сегодняшний урок последний урок посветовым явлениям и расскажу вам кое-чтоновое меня этот материал очень нравитсяа потом мы напишем контрольную работу ина следующей неделе перейдем кследующему раздел физика атома и ядра итак о чем сегодня пойдет речь домашнеезадание я не проверяю и не задаю потомучто после контрольной не положено темаурока звучит от дисперсия света темадисперсия света мы рассмотрим этоявление и также рассмотрим где онаиспользуетсяи где она себя проявляет почемудрагоценные камни такие красивыеособенно те камни которые не имеютокраски тем не менее они очень красивы ивзять тот же бриллиант ограненный алмазесли его рассматривать но если честномне не приходилось руках держатьбриллиант но я слышал что если егоповорачиваешь то во-первых он блестит вовторых даже если ты его освещаешь белымсветомто в нем можно заметить цветные бликиоткуда они берутсяответить на этот вопрос сумел ученыйанглийский исаак ньютондля того чтобы поставить этот опыт емупонадобилось трёхгранная призма воттакая как у меня ньютон взял ипросверлил вставлюто есть в таком крышки которая закрываетокно в старых одесских домах ставни ещеесть просверлил отверстие ставитьнаходился окно находилась на южнойстороне дома она была освещена солнцем ивот солнечные лучи через отверстие всталне проходили ставинне вот солнечные лучиузкий пучок света проходил черезотверстие встал несолнечный свет и ньютон направилэтот тонкий пучок узкий пучок света натрёхгранная призму что же он наблюдалсейчас мы этот опыт повторим тольковместо ставня с отверстием у нас будетфонарик велосипедный достаточно яркиемоего поставим тут возле тебя максимвместо белой стенывозьмем экран при тушим светвозьмем призму ключевым фонарик намаксимальную яркость вот цвет идет воттак вот вниз и внизу я размещу так какэто сделал ньютон призму подставлю иipad световой луччто мы с вами видим как это называетсяэто не радуга но радугаименно и объясняются тем явлением и мыоб этом сегодня поговорим которая былаоткрыта ньютоном смотрите пожалуйстабелый свет падающий на призмуразлагается на несколько цветов на многоцветов перво наперво это говорит о томчто белый свет не является чистым светомон представляет собой смесь разныхцветовсмесь света разного цвета скажитепожалуйста какой луч отклоняется всегосильнее красный или фиолетовыйфиолетовый отклоняется сильнее красныйотклоняется слабее отлично итаккрасный оранжевый желтый зеленый голубойсиний фиолетовый это цвета этой полоскии эту полоскуньютон назвал спектром спектр это и естьполоску в переводе с латыни на русскийязыквоспроизведем на доскерезультаты нашего опыта красный светотклонился всего слабеесиний свет точнее фиолетово на у менямелкие только синиеотклонился сильнее всего желтыйотклонился сильнее чем красный носслабее чем синий и вот здесь на экранемы наблюдалицветную полоску состоящую из красногооранжевого желтого зеленого голубогосинего и фиолетового цветов это спектрпервый вывод который мы делаем это точто белый свет состоит из всех цветов нокак максим сказал всех цветов радуги мыбудем говорить так из всех спектральныхцветовтеперь давайте выясним а чем отличаетсянапример красный свет от фиолетовогофизически нет по восприятию а физическиоказываетсяотличается он длиной волны оказываетсячто свет это волновой процесс этоэлектромагнитная волна подробности этогомы будем изучать в одиннадцатом классемы докажем с вами на опыте что свет этоволна причем это опыт и такие которыеможно провести прямо здесь в кабинетедаже дома вы можете провести такие опытыкоторые доказывают что свет волна потомучто у каждого наверное есть лазерныйдиск дома так вот и излучение разногоцвета имеют разную длину волны и вотсейчас вот этот спектр я со поставлюс шкалой длин волн самая длинная волнау красного цвета вот внизу лямбда этобуква которые обозначаются длина волны идлина волны нас выражена в нанометрахсамый длинный вал новый свет это красныйдлина волны 762 метровзеленый свет например имеет длинупорядка 500 50 нанометров почему здесь555 я скажу потому что оказывается нашглаз лучше всего воспринимает свет стакой длиной волны а именно наши палочкикоторые