сегодня последний урок по программе 7классамы его посвятим теме которая звучит тактемуэнергия .потенциальнаяи кинетическая энергия .превращение энергии при вращении энергиидомашнее задание хоть это и последнийурок хоть вы уже написали теме строгоконтрольную работу но вдруг вамзахочется позаниматься физикой вспомпоследний урок тогда домашнее заданиетакое конспект то что мы сегодня напишинарисуемдалее по перышки на параграфыцелых три 62-64и по кирикудля 7 классазадача с номерами номер 1 2 4 5 6 всеэто задачи б то есть один b2b и такдалее 6b достаточного уровня на странице84на странице 80 это не на завтра это налюбой день когда вы захотите сделатьдомашнее задание но вообще то советуюсделать это ближайшее время ну а теперьслово энергия очень модное словотак это слово имеет множество примененийв областях не имеющих никакого отношенияк физике например мы с вами закончилипервый год учебы в ришельевском лицееэто потребовало от нас огромной энергиито есть это была огромная работа учитьсяв лице и насколько успешно об этомговорят наши а центр многие из вас оченьшумные очень буйное вот например иногдаприходится делать замечания тем кто неможет никак усидеть на месте говоритсколько же в нем энергии какой-тоэнергичный человек так иногда можноуслышать вот в этом месте скоплениякосмической энергии поэтому тут оченьполезно находитьсячто же такое энергия все что я говорилэто бытовое использование этого слова вфизике у энергии есть совершенно четкоеопределение вот смотрите мы совершаемработу различные простые механизмысовершают работу человек совершаетработу так но для того чтобы совершитьработу что-то нуженнапример для того чтобы я мог таскатьгрузы меня нужного ну просто покормитьдля начала да для того чтобы это гирямогла расколоть or орех не достаточнопросто положить гирю на этот орех а вотнужно ее поднять и тогда если мы уронимэту гирю то гиря может расколоть орехупав на этот орех значит гиря котораянаходится на орехи и они способныпровести совершить работу пораскалыванию ореха егеря которая поднятаони обладаютони находятся в разных состояниях в этомсостоянии она не способна совершитьработу а в этом состоянии она способнасовершить работу пора скалыванию орехазначит о теле или о системе тел говорятчто они обладают энергиейесли они способны совершить работудавайте так и запишем если тело и несистема тел если тело или система телспособны совершить работу если тело илисистема тела способны совершить работуто говорят что они обладают энергией тоговорят что они обладают энергиейесли тело или система тел способнысовершить работу то говорят что ониобладают энергиейпо говорят что они обладают энергии тоесть энергия то физическая величинахарактеризующая способность теласовершать работу если мы вводим новуюфизическую величину мы обычнодоговариваемся о том какой буквы мы ибудем обозначатьэнергию мы с вами будем обозначатьбуквой е если тело способна совершатьработу то есть если тело обладаетэнергиейто как вы думаете в каких единицахдолжна измеряться способность теласовершить работу в джоулях почему потомучто работа измеряется в джоуляхто есть энергия измеряется в тех жеединицах в каких измеряется работа а разтак то мы можем записатьединицы измерения энергии вмеждународной системеджоулях сегодня мы с вами познакомимся снесколькими видами энергии и некоторыеиз этих видов даже научимся вычислятьдавайте рассмотрим такой пример допустиму вас есть часыно не такие электронные и механическиенаручныедля того вот такие как у тебя да сейчасэто модно механические часы что тыделаешь по утрам с ними ты их заводишь ачто в это время происходитты там скручивая сжимаешь пружину значитесли пружина сжата то она способнасовершать работу по приведению вдействие механизма часов следовательносжатая пружинаобладает энергией эта энергияуменьшается по мере того как пружинараспрямляетсяно зато при этом происходит совершениеработы то есть совершение работысопровождается изменением энергии вчастности уменьшением энергии онарасходуется на приведение в действиемеханизма пружин другой пример необязательно это должна быть пружинакоторая скручивается это может бытьпружина которая просто зажата нунапример вот есть динамометр так здесьесть пружинаесли я ее растягиваю я совершаю работутак ведь и потому что перемещается конецпружины и я прикладываю какую-то силукак вычислить энергию пружины мынаучимся в 9 классено пока что мы понимаем что растянутаяили сжатая пружина обладает энергиейраз так она может совершить работу ноэту работу можно использовать по разномуя например могу использовать эту работудля того