ну что ж полгода мы изучали с вамимолекулярную физику следующие полгода мыбудем изучать тоже очень серьезный оченьважный и довольно сложный раздел физикикоторая называется электродинамикапомните мы с вами в седьмом классеговорили что есть тепловые явленияэлектрические и магнитные так вот еслисобрать вместе магнитные и электрическиеявления то получается наука разделфизики которая называетсяэлектродинамикасейчас потихонечку вы начнете пониматьчто электричество и магнетизм совершенноне раздельные вещи поэтому когда мы свами когда-то учили какие бывают видывзаимодействий мы говорили существуетгравитационное взаимодействие за негоотвечает сила тяжести она описана этовзаимодействие описывается силой тяжестиа существует электромагнитноевзаимодействие мы говорили что силытрения силы упругости имеютэлектромагнитную природу вот и сейчас мыначинаем потихонечку изучатьэлектромагнитное взаимодействие поэтомураздел которыйоткрываем мы сегодня это основыэлектродинамикиосновы электродинамикиосновы электродинамики подчеркнем этотремя линиями это нам работы на полгодаэлектродинамика делится тоже нанесколько разделов и сейчас мы начнемизучать первый раздел электродинамикикоторая называется электростатикаэлектростатикаподчеркнем двумя линиями это слово чтоже такоеэлектростатика это разделэлектродинамики который изучаетвзаимодействиенеподвижных зарядов запишите пожалуйстаэлектростатикаэто раздел электродинамики которыйизучает взаимодействиенеподвижных зарядов разделэлектродинамики который изучаетвзаимодействие неподвижных зарядов насегодняшнем уроке мы будем заниматьсявот чем тематолько что прозвучали словавзаимодействия и слова зарядытак вот что же такое заряды давайтевспомним поскольку мы об этом ужеговорили с вами в восьмом классе и какони взаимодействуют и так электрическиезаряды и их взаимодействиемэлектрические заряды и их взаимодействия.закон кулона на самом деле этот материалмы уже изучали в восьмом классе носейчас мы значительно более детальнобудем знакомиться с электростатикаэлектрические заряда и взаимодействиязакон кулонадомашнее задание конспектдалее памяти шивупараграфы 34-37 параграфов много потомучто задача еще пока будут очень простымии по рынкевич у электронный вариантзадачи с номерами 677 678а также по гелю году для 10 классаеще 2 задачки и 3 задачки с номерами 7677 и 716 это на завтрак и еще напоминаювы завтра скажите мне кто с кем будетработать на физ практикуме в группе есликто-то хочет поменяться завтра мы должныуже бон составить список ну что ж начнемэлектрические заряды и их взаимодействиявы уже знаете что все на светевзаимодействует совсем например этоткусочек мела притягивается к этомутелевизор этот кусочек мелапритягивается к саша саша притягиваетсяк вот этому вот зажиму но мы этого незамечаем кстати вот эта палочкаэбонитовая притягивается к вот этимлисточком бумаги но мы этого не видим незамечаем почему как вы думаете и какогохарактера это притяжение мы уже впрошлом 7 с в прошлом году с нимзнакомились что это за взаимодействиелюбых двух тел как она называется законвсемирного тяготения описывает этовзаимодействие а сама взаимодействиеназывается гравитационная почему же мыне замечаем что это эбонитовая палочкапритягивает к себе бумажки потому чтомасса очень маленькая оказывается чтогравитационное взаимодействие из всехвзаимодействий в природе самое слабое илишь потому мы замечаем этогравитационное взаимодействие что мывзаимодействуем с телом колоссальноймассы с землей у земли масса 6 на десятьдвадцать четвертой степени килограмм этопредставить себе невозможно но эта массанастолько велика что мы ощущаем действияземного шара на каждого из нас ощущаем иназываем силу этого взаимодействия силойтяжести а вот если взять легкую бумажкуи легкую bonita вы палочку мы ничеготакого не замечаем однако вы знаете чтоеще в древней греции самиили что можно создать условия когдалегкие тела начнут притягиваться кдругим теламнапример можно оба нет ему пачкупотереть и шерсти или хотя бы волос иэта палочка начинает притягивать к себеперышки бумажки это уже негравитационное взаимодействие этовзаимодействие другогосовершенно класса другой природы и этоне единственный пример можно напримернатереть стеклянную палочку шелком асейчас последнее время гораздо лучше этоделать полиэтиленов если мы натремполиэтиленом стеклянную палочкуона тоже будет притягивать к себебумажки значит на этих телах наэбонитовой палочке натертый у шерсти иливолосы на стеклянной палочки натертойшелком или полиэтиленов появляетсячто-то такое в результате чегопоявляется новый вид взаимодействия этовзаимодействие получила названиеэлектростатическая откуда взялось словоэлектростатическое вы помните что такоеэлектрон по-гречески