Методическое обеспечение диагностического этапа работы по предупреждению суицида
Оценка 4.6

Методическое обеспечение диагностического этапа работы по предупреждению суицида

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Методическое обеспечение диагностического этапа работы по предупреждению суицида

Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.

Психологическая диагностика учащихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.

И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа оте­чественной и зарубежной литературы по проблеме адапта­ции. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.

  1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации. Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:

Успешная адаптация

Дезадаптация

1.

Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетво­ренности отношениями с ок­ружающими, социальным статусом, основными форма­ми деятельности, реализа­цией основных потребностей, самореализацией и пр.

Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворен­ности отношениями с окружаю­щими, социальным статусом, основными формами деятель­ности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр.

Диагностика:

опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН

2.

Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности

Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности

Диагностика:

опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор)

3.

Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притя­заний, минимальное разведе­ние Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний

Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притяза­ний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притяза­ний

Диагностика:

методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири

4.

Отсутствие тенденций

к невротизации и депрессии

Выраженные невротизация и

депрессия

Диагностика:

психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации

5.

Интернальный локус контроля

Экстернальный локус контроля

Диагностика:

методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина

6.

Ощущение включенности в деятельность группы

Субъективное ощущение одино­чества

Диагностика:

методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга

 

  1. Объективные критерии оценки эффективности социаль­но-психологической адаптации. На социальном уровне критериями эффективности адап­тации являются:

Успешная адаптация

Дезадаптация

1.

Высокая степень интеграции индивида со средой, включен­ность в деятельность группы

Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) инди­вида со средой

2.

Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность

Низкий социальный и социометри­ческий статус, низкий уровень эмо­циональной экспансивности

3.

Самостоятельность в при­нятии решений, отстаива­ние своего мнения

Зависимость, конформность

4.

Наличие глубоких лич­ностных контактов, ши­рокий круг общения

Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения

5.

Умение обеспечить свои основные потребности

Неумение обеспечить свои основные потребности

6.

Социальная активность

Социальная пассивность, замкну­тость

7.

Высокие работоспособ­ность и успешность дея­тельности, профессиональ­ный рост

Низкие работоспособность и успеш­ность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутст­вие профессионального роста

8.

Достаточные коммуника­тивные навыки, построе­ние отношений с окружа­ющими на основе взаимо­уважения, адекватность поведенческих паттернов

Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конф­ликтность, агрессивность, необос­нованные лидерские устремления)

9.

Относительная стабиль­ность эмоциональной сфе­ры, адекватность аффек­тивных реакций

Быстрая смена настроения, эмоцио­нальная неустойчивость, неадекват­ность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и де­прессивного эмоционального фона

10.

Соматическое благополу­чие

Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.

Диагностика:

включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.)

Мысли, эмоции подростка с суицидальными намерениями отражаются в его поведении. Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек с сайтов персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.).

Чтобы адекватно понять суицидальное поведение, необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: «почему» человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и «зачем» он хочет это сделать. Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования cуицидента; ответ на второй вопрос должен объяснить, как сам суицидент оценивает сложившуюся ситуацию, как, по его мнению, эта ситуация выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суици- дальных угроз или реализации суицидального действия.

  • Анализ объективных характеристик: социодемографических, биографических, культуральных данных. Наблюдение за поведением в стрессовых ситуациях, эмоциональным состоянием, успеваемостью, например, с использованием карты наблюдений (КН) Д. Стотта (в адаптации Г. Л. Исуриной; В. А. Мурзенко). Методика используется для диагностики трудностей адаптации ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Для анализа объективных методов объективных используются шкалы суицидального риска.
  • Анализ субъективных характеристик:
    • Опросники, направленные на выявление:
  1. безнадёжности (Hopelessness Scale, Бек А.);
  2. депрессии у детей и подростков (Шкала депрессии M. Kovacs; Индекс хорошего самочувствия WBI (ВОЗ);
  3. одиночества (UCL Д. Рассел, М. Фергюсон);
  4. агрессии (Басса-Дарки, Басса-Перри);
  5. личностной предрасположенности (ММPI, ПДО А.Е. Личко, Опро- сник негативной аффективности - Шкала DS-14 тип Д);
  6. способов преодоления кризисных ситуаций – (COPE).
  • Проективные методы:
  1. Методика на выявление суицидального риска у детей – ПСН-2;
  2. Метод незаконченных предложений, Рисуночный тест Сильвера.