чтобы например толкнуть вотэтот кусочек мела не тот не попал нухорошо сейчас мы вот так вот заправимвот и вот кусочек мела приведен вдвижение за счет энергии запасенной впружине можнодругие примеры привести возьмем напримерходики знаете что такое ходикиходики уже не знаете на кухнераньше висели часы с маятником которыеприводились в движение поднятой гирейчасы с маятником ходикитам бывает еще кукушка часто вот часыциферблат а с этой стороны на цепочкегиря когда это гиря об опускается досамого конца часы останавливаются тутвторой конец цепочки он обычно нагвоздике вот так значит когда гириопускается то за счет работы силытяжести приводится в действие механизмчасов значит поднятая гиря обладаетэнергиейэта энергия используется для совершенияработы по приведению действия механизмавот таких вот часов ходиковда я маятник еще должен тут нарисоватьвот маятник колеблется часы тикаютскажите пожалуйста если бы вот этиходики мы с вами разместили где-то вкосмосе могли бы они идти нет почемупотому что пружин потому что не было бывеса у этой гири так а за счет чеговозникает вес что действует на гирю силатяжести и сила тяжестиэто ведь сила с которой земля вот нагирюзначит если бы было только гиря и небыло землито тогда гири не обладала бы энергиизначит энергия которая обладает гиря этоэнергия взаимодействиягири с землей не было бы земли не былобы энергии и так тот вид энергии скоторым мы сейчас вот познакомились этоэнергия взаимодействия 1 те лагере сдругим телом зим даром в нашем случаескажите пожалуйста а вот когда мыскручиваем пружину в наручных часах илив какой-то детской игрушки что тамвзаимодействуетсаша сама с собой взаимодействуетотчасти пружины взаимодействуют друг сдругомесли мы пользуемся пружиной то она силаупругости возникают вследствиедеформации то есть отдельные частипружины взаимодействуют друг с другом ивот энергия взаимодействия тела иличастей одного тела носит названиепотенциальная энергия потенциальнаяэнергиясейчас мы запишем определениепотенциальной энергиейназывается энергия взаимодействие телопотенциальной энергией называетсяэнергия взаимодействия тела или частейодного телапотенциальной энергией называетсяэнергия взаимодействия тел или частейодного телакак вычислять потенциальную энергиюзависит от того с какой системой мыимеем дело но вот мы с вами сейчассможем рассчитать потенциальную энергиютела поднятого над землей давайтезапишемпотенциальная энергия энергия тела ,поднятого над землейпотенциальная энергия тела поднятого надземлей рассмотрим такую ситуациюдопустим тело лежало на земле мы егоподняли на какую-то высотукоторую мы обозначим буквой hвот это высота чтобы тело поднять намнужно совершить работу давайтерассмотрим какие же силы действуют натело когда моего равномерно поднимаемвот промежуточное положение этого тела ина него действует сила тяжести f тяжестиа почему тело не падает когда егоподнимают потому что есть сила упругостимоей ладони или чего-то того на чемлежит тело эту силу мы просто обозначимбуквой f и поскольку тело поднимаютравномерно то эти две силы направлены впротивоположные стороны но одинаковы помодулю тело поднимаем равномерноравномерно следовательноэти две силы одинаковы то есть fравняется силе тяжести силу тяжести мыумеем вычислять ev тяжести мы узнаемесли массу тела умножим на ускорениесвободного падения следовательно и силаf тоже равна m жеf равна m мы прикладываем к телуэту силу и перемещаем это тело на высотуh при этом мы совершаем работу как найтиработу которую мы совершаем как найтиработу этой силы надо эту силу модульэтой силы умножить на расстояниепройденное телом в направлении действиясилы расстояние пройденное телом аж внаправлении силы f поэтому работа этойсилы будут положительно значит аравняется эф на h но f у нас равняется мжпоэтому работа это будет равна m жеаж вот мы подняли телоработа м же h top пошла эта работа гирябыло неподвижно осталась неподвижно нозато она приобрела способность падаярасколоть орехто с чего мы начали да значит гиряприобрела энергию когда мы совершали надгири работу это работа былаизрасходована на то чтобы гиря приобрелаэнергию и какую работу мы совершилитакую же энергию мы сообщили гирипотенциальная энергия а ведь это именноэнергия взаимодействия гири с землейобозначается буквой е с индексом pпотенциальная энергияи теперь мы можем написать чтопотенциальная энергия тела поднятого надземлей вычисляется точно по такой жеформулем ж h мы можем даже теперь пользоватьсятакими терминами когда мы говорим что мыподнимаем тела по наклонной плоскости мыэто делаем для чего для того