На сегодняшний день экономическая подготовка, основы которой закладываются в школе, стала необходимым условием любой целесообразной деятельности.
Экономическое образование в современной школе призвано сформировать экономическое мышление у учеников, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Школьное экономическое образование представляет собой это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности.
Поскольку школьное экономическое образование осуществляется на разных этапах обучения, то цели, задачи и подходы к обучению на каждом этапе также будут различаться. От этих составляющих зависит выбор методики преподавания экономики. Также одной из важнейших составляющих успешного усвоения знаний в сфере экономики является выбор учебных пособий, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны.
Целью данной лекции мы ставим рассмотрение вопросов целеполагания экономического образования школьников, выбора подходов к обучению и учебных пособий на различных этапах подготовки школьника по предмету «Экономика».
Поэтому рассмотрим эти вопросы в следующем порядке:
Мировой опыт показывает, что экономическое образование школьников служит условием дальнейшей плодотворной работы выпускников во всех областях народного хозяйства и составляет неотъемлемую часть образа современного человека. Изучение экономики в средней школе сосредоточено на раскрытии учениками содержания экономических понятий, категорий, законов развития общественного производства, экономической политики государства; развитии у школьников экономического мышления и экономической культуры; формировании простейших экономических умений и навыков.
В настоящий момент экономика плотно вплелась во все сферы нашей жизни. Современный гражданин должен уметь принимать различные решения в жизненных ситуациях и выполнять социальные роли в рамках семейных отношений, как собственник, работник, налогоплательщик, избиратель и т.д., что требует необходимых экономических знаний и умений в сферах владения и распоряжения собственностью, выбора способов сбережения, а также в иных областях экономических отношений. Современному рынку труда необходимы практико-ориентированные специалисты, не только обладающие глубокими знаниями, но и главным образом имеющие способности и опыт их применения на практике, что обусловливает необходимость перехода от знаниевой парадигмы в образовании к практико-ориентированной, основанной на квинтете «знания – умения – навыки – опыт деятельности – компетентность».
Период обучения в общеобразовательной школе представляется важным для вырабатывания навыков анализа и оценки экономического поведения с точки зрения экономических и этических норм, действующих в обществе.
Необходимо выделить те представления, которые образуют ядро компетентности школьников в сфере экономики:
Формирование перечисленных компетенций возможно только в условиях постоянно развивающейся экономической практико-ориентированной образовательной среды.
Формирование экономического мышления молодежи способствует развитию общественной активности, инициативности, предприимчивости, оказывает влияние на формирование собственного мировоззрения школьника, что еще больше усиливает ценность реальных экономических знаний и представлений, которые должны получать молодые люди.
В зависимости от возрастных особенностей детей, ведущего типа деятельности и стадий социализации цели и задачи экономического образования на разных этапах обучения школьников будут различны.
В условиях начальной школы в качестве основной цели в сфере экономического обучения выступает необходимость формирования у детей понимания процессов, с которыми они сталкиваются в процессе жизни в обществе. В качестве задач выделяют привитие умений совместных действий в коллективе и активизация многосторонней активности младших школьников. Соответственно, на данном этапе экономическая подготовка должна осуществляться за счет межпредметных связей экономики с экологией, технологией, литературным чтением, и особенно математикой. Учебный материал начальной экономической подготовки должен стать основой для изучения экономики в основной школе. В рамках начальной школы важно:
Значительное место в обучении экономике в младшей школе отводится сказкам, а также играм, которые позволяют воспитывать такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание раскрывается в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.
Приобрести начальные экономические знания и умения ученик начальных классов может посредством включения в экономическую жизнь семьи, школы, своего ближайшего окружения, что позволит ему найти свое место в экономическом пространстве.
В качестве цели экономической подготовки учеников основной школы (5-9-е классы) выделяют:
Необходимо помнить, что модели экономического образования школьников этих классов основаны, прежде всего, на принципах непрерывности и преемственности образования, поэтому экономическое мышление учащихся 5-9 классов образовательных школ, тесно связано с расширением пределов изучаемых понятий, с раскрытием их свойств, функций, факторов. Определенные понятия и термины (такие, как «монополия», «ликвидность» и т.п.) ученикам средних классов можно пояснять на интуитивно-конструктивном уровне. Вводя на данном этапе базовые экономические понятия на доступном уровне, в дальнейшем вы приобретаете возможность определять их в последующих классах на более высоких уровнях и употреблять их при объяснении процессов и явлений.
В классах, которые изучают экономику углубленно, ставится задача освоения специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей.
