Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы финансирования инноваций – прямое и косвенное. К прямым источникам финансирования относятся:
Сюда можно отнести и другие источники (например, страховые фонды, в будущем венчурные фонды, целевые благотворительные поступления и т. д).
К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:
К косвенным источникам также можно отнести государственный протекционизм в международном научно-техническом сотрудничестве, включение инновационных проектов новаторов (в том числе инициативных) в комплексные федеральные и государственные научно-технические, инновационные программы; определенные льготы для научных организаций при ремонте сложных опытно-экспериментальных установок и приборов и др.
По уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:
На федеральном уровне источниками финансирования инноваций являются государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, заемные средства в форме внешнего (зарубежного) и внутреннего государственного долга (облигации, займы, сертификаты), кредиты.
На отраслевом уровне к источникам финансирования инноваций относятся отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства (от продажи акций и имущества, целевые поступления), бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества.
На региональном уровне источниками финансирования могут быть региональный (республиканский, областной) бюджет, специальные региональные внебюджетные фонды, частично федеральный бюджет, частично межотраслевые внебюджетные фонды, кредиты, инновационные инвестиции.
На институциональном уровне (предприятия, объединения) источниками финансирования являются собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства финансово-промышленных групп, научно-производственных комплексов и корпораций (для малых «дочерних» предприятий), иностранные инновационные ресурсы (для совместных предприятий), средства от продажи акций, кредитные льготы, лизинговые льготы.
На уровне научно-исследовательских институтов и научно-производственных комплексов к источникам финансирования инноваций относятся собственные средства, бюджетные и внебюджетные средства, кредиты, частично амортизационные отчисления, лизинговые льготы, специальные фонды, гранты для научных работников и научных учреждений. В отдельных случаях финансирование инновационных проектов осуществляют сами заказчики – потребители продукции, получаемой в результате инновации.
Бюджетное финансирование. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный (государственный) бюджет. Региональные бюджеты также являются источниками финансирования инноваций. Расходы из федерального бюджета на инновации отражаются в отдельной статье бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Кроме того, в федеральном бюджете затраты на инновации предусматриваются в ведомственной структуре расходов (по отраслям) – статья «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса».
Объектами бюджетного финансирования в инновационной деятельности являются:
По приоритетным направлениям научно-технического прогресса из федерального бюджета финансируются комплексные федеральные инновационные программы, государственные научно-технические и международные программы. В целевые бюджетные фонды, формируемые за счет федерального бюджета, входят Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Частично за счет федерального бюджета формируется и Фонд производственных инноваций. В основном за счет федерального (государственного) бюджета финансируются сектора науки, ведущие фундаментальные и поисковые исследования, к которым относятся академический и вузовский сектора науки, государственные научные центры и государственные комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты.
Собственные средства предприятий. Одним из важнейших источников финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. На уровне предприятий, объединений и большинства научно-технических организаций они являются основным источником финансирования. В настоящее время все большую роль приобретают собственные средства предприятий, что объясняется рядом причин: целенаправленностью таких средств, нехваткой бюджетных средств, распыленностью и нецелевым использованием некоторых внебюджетных фондов, несовершенством кредитной системы (высокая стоимость кредита, отсутствие заинтересованности банков, сложность оформления кредита и др).
Тенденция к росту собственных средств предприятий отражает усиление направленности системы финансирования на ускоренное внедрение и использование новшеств (продуктовых, технологических, организационно-управленческих). Расходуя собственные средства на инновационное развитие, предприятия (объединения, фирмы) в большей мере заинтересованы в быстром получении эффективной отдачи от реализации новшеств. Очевидно, выявленная тенденция сохранится и в будущем. При этом имеется в виду, что средства федерального бюджета будут направляться на выполнение важных, крупномасштабных федеральных комплексных инновационных программ.
Собственные средства предприятий в основном формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, иногда экспортных доходов, реализации выбывшего и излишнего имущества. Независимо от доли амортизационных отчислений в собственных средствах предприятий с точки зрения совершенствования системы финансирования инноваций крайне важно:
В научно-исследовательских институтах, опытно-конструкторских бюро и научно-производственных комплексах, где осуществляется львиная доля инновационных разработок в стране, одним из источников финансирования также являются собственные средства. Они формируются за счет:
Для большинства вышеперечисленных организаций амортизационные отчисления в структуре собственных средств занимают скромное место. Исключение составляют научно-производственные комплексы, где преобладают производственные подразделения с большим объемом основных и оборотных фондов.