даже не различают цвета но лучшевсего видят свет с такой длиной волныэто связано с тем что солнце излучаетсвет с такой длиной волны в наибольшейстепени и поэтому наш глаз приспособилсяк солнечному зрению и лучше всего видитименно такой зеленый свет самыйкоротковолновый свет это фиолетовыйкстати сверху вы можете увидеть шкалусоставных цветов по системе аддитивногоне формирования цвета в 250 500 этозначит красного 255единиц ну это понятно что это бит и байт0 зеленого 0 синего оранжевый это яркокрасный плюс немножко зеленого половинаи немножко синего то есть здесь выможете видеть и как формируются цвета всистемах цветового зрения и как на самомделе связана длина волны и свет чистыйспектральный цвет что такое чистыйспектральный цвет его еще называютмонохроматическим излучениемэто излучение с определенной длинойволны значит давайте будем помнить вот очем наш глаз можно обмануть еслинапример направить в глаз свет с длинойволны590 нанометров это монохроматическийодноцветный в переводе на русский языкмы увидим желтый но такой же желтый мыувидим если одновременно направить наглаз красные зеленый то есть это связанос особенностями нашего зрения сейчас мыбудем говорить именно о чистыхспектральных цветах которые имеют строгоопределенную длину волны и вотоказывается что длина волны света лямдалежит в пределах от 380 нанометров до760нанометров это фиолетовый а это красныйс этой стороны есть еще электромагнитноеизлучение с большей длиной волны онаназывается инфракрасное излучениетепловое излучение более коротковолновыйсвет называется ультрафиолетовым мы егосвойства будем изучать в 11 классеа пока что давайте придумаем точнее явоспроизведу правило которое позволяетзапомнить вот эту последовательностькрасный оранжевый желтый зеленый голубойсиний фиолетовый оранжевый желтыйзеленый голубой синий фиолетовыйможет быть кто-нибудь знает этупожалуйста отлично каждый рома молодецкаждый охотник желает знать где сидитфазан это такая очень приличнаязапоминал кесть немножко более хулиганская красныйоранжевый желтый зеленый голубой синийфиолетовый как однажды жак звонарьгородской сломал фонарь как однаждыжак звонарьгородской сломалфонарькак однажды жак звонарь городской самогофонарь но это все еще не физикафизикасостоит вот в чем смотрите ребятаизлучение разного цвета отклоняетсяпризмой на разные углы а от чего зависитугол отклонения светового пучка призмойпожалуйста от как эта величинаназывается угол преломленияэто вот этот угол вот он он разный дляизлучения разного цвета почему он разныйот чего зависит угол отклонения помнитемы говорили он зависит от преломляющиеvouga lo-fiа еще от чего от скорости света аскорость света объясняться с помощьюкакой величины описывается у нас воптикемы определяли ее с помощью плоскогопараллельной пластинки как называетсяпоказатель преломления господа лицеистзабыли значит что получается уголотклонения зависит от преломляющие воугла и от материала призмы точнее от еепоказателя преломления и раз мы видимчто разный угол преломления при одних итех же геометрических характеристикахprism разный угол отклонения это значитчто показатель преломления n на зависитот цвета а цвет определяется длинойволны излучения то есть эта зависимостьand hot лямбда показатель преломлениявещества из которого сделана призмазависит от длины волны эта зависимостьназывается дисперсией света давайтезапишемзависимость показателя преломлениявещества от длины волны от длинысветовой волны зависимость показателяпреломления вещества от длины световойволны называется дисперсией светаназывается дисперсией светазависимость показателя преломления отдлины световой вещества о длины световойволны называется дисперсией света длякакого излучения н максимально длякрасного или фиолетового какой случаесильнее всего откланялся если призму небыло он так бы шел сильнее всегоотклоняются фиолетовый значит дляфиолетового излучения показательпреломления самый большой дляфиолетового и для красного показательпреломленияминимальный для красного вот в чемсостоит явление дисперсии света теперькак его можно использовать белый светбелый свет это