янтарьесли натереть янтарь о ткань то янтарьначинает притягивать к себе перышкиточно так же как вот эта стекляннаяпалочка притягивает к себе бумажкиянтарь электрон электрон это корень всехтех явлений в которой мы с вами будемизучать и так на эбонитовой палочки настеклянной палочки появляются не чтоприсутствие которого вызываетэлектростатическое взаимодействие яговорю электростатическое потому что мыеще не рассматриваем что было бы если быэти палочки например двигались эточто-то получила название электрическийзарядчто такое электрический заряд сказатьбольше чем уже сказано мы не можемфизики не ставят перед собой задачусказать что такое электростатическийсовет они отвечают природа так устроеначто если на телах появляется вот это нечто который мы называем электрическимзарядом то тела начинает участвовать вэлектростатическом взаимодействие плюс кгравитационному дополнительному кгравитационному и так запишем что жетакое электрический заряд электрическийзаряд это то присутствие чего на телахэлектрический зарядэто то присутствие чего на телахвызывает их электростатическоевзаимодействие это то присутствие чегона телах вызывает их электростатическоевзаимодействие присутствие чего на телахвызывает их электростатическоевзаимодействие и так мы научились с вамисообщать телам это нечтои теперь мы будем называть этоэлектрическим зарядома сам процесс появления электрическогозаряда мы будем создание электрическогозаряда мы будем называть электризации ивот давайте сейчас отметим односущественное разниц различие междугравитационным взаимодействием иэлектростатическим гравитационноевзаимодействие это всегда притяженияа электростатическое взаимодействие кудаболее интересно вот давайте проведемтакой опыт возьмём вот таких как бы весыбани такую палочку по трем а волосы иположим на эти весы вторую bonita вуюпалочку тоженатрем и поднесём к этой и мы видим чтопалочки отталкиваются друг от другазначит электростатическое взаимодействиеносит характер отталкивания эбонитоваяпалочка отталкивается от к бане давайпроверим на другом варианте опытавозьмем стеклянную палочку на 3 мая и вполиэтилен у поместим сюдавозьмем вторую стеклянную палочку тоженатрем его полиэтиленом и поднесём кпервой отталкиваются так что жеполучается электростатическоевзаимодействие то всегда отталкиваниевовсе нет если мы возьмем эбонитовой упалочку и поднесём к натертые волосыстеклянной палочки то будет видите чтопритяжение и так существует два видаэлектрических зарядоводни мы можем назвать стекляннымизарядами условно а другие эбонита вамино физики вы как знаете прекрасно извосьмого классаназывают эти заряды по-другому почемупотому что можно провести вот такой опытдавайте возьмем стеклянную палочкуеще раз натрем и и полиэтилен вот такрядышком на этих весах повесим натертыео волосы эбонитовой палочку и поднесемвот так мы не замечаем никакогозаметного взаимодействия но если мыпонесем стеклянную палочку отделив ее отполиэтилена она будет притягиваться коба нету а если мы полиэтилен который мытерли стеклянную палочку поднесем онотталкивается этап электрические зарядысейчас здесь уже были но здесьприсутствовали заряды двух видов к бането вы и и стеклянныено в результате трения на стеклеполучились стеклянные заряды которыепритягиваются к ибо нет уона полиэтилене получились эбонитовыезаряды которые отталкиваются тогда чтоже происходит при вот этом процессепроисходит не рождение зарядов а ихразделения если эти заряды сложитьполучается ноль не заряженное телопоэтому эти заряды ведут себя так какведут себя числа со знаком если мы кплюс 5 прибавим -5 вместе будет 0 ипроцесс электризации на самом делеозначает не то что мы создаемэлектрические зарядыа то что мы разделяем эти заряды мы 0превращаем в плюс 5 и минус 5 а почемуне минус 10 и плюс 10 может быть и минус10 плюс 10дело в том что электрические зарядымогут быть больше могут быть меньше мыих можем описывать количественно то естьэто физическая величина и как вы помнитеэлектрический заряд обозначается буквойq малая электрический заряддалее мы понимаем что электрическиезаряды бывают двух сортов но теперь мыпонимаем что лучше присваивать этимзарядом знакинапример ибо нет заряжается одним знакома стекло заряжается противоположнымзнакомкакой из них положительный какойотрицатель а как договоримся людидоговорились что стеклянная палочканатертая ашок обретает положительныйзаряд q больше нуля эбонитовая палочканатертая у шерсть приобретаетотрицательный заряд это условнаядоговоренность которой мы в дальнейшембудем пользоваться следующий вопросоткуда же берутся эти заряды где ониоткуда они на телах появляются мы ужепонимаем что в теле есть и положительныеотрицательные заряды а процессэлектризации это