Проектное финансирование. Важной и относительно новой формой финансирования инноваций является проектное финансирование. Традиционно проектное финансирование понимается как банковское долгосрочное кредитование инвестиционных проектов и ориентировалось до 1990-х гг. в основном на инвестиционные проекты. Но в настоящее время оно имеет много разновидностей, трактуется по-разному, проникло и в инновационную деятельность. Проникновение проектного финансирования в инновационную сферу (одна из его разновидностей) обусловлено инновационными инвестициями, т. е. первоначально инвестиции в реализацию проектов частично направлялись на разработку и освоение прогрессивных наукоемких новшеств. Тогда инновационные инвестиции (инвестиции в новшества) преследовали вторичную, побочную цель и были лишь частью основных инвестиционных проектов. Но эффективность инновационных инвестиций, широта и сложность инновационных разработок и необходимость ориентации экономического развития страны и ее регионов на инновации привели к выделению и появлению новой разновидности проектного финансирования.
Основными кредиторами-инвесторами при проектном финансировании являются коммерческие и инновационные банки, но ими могут быть правительственные учреждения, иностранные компании, предприятия различных отраслей, международные финансовые организации и негосударственные (коммерческие) структуры. Такая форма финансирования инноваций отличается организационной сложностью, ограниченностью информации при выборе конкретных инновационных проектов и повышенным коммерческим риском. К особенностям этой формы финансирования относятся наличие четких и юридически закрепленных гарантий государственных органов и международных финансовых организаций, четкое распределение рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами проекта.
Отличительной особенностью является то, что к проектному финансированию допускаются только те инновационные разработки, которые могут обеспечивать после реализации постоянный поток финансовых средств и погашение долговых обязательств. Последнее требует проведения всесторонней и квалифицированной экспертизы инновационных разработок. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет первичных источников, доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в отдельных случаях они могут быть компенсированы за счет вторичных источников, активов гарантов или бюджетных дотаций (субсидий). К числу особенностей проектного финансирования следует отнести согласование с кредиторами (банками, специальными инновационно-инвестиционными фондами, международными финансовыми структурами) процедуры выполнения инновационных проектов.
Для проектного финансирования инноваций характерно формирование и использование портфеля инноваций. Портфель инноваций обычно содержит разные проекты, отличающиеся по объему работ (крупные, средние и мелкие), по сложности и значимости, срокам и областям реализации. Такая дифференциация дает возможность минимизировать проектные технические и коммерческие риски и повышает эффективность проектов при их реализации. Применяется ряд видов проектного финансирования инноваций, которые отличаются методами погашения кредитных обязательств, кредитоспособностью участников и др. В любом случае наиболее эффективным проектным финансированием следует считать тот вариант, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются единственным источником погашения кредитных обязательств.
Проектное финансирование обладает рядом преимуществ и недостатков. К преимуществам относятся целевой характер финансирования, распределение коммерческих рисков, гарантии государства и финансовых организаций.
Недостатки проектного финансирования: достаточно высокий уровень проектных рисков, зависимость от инновационного климата, пробелы в законодательстве (в том числе инновационном). При соблюдении ряда принципов, учете комплекса требований и при создании определенных условий проектное финансирование может быть отнесено к эффективным формам финансирования инноваций.
Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на всех уровнях управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, институциональном.
Необходимость реконструкции и перевооружения предприятий, применения принципиально новых форм организации производства, активизации инновационной деятельности, освоения принципиальных новшеств и т. д. требует наличия значительных ресурсов и оперативного их перераспределения. Как известно, государственный бюджет – одна из эффективных форм образования финансовых ресурсов. Однако использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами (Федеральным Собранием), поэтому об оперативном перераспределении средств не может быть и речи.
Многообразие форм собственности, сокращение доли государственной собственности требуют применения новых методов перераспределения денежных средств, обусловливают создание других форм образования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов. Они могут быть оперативно перераспределены и использованы, ведь внебюджетные фонды регламентируются лишь исполнительными органами, а законодательными органами не контролируются. Конечно, задачи, связанные с перераспределением средств, оперативностью принятия решений, могут быть решены иным путем. Например, из государственного или местного бюджета выделяется определенная часть для целевых задач и проектов, в том числе инновационных. Но при больших масштабах, разнообразии задач этого недостаточно. Поэтому по решению законодательного органа создаются внебюджетные фонды конкретного назначения с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научного, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х гг. на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами «О местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти…» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля 1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды. В этих документах регламентируются формы и методы функционирования внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок и направления их использования.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов находятся в собственности государства и муниципальных образований, но являются автономными. Они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.
Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:
Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по разным признакам:
По уровню управления различаются внебюджетные фонды:
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на:
К экономическим внебюджетным фондам наряду с другими относятся отраслевые и межотраслевые фонды. Экономические внебюджетные фонды могут быть подразделены по направлениям использования: для развития научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности и др. К экологическим внебюджетным фондам следует отнести:
По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Функционируют также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Межотраслевым следует считать фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (межотраслевой фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и более конкретного характера (внебюджетный фонд объединений).
Состав внебюджетных фондов динамичен: одни фонды, выполнив свою роль или дискредитируя себя, прекращают функционирование, другие – действуют несколько лет, третьи – распадаются на несколько внебюджетных фондов. Отметим, что внебюджетные фонды могут возникать и ликвидироваться лишь при определенных условиях.
Почти все внебюджетные фонды определенную часть средств направляют на проведение научно-исследовательских работ. Однако они значительно отличаются по доле средств, направляемых на исследовательскую работу, поиск инновационных решений. По этому показателю внебюджетные фонды могут подразделяться на три группы. У внебюджетных фондов, относящихся к первой группе (межотраслевые и отраслевые фонды), все средства направляются на инновационные разработки, ко второй группе (например, экологические фонды) – значительная часть этих средств (30–40 %), к третьей группе (например, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.) – их небольшая доля (5—10 %).
Финансовый менеджмент инновационного процесса – это деятельность по привлечению, распределению и использованию капитала, а также по управлению им на рынке рисковых капиталов. Являясь составной частью инновационной сферы, инновационный капитал опосредует каждый этап инновационных процессов.
Основными элементами системы финансирования инновационных процессов являются:
Финансирование инновационных процессов на всех этапах реализации может осуществляться следующими способами:
В экономике рыночного типа субъектами финансирования выступают самостоятельные предприятия, промышленные компании, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и опосредованно способствуют развитию инновационной деятельности.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования, гибкость и динамичность отдельных элементов системы и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их последующей коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
По уровням собственников источники финансирования делятся:
Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет генерируемой прибыли предприятия, за счет кредиторской задолженности и за счет временно свободных финансовых средств.
К положительным качествам этого источника финансирования можно отнести их относительную бесплатность и доступность. Финансирование инновационной деятельности за счет прибыли является наиболее предпочтительным, поскольку оно в меньшей степени зависит от внешних факторов. Однако данный источник финансирования далеко не всегда доступен, поскольку обеспечить прибыль в тех объемах и сроках, которые необходимы для реализации крупных инновационных проектов, не всегда представляется возможным.
Данный вид финансирования, как правило, не предполагает сиюминутной отдачи от вложенных средств. Он направлен на поддержку и развитие некоторых приоритетных для государства направлений деятельности. Поскольку инновационная деятельность входит в число таких направлений, данный вид финансирования достаточно часто используется при реализации наукоемких инновационных проектов.
Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.
К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:
Основные типы государственных бюджетных ассигнований:
Бюджетное финансирование является весьма привлекательным источником финансирования предприятий, за который идет достаточно жесткая конкурентная борьба. Наличие данного вида финансирования у предприятия означает определенную финансовую стабильность и способствует получению им других видов финансирования, поскольку свидетельствует о перспективности и важности для общества того бизнеса, который рассматривает предприятие.
К негативным свойствам данного вида финансирования можно отнести достаточно сложную и бюрократизированную процедуру его получения, что ограничивает его применимость для начинающих или небольших предприятий.
Если предприятие достигло определенной стадии роста и уже приносит ощутимые доходы, заметную роль в стимулировании его дальнейшего инновационного развития могут сыграть установленные государством и местными органами власти налоговые льготы. Данный механизм широко применяется на практике во многих индустриальных странах, однако масштабы его распространения во многом определяются более общими особенностями организации национальных систем налогообложения.
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной стратегии и политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.
Принцип перераспределения, фокусировки государственного финансирования на начальных стадиях инновационных процессов (посевное (seed) финансирование):
Принцип конкурсности предоставления финансовых средств государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов, что, в свою очередь, позволяет реализовывать принцип адресности государственного финансирования
Важную роль в реализации принципов конкурсности, транспарентности и адресности играет организация научно-технической экспертизы при отборе инновационных проектов на получение государственной финансовой поддержки.
Два этапа проведения научно-технической экспертизы инновационных проектов:
Существенная роль:
Основные принципы выделения госфинансирования на ФЦП:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.