чтобысообщить телу потенциальную энергию тоесть потенциальная энергия приобретенноетелом это фактически полезная работакоторую мы можем использовать напримеркогда вычисляем коэффициент полезногодействия и так вот эта формула дляпотенциальной энергии тела понятого надземлейтут есть два тонких моментовскажите пожалуйста а что если я будуотсчитывать вот эту высотуне от уровня стала от уровня напримердворика нашего лицейская чтопотенциально энергия будет другая дасовершенно верно все дело в том чтопотенциальная энергия зависит от тогоот какого уровням эту энергиюотсчитываем если высоту отсчитывать отуровня стала то мы найдем потенциальнуюэнергию этой гири относительно столахесли отсчитывать относительно уровняморя мы найдем потенциальная энергияотносительно уровня моря не приводит лиэто к каким-то неоднозначности чтодумает лего[музыка]правильно почему так будет правильнопотому что потенциальная энергияотносительно пола больше но работа торавна чемуработа равна не самой энергии а ееизменению если мы например отсчитываемпотенциальную энергию не от уровня сталаот уровня моря то все равно когда гириопускается потенциальная энергияуменьшится на одну и ту же величинупоэтому неважно относительно какогоуровня мы отсчитываем потенциальнуюэнергию потому что в задачах повычислению работы стоит измененияпотенциальной энергии следующая ситуацияпредставьте себе что вы хотите забитьгвоздь в стенку вы прикладываете кстенке гвоздь и давите молоткомполучится таким образом забить гвоздь инет а вообще нужно работу совершитьчтобы забить гол да значит для тогочтобы забить гвоздь нужно совершитьработукаким же образом мы забиваем гвоздь засчет чего мы эту работу можем совершитьчто ты думаешь она носит что значит ударчтобы ударить сильно нужно разогнатьмолоток вот давайте эту ситуациюрассмотрим подробнеедопустим нам нужно забить гвоздь вотгвоздьвот в начальном положении находитсямолоток допустим здесь он неподвижензатем я с помощью руки этот молотокразгоняю мне при этом нужно совершатьработу да я давлю на молоток и при этоммолоток перемещается следовательно ясовершаю работу по разгону молотка имолоток перед тем как коснуться гвоздяуже обладает какой-то скоростью и этодает ему возможность совершить работу позабиванию гвоздя в стенку а это говоритнам о том что неподвижный молоток необладает способностью совершить работу aдвижущееся обладает а раз так тодвижущееся тело тоже обладает энергиейэнергия которой обладает движущиеся теланазывается кинетической кинетическаяэнергияона обозначается с индексом коткуда взялось это слово кинетическаякак называется движущаяся фотографиякино движущаяся фотографии это кино такзначит кинетическая энергия кино естьеще такое модное словосреди шарлатанов телекинезателе это далеко кен с перемещениеперемещения тела на расстоянии кореньодин и тот же коренькен но кинетическая кен с означаетдвижениекинетическая энергия энергия движениясейчас давайте разберемся от чегозависит кинетическая энергия зависит ликинетическая энергия от массы тела каквы думаетеконечно представьте себе что у васдвижется со скоростью ну например 1 метрв секунду килограммовая гиряно ведь мы можем считать что этокилограммового гиря это например пятьштучекgear по 200 грамм которые объединились водно тело значит каждая из этих 200граммовых гирек обладает энергией в 5раз меньше чем килограммовая в 5 разменьше масса в 5 раз меньше значиткинетическая энергия должна быть прямопропорциональна массе другой сторонызависит ли кинетическая энергия отскоростиконечно зависит если я буду медленноударять по гвоздю я его не забью если яочень быстро разгоню до высокой скоростимолоток то гость будет забит к сожалениюпока что до девятого класса я не могувам доказать что кинетическая энергияпропорциональна не скорости а ееквадрату и поэтому пока что примите наверу что формула для вычислениякинетической энергии выглядит так м вквадрат пополам то есть вы видите чтокинетическая энергияпропорциональна массе тела и квадратуегоего этого тела скорости но коэффициент 12 тут твоего возникает во время выводаэтой форму очень важно то чтокинетическая энергия пропорциональнаквадрату скорости об этом нужен нужнопомнить каждому водителю если вы едетесо скоростью 40 километров в часесли вы едете со скоростью 80 километровв час то работу которую может совершитьваш автомобиль если не дай бог он что-товстретит на своем пути будут отличатьсяв 4 разатормозной путь если вы резко затормозитьи и работа силы трения уменьшит вашускорость до нуля тормозной путь тожеувеличивается увеличится в 4 раза тоесть обязательно нужно