сегодня вы написали тематическуюконтрольную работу на предыдущем окино изучение тепловых явлений мы будемпродолжать просто тема будет немножкодругой до сих пор мы с вами изучали какнайти количество теплоты которыенеобходимо чтобы изменить температурутела мы нагревали воду от комнатнойтемпературы до температуры кипения мынагревали какие-то другие вещества можетбыть от комнатной или другой температурыдо температуры плавленияно ни разу еще не обсуждали чтопроисходит при кипении что происходитпри плавлении какие процессы являютсяпротивоположными по сравнению с напримерпара образованием или плавлением и воткак раз сейчас мы этим вопросом будемуделять особое вниманиевы знаете что вещество бывает в трехагрегатных состояниях ну сейчас дажеговорят в 4 какие это агрегатныесостояния саша твердаяжидко газообразная и плазма и вот сейчасмы с вами переходим к теме котораяназывается изменения агрегатногосостояния веществаэто не тема урока это тема более крупноеизменениеагрегатного состояния веществаподчеркиваем двумя линиямиа тема сегодняшнего урока звучит такявление и кристаллизация веществатема урока плавление и кристаллизациявещества .удельная теплота плавления удельнаятеплота плавления плавление икристаллизация вещества удельная теплотаплавлениядомашнее задание конспект то что мысегодня напишем нарисуем по учебникубаженовой параграфы 44 45 с примерамирешения задач44 45 с примерами решениязадача там довольно обширный разделпосвящен именно как решаются задачи иупражнения 45 там же45 она находится на странице 227 заданиес номерами 345 3 4 5 а также полу к шикудве задачи1077 и 1079 я пока с вами еще не решалзадачи но вы прочтете примеры решения испокойно решить эти задачиа завтра мы с вами будем уже решатьболее сложные задачи чем те что заданныйнадо итак изменения агрегатногосостояния давайте мы с вами проведемтакой мысленный эксперимент его можнобыло бы легко провести вдействительности если бы у нас с вамибыло много времени опыт займетдостаточно большое время и нам для тогочтобы его провести нужен либо мороз наулице либохолодильник представьте себе что у васесть сосуд в которые былбыла налита вода вставим туда термометрвы поставили его в холодильник врезультате там образовался лед или же вморозилке вы набрали льда кубиковсложили в этот сосуд вставили термометрдопустим у вас в морозилке температура-10 градусов цельсиявы вытащили это лед в more из морозилкисо вставленным термометром и он у васстоит в комнате температура в комнатетам плюс 25 плюс 30 одесса лето давайтепроследим что будет происходить ссодержимым этого стакана итак у нас свами вот такой такая экспериментальнаяустановкастакан в негонабросали кубики льда и вставилитермометр это не калориметр онобменивается теплотой с окружающейсредой и мы следим за тем как меняетсятемпература с течением времени и заодносмотрим что там происходитчто происходит в стакане вот такой опытрезультаты нашего опыта мы изобразим награфике по вертикальной оси мы будемоткладывать температур температуру а погоризонтальной оси время итак встроенвот такой графикон будет достаточно протяженный погоризонтали поэтому пусть он у васзаймёт всю ширину вашего листа вконспектахпо вертикали вот такздесь мы откладываем температуру вградусах цельсияа по горизонтали время время будемобозначать буквой то у и никаких особыхединиц не будем использовать потому чтонас интересует не в количественномотношении результатов качественноздесь у нас будет ноль и вот допустимплюс 10 температура здесь минус 10градусов цельсия -10 мы с вамидоговорились что в нашем мысленномэксперименте в начале температура была-10 градусов вот эта .в начале то есть при нулевом значениивремени а теперь давайте вытащим стаканиз морозилки поставим его на стол ибудем наблюдать за тем как меняетсятемпература в комнате плюс 30 как будетменяться температура содержимого стаканаона будет увеличиваться а что будетпроисходить со льдом пока температураотрицательнотаять он еще не будет что с ним будетпроисходить он будет просто нагреватьсязначит первая стадия процесса это простонагревании и льда в стакане при этомпростолед он нагревается от 0 до какой-тотемпературы какойдо 0 градусов цельсия значит этонагревании и дотемпература растёт затем начнетсявот что мы заметим что на стенкахстакана и на дне появилась водичка настенках стакана и на дне появилась водато есть начался процесс который какназывается в обычном обиходе этоназывается таяние