Основным «инструментом» оценки суицидального риска является беседа с учащимся, наблюдение за ним; информация, полученная от его окружения.

Основные принципы построения беседы с учащимся в случае наличия факторов суицидального риска:

  • Неотложность;
  • Конфиденциальность;
  • Спокойное, «принимающее» отношение;
  • Активное слушание и стимулирование выражения чувств;
  • Избегание моральных оценок;
  • Искренность и избегание невыполнимых обещаний;
  • Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей.

Беседа с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса, требует предварительной подготовки. Но иногда при негативном стечении обстоятельств необходимо немедленно проводить беседу.

Для эффективного проведения беседы, необходимо опираться на следующие последовательные этапы, каждый из которых имеет свою специфическую задачу и предполагает использование специ­альных приемов. Особое внимание должно быть уделено  нескольким предварительным условиям.

Приглашение на беседу. Приглашение на беседу делается обязательно лично, желательно без посторонних. Лучше сна­чала встретиться как бы случайно, обратиться к человеку с небольшой просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для следующей встречи.

Место беседы. Можно провести разговор в служебном кабине­те, но предпочтительнее выбрать неформальное место. Главное условие – отсутствие посторонних. Никто не должен преры­вать разговора, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы. В ходе беседы старайтесь быть максимально внимательным и заинтересован ным собеседником. Не делайте никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо попутных дел. Покажите, что эта беседы для вас важна и сейчас нет ничего более значимого.

Начальный этап беседы. Главная задача – установление эмоционального контакта с суицидентом, взаимоотношения  «сопереживающего партнерства», которому характерна высокая степень доверительности.

Необходимо убедить собеседника, что его проблемы поняты и вы искренне разделяете его заботы и труд­ности. Это способствует более чистосердечному изложению ситуации и переживаний.

Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и со­чувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не раз­деляете его мнение, по-иному смот­рите на людей, окружающих его, на сложившуюся ситуа­цию. Остановитесь, подумайте, не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На данном этапе клиенту необходимо только внимательное эмпатическое выслушивание, доброжелательность, неподдельное (не показное!) стремление понять собеседника. Уточняющие вопросы не должны заключать в себе сомнения в правомерности его мнений и представ­лений. В результате вас будут воспринимать как человек понимающего, чуткого и заслуживающего доверия.

В ходе беседы складывается полное представле­ние о личности суицидента, его потребностях, интересах и ценностях. Важно иметь сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья и т.д.) являются резервными источниками помощи и поддержки, которые будут содействовать преодолению че­ловеком настоящего кризиса.

В ходе беседы будьте внимательны и наблюдательны:  обращайте внимание не только на вербальные проявления, но и старайтесь обнаружить подтекст, недо­молвки, оговорки, следите за манерой общения и поведения, невербальными особенностями речи (жесты, мимика). Они помогут вам определить установлен ли взаимный кон­такт и когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.

Второй этап беседы. На втором этапе устанавливается последователь­ность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняются факторы, оказавшие влияние на душевное состоя­ние человека. Одни из главных моментов этого этапа – снятие у суицидента ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития кри­зиса, необходимо убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей и положение дел вполне поправимо и при­чины могут быть устранены. Неблагоприятная ситуация не носит исключительный характер.

Для этого можно использовать вопросы, сформу­лированные таким образом, что ответ на них будет пред­полагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям. Специалисту необходимо помнить золотое правило при проведении беседы: «Если не можешь изменить обстоя­тельства, измени отношение к ним».

В искренней эмпатической атмосфере человек, рассказывая о своей жизни, сообщает об успехах, достижениях, о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться. Необходимо тактично сфокусировать акцент на эти успехи, формируя у собеседника представление о себе как о личнос­ти, способной к преодолению жизненных невзгод. Важно отметить, что поддержка успехами и достижениями, будучи методом косвенного внушения, является очень действенным и мощны приемом психологической помощи и должна неоднократ­но повторяться на протяжении всей беседы.

В ходе этого этапа необходимо также использовать при­емы, такие как высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ. В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты, иногда весьма существенные. В то же время суициденты в ходе беседы часто фиксируются на психотравмирующих эпизодах. Эту тенденцию необходимо обязательно преодолевать, в противном случае негативные переживания будут усиливаться.