свет который приходит кнам на землю от солнца мы видим этотбелый свет после разложения призами ввиде радужные полоски в этой радужныеполоски нет никаких перерывов поэтомутакой спектр называется сплошной спектрсолнечный спектр это сплошной спектр вотеще раз посмотрим на него здесь нетникаких припрерываний на самом деле если посмотретьна солнечный спектр в более серьезныхприбор то оказывается он не совсемсплошной nophone у него вот этотсплошной непрерывный или сплошной спектризлучают на каленые тела а а вот такойвопрос как вы думаете если я на путибелого света поставлю красныйсветофильтр как будет выглядеть спектрбудет только красный то есть из всейэтой многоцветной полоскиостанется только красная полоска если яна пути белого света поставлю синийфильтр исчезнет все останется толькосиняя полоскаа нельзя ли дисперсию света использоватьв таком случае для того чтобыисследовать излучение какой длины волнывходит в состав света оказывается можнои это очень мощный метод которыйназывается спектральный анализсейчас я расскажу вам о приборе которыйпозволяет определять с большой точностьюизлучение каких длин волн входит всостав света для чего это нужнооказывается а там разных сортов не накаленые твердые тела а разрешенные газынапример испускают свет строгоопределенных длин волн и если мы спомощью дисперсии света научимсяопределять эти длины волн то мы сможемраспознатьвещество по свету который испускает этовещество это метод который называетсяспектральный анализ и так вот от этогопростейшего опыта мы сейчас перейдем кконструированию серьезного приборакоторая называется спектральный приборспектральные приборы бывают трёх видовspectroscopy спектрографы и спектрометрыспектроскоп это прибор для визуальногонаблюдения спектров спектрограф длязаписинапример на фотопластинкуфоточувствительных материал испектрометры это приборы для измеренийраспределения энергии внутри спектрахначнем с самого понятного приборакоторый называется спектраграф начнем издалека представьте себечто у вас есть линза двояковыпуклой а яспециально и и рисую не так как положенона схемах оптических на двойном фокусномрасстоянии от двояковыпуклой линзы вотздесь 2f мы разместим узкую щель и яркимсветом осветим эту щель итоненькая полосочка света проходит черезэту щель и линзастроит изображение этой щели на какомрасстоянии от линзыесли предмет находится на двойномфокусном расстоянии то линза построитизображение в натуральную величину надвойном фокусном расстоянии поместимздесь экранпока что и я не буду строить ход лучейподробно но эти световые лучисоберутся вот здесь на двойном фокусномрасстоянии и здесь будет действительно яперевернутая изображение щели внатуральную величину или другими словамимы увидим здесь ярко светящуюся линиюа теперь давайте эту системунемножечко видоизменил представьте себечто у нас есть такая тонкая тонкаяпилочка которой мы распилим линзу на 2одинаковых половинки выпукло плоскую иплоско-выпуклая вот одна из половинока вторую половинку отнесем на некотороерасстояниеа теперь вопрос допустим у этой линзыоптическая сила была 20 диоптрий какойбудет оптическая силаодной половинки 10 диоптрий потому чтомы линзу распилили на 2 одинаковых когдаони были сложены вместе было 29 знатькаждая по 10 опт и у этой линзы если она20 диоптрий на фокусное расстояние 5сантиметров двойной фокусное 10сантиметров у этой линзытеперь фокусное расстояние 10сантиметров а если щель расположена натом же самом прежним расстоянието если здесь она находилась на двойномфокусном расстоянии то здесь она будетуже на фокусном расстоянии вот щельнарисуем здесьобозначение щели в щель и она опять такиосвещена каким-то источников но еслищель то есть предмет находится нафокусном расстоянии то лучи светаидущий о теле проходящий через фокуспосле преломления в линзе будут какраспространяться параллельно главнойоптической оси то есть это линзапревратит расходящийся пучок впараллельны это параллельный пучокпройдёт некоторое расстояние и попадетна вторую половинку экран у нас здесьнаходился на двойном фокусном расстояниино теперь для этой линзы это будетфокусное расстояние