Этап средней школы также можно охарактеризовать как интеграцию экономического и трудового обучения, что очень важно для становления практических экономических навыков и умений, операций и действий, интереса к предпринимательству. Экономическая подготовка учащихся основной школы необходима для того, чтобы обучающиеся могли сделать осознанный и рациональный выбор будущей профессии.
Цель экономической подготовки учащихся, осваивающих содержание среднего общего образования (10-11-е классы) – заинтересовать их в непосредственном участии в жизни общества и демократических процессах. В центре изучения курса – взаимоотношения между производством, окружающей средой, использованием ограниченных природных ресурсов. При выборе модели экономического образования учащихся 9-х и 11-х классов следует помнить, что эти классы – выпускные. Часть выпускников как 9-х, так и 11-х классов начнут самостоятельную трудовую жизнь, часть продолжат свое образование в специальных учебных заведениях, поэтому важно не только познакомить учащихся с экономическими устоями общества, но и сформировать у них основы экономической культуры. Также целесообразно постепенно приводить ученика к осознанию логического перехода от «деятельности» к «профессии», который заключается в следующем. Решение любой экономической проблемы требует деятельности, причем каждая проблема требует своей деятельности, а содержание каждой отдельной деятельности – это и есть профессия.
Экономическое образование в старших классах исходит из социально-психологических особенностей мышления учащихся этого возрастного периода. Здесь возможно уже интеллектуальное обучение с освоением обобщенного теоретического и практического экономического знания, необходимого для конструктивного решения реальных хозяйственных задач и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний, фактов, информации. Продолжают формироваться практические экономические навыки и умения.
Основные задачи подготовки старшеклассников в области усвоения основ экономики заключаются в следующем:
На любом этапе обучения в качестве главной задачи учителя выступает необходимость обеспечения вовлеченности ученика в рабочий процесс и предоставление информации в доступной для понимания и усвоения форме. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности.
Экономическая подготовка учащихся основной школы планируется на основе школьного компонента Базисный учебный план из расчёта 34 часа в год (1 час в неделю). Преподавание экономики в старшей школе организуется за счёт часов регионального компонента образовательной области «Обществознание» базисного учебного плана (1 час в неделю).
Важным фактором развития личности является потребность в профессиональном самоопределении. Такому самоопределению способствует профильное дифференцированное обучение в старших классах общеобразовательных школ. Дифференцированное обучение, которое в настоящее время введено в школах предполагает углублённое изучение определенных предметов, проведение факультативных занятий и т.д.
Обучение с уклоном на определенный профиль повышает качество, результативность и доступность образования, расширяет потенциал учеников, вследствие чего у обучаемых наблюдается более высокий уровень подготовки при продолжении обучения в профильных учебных заведениях. Подготовить учеников школ к вузовской системе образования, развить их интеллектуальный потенциал, функциональную грамотность, общую культуру – вот главные задачи профильного обучения. Профильное обучение выступает фактором дифференциации и индивидуализации обучения Оно позволяет оптимальным образом учитывать склонности и способности учеников за счет трансформации в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Такое обучение создает условия для реализации профессиональных интересов учащихся старших классов.
Профильное экономическое образование в условиях среднего общего образования включает углублённый курс экономики, а также различные варианты специализированных курсов из сферы экономики, как обязательных, так и факультативных («Бухгалтерский учёт», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы», «Экономический анализ и прогнозирование»).
Учебные программы и планы для экономических профильных классов разрабатываются в индивидуальном порядке, обязательным является только базисное содержание, установленное Госкомитетом РФ по народному образованию, и сопутствующие экономические дисциплины.
В 10 классе, на начальном этапе формирования экономической культуры, в процессе обучения основные акценты ставятся на функциональном аспекте экономической жизни. У учеников необходимо сформировать понятие о различиях между желанием, возможностью и потребностью, обсудить проблематику ограниченности экономических ресурсов, исследовать вопросы составления семейного бюджета, осветить логику образования доходов и расходов.
В 11 классе раскрываются более сложные понятия и категории, которые напрямую связаны с неоднозначностью социально-экономических процессов. Как основная задача на данном этапе выступает подготовка к осознанным действиям в экономической среде. На данном этапе изучаются механизмы государственного и рыночного регулирования, определяются представления о собственности, деятельности предприятий и т.п. Обучение осуществляется в рамках экономического раздела курса «Человек и общество». В условиях обучения в 11 классе, может быть проведена профессиональная подготовка учащихся в рамках профессионально-ориентированного подхода по курсам «Бухгалтерский учет», «Финансы», и др., в результате которой выпускник получает документ государственного образца о получении начальной экономической специальности. Учебные планы и программы экономических профильных классов увязаны с учебными планами и программами начальных курсов экономических вузов, что обеспечивает принцип непрерывности экономического образования.
