Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
Оценка 4.8

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание должно быть направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. На современном этапе одним и важных средств развития и гуманизации личности является искусство, т.к. прекрасное оставляет в душе ребенка эмоциональный отклик, вызывает чувство радости, благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.

Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Произведения искусства способны оказать влияние на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, любви к Родине и родной природе, гражданских чувств, интереса к другим народам. Выбирая произведения искусства, которые будут представлены детям на рассмотрение, следует иметь чёткое представление о теме этого произведения, основной мысли её автора, какие средства выразительности он использовал для передачи содержания. Правильный отбор произведений искусства является одним из условий художественно-этетического воспитания ребёнка.

К произведениям искусства предъявляются следующие основные требования:

  • доступность возрасту, учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей;
  • разнообразие стилевой манеры;
  • доступность содержания для детского восприятия;
  • художественная ценность и разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.)
  • положительное эмоциональное воздействие на ребёнка;
  • содержание должно носить воспитывающий характер.

В ходе проектирования деятельности, направленной на ознакомление с произведениями изобразительного искусства, педагог должен учитывать уровни художественного восприятия.

Уровни художественного восприятия произведений искусства (И.С. Левшина)

0 уровень: характеризуется полным отсутствием художественного начала при восприятии произведений искусства. На данном уровне восприятия картина, как произведение искусства не существует для ребёнка вообще.

I уровень: характерно выделение лишь внешних признаков произведений искусства. Это так называемое прочтение картин в «фасаде».

II уровень: характеризуется следующими способностями: человек владеет азбукой искусствоведческих знаний, способен сопереживать с героем картины, с ее автором или с главным художественным образом, способен понять главный образ (идею) картины, позицию автора, выразить свое мнение по этому поводу, соглашаясь или не соглашаясь с автором.

Уровни восприятия определяются объемом искусствоведческих знаний. Чем больше мы знаем о воспринимаемом предмете или явлении, чем лучше мы владеем искусствоведческим категориальным аппаратом, тем глубже мы сможем понять художника, встать на его место, разгадать загадку картины, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем художественного восприятия.

Детям очень трудно, но иногда возможно подняться до III уровня художественного восприятия. Здесь им на помощь приходит образное мышление ребёнка, которое позволяет понять художника, его замысел.

IV уровень восприятия художественных произведений - уровень созерцания, при котором человек при беглом просмотре картины определяет её истинную ценность. IV уровень восприятия не присущ детям дошкольного возраста.

Педагогу следует помнить, что дети одного и того же возраста могут находятся на различных уровнях восприятия содержания картины.

Н.М. Зубарева выделяет 2 уровня восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста:

  1. Наивно-реалистическое восприятие («Что я вижу»);
  2. Смысло-содержательное восприятие. Ребёнок пытается понять, что хотел изобразить художник.

Наиболее доступными, по мнению автора, для понимания детей 6-7 лет являются картины пейзажного жанра, следующей по уровню сложности идет жанровая картина, и наибольшие затруднения у детей этого возраста вызывает натюрморт. Для детей 5-6 лет – иная последовательность: жанровая картина – натюрморт – пейзаж.

Организация восприятия детьми произведений искусства может осуществляться в форме занятий, экскурсий в музей, организации выставок, развлечений, самостоятельной художественной деятельности, индивидуальной работы (последняя форма работы используется в том случае, если дети не усвоили знания о новых произведениях, в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми, с детьми с рассеянным вниманием, с одарёнными детьми).

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать наглядные и словесные методы. Так как искусство ― это средство познания и отражения окружающей действительности, то в основе всей системы обучения изобразительному искусству лежит метод наблюдения. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

При выборе методов педагог должен помнить, что основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра — сказка, игра-путешествие. Также в ходе организации работы по ознакомлению с произведением изобразительного искусства целесообразно использовать такие приёмы как пояснение, сравнение, акцентирование деталей.