значит параллельныйпучок соберется в фокусето есть вот здесь и здесь у нас опятьтаки получится в натуральную величинуизображение той же самой щели но чем этасистема интереснее чем это тем что подороге свет от источникараспространяется в виде параллельногопучкаа теперь представьте себе что мысюда на пути света поместим призмуна каждую точку призмысвет будет падать под одним и тем жеуглом вот для чего это делается потомучто если свет падает под определеннымуглом то и преломится он подопределенным углом значит послепрохождения призма параллельный пучокотклониться но останется параллельным апотому если мы его потом направим навторую линзу то на экране он соберется визображении селе такое же как былосейчас тут или здесь итак следующий шагкоторый мы делаем размещаем между двумяполовинками вот этой линзысоставной призму вот 1 линза я ее уженаклонил немножко вот главная оптическаяось вот щельиз нееиз щели идет расходящийся пучок которыйстановится параллельными этот параллельный пучок мы направляемна призмупараллельный пучок света падает напризмуи каждый из этих лучей пучка отклоняетсяна один и тот же угол потому что углыпадения везде одинаковы но ведь призмаобладает дисперсией меньше всегоотклоняется красный свет меньше всегопоказатель преломления для красногосвета значит вот этот допустим белый лучразлагается на красныйвот он красно пойдет вот так здесьдальше этот свет падает на вторую линзуточно также как там просто ее пришлосьнаклонитьи попадает на экрани мы видим в определенном месте экраначто узкую светящимся полоску краснуюлиниюосенний свет отклонится на больший уголи попадет в другое место на экране вотсюда и здесь у нас на экране образуетсяспектр но этот спектр представляет собойнабор изображений этой щели то естьнабор линий и вот тебе представьте себечто здесь у нас падает монохроматическийсвет есть только красный мы увидимкрасную линиюесли свет монохроматические с длинойволны там 400 нанометров в синий мыувидим синим линию если источник светаиспускает одновременно красные и синиемы увидим две линии линейчатый спектра если атомы излучают свет на множествестрого определенных длин волн мы увидимнабор линий которые называются слинейчатым спектрам и вот есть такаяистория химики заметили что если пламягазовой горелки в пламя газовой горелкипосыпать какой-нибудь соль например сольнатрия то пламя окрашивается вярко-желтый цветкаждый из вас может дома этот опытповторить возьмите включите газ наберитеиз солонки соли посолите газовое пламяона окрасится в ярко-желтый цвет этооказывается связано с тем что атомынатрия входящие в состав кухонной солихлоре стана ты при высокой температуреначинают испускать свет причем строгоопределенных длин волн другие химическиесоединенияесли их в те же условия поместитьиспускают свет другого цвета и вотученые бонзахимик кстати он изобрел газовую горелкукоторую до сих пор химики используютбонзыи физик кирхгофиз старой подзорной трубы и коробки отсигар сделали примерно такое устройствоединственная разница состояла в том чтоони не использовалиэкран и вот эту линзу а вместо вот этойлинзы 2 использовали хрусталик глазаа вместо экрана использовали чтосетчаткуто есть вот это все можно заменитьглазом давайте нарисуем такой глаз вотэто устройство где изображение строитсяна экране используют чуть-чутьпо-другому вместо экрана ставят фоточувствительную пластинку вместо экранафото пластинка или фотоплёнкаи такое устройство называетсяспектрограф потому что фотографияспектра эточто записанный спектр граф значит писатьспектрографbundan и кира гоф убрали вот этоиспользовали глаз они видели спектрscorpioэто значит видеть смотреть и устройствоэто называется spectroscopyи наконец здесь можно перемещать приборкоторый чувствует свет и измерятьколичество света с разной длиной волнытогда вы получите прибор которыйназывается спектрометр современныеприборы это как правило спектрометры таквот возвращаясь к бузинную кирхгофа впятидесятые годы 19-го столетияони создали спектроскоп и рассматривалив спектроскоп пламякоторое окрашивалось разными салями иобнаружили что у каждого сорта атомовсвой набор