Результат обучения в профильном классе в части нормативного объема курса экономики во многом зависит от наличия соответствующего учебно-методического обеспечения: учебной литературы для средней и старшей школы, адекватности учебных планов и программ, учебно-методических пособий для учителей, справочной литературы и т.п.
К преимуществам профильных классов как организационной формы можно отнести:
В результате экономического профильного обучения у учащихся должна быть привита функциональная экономическая грамотность; сформирована система ценностей и навыки экономической деятельности; профессиональное самоопределение.
Но, реализуя профессионально-ориентированный подход, который акцентируется на преподавании прикладных экономических дисциплин, необходимо избежать одной распространенной ошибки, которую часто делают педагоги. Узкая ориентация экономического обучения на профессии, связанные с предпринимательством и менеджментом, исключает для выпускников школ иные возможности поиска своего места на рынке труда, подчас даже более перспективные для индивидуального набора личностных качеств.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика». Рекомендуется изучать экономику в 10 и 11 классах из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Профильное экономическое образование можно считать успешно утвердившейся формой современного учебного процесса, обладающей большим потенциалом для реализации концепции региональной системы экономического образования школьников.
Экономика как предмет в школах нашей страны стала изучаться с 1992 г. ФГОС включает экономику в обязательную предметную область «Общественные науки» и предполагает ее изучение на базовом и углубленном уровне.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Минобрнауки РФ, включает шесть учебников экономики для старших классов базового уровня обучения. К ним относятся учебники Автономова В.С. (1998), Киреева А.П. (2007), Королева Г.Э., Бурмистрова Т. В. (2009), Липсица И.В. (2002), Хасбулатова Р.И.(2001), а также учебник под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н Думной (2007). Количество изданий учебников различно, поскольку их написание датировано различными годами.
Одной из распространенных проблем современных учебников является отсутствие определенных понятий в темах и даже полностью тем в тематических разделах, предусмотренных обязательным минимумом содержания основных образовательных программ общего образования, а также наличие избыточного количества учебных материалов по другим темам.
Так, в учебниках Автономова В.С., Королева Г.Э. и Бурмистрова Т.В., отсутствует тема, посвященная особенностям современной отечественной экономики. В учебниках Автономова В.С. и Хасбулатова Р.И. при анализе понятия потребления в соответствующей теме не рассматриваются понятия «рациональный потребитель» и «семейный бюджет». Учебник Королева Г.Э. не включает такую необходимую дидактическую единицу, как «Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга». Учебники Киреев А.П. и под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н Думной, содержится большое количество понятийных единиц, не входящих в обязательный минимум дидактических единиц. Наличие избыточной информации – это, в принципе, проблема всех учебных пособий, поскольку, в основном, их авторами являются преподаватели ВУЗов, которые стараются дать ученикам более широкое представление о процессах и явлениях, не учитывая специфики школьного обучения.
Важную роль в освоении курса экономики играет степень корректности научной терминологии, которая в научных кругах является устоявшейся и однозначной. А она в учебниках представлена на достаточно низком уровне.
Например, в учебнике Автономова В.С. имеется одно не вполне корректное определение: «Земля — фактор производства, включающий в себя природные ресурсы и сырье». Но сырье, используемое в процессе производства товаров, относится к фактору «капитальные ресурсы», поскольку природные ресурсы становятся сырьем, пройдя определенный процесс обработки (например, нефть и газ нужно добыть, а яблоки и груши – собрать, прежде чем они станут сырьем).
В учебнике Киреева А.П. не вполне корректно определены понятия спроса, величины спроса, предложения, величины предложения и рыночного равновесия. Рассмотрим эти неточности более подробно.
Спрос в учебнике определяется как «количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке по определенной цене». Данное определение является некорректным, поскольку «в экономической теории спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Нельзя определить спрос на какое бы то ни было благо просто как количество. Поэтому спрос корректно определить как количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Там же мы можем увидеть дефиницию величины спроса, определяемую как «любая точка на графике спроса». Строго говоря, каждая точка на графике представляет собой значение функции спроса, она имеет две координаты: цену и максимальное количество товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене в единицу времени на данном рынке. Поэтому величина спроса – это количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени.