Вызывать у детей чувства переживания, которые соотносились бы с запечатленным образом, поможет тактильно-чувствительный метод. В данном случае педагог может использовать прием музыкального сопровождения, игровые приемы, прием вхождения в картину.

Вместе с тем педагогу следует помнить, выбор методов и приемов определяется задачами конкретного занятия и содержанием обучения.

Этапы работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства

  1. Ознакомление с изобразительным искусством: искусствоведческий рассказ; «вхождение в картину»; рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
  2. Эмоционально-личностное отношение к произведению: постановка вопросов более обобщенного характера; прием точных установок; прием композиционных и колористических вариантов.
  3. Творческое восприятие: прием сравнения; мысленное создание собственной картины; самостоятельное творческое мышление, воображение.

Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в значительной степени зависит от вида изобразительного искусства.

Так рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в лицах людей. Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи, как художественное средство, играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира, человеческих отношений. Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов. Поэтому знакомство детей с изобразительным искусством следует начинать с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В.Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Канашевичем, И.Билибиным, Т.Мавриной, современными художниками-иллюстраторами Г.Скотиной, Т.Грудининой, М.Рудаченко, Т.Нехотиной по произведениям малого устного фольклора.

Методика ознакомления дошкольников с графикой

В процессе ознакомления с графикой следует уделять внимание решению следующих задач:

  1. Заинтересовать дошкольников произведениями графики; стимулировать желание рассмотреть, эмоционально откликнуться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту.
  2. Формировать представление о картине как способе отражения мира (художник передаёт на картине своё отношение к миру, свои чувства и переживания).
  3. Знакомить с выразительными средствами графики (цвет, форма, композиция, художественные техники).

Для восприятия произведений графики следует соблюдать соответствующие условия:

  • наличие у детей интереса на воспринимаемые графические образы;
  • доступность произведений восприятию и изучению детьми;
  • выразительность образов, составляющих произведение;
  • соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям восприятия;
  • профессионализм педагога;
  • эстетическое оформление;
  • соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности).


Эффективность усвоения дошкольниками произведений графики от тех педагогических условий, которые создаются взрослыми, а также от правильного отбора произведений:

  • форма выражения и содержание подобранных произведений должны обладать высокими художественными качествами;
  • художественные образы должны вызывать у детей живой интерес, провоцировать отклик;
  • картины должны быть разнообразны по содержанию и средствам выразительности.

Используются следующие формы работы: экскурсия, виртуальная экскурсия (слайд-шоу, фильм), занятие, занятие-беседа с использованием репродукций, занятие-развлечение (на этапе закрепления материала), игры «Мастерская» (дети делятся на художников и экспертов), «Галерея» (дети поочерёдно выступают в роли экскурсоводов и посетителей).

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями графики в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги; ценность книг и необходимость бережного отношения к ним; средства выразительности; художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту (Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.).

Средний дошкольный возраст: графика как вид изобразительного искусства; книжная, прикладная графика; назначение иллюстрации — сопровождение текста; специфика труда художника-иллюстратора, технологии создания иллюстрации; художники-иллюстраторы.

Старший дошкольный возраст: виды и особенности средств выразительности; специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации; макет книги; художники- анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.

Методика ознакомления дошкольников с живописью

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с живописью можно разделить на четыре группы:

  1. содержательные, объединяющие задачи (при участии педагога дети учатся понимать, что изображено на картине, что хотел выразить художник);
  2. изобразительно-выразительные (педагог способствует формированию у детей умения воспринимать и оценивать художественные средства, использованные живописцем: как изображены персонажи, как автор выразил свой замысел и раскрыл содержание произведения);
  3. эмоционально-личностные (дети педагога учатся давать оценку произведению, опираясь на вопросы педагога о том, какое настроение у них вызвала картина, что им понравилось или не понравилось);
  4. воспитательные (намечаются те нравственно-эстетические качества и познавательные интересы, которые будут формироваться, чувства, которые будут воспитываться у детей в процессе обучения искусству).

Рассмотрим систему работы по ознакомлению дошкольников с произведениями живописи, предложенную Р.М. Чумичевой и Н.А. Курочкиной.