когда выводитетранспортное средство соблюдатьскоростной режиминаче беда будет ну а теперь давайтеобратим внимание вот на что вот это гиряподнятой над землей обладаетпотенциальной энергией если я ее отпущучто будет происходить с потенциальнойэнергией она будет уменьшатьсячто будет происходить со скоростью гирипо мере ее движение вниз она будетразгоняться значит кинетическая энергиябудет увеличиваться так что жеполучается уменьшение потенциальнойэнергии сопровождается увеличениемкинетической правда для этого должнывыполняться некоторые условия на самомделе я могу эту гирюнапример или вот любое другое телоспустить с наклонной плоскости где естьтрение если трение есть то можнодобиться того что молоток или тамкакое-то другое тело будет равномерносползать с наклонной плоскости при этомуменьшается его кинетическая энергияпотенциальная энергияпотенциальная энергия уменьшается телосъезжает все ниже ниже но поскольку онане разгоняется до кинетическая энергияне увеличивается а вот если наклоннуюплоскость взять абсолютно гладкуюили если просто ронять тело то насколько уменьшитсяпотенциальная энергия настолькоувеличится кинетическое то естьуменьшение потенциальной энергиисопровождается увеличением кинетическойи наоборот я могу эту подбросить когда яее хочу подбросить я эту гирю разгоняюдо определенной скорости сообщаякинетическую энергию за счет своейработы но когда гиря поднимается вверхоно замедляется верхней точкеостанавливается и и кинетическая энергиястановится равной нулю но затопотенциальная энергия максимальна значитесли в системе отсутствуют день я тоуменьшение потенциальной энергии равноувеличению кинетической скажитепожалуйста а что можно сказать о суммепотенциальной и кинетической энергии втакой ситуацииариаднанеобязательно нулю но и постоянно этоможет быть и 0 действительно но этоможет быть и какая-то другая постояннаявеличина например чтобы поднять эту гирюнад столом на один метр мне надосовершать работу 10 джоулей значитсейчас потенциальной энергии тайберри 10джоулей но когда она коснется стала вмомент перед соприкосновением со столоми и потенциальная энергия уже сталаравной нулю но зато кинетическая энергиястала 10 джоулей суммарная потенциальнаякинетическая энергия такую величинуназываютполная механическая энергия остаетсяпостоянной давайте запишем этот факт всистемахгде отсутствуют силы трения в системахгде отсутствуют силы трениясистема где отсутствуют силы трения насколько уменьшится потенциальная энергиянастолько же увеличится кинетическоесистема где отсутствуют силы трениянасколько уменьшается потенциальнаяэнергия настолько же увеличивается икинетическая система где отсутствуютсилы трения насколько уменьшаетсяпотенциальная энергия настолько жеувеличивается и кинетическое вот этотфакт в более строгой формулировки носитназвание закон сохранения полноймеханической энергии в строгойформулировки мы рассмотрим этот закон в9 классеа сейчас давайте посмотрим на еще одномпримере как он работает до спрашивать необязательно дело в том что если всистеме несколько деталей то на каждуюиз них может действовать сила трения ихможет быть несколько или если съезжаетнапример тот же молоток с наклоннойплоскости не гладкой на него действуетнаклонная плоскость а если он разогналсяна него действует сила сопротивлениявоздуха так что можно говорить вомножественном числе вот это устройствоназывается нить оной маятник онаявляется замечательным примером вкоторых на котором можнопродемонстрироватьпереход энергии из одного вида в другуюя отвожу маятник в сторонумне для этого приходится прикладывать кнему силу и я при этом поскольку маятникперемещается совершаю работу на чтопошла работа которую я совершилпожалуйста саша на сообщениепотенциальная энергия теперь я отпускаюэтот маятник маятник под действием силытяжести опускаетсяего высота становится меньше значитпотенциальной энергии уменьшается нозато он разгоняется и в самой нижнейточке если отсчитывать от этой от этогоуровня потенциальную энергиюпотенциально энергия равна нулюзато кинетическая энергия максимальна новедь тела обладают свойством инертностьи по инерции маятник проскакиваетположение равновесия и оказывается сэтой стороны как вы думаете еслисопротивление воздуха пренебрежимо малочто можно сказать о высоте на которуюподымется маятник вот в этом месте онабудет то же самое но зато мы с ваминаблюдаем переход энергии из одного видав другойпотенциальное кинетическое потенциальноекинетическое потенциальная и зная чтонасколько уменьшается потенциальнаяэнергия настолько же увеличиваетсякинетическое мы с вами можем