Аналогичные ошибки присутствуют в определениях предложения на с. 28, с. 242 и величины предложения с. 28.
Рыночное равновесие там же определяется как равенство спроса и предложения на рынке определенного товара. Но в определении рыночного равновесия необходимо говорить о равенстве величин (объемов), а не функций, поскольку равновесие на рынке достигается при таком уровне цены, когда объем спроса равен объему предложения. То есть, рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
В учебнике Королева Г.Э. неточно определяется понятия «величина спроса» (как «количество товара, которое купят по данной цене» (с. 32). Здесь глагол «купят» необходимо заменить словосочетанием «готовы купить» («хотят и могут купить»), потому что фактически покупатели купят товар по равновесной цене, установившейся на данном рынке в определенный период времени.
Учебник Липсица И.В. не вполне корректно определяет инфляцию как, « всякое обесценение денежной единицы, т.е. систематический рост цен в экономике, независимо от того, какими причинами обусловлен этот процесс» (с. 262). На самом деле, инфляция является повышением повышение общего уровня цен на товары и услуги, продолжающееся в течение определенного периода времени. Снижение покупательной способности денег будет исключительно следствием инфляции.
В учебнике Хасбулатова Р.И. ошибки допущены в понятиях спроса, величины спроса, предложения, альтернативной стоимости, рыночного равновесия, издержек (затрат), земли, труда, рабочей силы, сравнительного преимущества, общественных благ.
С корректными определениями спроса, предложения, величины спроса и предложения, мы ознакомились на примере учебника Киреева А.П. и Королева Г.Э. Поэтому сразу перейдем к другим понятиям.
В экономической теории различают понятия «затраты» и «издержки», которые в данном учебнике представлены как синонимы (с.144). Издержки - производства- это совокупность денежных затрат, использованных на покупку ресурсов, потребляемых в процессе производства. Таким образом, издержки - не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму.
Далее – цитата из текста учебника, иллюстрирующая совокупность чистых общественных благ, которые производит государство: «Государство самостоятельно производит общественные блага, которые частные предприниматели не могут производить в силу больших затрат, долгой окупаемости и малой прибыльности. Это крупные предприятия энергетики, железные и автомобильные дороги, мосты, многие отрасли оборонной промышленности, системы ЖКХ и др.». Проблема в том, что ни одно из перечисленных благ не является чистым общественным благом, поскольку, согласно дефиниции, общественные блага обладают двумя важнейшими свойствами — несоперничеством (даже будучи предоставлены одному человеку, могут быть использованы и другими без каких-то дополнительных затрат другими), неисключаемостью (если конкретное благо доступно одному из членов социума, то оно будет доступно и другому) и неделимостью (их невозможно разбить на отдельные части, которые могли бы быть употреблены разными гражданами) в потреблении.
На стр. 13 данного учебника приводится определение рабочей силы и характеризуется понятие «труд». К фактору «труд» автор относит «не только наемных трудящихся, но и инженеров, управляющих и вспомогательный персонал - всю рабочую силу». Рабочую силу определяет, как «часть населения, которая непосредственно вовлечена в производственно-трудовые процессы». Оба данных определения некорректны двух терминов: «труд» и «рабочая сила». Рабочая сила включает количество людей, готовых работать по найму (т.е., это совокупный показатель, включающий занятых на производстве, самозанятых и безработных). К трудовым ресурсам относят ту часть населения, которая обладает физическим развитием, умственными способностями и знаниями, дающими возможность трудиться.
Принцип сравнительного преимущества: «…любая страна, специализируясь на производстве того или иного товара, в состоянии постепенно доводить это производство до предельного совершенства, снижая расходы на издержки. В результате этот товар реализует сравнительные преимущества».
В данном определении не вполне понятен смысл словосочетаний «предельное совершенство» и «расходы на издержки». Очевидно, что «сравнительное преимущество определяется альтернативной стоимостью производства».
Значительное количество ошибок в определениях экономических понятий можно обнаружить в данном учебнике и за рамками выделенного перечня.
В учебнике под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н Думной нет определения одного понятия из выбранного перечня - «производительность труда». Ошибки допущены в определениях двенадцати понятий: альтернативная стоимость, деньги, земля, труд, капитал, общественные блага, спрос, предложение, рыночное равновесие, издержки, инфляция, сравнительное преимущество. Рассмотрим несколько примеров.
Земля как фактор производства определена в учебнике как природные условия, используемые в производственном процессе (широкое пони мание) (с. 478). Но под «землей» экономисты понимают и собственно землю с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и воду со всеми их природными богатствами - словом, всю ту нерукотворную среду, в которой обитает человек.
