Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с нужной интонацией и дикцией, с требуемым эмоциональным настроем, чтение с расстановкой фразового и логического ударения. Выразительное чтение способствует лучшему пониманию и восприятию содержания прочитанного. Будь то стихотворение или отрывок из художественного произведения.
Выразительное чтение – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, развивает ум, вкус, чувство и воображение читающего. Выразительное чтение базируется на единстве эмоционального и логического начал. Сначала при чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.
В действующих программах средних классов предусмотрено, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».
Обучение выразительному чтению школьников требует вдумчивой и последовательной работы по формированию умений и навыков.
Итак, прочитать текст выразительно, значит:
Чему должен научить учитель, чтобы школьники овладели при чтении необходимыми средствами выразительности, чтобы они научились читать выразительно?
Учащиеся должны уметь:
Словесное действие
Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так же, как этого хочет говорящий. Отсюда замечательное свойство речи – целенаправленность, которую К.С. Станиславский положил в основу своего ученья о словесном действии. «Полное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» - писал он. Это очень важная мысль для обучения выразительному чтению и эстетическому воспитанию школьников. Взволновать слушателя, доставить удовольствие, убедить в чём-либо говорящий может только с помощью действенной, целенаправленной речи.
Как ученики читают? Однообразно, уныло, не знают, зачем это надо. А в жизни эти ученики о чём-то мечтают, к чему- то стремятся. Вспомните, как дети говорят, когда им что-нибудь надо от родных (купить, поехать и т.д.). Их речь будет эмоционально выразительна, в ход пойдёт жест, мимика. А в классе ученик уныло, однообразно произносит: «Унылая пора…»
Когда можно выразительно прочитать текст? – Когда постигнут авторский замысел и определена цель чтения.
Главная цель выразительного чтения - определить сквозное словесное действие читающего, которое складывается из отдельных действенных задач и пронизывает весь текст от начала до конца.
Какие могут быть сквозные словесные действия?
Каждая из перечисленных задач воздействует и на воображение, и на чувства, и на сознание слушающих, но какая-то из задач является определяющей.
Итак, первая задача читающего после анализа текста и определения главной мысли - определить сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.
Например, вот эпизод: Чичиков и Манилов не могут разойтись в дверях. Манилов демонстрирует «благородство души». Чичиков в этой сцене - сущий Манилов - изображает то же самое. Какова главная цель читающего? Каково сквозное действие, исполнительская задача? – высмеять эту манеру, показать её фальшь, неискренность.
Таким образом, если чтение лишено целенаправленности, оно теряет свои главные качества: убедительность, понимание текста и превращается в нудное, заурядное, унылое произнесение фраз.
Ви́дения и ассоциации
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие ви́дения и ассоциации. «Говорить – значит рисовать зрительные образы», - писал К.С. Станиславский. Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика – учить этому – задача учителя (Представьте: узник в темнице; или Тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу. Пусть расскажут о том, что возникло в их воображении.).
Воспитание активного отношения к содержанию исполняемого произведения предполагает подлинную взволнованность читающего явлениями отображённой в произведении жизни, предполагает личную оценку событий и стремление передать эту оценку слушателям, внушить им те мысли и чувства, которые пережил сам читающий.
В жизни мы не думаем о чувствах, не говорим, вот сейчас я буду радоваться, а сейчас грустить. Подлинное чувство возникает и переживается нами в связи с какими-то событиями. А выразительное чтение – это та же жизнь, увиденная талантливым художником и понятая читающим.
Итак, после подробного анализа текста – сначала формулируется главная цель чтения - сквозного действия для всего текста – и определяется исполнительская задача для каждой части текста.
Покажем это на примере стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
Если учитель попросит после первого чтения стихотворения ответить на вопрос, какую осень любит А.С. Пушкин и записать свой ответ, то большинство учащихся напишут: поэт любит красоту ранней осени, «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Перед повторным чтением учитель формулирует вопрос: «Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением, когда слушаете стихотворение?» Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий (пусть ученики расскажут, что значит «в багрец и золото одетые леса», и т.д.) Когда ученик увидит внутренним зрением «в багрец и золото одетые леса», «пышное природы увяданье», «мглой волнистою покрыты небеса», «редкий солнца луч и первые морозы» - эти картины ранней и поздней осени, то он будет не пробалтывать текст, а следить за своими вИдениями и постарается передать чувство любви поэта к осени и ранней, и поздней.