спектральных линийто есть свой набор длин волн на которыхони идутизлучают свет вот эта картинка вот вывидите спектр атома водорода 4 линии в11 классе мы с вами научимсярассчитывать длину волны этих линийгелий у него совершенно другой спектрнатрийвот это самая знаменитая самая яркаялиния на 3 вот это желтая это желтыйдублет и дублет значит двойная линия 590и 590сейчас 589 и 580 9,6 кажется нанометраточно не помню ну примерно так ониотстоят друг от друга очень недалекопоэтому допустим в простой прибор этогоне видно у криптона свой спектр у неё насвой спектр у аргона свой спектр вотэтот спектрспектр гель я впервые был обнаружен визлучение солнцапоэтому этот гелий и называется гелиемот слова гелиос что означает солнцегелий был открыт при изучении спектраизлучения солнцасолнечный газспектры которые я вам показал называютсялинии читымипотому что они состоят из отдельныхлиний но будем помнить что каждая линияэто изображение селе есть и другие видыспектров полосатые спектры спектрыпоглощения это мы будем изучать водиннадцатом классе но сейчас для насважно то что располагая спектральнымприбором мы можем анализировать веществапоэтому этот метод называетсяспектральный анализспектральный анализэто лабораторияэто тишина это аккуратные измерения этострогая наукано дисперсию света каждый из нас можетнаблюдать и в куда более приятной можетбыть для обычного человека обстановкехотя может быть кому-то больше нравитсясидеть лабораторий но после лабораторииочень хорошо выйти на улицу прошел дождьсветит солнышко и та же самая дисперсиясвета проявляет себя совершенно в другомявлений которая называется как радугадавайте посмотрим какая эта красотарадуга красный свет снаружи синий внутривидите вот еще радугакрасное снаружи синий внутри вот ещерадуга красное снаружисиний внутри как же образуется радугаоказывается это тесным образом связано сявлением дисперсии света но тольковместо призмыработают водяные капли круглые шарикиводяныеих размеры доли миллиметра это такойводяной туман новые капли не должны бытьслишком маленькими потому что тогдаперестает работать геометрическая оптикаразмеры капель хоть и мал и нозначительно больше длины световой волныи вот представим себе что белый светпадает на водяную каплювот каплямвот белый свет при прохождении вот центркапли при прохождении через границураздела двух среднаблюдается преломление но показательпреломления для красного света меньше адля синего больше значит красный лучпреломится и будет распространятьсявнутри каплидостигнет ее поверхности и от этойповерхности он отразится и пойдет внутрикапли дальше эти два угла одинаковы идостигнет вот этой границы снова приломиться но выйдет из оптически болееплотной средуоптически менее плотную среду вот таккрасный а теперь как поведет себя синийлуч синий луч преломится сильнее значитон пойдет вот такпопадет вот в эту точку строимперпендикуляр строим угол отражения ивторой раз преломляется перед тем каквыйти из капливот синий луч или фиолетовый значит мывидим что белый свет капля разлагает вспектр при чем меньше всегоотклоняется красный луч больше всегосиний давайте сейчас забудем о том чтоэта капля имеет какие-то размеры инарисую маленькой-маленькой чтобы неинтересоваться тем что происходит внутрии вот белый свет падает а красный исиний свет выходит из этой капли подразными углами красный вот так осенивот такможно показать что этот угол равен 40целых шесть десятых градусаа этот угол равен 42 градуса значиткапля отклоняет на разные углы световойлуч белого цвета белыйа теперь вы вышли на улицу после дождяза спиной у вас светит солнышко вотсолнечный луч вокруг полно водяныхкапель и вот какая-то из капель отразиласвет так что он попал к вам в глаз пододним углом а другая капля направила вамсвет изменив его направлении под другимугломдопустим вот этот угол и этот уголбольше до 42 градуса а этот уголдопустим 40 целых шесть десятых градусаскажите пожалуйста какой свет придет кнам в глаз если белый светотклонился каплей на вот этот угол какойздесь сверху красный значит канал в глазпридет красный света от этих капель к нам в глаз придетсиний свет