Этапы ознакомления дошкольников с произведениями живописи

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога. В рамках этого рассказа сообщается название картины и фамилия художника; о чём написана картина; что в картине самое главное и каким образом это изображено (цвет, построение, расположение); что изображено на картине вокруг главного и как с ним соотносится; что красивое показал художник в своём произведении; какие мысли, чувства, воспоминания возникают при рассматривании картины (приём вхождения в картину).

Второй этап – постановка вопросов более обобщённого характера. На этом этапе в задачи педагога входит развивать у детей умение анализировать содержание картины, выделять средства выразительности; формировать умение «читать» картину; мотивировать эмоционально-личностное отношение к картине. Для решения поставленных задач используются вопросы типа: «О чём картина?», «Почему вы так думаете?» и т.д. Подобные вопросы способствуют формированию умения рассуждать, анализировать, делать выводы. На этом этапе используются приёмы точных установок: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, посмотрите на неё внимательно: что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал». Подобные установки учат логически рассуждать и самостоятельно искать ответ. Приём композиционных вариантов предполагает показ педагогом (словесно и наглядно), как меняется содержание картины и как в связи с этим изменяются чувства.

Третий этап – сравнение изображённого с личным опытом; развитие ассоциаций, эмоций, чувств; приём мысленного создания картины по названию, данному художником. На данном этапе целесообразно использовать игровые элементы, которые побудят ребёнка рассказать о понравившейся картине.

При ознакомлении с живописью используются следующие методы и приёмы: пояснение, сравнение, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образцов, игровые приёмы.

Приведем примерные схемы анализа произведений живописи:

Пейзаж

  1. Название, автор.
  2. Содержание. Композиция.
  3. О чём картина.
  4. Средства выразительности и их связь с идеей произведения.
  5. Особенности передачи художественного образа в пейзаже (пейзаж всегда связан с личностью художника).

Натюрморт

  1. Название, автор.
  2. Содержание. Композиция.
  3. О чём картина: об эпохе; рассказывает о человеке; создана для любования.
  4. Выразительные средства и манера письма художника.
  5. Ещё раз определяется, о чем повествует картина.

Жанровая картина

  1. Название, автор.
  2. Содержание.
  3. О чём картина (главный художественный образ).
  4. Герои картины, их внутреннее состояние, выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.
  5. Средства выразительности.
  6. Идея, загадка картины.

Портрет

  1. Автор и название.
  2. Отношение художника к портретируемому.
  3. Средства выразительности: поза; движение и положение головы; лицо – мимика глаз, губ; руки; одежда; фон.

Уровни эстетического восприятия детьми живописи (Н.М. Зубарева)

  1. Низкий. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный, а в ряде случаев – практический, житейский характер.
  2. Средний. Ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества произведения, которые делают картину
  3. привлекательной для него. Мотив оценки при этом элементарно-эстетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочетания, форму, отдельные композиционные приемы.
  4. Высокий. Ребенок способен воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения.

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями живописи в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения; средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.

Средний дошкольный возраст: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности; авторская манера некоторых художников-живописцев.

Старший дошкольный возраст: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности; авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

Методика ознакомления дошкольников со скульптурой

Знакомство со скульптурой связано не только с решением воспитательных задач. В процессе восприятия скульптуры дети усваивают язык скульптуры, новые способы выражения и выразительные средства. Благодаря скульптуре ребёнок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Детей знакомят со скульптурой на разных возрастных этапах. В младшем и среднем дошкольном возрасте в основном представлены скульптуры малой формы, а в старшем дошкольном возрасте можно познакомить детей с монументальной скульптурой. Создание лепного образа неразрывно связано с особенностями передачи пластики, которые не сразу постигаются детьми в полной мере. В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. С этой целью их учат при помощи движений руки в воздухе показывать линию перехода одного объёма в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, дети выделяют для себя её части. Вместе с педагогом дети приходят к выводу, что плавность форм достигается с помощью заглаживания форм пальцами или постепенного наращивания объёма. Изучая скульптуру, дошкольники быстрее учатся изображать фигуры в действии, в результате их работы становятся более яркими и выразительными. Своим содержанием и выразительными средствами скульптура также обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает основы художественного вкуса.