После подробного анализа текста школьники формулируют главную мысль текста: А.С.Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч» и когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы».
План работы над выразительным чтением текста /после его анализа и определения главной мысли/.
(Главная цель чтения - сквозное действие стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!» – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени).
Работа над интонацией
Важную роль в работе над выразительным чтением играет интонация.
«Интонация и пунктуация – две родные сестры одного отца – смысла.
(Ф. Абакумов). Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли, потому что в ней сочетается логика и психологизм анализа.
Если читающий правильно определит авторский замысел, сквозное действие, исполнительскую задачу, то и интонация будет естественной, правдивой и выразительной. Важно учить учащихся читать сдержанно и просто, в несколько замедленном темпе, без ложного пафоса.
С 5 класса на уроках русского языка при изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся обучаются правильной интонации, характерной для русского языка. Все компоненты интонации влияют на выразительность речи.
Компоненты интонации, графическое изображение
Логическое ударение
Логическое ударение – «это душа фразы». В простом предложении одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.
Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, несколько замедленным произнесением слова.
Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи.
Рекомендуется выделять ударением:
Мелодика речи, повышение и понижение голоса./\
Пауза короткая, / длинная //
Темп и ритм чтения
Темп – скорость чтения. Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.
Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.
Например, при чтении фрагмента текста Н.В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде…» темп замедленный, благодаря ему передаётся величие реки, её мерное, торжественное течение, а чтение строфы А.С. Пушкина «Швед, русский колет, рубит, режет..»- ускоренное, потому что оно передаёт динамику, стремительность действий, развернутых на поле боя..
Тон
Эмоциональная окраска речи. Например, предложение Пришла.?!.. можно произнести разным тоном, со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, укоризненно, ехидно, раздражённо и так далее. Можно предложить ученикам произнести разным тоном это предложение, чтобы они убедились в том, какую важную роль играет тон в устной речи для передачи авторской мысли.
Роль знаков препинания в передаче оттенков смысла
Знаки препинания передают следующие оттенки смысла и соответствуют определённой интонации.
Точке присуща интонационная фигура звукового понижения основного тона – своеобразного падения звука. Для того чтобы точка звучала активнее, определённее, необходимо большее повышение звука перед завершающим словом. Это увеличит амплитуду звучания, и голосовой удар на понижение прозвучит энергичнее.
Не все точки имеют одинаковую интонационную структуру. Если последующая фраза тесно вязана по смыслу с предыдущей, развивает и дополняет её, точка не должна зазвучать с такой активностью, амплитуда не будет столь велика, понижение звучит слабее. Лишь завершающая точка получает наибольшую звуковую определённость: голос опускается «на дно», утверждая законченность мысли. Такое различие интонационной структуры по силе звучания носит название градации точки.
Запятая всегда свидетельствует о том, что мысль развивается, высказывание не закончено, поэтому она всегда требует движения голоса вверх, которое завершается своеобразным «голосовым загибом», обрывающим звук и предупреждающим, как поднятая кверху рука, о том, что мысль не завершена. Этот обрыв повышающейся интонации заставляет слушающего внутренне ожидать её завершения, а продолжение фразы, начавшееся с той же звуковой ступени, на которой прозвучала эта «запятая», психологически соединится для него с её началом.
Сравните: Наступила осень. Наступила осень, но ещё тепло. Пауза при запятой обычно имеет место, но не всегда.
Точка с запятой – знак средний между точкой и запятой. Он передаётся понижением голоса меньшим и паузой более короткой, чем при точке, или повышением голоса меньшим, но паузой большей, чем при запятой (звучит то как точка, то как запятая).
Двоеточие – знак препинания, обозначающий не совсем законченную мысль. Он должен звучать так, чтобы слушатель непременно ждал продолжения. В его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком.