Есть некорректные определения и в учебнике под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н Думной. Так, капитал как фактор производства определяется как «совокупность производственных ресурсов, созданных людьми ради получения прибыли». Но капитальные ресурсы не всегда используются непосредственно с целью получения прибыли. Капитальные ресурсы включают физическую и денежную составляющие. Физический капитал – это средства производства, основные производственные фонды в виде зданий, машин, сооружений, инструментов, предназначенных для использования в производстве. Капитал – это денежные средства, выделяемые на приобретение производственных ресурсов, прежде всего, производственных фондов.
Инфляция определена в учебнике как процесс длительного и устойчивого обесценения денег, вызванного снижением их относительной редкости по сравнению с товарной массой. Но мы уже немного ранее говорили о корректном определении понятия «инфляция».
Помимо некорректности в определениях ряда терминов в тексте учебника под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н Думной имеются принципиальные ошибки в толковании важных экономических понятий. В первой главе учебника, помимо иных важных проблем, которые входят в компетенцию экономической науки, выделяется: «поиск наиболее эффективного применения ресурса при помощи минимизации альтернативных издержек» (с. 7). А несколькими страницами ниже (стр. 15-17), авторы говорят о возможности «минимизации альтернативной стоимости». Однако из определения данного понятия очевидно, что если решение об использовании ограниченных ресурсов принято, то его альтернативную стоимость нельзя ни уменьшить, ни увеличить.
Наиболее корректными с точки зрения определения основных экономических понятий являются учебники Автономова В.С., Киреева А.П. , Королева Г.Э., Бурмистровой Т.В. Некорректность определений в этих учебниках чаще всего имеет характер неполноты или неточности. В остальных учебниках выявлено значительное количество принципиальных теоретических ошибок.
Основным методом экономического анализа является экономико-математическое моделирование, поэтому учебник экономики должен содержать изложение экономических моделей, которые описывают процессы (явления, ситуации), как правило, в графической или аналитической форме.
Для учеников важно уметь анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, для чего используются модели (графики и формулы).
Высокими показателями степени отражения в текстах методологии экономической науки характеризуются учебники Королева Г.Э., Бурмистрова Т. В., под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н Думной. Автор учебников Хасбулатова Р.И. недостаточно используют математический аппарат, изложение материала в значительной степени носит описательный характер.
Учебник Р. И. Хасбулатова издан в двух книгах и предназначен для изучения экономики одновременно на базовом и углубленном уровнях. Темы для углубленного уровня отмечены звездочкой. При этом часть понятий, обязательных для изучения экономики на базовом уровне, отмечена как темы для углубленного уровня, и наоборот. Так, например, в базовый уровень не вошли следующие понятия: конкуренция, рыночные структуры, фондовый рынок, экономические функции государства, международная торговля, валютные курсы. Очевидно, что первая версия учебника, созданная для углубленного изучения, была превращена во вторую версию (двухуровневую) с явными нарушениями логики. Параграф 11 называется «Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость», что, по мнению автора учебника, предполагает логическую близость данных понятий. При этом ключевое понятие «альтернативная стоимость» изучается только в пятой главе. Объяснение безграничного характера потребностей в учебнике не только является не вполне корректным с точки зрения современной экономической науки, но и не соответствует нормам «языка учебного издания».
Исходя из всех представленных данных учебники Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова, А.П. Киреева и И.В. Липсица имеют хорошие качественные характеристики и могут быть рекомендованы для изучения экономики на базовом уровне в качестве отдельного предмета в 10–11‑х классах общеобразовательных школ.
Учебник В.С. Автономова более подходит для изучения экономики в рамках курса обществознания, а также в качестве пропедевтического курса экономики для учащихся 8–9‑х классов. В данном учебнике степень корректности научной терминологии несколько ниже и методический аппарат представлен в сокращенной форме. Изложение материала носит описательный характер, т.к. в данном учебнике семь графиков и пять формул. Кроме того, в УМК нет практикума к данному учебнику.
Учебники под редакцией А. Г. Грязновой и Н.Н. Думной неплохо отражают методологию экономической науки и методический аппарат учебника представлен на высоком уровне. Но слишком много понятий и терминов некорректно определены. Учебник Р. И. Хасбулатова, помимо того, что имеет проблемы и методологические упущения, не имеет минимально необходимого методического обеспечения (нет пособия для учителя), что недопустимо при включении в федеральный перечень. Два последних учебника, при всем уважении к авторам, необходимо доработать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.