Выстраивание логической последовательности фактов, приведение их в определенную систему, во многих случаях помогает челове­ку изменить оценку ситуации, осознать, что неблагоприят­ная обстановка, принимаемая им как непреодолимая и безна­дежная, вполне поправима. Следует учитывать, что процесс рассказа всех обстоятельств и возвращение к переживаниям, способ­ствует снятию отрицательных эмоций.

В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях можно использовать метод уточнения: повторение некоторых фактов, сообщен­ных вам ранее, тем самым показывая заинтересованность в собеседнике.

В завершении второго этапа беседы целесообразно выска­зать четкую формулировку ситуации, переживаемой суицидентом. Это создает представле­ние, что, какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.

Третий этап беседы. Этот этап направлен на совместное  планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Вероятность реализации запланированных дей­ствий будет выше, если в планировании ваш собеседник занимает ведущую роль.

Основываясь на информации, полученной в результате беседы, нужно предложить определенный вариант по­ведения, возможные пути разрешения ситуации, которые приведут к выходу из психологического кризиса.

Психотравмирующая ситуация расчленяется на более мелкие, принципиально разрешимые задачи, и для ближайших задач разрабатывается несколько предваритель­ных решений.

Советы необходимо давать чрезвычайно осторожно и ни в коем случае не настаивать, ссылаясь на собственный опыт. Каков бы ни был ваш собственный жизненный и профессиональный опыт, дать стопроцентно хороший совет просто невозможно, поскольку жизненные ситуации каждого человека строго индивидуальны и уникальны. Наиболее приемлемыми будут те рекомендации, которые опираются на систему ценностей самого суицидента, в противном случае это может привести к тому, что он будет механически отвергать навязываемые ему взгляды, недоверчиво и без необходимого внимания от­носиться к вашим словам.

В некоторых случаях в ходе планирования действий суициденты занимают пассивную позицию, пытаются вернуть­ся к обсуждению проявления своего эмоционального состояния. В данном случае необходимо вернуть собеседника к об­суждению конкретных планов.

В результате рассмотрения предварительных решений выраба­тывается конкретный  план поведения, направленный за преодоление неблагоприятных обстоятельств. Совместный поиск способов решения проблемы способствует  повышению самооценки индивида и  уве­ренности в собственных силах.

Четвертый (завершающий) этап беседы. На завершающем этапе беседы окончательно формируется решение, активная психологическая поддержка, у индивида появляется уве­ренность в своих силах и возможностях. Необходимо вызвать у него проявление максимум воли и целеустремленности для достижения желаемого результата.

План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. В тех случаях, когда индивид вы­ражает сомнения относительно каких-либо моментов наме­ренного плана, на них следует остановиться особо, при этом проявить решительность, настойчивость, подобрать веские аргументы и доказательства.

Если в ходе беседы индивид активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Однако может сложится ситуация, когда в силу различных обстоятельств не представляется возможность срочной госпитализации для оказания специализированной помощи. В этом случае беседа должна быть направлена на коррекцию суицидогенных личностных установок.

С этой целью необходимо убедить суицидента в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние является временным, другие лица в аналогичных ситуациях чувствовал себя так же тяжело, а со временем их состояние полностью нормализовалось;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход из жизни станет для них тяжелой травмой (актуализация антисуицидальных факторов);
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из жизни в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать. (Подчеркивание права индивида распоряжаться собственной жизнью повышает его самооценку, увеличивает ответственность за свое поведение, уменьшает актуальность суицидальных переживаний) [А.В. Боенко].

Важнейшим условием профилактической и психокоррекционной беседы является ее анонимность.

При определении степени риска или опасности суицида удобно иметь перед собой серию вопросов для оценки факторов риска. Они представляют собою пример того, как правильно построить фраза и использовать только в качестве общей инструкции. Важно так сформулировать вопрос, чтобы ощущать себя достаточно уверенно и спокойно:

  • Чувствуете ли Вы тоску, беспомощность, отчаяние?
  • Чувствуете ли Вы, что никому до Вас нет дела?
  • Есть ли у Вас ощущение, что жизнь не стоит того, чтобы ее продолжать?
  • Бывают ли у Вас фантазии о смерти?
  • Бывают ли у Вас мысли о нанесении себе самоповреждений?
  • Чувствуете ли Вы желание покончить с собой?
  • Было ли у тебя чувство подавленности в последнее время?
  • Бывали ли у тебя мысли о том, что жизнь безнадежна? Возникало ли желание умереть?
  • Сколько раз? Как часто посещали тебя эти мысли? Как долго они длились, когда последний раз?
  • Пытался ли ты убить себя? Как ты это делал?
  • Почему попытка не удалась? Тебе оказали помощь? Кто? В чем именно она заключалась?
  • Что произошло с тобой после этого?
  • Как ты собираешься совершить следующую попытку самоубийства?
  • Ты намерен сделать это прямо сейчас? Мог бы ты сказать мне об этом? Как часто возникают эти мысли? Как долго они длятся?
  • Происходило ли и нашей жизни что-то такое, что подталкивало тебя к решительным действиям?
  • Есть ли у тебя план? Какой?
  • Как бы ты сделал это? Каковы твои намерения?

Для того, чтобы оценить на месте фактор риска, необходимо время.

Риск суицида возрастает, если:

  1. это не первая попытка;
  2. подросток выдвигает серьезные мысли по этому поводу;
  3. действия спланированы и/или есть намерения по их осуществлению.

Необходимо помнить, чем подробнее и конкретнее план, тем выше риск. Подросткам свойственна импульсивность. Но они могут совершить самоубийство, не прибегая к планированию или детальной разработке плана.

Следующие вопросы помогут вам определить эмоциональное состояние человека на другом конце провода – что чувствует подросток. Чем сильнее чувство безнадежности, тем выше риск.

  • Есть ли у тебя какие-нибудь надежды на будущее? На следующую неделю? Следующий год?
  • Что ты думаешь о будущем? Есть ли какой-то выход из этого положения?
  • Кто мог бы оказать тебе поддержку? Обращался ли ты к психологу? Это помогло?

Важно узнать, есть ли у подростка модель суицидального поведения. Риск возрастает  если в его семье или близком окружении бывали случаи суицида, как способа прекращения терзаний и страданий.

Вы можете уточнить:

  • Кто-либо в вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попытки? Совершал самоубийство?
  • Кто-нибудь из твоих друзей говорил когда-либо о суициде? Пытался это сделать? Совершал самоубийство?

Очень часто бывает полезным потренироваться в постановке похожих вопросов в ролевой игре со своим коллегой. Практика поможет вам обрести уверенность в разговоре на эту тему. Общаться с потенциальными самоубийцами всегда сложно, но вы будете готовы к взаимодействию с ними.

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

  1. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов.

Возраст тестирования 10-15 лет.

Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

  1. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений.

Возраст – подростковый.

  1. Методика самооценки школьных ситуаций, разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973)

Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается,                 во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале.

Возраст – от 7 класса и старше.

  1. Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory - STAI)

Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов.

Возраст – начиная со школьного возраста.

  1. Шкала тревожности Р.Сирса

Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.

  1. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов.

Возраст – подростковый.

  1. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека (англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI)

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений.

Возраст – подростковый и взрослый.

  1. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Рисуночная методика оценки суицидального риска.

Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом.

Возраст – от 11 до 15 лет.

  1. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

  1. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

По сравнению с другими одношкальными методиками так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений.

Возраст – 8-11 класс.

  1. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций.

Возраст – 5-11 класс.

  1. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан).

Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил                             Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений.

 Возраст – подростковый и выше.

  1. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко)

Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.

Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков.                      В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Возраст –  14-18 лет.

  1. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков.

Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста.

При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.

  1. Опросник агрессивности (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

  1. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик

Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.

Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.

  1. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина

Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.

Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.

  1. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой.

Опросник, состоящий из 20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.

Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут.

Следует отметить, что психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.

Список литературы:

  1. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд./ Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. – М., 1980.
  2. Гилинский Я. И. Самоубийства, российская социологическая энциклопедия / Гилинский Я. И., под ред. Г. В. Осипова. – М., Норма-ИНФРА, 1999.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983.
  4. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. И.А. Погодин. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.
  6. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.,  Речь, 2004.
  7. Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя / Старшенбаум Г.В. // Социальная и клиническая психиатрии. 1994. – №3. – С. 73 –77.
  8. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств// Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах филисофов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. / Шнейдман Э. – М: Когито-Центр, 2001. – С. 353 –359.
13.11.2019