Многоточие – знак, обозначающий неожиданный перерыв речи из-за внешних обстоятельств. Голос как бы повисает на одной ноте.
Тире – этот знак препинания соответствует резкому повышению, а затем резкому понижению голоса. Тон как бы преломляется. Поспешишь – людей насмешишь.
Этот знак Станиславский назвал «знаком отчаяния». Он ставится там, где автор затрудняется в постановке знака.
Вопросительный знак требует резкого и быстрого подъёма звука на вопросительном слове, которое сопровождается характерной фигурой так называемого «кваканья». Высота и скорость подъёма, форма звуковой фигуры создают градацию вопроса.
Восклицательный знак начинается с быстрого звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание.
Интонационное тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.
Сравните: Ходить – долго не мог (то есть лишён был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжёлой болезни). Ходить долго – не мог (то есть не мог заниматься длительной ходьбой).
Такое тире называют интонационным, оно может отделять любую часть предложения. Тире перед однородными обстоятельствами цели подчёркивает их связь со сказуемым.
Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения.
Дети еще в начальной школе во время обучения чтению приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить определённые чувства: радость, удивление, грусть или страх в зависимости от мысли предложения.
В 5 -7 классе при систематическом изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся постепенно усваивают типичные интонации текста и при других знаках препинания.
Составляя пунктуационные схемы, ученик может расставить и интонационные знаки, которые помогут в формировании правильной интонации при выразительном чтении.
Интонация перечисления при однородных членах предложения: каждый однородный член предложения имеет логическое ударение, голос вверх, пауза.
/ / -
[0,/ 0,/ 0]
В простом предложении с однородными членами логическое ударение падает на обобщающее слово, после него – пауза.
Интонация выделения используется при обособленных членах предложения. Логическое ударение - на определяемом слове, пауза, голос вверх, пауза.
[Х, / /]
Интонация противопоставления (в письменной речи - пунктуационный знак тире). После первой части предложения голос повышается, перед знаком тире долгая пауза, во второй части предложения голос понижается к концу предложения. Та же интонация в простых предложениях, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
[ / ] //– [ / \ ].
Интонация пояснения (в письменной речи знак двоеточие).
Голос понижается к концу первой части, долгая пауза, во второй части голос сначала повышается, к концу предложения понижается. В простом предложении с однородными членами логическое ударение падает на обобщающее слово, после него – пауза.
[ / \ ]: // [ / \]
Интонация вводного предложения - ускоренное чтение, вводные слова голосом не выделяются.
Интонация при обращении: на обращение всегда падает логическое
ударение 1. [О, / ] 2. [, О, / ] 3. [ , О ] . Нет паузы перед обращением, стоящим в середине и в конце предложения.
Речевые звенья и логические паузы
Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.
Речевые звенья и логические паузы, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.
Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.
Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление (Дети часто читают так стихотворение А.С. Пушкина о зиме «Пришла,/ рассыпалась клоками / повисла на суках дубов»). Логическая пауза вносит порядок в речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.
При разборе предложения целесообразно формировать умение правильной интонации, графически обозначая компоненты интонации, используя пунктуационные схемы.
Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой. Эти общепринятые знаки разметки текста помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте. Важно научить детей методу партитурных пометок при работе над выразительным чтением.
К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.
Виды чтения при обучении выразительному чтению
Такое сложное умение, как выразительное чтение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений -целесообразно пользоваться своим голосом.
Наиболее распространенные приемы обучения выразительному чтению:
Выразительное чтение учителя оказывает большое влияние на учащихся. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.
Хоровое чтение, как приём обучения выразительному чтению, вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение - до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным».
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие вывод, что:
выразительное чтение – один из аспектов навыка чтения. Чтение, -- правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.
Признаки выразительного чтения:
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста и несколько замедленное чтение.
Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто ещё
В. И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлечённость говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определённой целью:
– хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи;
– хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; – хочу их взволновать, насмешить, напугать и т. д.
Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».
Интонация – звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.
Интонация бывает:
повествовательная, вопросительная, побудительная, выражающая особые чувства говорящего (боль, гнев, радость).
