Междисциплинарный экзамен проводится на заключительном этапе процесса обучения. К междисциплинарному экзамену допускаются слушатели, успешно освоившие содержание учебных программ, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие все предусмотренные программой промежуточные аттестации.
Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки слушателей проводится по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, в объеме действующих учебных программ. Целью междисциплинарного экзамена является выявление и объективная оценка уровня теоретической подготовки выпускника. Уровень теоретической подготовки выпускника определяется составом усвоенных им знаний, а также умением применять их при решении практических задач. Междисциплинарный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление у каждого из экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, образующих основу для последующей профессиональной деятельности.
Междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, которая формируется из преподавателей вузов, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового экзамена.
Междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса: два теоретических и один практический. Продолжительность проведения экзамена ― 6 астрономических часов (без перерыва).
Первый теоретический вопрос включает вопросы по педагогике и психологии, проводится в форме тестового контроля знаний. Тестовое задание включает 15 вопросов. Время выполнения тестового задания – 120 мин.
Второй теоретический вопрос включает вопросы предметной области биология или химия, проводится в письменной форме (слушатель должен дать развернутый ответ на поставленный вопрос). Время выполнения задания – 180 мин.
Третий вопрос носит практический характер и предусматривает решение практической задачи. Время выполнения задания – 60 мин.
Вопросы экзамена выдаются в электронном виде на электронном обучающем ресурсе. Ответы принимаются через заполнение соответствующих электронных форм. Выполнение экзамена разрешается единожды.
Слушателю, не сдавшему междисциплинарный экзамен, предоставляется право повторной сдачи в сроки, установленные для дополнительных экзаменов. Лица, не сдавшие экзамен повторно, отчисляются как не прошедшие аттестационных испытаний.
Общее представление о предмете психологии. История развития Основные задачи и разделы психологии. Методология и методы психологического исследования. Основные требования к методам психологического исследования. Фазы психологического исследования. Классификация методов психологии.
Сознание как высшая форма человеческой психики. Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее представление о самосознании и его структуре. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания. Уровень притязаний и локус контроля. Общее понятие о деятельности и её психологической структуре. Основные виды деятельности. Природа и структура волевого воздействия. Формирование воли как овладение собственным поведением. Темперамент в составе психического облика личности. Общее понятие о темпераменте и системе его проявления. Физиологические основы темперамента. Общее понятие о характере. Структура характера. Свойства и проявление характера. Формирование характера. Сущность и функции эмоций. Основные виды и качества эмоций. Эмоциональность как свойство личности.
Направленность личности. Психология мотивации. Способности в психологической структуре личности. Способность и деятельность. Проблемы диагностики способностей. Восприятие и его основные свойства. Сущность, функции и виды внимания. Основные свойства внимания. Общее понятие о памяти. Процессы памяти. Виды и типы памяти. Чувственное и рациональное познание. Мышление как решение задач. Виды и операции мышления. Виды, функции и процессы воображения. Креативность как свойство личности. Психологические функции речи. Компоненты и содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология её понимания.
Методы социальной психологии. Понятие о социализации. Стадии социализации личности. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде.
Общение как социально-психологическое явление. Межличностное восприятие о понимание. Межличностные отношения. Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях. Совместная деятельность, её структура и динамика.
Понятие, виды и структура малой группы. Динамика и развитие малой группы. Особенности включенности личности в малую группу. Социально-психологические характеристики конфликта. Конформизм как влияние большинства. Инновация как влияние меньшинства. Социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся.
Проблемы движущих сил и источников психического развития. Критерии периодизации. Проблема возрастных кризисов. Проблема соотношения процессов обучения и развития. Подростковый и юношеский возраст.
Педагогическая психология: предмет и задачи. Понятия психологии обучения: познание, научение, обучение, цели обучения, уровень возможностей обученности учащихся, узнавание, воспроизведение, понимание, усвоение, творчество. Основные психологические проблемы традиционного обучения. Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и организация проблемного обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Инновационные методики контроля. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.
Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение как важные составляющие педагогического труда. Профессионализм и компетентность педагога. Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет педагога.
Рекомендуемая литература
Основная:
Сосновский Б.А. Психология: учебник для академического бакалавриата, 3-е издание в 2-х томах, – М., 2014. –478с, 347 с.
Дополнительная:
Предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогики. Этапы развития педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные понятия и категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Виды, типы, модели образования. Структура педагогики.
Основные понятия, задачи, факторы. Здоровьесберегающая образовательная система. Здоровье как показатель качества жизни. Смысл понятий: «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье населения». Методы изучения здоровья. Средства медицинской профилактики: пропаганда ЗОЖ, диспансеризация, гигиеническое воспитание. Группы здоровья школьников (приказ Минздрава РФ «О комплексной оценке здоровья детей»). Здоровьесберегающие и 3доровьеформирующие технологии в обучении и воспитании.
Уровни педагогического исследования. Методологические принципы. Основные компоненты научного исследования. Методологическая культура учителя. Методы педагогического исследования. Принципы отбора методов исследования. Эмпирические методы исследования. Изучение и обобщение педагогического опыта.
Основные понятия и структура целостного педагогического процесса. Компоненты и функции. Движущие силы педагогического процесса: внешние и внутренние противоречия. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Педагогическая деятельность. Педагогическая технология. Понятия «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическое мастерство», «новаторство».
Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса. Функции и задачи дидактики. История развития дидактических идей, современные концепции. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Обучение, преподавание, научение, учение. Учебная деятельность и учебная задача. Виды организации учебного процесса. Проблемное обучение. Программированное обучение. Исследовательское обучение. Развивающее обучение. Современные дидактические концепции: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, С.Ю. Курганова, Ш.А. Амонашвили. Содержание целостного педагогического процесса. Носители содержания целостного педагогического процесса. Образовательный стандарт. Учебный план. Учебные программы. Учебная литература. Содержание компонентов базовой культуры личности. Формирование ключевых компетенций.
Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Индуктивные и дедуктивные методы. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Технология активного обучения. Современные образовательные технологии. Методы воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников. Методы стимулирования деятельности и поведения. Методы самовоспитания. Методы контроля и самоконтроля. Приемы воспитания. Выбор методов воспитания.
Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Классификация. Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе. Технические средства обучения и воспитания. ИКТ. Выбор педагогических средств.
Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации обучения, их функции. Формы организации воспитательной работы, их функции и классификация.
Общее понятие. Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку. Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Типы уроков по дидактической цели. Формы организации коллективно-групповой работы на уроке. Подготовка учителя к уроку. Технологическая карта. Поурочное планирование.
Рекомендуемая литература
Основная:
Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Дополнительная:
Рекомендуемая литература
БОТАНИКА
ЗООЛОГИЯ
ГЕНЕТИКА
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Рекомендуемая литература
Общая химия
Неорганическая химия
Аналитическая химия
Органическая химия
При проведении итогового междисциплинарного в письменной форме устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.