решатьзадачи о которых не зная законасохранения полной механической энергииможно было бы только мечтать вот давайтерассмотрим такую демонстрационную задачусвязанную с поведением вот этогонитяного маятника демонстрационнаязадача[аплодисменты]имеется нефтяной маятник он находится вположении равновесия мы этот маятниктолкнем со скоростью 1 метр в секундусообщим этому маятнику скорость 1 метр всекундураз мы его толкнули значит мы сообщилимаятнику кинетическую энергию маятникначал двигаться при этом он поднимаетсязначит его кинетическая энергияпереходит в потенциально давайте отметимкрайнее положение маятника он движетсяпо дуге окружности и вот в это положениеприходит здесь он неподвижен крайняя .давайте найдем на какую высотуподнимется маятник в крайней точке воттакая задачаесли рассматривать силы действующие наэтот маятник то движение его необычайносложнооказывается зависимость положения воттакого маятника от времени даже нельзяописать с помощью формулы при большихуглах отклоненияописывается это движение с помощью такназываемых эллиптических интеграловкоторые даже на физфаке мы не изучали нонайти вот эту высоту мы сможем оченьпросто вот здесь потенциальная энергияравна нулюобозначим это положение 1 ипотенциальная один мы отсчитываем высотуот этого уровня значит потенциальнаяэнергия равна нулю а кинетическаяэнергия в этом положении равняется м вквадрат пополам а в положении 2 вотздесь потенциальная энергия чему равна вположении 2 на какую высоту поднялсямаятник мы знаем формулу для вычисленияпотенциальной энергии мы уже вывели свами будет м жh а чему равна кинетическая энергия вовтором положении нулю потому что вкрайней точке маятник замер 0 насколькоуменьшается потенциальная настолькоувеличивается кинетическая и наоборота сумма этих двух величин и в этомположении и в этом 1 этаж значит мыможем записать и потенциально и в первомположении плюс е кинетическая в первомположенииравняется ее потенциальная во второмположении плюс е кинетическая во второмвложение а теперь используем вот этивыражения у нас получится 0 плюс mvквадрат пополам равняется м же h плюс 0давайте эти нули не будем писатьу нас получится mv квадрат пополамравняется mchи тут мы с удивлением замечаем что массуможно сократить то есть совершенноневажно какую массу имеет этот маятникесли мы ему сообщим скорость 1 метр всекунду он всегда поднимется на одну иту же высоту будь это маятник легкий илимассивны давайте эту высоту найдемотсюда аж равняется чему в квадратделить на два жеостается провести расчетыаж равняется 1 метр в квадрате в секундув квадрате делить на двана 10 ньютонов на килограмм у насполучается 1 20 так 1 20 или 005а вот только чего метр квадратныйкилограмм секунда в квадрате ньютон чтоэто за чудовище такое на самом деле всеочень просто на самом деле все оченьпросто если вы помните что такое 1ньютон то вы легко смотрит сможетеразобраться что это за комбинациявеличин кто помнит что такое 1 ньютонсаша метр на секунд умножить накилограмм разделить на секунду вквадрате напоминаю 1 ньютон это силакоторая действуя на тело массой 1килограмм изменяет его скорость на 1метр в секунду каждую секунду поэтому 1ньютон это один килограмм на метр всекунду в квадрате в этом случае мыможем ньютон заменить на килограмм наметр в секунду в квадрате вот ютонпревращается я вытру сотруньютон равняется 0 05метр квадрат килограмм секунду вквадрате ньютон это килограмм на метр всекунду в квадрате в секунду в квадратесократилась килограмм сократился 1степень метра сократилось и получилось явот тут напишу005 метра или 5 сантиметров вот такойрезультатитак энергия способна переходить изодного вида в другойи последнее что я хотел чтобы мы с вамизаписали когда потенциальная энергияпереходит в кинетическую смотрите силатяжести совершает работу так вотоказывается что переход энергии изодного вида в другой всегдасопровождаются работой совершении работупак работыпоэтому можно сказать что работа этомераперехода энергии из одного вида в другойработа эта мера перехода энергии изодного вида в другоймера перехода энергии из одного вида вдругой на этом наш с вамикурс физики 7 класса заканчивается вотвы мне очень помогли в том что более илименее прилично вели себя ну не считаятого что сегодня включился мобильныйтелефон к и около до помогали проводитьзапись этих уроков вот поэтому давайтепопрощаемся со зрителями и на этомзаканчивается наш курсдо свидания так что и вас показываю вотэтот еще наши лиц из все на сегодняребята урок окончен сейчас будем сдаватькнижки
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.