Один из принципов русской пунктуации называется интонационным. Знаки препинания показывают: как при письме и чтении написанного расчленять речь на её составные части.
Как работает технология выразительного чтения покажем на примере лирического стихотворения
А.С. Пушкин И. И. «Пущину»
Действительно, если мы возьмем стихотворение Пушкина "И. И. Пущину", состоящее всего только из десяти строк, то увидим, как много разнообразных образов, вИденей возникает при его чтении. Само название произведения пробуждает в нас целый комплекс мыслей, живых представлений. С первой же строки они должны реализоваться в сознании читающего в конкретные картины жизни. "Мой первый друг, мой друг бесценный!". Пушкин вспоминает годы Лицея, что именно - сказать трудно. И задумчивые прогулки по тенистым аллеям парка вместе с другом, и шалости в часы рекреации, и перестукивание через стенку в вечерние часы (комнаты Пушкина и Пущина находились рядом), и мн. др. Исполнитель, заранее все продумав, читая первую строку, представляет в своем воображении что- либо из этих воспоминаний или одновременно все вместе. Но уже вторая строчка уносит нас в другое время, в другую жизнь Пушкина.
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Михайловское, печальное одиночество, тревога о будущем, обида за прошлое, заточение в снегах далекой глуши... Мы знаем, что в памяти Пушкина жило и другое Михайловское, полное радости, творчества, веселья, милых встреч и т. д. Но когда мы читаем строчки стихотворения, то, конечно, вспоминаем не это, а тоску Пушкина и его восторг, когда он услышал колокольчик и увидел своего друга. Читая эти четыре строчки, мы погружаемся в воспоминания поэта, проникаемся ими, но лишь на мгновение, так как совсем другое ждет нас в следующих строчках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье.
Далекие снега Сибири, мрачные стены тюрьмы, безнадежность возвращения ссыльного декабриста, неотвязные мысли о гибели лучших сынов России - какой сложный комплекс представлений должен жить в нашем сознании. Следующие две строки:
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Они возвращают нас к началу стихотворения - к лицейским годам. Но в то же время они дорисовывают нам образ самого Пушкина - преданного, нежного друга, образ, который наряду с образом Пущина жил в нашем сознании с самого начала стихотворения.
Составим «партитуру» для выразительного чтения.
Главная мысль: обращение к другу, желание поддержать его в минуты «роковые».
Сквозное действие: передать нежную любовь Пушкина к Пущину и желание озарить заточение друга счастливыми воспоминаниями лицейских дней.
Исполнительские задачи к каждой части указаны в каждой части стихотворения.
Мой первый друг,/ мой друг /бесценный!// /задумчиво, ласково/
И я/ судьбу благословил,/ /радость/
Когда мой двор/ уединенный,/
Печальным снегом/ занесенный,/ /грусть /
Твой колокольчик огласил.// /восторг/
Молю святое провиденье:// /сострадание, сочувствие/
Да голос/ мой душе/ твоей
Дарует /то же утешенье.//
Да озарит / он заточенье/ /высоко/
Лучом лицейских ясных дней! /нежно, с любовью/
Мы привели пример стихотворения, заставляющего нас обратиться к конкретным фактам биографии поэта. Стихотворение это только тогда прозвучит значительно, когда читающий в своем воображении будет иметь все названные картины жизни поэта и в связи с ними у него будут возникать те или иные чувства. В практике занятий наблюдается, что научить школьников пользоваться конкретными вИдениями при чтении стихотворений еще труднее, чем при чтении прозы. Очень часто вИдения при чтении стихов заменяются общим настроем - вообще печаль, вообще радость, вообще разочарование, вообще бодрость. Необходимо предложить учащимся, составляя партитуру, записать те представления, которые ложатся в основу чтения данного произведения. Если записать трудно, то пусть ученик кратко расскажет о своих представлениях. Когда ставится задача рассказать не содержание стихотворения, а те жизненные явления, на основе которых оно создано, то иногда оказывается, что рассказывать нечего, тогда становится очевидно, как много еще нужно сделать, чтобы возникли в воображении конкретные картины жизни.
Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.