. Третьяков Ю.Д., Мартыненко Л.И., Григорьев А.Н., Цивадзе А.Ю. Неорганическая химия. Химия Элементов. В 2-х т. М.: изд-во МГУ; ИКЦ «Академкнига», 2007. Т.1.
  5. Третьяков Ю.Д., Мартыненко Л.И., Григорьев А.Н., Цивадзе А.Ю. Неорганическая химия. Химия Элементов. В 2-х т. М.: изд-во МГУ; ИКЦ «Академкнига», 2007. Т.2.
  6. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. М.: Мир, 2004. Т.1.
  7. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. М.: Мир, 2004. Т.2.
  8. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2004.
  9. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2003.
  10. Степин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1994.
  11. Свиридов В.В., Попкович Г.А., Васильева Г.И. Задачи, вопросы и упражнения по общей и неорганической химии. Мн.: Университетское, 1991. 350 с.
  12. Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии. Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
  13. Свиридов В.В., Попкович Г.А., Василевская Е.И. Неорганический синтез. Мн.: Унiверсiтэтскае, 2000.
  14. Свиридов В.В., Попкович Г.А., Василевская Е.И., Логинова Н.В. Введение в лабораторный практикум по неорганической химии. Мн.: Вышэйшая школа, 2000.

 Аналитическая химия

  1. Основы аналитической химии (под ред. Ю.А. Золотова). В 2-х кн. Общие вопросы. Методы разделения. Методы химического анализа. М.: Высшая школа. 2004. 361, 503 с. Серия «Классический университетский учебник».
  2. Основы аналитической химии. Практическое руководство. Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Золотова. М.: Высшая школа. 2001. 463 с.
  3. Основы аналитической химии. Задачи и вопросы. Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 412 с.
  4. Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2-х ч. М.: Дрофа.2002. 320, 384 с.
  5. Юинг Г. Инструментальные методы химического анализа. М.: Мир, 1989, 608 с.
  6. Кунце У., Шведт Г. Основы качественного и количественного анализа. М.: Мир, 1997, 424 с.

Органическая химия

  1. Артёменко А.И. и др. Практикум по органической химии. - М.: Высшая школа, 2001.
  2. Артеменко А. И. Органическая химия: учебник для студ. строит. спец. вузов / Артеменко А. И. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2000. - 559 с.
  3. Берестова Г. И. Практикум по органической химии: [учеб. пособие для студ. вузов] / Берестова Г. И., Коновалова И. Н., Реут К. В., Степанова Н. В.; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - 2-е изд., доп. и перераб. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 180 с.
  4. Мень Е.С.Приложение к учебному пособию «Цепочки превращений и примеры синтезов по органической химии». - Мурманск: МГПИ , 2001. – 31 с.
  5. Мень Е.С. Цепочки превращений и примеры синтезов по органической химии. - Мурманск: МГПИ, 2001. – 50 с.
  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При проведении итогового междисциплинарного в письменной форме устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:

«отлично»

  • полно раскрыто содержание материала в объёме программы;
  • четко и правильно даны определения, раскрыто содержание понятий;
  • верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы наблюдения, опыты;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания:
  • четко прослеживается межпредметная связь;
  • ответ диалектический, раскрыты причинно-следственные связи.

«хорошо»

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности изложения;
  • небольшие недостатки при использовании научных терминов;
  • небольшие неточности в выводах и обобщениях из практических работ.

«удовлетворительно»

  • усвоено основное содержание учебного материала, изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, практических занятий;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии определения понятий.

«неудовлетворительно»

  • не усвоено основное содержание учебного материала, изложено фрагментарно, не последовательно;
  • определения понятий не четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, практических занятий;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии определения понятий.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.