Виды скульптуры, с которыми принято знакомить дошкольников в учреждениях образования, следующие:

  • скульптура малых форм (фигурки небольшого размера из различных материалов – фарфора, дерева, кости, пластмассы); к этому виду относятся и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных). Созданное художником произведение может повторяться, и это связывает её с прикладным искусством;
  • станковая скульптура (по размерам почти совпадает с натурой; обычно представлена портретами и группами людей; этому виду свойственна психологическая характеристика образа);
  • монументальная (памятники историческим личностям или событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и проч.).

Скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон, называется круглой. Если объёмное изображение выступает над плоскостью лишь частично, то такая скульптура называется рельеф.

Особенности организации деятельности дошкольников на занятиях лепкой

  1. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (особенности психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе целесообразно использовать скульптуру малых форм анималистического жанра, натурально передающей образ животного.
  2. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, дети запоминают ее при помощи мышечного чувства пальцев и одновременно усваивают некоторые способы изображения.
  3. В формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается целиком, а затем внимание детей направляется на отдельные части, детали. Таким образом, у детей формируется изобразительное представление (наглядный образ, представление будущего изображения и способов его выполнения)
  4. Действенным приемом в ходе обучения детей восприятию и передаче характера персонажа в лепке является принятие позы того или иного персонажа после слушания текста или рассматривания скульптуры.

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст: способы создания скульптуры: пластика, высекание; особенности содержания — отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал; восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Средний дошкольный возраст: специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи); назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент; специфика труда скульптора, используемые инструменты; скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Старший дошкольный возраст: виды скульптуры, особенности средств выразительности; специфика труда скульптора; памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

Методика ознакомления дошкольников с изделиями декоративно-прикладного искусства

Знакомство с декоративно-прикладным искусством неразрывно связано с его основной функцией: работы народных мастеров имеют практическое применение. Также нужно обращать внимание детей на оформительскую функцию изделий: они придают помещению уютность, украшают его. Ещё одна функция предметов декоративно-прикладного искусства заключается в том, что они могут быть сувенирами.

Руководство декоративной деятельностью детей будет успешным, если педагог знаком с основными художественными закономерностями декоративно-прикладных изделий:

  1. Единство и взаимосвязь содержания и формы; художественность; функциональность; зависимость формы изделия от его назначения и материала.
  2. Традиционность декоративно-прикладного искусства объединяется с творческим характером, устойчивые мотивы с их интерпретацией отдельным мастером; поиск новых форм и нового содержания осуществляется на традиционной основе.
  3. Народное творчество имеет коллективную природу.
  4. Обобщённость и конкретность; отсутствие натурализма; стилизация; простота.

Доминирующие черты художественных изделий – традиционность, выразительность, высокий художественный уровень.

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями ДПИ в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления; особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность; своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы; декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Средний дошкольный возраст: декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы; ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать; своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта; способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Старший дошкольный возраст: народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры; стилевые особенности; ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать; своеобразие декоративно-оформительского искусства; способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок; профессиональное прикладное искусство.

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Архитектура как вид искусства предстаёт перед детьми, когда они знакомятся с родным городом, посёлком, деревней. Педагог во время прогулок, наблюдений, экскурсий обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида строений. Дети замечают разницу между внешним видом жилых и промышленных, общественных зданий, усваивают, что внешний вид строения зависит от его назначения.