льда правильно но мыто знаем что у этого процесса естьнаучное название как называетсяплавление и так как только температурадостигнет до нуля достигнет нуляградусов начнется плавление льда атеперь сразу вопрос что при этом будетпроисходить температурылед плавится а температура в том то идело что если такой опыт провестиокажется что температура остаетсянеизменнойлед тает а температура остается науровне 0 вот что происходитзначит здесь почему так мы сейчас будемобсуждать таяние льдаитак плавление что это за процесс что запроцесс мы называем плавлением какойпроцесс мы назвали бы плавлениемпожалуйста на стене переход вещества изтвердого состояния в жидкое почтибезупречно почему почти потому чтотвердые вещества бывают кристаллическиеа бываютаморфные так вот оказывается сегодня вконце урока мы это увидим аморфныевещества не плавятся и плавятся толькокристаллические веществапоэтому запишем плавлением называетсяпереход кристаллического веществаплавлением называется переходкристаллического вещества из твердых изтвердого состояния в жидкоеплавлением называется переходкристаллического вещества из твердогосостояния в жидкое переходкристаллического вещества из твердогосостояния в жидкоетеперь вернемся к нашему графику покавесь лед не растает температура неменяетсяследовательно процесс плавленияпроисходит при определенной температуреэта температура так и называетсятемпература плавлениядавайте запишем температура при которойвещество плавится температура прикоторой вещество плавится называетсятемпературой плавлениятемпература при которой веществоплавится называетсятемпературой плавления температура прикоторой вещество плавитсяназывается температурой плавлениядавайте посмотрим на таблицу температуруплавления различных веществ естьсправочные данные которые в нашемраспоряженииони есть у нас учебники и вот этатаблица посмотрите старая добрая водалед имеет температуру плавления 0уалого температура плавления двеститридцать два градуса луценко 420рекордсменом является вольфрам 3387градусов цельсия но обратите внимание наначало таблицы спирт мы привыкли к томучто спирт жидкость оказывается спирттоже может стать твёрдым и если твердыйспирт от температуры например минус 150градусов цельсия нагреть до температурыминусы 115 он начнет плавиться точнотакже как плавится лед даже водород окоторой мы знаем что это газ при оченьнизких температурахтоже плавится если перед этим конечноего превратить в твердое тело то естьтолкину мы привыкли как газу или кжидкости при низких температурах можетстать твёрдым про тут кстати имееттемпературу плавления минус 39 градусоввот почему ртутные термометрынельзя использовать для измерения оченьнизких температур они просто-напростоперестанут работать и так у каждоговещества есть своя температура плавленияидем дальше мы видим что лед таетпри этом что происходит в стаканестакане часть льда растаяло часть водыпоявилась и пока не растает последнийкусочек льда температура не будетменяться как только вы заметите чтопоследняя льдинка тут наверху лед жеплавает на поверхности воды последняяльдинка растаяла вы заметите чтотемпература в стакане начинаетповышаться а что теперь в стакане у наса теперь у нас в стакане водазначит здесь у нас происходит нагреваниеводы нагревание воды теперь давайтедождемся пока вода нагреется градусов до10 ну например и снова поставим вхолодильникэтот стакан уже с водой в холодильникетемпература низкая поставим в морозилкуи мы заметим что температура значитначнет падать она не обязательно будетпадать с такой же скоростью ну допустимс той же самой скоростью это не важно докаких пор будет уменьшаться температурадо нуля оказывается значит вот этотпроцесс давайте стрелочкой отметим аставим стакан в холодильник я дажецветом выделен ставим стаканстакан в морозильник вот в этот моменттемпература начинает падать и доходит донуля допустим через какое-то окошко илиу нас там есть видеокамера миниатюрнаямы все время продолжаем наблюдать заизменением температуры и мы обнаруживаемкак только температура воды снизилось донуля дальше она перестает меняться тоесть процесс охлаждения водыпрекращается давайте вот этот участокназовем охлаждение водыохлаждение воды вода охладится до 0градусов цельсия и потом температураперестанет изменяться если заглянутьтуда в морозилку можно заметить чтосверху появиласькорочка льда начался процесс замерзанияводы но физики называют этот процесс каккристаллизацией