какой синий синий свет знатькогда я смотрю туда я вижу что сверхучто-то красное они же что-то синее атеперь давайте станем у меня за спинойвот наблюдатель вот здесь он видитчто-то красное выше и ниже что-то синеено ведь эти углы они постоянно не толькоесли мы смотрим вот так а отсюда рс кнам тоже свет приходит к отсюда тожесвет приходит в результате мы видим насамом деле не точки а вот такие дугиточнее радугу у меня чай желтый мелрадуга видим радугу и мы видим чтокрасный снаружи осенивнутри вот еще раз посмотрим наизображение радуги на самом деле то чтоя вам рассказываю предельно упрощено ясейчас не могу вам рассказать точнеемогу но это займет много времени почемурадуга внутри видите немножкобелесоватые а снаружи более контрастноеизображение здесь туман и а здесь нет иещёоказывается чтобы цвет можетпреломляться не только послеоднократного отражения то что у нас свами на доске нарисована вот этот случайсвет один раз отражается от внутреннейповерхности и два раза преломляется номожет так получиться что свет отражаетсяодин раз в точке 2и вот второй раз точки два и потом ещераз преломляются вот на этой границе этоприводит к тому что на самом делеформируется две радуги1 внутренняя у которой красный луч снарукрасный цвет снаружи осени внутри этонормальная радуга а при двукратномотражение получаются куда менееинтенсивно это что при двукратномотражение свет же не только отражаетсяон выходит наружуослабляются сильнее получается 2 радугаи при хороших погодных условиях мы видимдве радуги одну нормальную с нормальнымкак говорят ходом цветов красный снаружисиний внутри и вот эту аномальнуюкрасный внутри синие снаружи или вот ещепример вот радуга обычная а вот радугааномальное опять таки то что я сказалвам это предельно упрощённое объяснениерадуге ведь когда я показывал вамотражение луча и преломления я почему-топустил и уж вот так но ведь сюда что жепадает свет и сюда падает и с ним тожепроисходит отражение преломления но всяхитрость в том что лучи падающие вразные точки после прохождения черезкаплю водысгущаются в определенном месте вот такимобразом и то что мы видим в радуге этото что сгущается при отражение ипреломлениевот в этом месте вот этот угол между вотэтим направлениями вот этим называетсяугол декарта строгую хорошую теориюрадуги настоящую нет упрощенную которуювам сейчас сказал построил рене декартпоэтому этот угол называется декарт ofугол для красного света он составляет 42для синего40,6 градуса так что на самом делетеория радует достаточно сложная иполностью прочитать ее можно только накомпьютере но тем не менее идеяосновная состоит в том что на водяныхкаплях происходит преломление света наразные углы в зависимости от длинысветовой волны то есть это наглядноепроявление дисперсии это то что я хотелвам рассказать теперь хочу в заключениеответить на вопрос который я вам задална практикуме он вызвал у васзатруднение так мы делали лабораторнуюработу по определению фокусногорасстояния собирающей линзы и в качестведополнительного вопроса я вас спросилнапишите в отчетах в отчетах как можноизмерить фокусное расстояниерассеивающей линзы используя то что увас уже есть вот у вас есть оборудованиевы им пользовались и я приношурассеивающую линзу как вы измеритефокусное расстояние россии учили за чтодумает максимсобираюсь тогда она просто будет удалятьизображение и получается бывшиеизображение удаленно и вот это вотсостояниену я бы так не делал но идея неплохая ееможно реализоватьзначит надо использовать собирающуюлинзу но ты сказал что эту линзу надорасположить на некотором расстояниитрассирующие что я рик думаеттак я повторю то что ты сказал я рикпредлагаети это она сложить две линзы собирающие ирассеивающие в результате если конечнооптическая сила рассеивающей линзы непревышает по модулю оптическую силусобираешься вы получите собирающую линзуи и оптическую силу вы определяетестандартным методом а потом вспоминаетечто это оптическая сила равна суммеоптических сил известной вам собирающейлинзы и исследуемой красиво чей все пьемчай я рик молодец[музыка]капелька упала ничего я тебе это прощуот ну ладно доработаю