Необходимо обратить внимание на особенности строения жилых домов: балконы, лоджии, цветочницы, разнообразные формы оконных и дверных проёмов. Отличие промышленных зданий проявляется в более крупных размерах, в наличии дополнительных высотных построений (каминов, элеваторов), технических коммуникаций (рельсы, транспорт, трубопровод). В зависимости от типа производства промышленные здания могут быть многооконными (часовой завод), а могут иметь глухие стены (хладокомбинат). Отличительные черты общественных зданий – необычная форма, нестандартное цветовое решение и оформление фасадов. Общественные здания нередко имеют отделку с использованием изобразительного искусства – скульптур, декоративной росписи, монументальной живописи, мозаики.

В результате цикла прогулок и экскурсий у детей складываются определённые представления о современной архитектуре. Эти знания можно дополнить беседой на тему «Быт наших пращуров».

Во время прогулок дети также знакомятся с архитектурой малых форм, любуются домами, вспоминают, как называются люди, проектирующие здания. Педагог со временем подводит детей к осознанию взаимосвязи между назначением архитектурного строения и его внешним видом.

Архитекторы разрабатывают макеты зданий, и дети создают свои постройки по образцу, схеме, модели. Архитектор проектирует здания с учётом их удобства для людей, а в работах дошкольников важны форма, красота, прочность, функциональность.

В процессе ознакомления детей с архитектурой следует уделять как можно больше внимания ландшафтной архитектуре – архитектуре парков, скверов и заповедников, что способствует экологическому воспитанию.

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст: представления о том, что окружающие детей сооружения — дома — архитектурные сооружения; сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

Средний дошкольный возраст: архитектура как сооружения и комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей; особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности); материалы, используемые в строительстве; виды архитектуры по назначению; понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального; гармония объекта с окружающим пространством; известные архитектурные сооружения региона.

Старший дошкольный возраст: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве; понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения; особенности архитектурных сооружений, зданий; декоративные элементы; гармония объекта с окружающим пространством; эстетический образ города и поселка; известные архитектурные сооружения России и мира; труд архитектора.

Методика ознакомления дошкольников с дизайном

Ознакомление детей с дизайном происходит в результате взаимодействия с предметным миром. Спонтанно или целенаправленно, под руководством педагога, дети узнают о назначении предметов и их свойствах (об особенностях формы и цвета, конструкциях, фактурных качествах и др.).

Узнать о людях, которые создают красивые предметы для использования их в бытовых условиях, дети могут из беседы с педагогом на тему «Где работают художники?». Рассмотрев посуду, оценив разнообразие декора, полюбовавшись красивыми цветовыми сочетаниями, дети узнают от педагога, что художники, создающие красивые и удобные вещи для использования в быту, называются дизайнерами.

После беседы можно провести занятие по рисованию на тему «Я художник», на котором дети могут по желанию рисовать узоры для тканей, украшать посуду, одежду. В конце занятия они рассказывают, какие вещи у них получилось, в чём их красота, удобно ли ими пользоваться. Расширить знания дошкольников о дизайне и дизайнерах можно на следующих занятиях по изобразительной деятельности («Одежда для куклы Маши», «Моё платье», «Чайный сервиз» и т.д.).

После знакомства с дизайном отдельных предметов дошкольники узнают о дизайне помещений: художники занимаются также и тем, что проектируют красивое и уютное жильё, помещения для работы и отдыха.

Список источников:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  2. Гарапучик Е. В., Стрельбицкая И. А., Бокарева Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 284-286. (дата обращения: 17.03.2018) [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/archive/73/12395/
  3. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003
  4. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.
  5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995
  7. Левшина И. С.Как воспринимается произведение искусства. М.: Знание, 1983. 95 с.
  8. Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
  9. Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. – 1996. - № 5.
  10. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций : учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина. - 2-е изд., испр. - Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2017. - 390 с
  11. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1.
  12. Соболева Е.В. Ознакомление детей с жанрами изобразительного искусства. / «Педагогика online». [Электронный ресурс]: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/oznakomlenie-detei-s-zhanrami-izobrazitelnogo-iskusstva.html (дата обращения: 17.03.2018).
  13. Чумичева Р. Знакомим детей с портретной живописью //Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.
  14. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.
  15. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
13.11.2019