что такое кристаллизацияэто превращение вещества из жидкогосостояния в кристаллической то есть втвердое то есть это процесспротивоположные плавления запишемкристаллизации ей называется процесспревращения вещества из жидкогосостояния в твердое кристаллизацияназывается процесс превращения жидкоговещества процесс превращения вещества изжидкого состояния в твердое из жидкогосостояния в твердоея не говорю в кристаллическое состояниепросто в самом слове кристаллизация этотфакт отмечени так здесь у нас происходиткристаллизация водыкристаллизации воды вода из твердой фазыпереходит в кристаллическую лед этокристаллы водыоказывается что температура таяния тоесть температура плавления и температуракристаллизации одинаковы температураплавления обозначим jt плавленияравняется температуре кристаллизациит.к.ответим себе это температура плавленияравна температуре кристаллизации равнатемпературе кристаллизация продолжаемнаблюдать за водой находящийся вморозильной камере холодильникаколичество льдастановится все больше он доходит аж додна сосуда и последние капельки водыпоследний слой воды превращается в ледкак только последние остатки водыпревращаются в лёд можно заметить чтотемпература снова начинает уменьшатьсячто здесь сейчас в стаканетолько лед следовательно эта стадияпроцессаэто охлаждение льда охлаждение довот так меняется температура в ходенашего опыта а теперь давайте посмотримна этот опытнемножко с другой стороны под другимуглом зрения давайте будем обсуждать нетемпературу а количество теплоты которыйполучает содержимое этого сосудавот на этой стадии происходит нагреваниеaldavмы можем с вами найти количество теплотыкоторые необходимо чтобы нагреть лед от-10 до от начальной температуры дотемпературы плавления может если будемзнать его массу и будем знать ещеудельную теплоемкость да то есть вот вотэто пройденный нами этап мы уже знаемчто происходит здесь кинетическаяэнергия молекул становится все будет номолекулы остаются на своих местах потомучто лед это твердое тело а дальшетемпература перестала меняться скажитепожалуйста получает ли при этом ледколичество теплоты если его температуране меняетсяполучает саша конечно получает вид ledимеет температуру но и градусов оннаходится в комнате где я уже говорилодесса лето 30 градусов существуеттеплопередача значит лед получаякакое-то количество теплотыостается при температуре 0 градусов новедь количество теплоты это энергиякоторую получает тела в процессетеплопередачизначит внутренняя энергия содержимогостакана становится больше больше конечнопотому что стакан с вот этим тающимльдом получает количество теплотывнутренняя энергия увеличиваетсятемпература остается неизменнойтемпература это мера кинетическойэнергии хаотического движения молекулесли кинетическая энергия остаетсянеизменной а внутренняя энергияувеличивается то за счет чегоувеличивается внутренняя энергия за счетправильно за счет получения количествотеплоты да но на что идет это количествотеплоты если внутренней энергии растет икинетическое нет на что плавление это точто мы видим а с энергетической точкизрения скажидвижение молекул у нас происходит с тойже скоростью кинетическая энергия неменяется пожар нет ребята из чегосостоит внутренняя энергия а внутренняяэнергия состоит из кинетической энергиихаотического движения молекул ипотенциальной энергии взаимодействиемолекул друг с другом количество теплотыпапы получаем внутренней энергии растеткинетическое не меняется значит меняетсяпотенциальнополучается что потенциальная энергиямолекулвзаимодействия молекул воды большестановится больше когда вода изольдастановится жидкой то есть при плавлениипотенциальная энергия взаимодействиямолекул увеличивается происходитпримерно такое кристаллическая решеткаэто как бы вот такая ямкакаждый узел кристаллической решетки этотакая ямка для молекулы и вот когда мыповышаем температуру то колебаниямолекул становится все больше и больше ипри некоторой температуре онивыскакивают из этой ямке и молекулыстановятся свободными и кристаллпревращается в жидкость потерял ладно уменя еще есть кристалл превращается вжидкость то есть разрушаетсякристаллическая решетка энергияполученная за счет вот этого нагреванияэнергия в виде количество теплотыидет не на увеличение кинетическойэнергии хаотического движения молекулона разрушение кристаллической решеткикак вы думаете как связана энергиянеобходимое для плавления будем называтьуже своими вещи своими именами каксвязана энергия с массой того что нужнорасплавить наверное прямопропорционально значит мы можем записатьчто количество теплоты количествотеплоты который идет на плавлениеобозначим его вот так прямопропорциональна массе того что надорасплавить чтобы расплавить килограммальда нужно в 10 раз больше энергии в 10раз больше количества теплоты чем чтобырасплавить 100 грамм льда при условииконечно что мы уже взяли лед притемпературе плавления и вот этоткоэффициентего принято обозначать буквой лямбда этобуква греческого алфавита называетсялямбда давайте где-то в сторонке длямадам зависит от вещества у льда этавеличина имеет одно значение у другихвеществ мы сейчас увидим она имеетдругое значение какой физический смыслимеет эта величинадавайте для того чтобы ответить на этотвопрос эту формулу уже перепишемиспользуя знак равенства количествотеплоты необходимо для плавлениякристаллического телоравняться произведению вот этой величиныобозначены буквой линда на массуславящегося вещества при условии что унас уже вещество доведена до температурыплавленияотсюда лямбда равняется q плавленияделить на массу вещества ну а теперь вкаких единицах измеряется эта величинапожалуйста в джоулях на килограммединицы измерения этой величины джоулина килограмма мы пара назвать этувеличину своим именем она называетсяудельная теплота плавления лямдаудельнаятеплота плавления удельная теплотаплавленияизмеряется в джоулях на килограмм атеперь давайте сформулируем какой смыслимеет эта величина какою физическийсмысл посмотрите если вы возьмете одинкилограмм вещества то в этой формулеколичество теплоты необходимое дляплавлениябудет численно равно удельной теплотыплавления но при каком условии что вызаранее довели вещество до температурыплавленияпоэтому давайте запишем определениеудельной теплотой плавления веществаудельной теплотой плавления веществаназывается физическая величина равнаяудельной теплотой плавления веществаназывается физическая величина равнаяколичеству теплотыкоторая необходима для превращения вжидкость количеству теплотыкоторая необходима для превращения вжидкость одного килограммакристаллического вещества дляпревращения в жидкостьодного килограмма кристаллическоговещества , взятого при температуреплавленияфизическая величина равное количествутеплотыкоторая необходима для превращения вжидкости или для плавления одногокилограмма кристаллического вещества ,взятого при температуре плавлениявзятого при температуре плавления дваважных моментов в этом определенииподчеркните кристаллического веществараз и взятого при температуре плавления2не забывайте упоминать об этом когда нафизическом диктанте вам предстоитответить на вопрос что называетсяудельной теплотой плавления и так на чтоидет это теплота на разрушениекристаллической решетки после того каккристаллическая решетка разрушиласьдальше увеличивается температура атемпература это кинетическая энергиязначит снова начинается росткинетической энергии хаотическогодвижения но ужежидкой воды здесь мы прекратилинагревании снова поместили воду вхолодильник она начала остыватьтемпература уменьшается кинетическаяэнергия хаотического движения молекулстановятся меньше и в результате этимолекулы движутся уже не так быстро икогда они сближаются достаточно близкодруг с другом они способны остатьсярядышком и образуетсяведь вот эти молекулы они сами себерождают кристаллическую решеткуобразуется вот это совокупностьфизики это называет потенциальных ям тоесть точек где молекула находится вравновесииее потенциальной энергии в этом местечуть меньше чем в окружающих точках иона там остается и в результатеформируется кристаллпроцесс называются капитализации мы ужесказали что это процесс которыйпротивоположен плавление и вот сейчас наэтом участке мы с вами наблюдаем такоекристаллизация происходит теплоотводится потому что температуракристаллизующихся воды 0 градусов вморозилке там допустим -20 значит теплоотводится от стакана в окружающую средутемпература не меняются о чем этоговоритпри кристаллизации выделяется теплотаэто количество теплоты называетсятеплотой кристаллизации как вы думаетеколичество теплоты которые требуется дляплавления и количество теплотыкоторая выделяется при кристаллизациикак они связаны друг с другом что думаетсашаа вот хорошо что ты об этом сказал ониравны по закону сохранения энергиидавайте себе отметим это количествотеплоты отдаваемое телом прикристаллизации q кристаллизации минусминус означает что количество теплотыотдается равняется количеству теплотыкоторая необходима для плавления этоследует из закона сохранения энергиипредставьте себе что было бы по другомудопустим на плавление нужно 10 джоулейа при кристаллизации выделяется 11джоулей на каком-то куски веществазначит мы расплавилипотом закристаллизовали получили вэнергии в 1 джоульи так много раз делом и у нас получаетсяисточник энергии из ничего это в речизакону сохранения энергиизначит будем помнить о том что теплотаплавления и теплота выделяющаяся прикристаллизации одинаковые поэтому вотэту величину лямбда можно называть нетолько удельная теплота плавления но еееще также можно называтьудельная теплота кристаллизации физикипрофессионалы переход из жидкогосостояния в кристаллической изкристаллического жидкая называют иногдафазовый переходтак вот лямда это удельная теплотафазового перехода жидкостькристаллическое состояниеневажно происходит ли кристаллизация илипроисходит плавление значение удельнойтеплоты плавления приведены в таблицах унас эта таблица будет в распоряжении прирешении задач вот вы видите чтобырасплавить например один килограмм льданужно 332 килоджоуля довольно много ледне так-то легко расплавить чтобы нагретькилограмм воды на один градус нужно 4,2джоуля четыре тысячи две десятыхкилоджоуля а чтобы расплавить одинкилограмм льда на332 килоджоулей ну теперь давайтепонаблюдаем за процессом плавления в немповедение плавящаяся вещества то естькристаллического вещества с поведениемаморфного вещества для этого у нас естьгорелка вот в этой ложечкиу меня кусочек не кусочек металласейчас мы приготовим видеокамеру чтобыувидеть что происходит при повышениитемпературы кристаллического веществавсе еще спа и способен так кастрюлькуприготовим сейчас перед этим толькоразделим кадр так это будет для общегоплана а это будет для горелкивот теперь вы видите все вот кусочекметаллаэто сплав свинца и олова теперь изсоображений техники безопасности нампонадобится кастрюлька с водой и кстатиу меня здесь еще есть кусочек стекластекло это аморфное вещество мыпосмотрим как ведет себя аморфноевещество то есть не имеющийкристаллической решетки вещество и таквключаем горелкуи наблюдаем за плавлениемобратите внимание когда будете наблюдатьна то что сусусуществует одновременно и в твердомсостоянии и в жидком веществото есть оно не мгновенно превращается вжидкость а о смотрите вот с однойстороны оно уже начало плавиться частьрасплавилась часть осталась в твердомсостоянии сейчас температура этогообразца постоянно она равна температуреплавления вот расплавился последнийкусочек температура дальше начинаетрасти под дадим газкугреем греем[музыка]ну наверное хватит кристаллизацию мысейчас ускорим вот таким путем ложечкунадо остудить и вот смотрите что стало свеществомего буквально по рвала в клочья как выдумаете о что его вот так вот разорвалона мелкие части не тут есть ужекристаллическая решетка ребята егоразорвал вы слышали такой что это былопочти правильно не плане воздуха парапар образующиеся при вот в резкомохлаждении когда мы раскаленный металл влили водуэтот парк как раз создал труд тодавление которое разрушило нашу каплю нуа теперь повторяем опыт уже с аморфнымвеществомобычное стекло вам видно видно смотримнагреваем я его помыл перед этим поэтомутам немножко пары воды они сейчас думалсоздадут если бы это была трубка изкристаллического веществаона моментально бы превратилась вжидкость с этой трубкой происходит вотчто сначала я ничего не замечаю онавроде бы твердое но если немножечкоподождать до еще и добавить огонькусмотрите пламя начинает окрашиваться вжелтый цвет это потому что в составестекла есть натрийесли появилась окраска значиттемпература уже достаточно высокая и воттрубка вместо того чтобы плавитсяразмягчилась я могу ее согнуть я могу еерастянутьи вот та свойства которым обладаетстекло используется в стеклодува намделе стеклодувы умеют изготавливать изстекла очень сложно и красивое изделиеа ученые делают приборы пользуясь этимисвойствами стекла и так кристаллическойрешетки здесь нет поэтому плавление ненаблюдается наблюдается просторазмягчения аморфное вещество это простоочень густая жидкость и и густота помере увеличения температуры становитсяменьше сейчас мы можем даже разделитьэту трубку на 2 половинки нуна этом наш урок окончен отдыхайте
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.