всего лишь разделениеэтих зарядов заряд сам по себесуществовать не может он где-то долженбыть сосредоточен вот например массатела где она сосредоточена в центре массэто условная . в которую можно всесобрать на самом деле масса телараспределена по всем атомам каждый атомсостоит из частиц и у каждой частицыесть такая характеристика масса точнотакже внутри атомов есть частицы которыепомимо массыобладают электрическим зарядом и как выпомните в атоме отрицательным зарядомобладают какие частицыэлектроны а положительным ядра котораянаходится внутри протонов там есть еще вядрах и нейтроны но они не обладаютэлектрическим зарядом и что интереснов природе выполняется закон сохраненияэлектрического зарядаоказывается заряды не возникают изничего и не исчезают никудаесли вы возьмете какую-то систему вкоторуюизвне не будут поступать заряды и изкоторой эти заряды не будут уходитьтакую систему мы будем называтьизолированный то суммарный электрическийзаряд всех телобразующих изолированных системуостается неизменным при любых процессахв этой системе это утверждениеназывается закон сохранения зарядадавайте его запишем закон сохраненияэлектрического заряда закон сохраненияэлектрического зарядасуммарный заряд всех суммарный зарядвсех элементов образующих изолированнуюсистему суммарный заряд всех элементовобразующих изолированную системуостается неизменным суммарный заряд всехэлементов образующих изолированнуюсистемуостается неизменным при любых процессахв этой системе остается неизменным прилюбыхпроцессах в этой системе остаетсянеизменным при любых процессах в этойсистемеэто закон закон сохранения зарядавыполняется и при такой процедуре какэлектризации как электризация стекляннойпалочки сейчас суммарный заряд равеннулю и палочки и у полиэтилена послеэлектризации здесь будет такой жеположительный заряд как здесьотрицательный сумма была нулем останется0 это закон сохранения заряда вмакромире нарисуем то что я сейчассказал вот стеклянная палочкавот полиэтилен полиэтиленстеклопосле того как мы потёрли стекляннуюпалочку полиэтилена стеклянная палочкаприобрела положительный заряд полиэтиленприобрел отрицательный заряд суммарныйзаряд q стекла + q полиэтилена равеннулю в этом случае и точно также кстекла штрих + q полиэтилена штрих точнотакой же это в макроскопическом мире нооказывается закон сохранения зарядавыполняется и в микромире возьмем тот женейтрон в ядре он чувствует себястабильно он там прибывает сколь угоднодолго на самом деле немножко сложнее всепроисходит там но нам это неважно а вотесли нейтрон отделить то оказывается чтосвободный нейтрон долго не живет минутчерез пятнадцать он распадается если онсвободном состояниина что же он распадается нейтрон электронейтральная частица распадается напротон распадается на электронмы его обозначаем е минус и ещевыделяется нейтральная частица котораяназывается антинейтрино нейтронраспадается на протон и электрони антинейтрино и заряд нейтронаравняется заряду протона плюс зарядуэлектрона плюс заряду антинейтринои равняется нулюеще давайте вспомним то что зарядэлектрона и заряд протона это самыймаленький заряд который только можетбыть получен нами в любых процессахтакой заряд называется элементарныйзарядэлементарный заряд обозначается он букваеи чему он равен пора переходить отзнаков к численным значением такойфизической величины как зарядэлементарный заряд равен 1 целаяшесть десятых на десять в минус 19кулонов вот это обозначение означаеткулон то есть вспоминаем с вами чтоединица измерения электрического зарядаэто кулон заряд измеряется в кулонах уэлектроназаряд минус элементарной у протона зарядплюсэлемент и естественно следующий вопросна которые нужно ответить что такоекулона ну казалось бы можно придуматькакой-то эталон кулона как есть эталонметра как есть эталон секунды как естьэталон килограмма однако это оченьнеудобно в самом деле вы смотрите этупалочку стеклянная недавно теркуполиэтилен и она притягивала вот тебебумажки но сейчас она это а ещепритягивает это потому что очень хорошаясухая погода на дворе сейчаса если подождать скажем до конца дняэта способность утрачивается зарядытрудно сохранитьпоэтому эталон заряда получитьпрактически невозможно кстати 1 кулонэто огромный заряд если мы возьмем двазаряда по одному кулону разместим их нарасстояние 1 метр друга друга они будутвзаимодействовать друг с другом силой 9миллиардов ньютонов они не то что их таквместе не удержишь каждый заряд сам посебе он же будет отталкиваться сам отсебя он просто разлетится во все стороныпоэтому мы будем иметь дело с зарядами вдесятке ну сотни на наклон вот в этихопытах которые мы сейчас с вами виделина палочкезаряд порядка десятков или сотен на накулон 10 в минус 8 10 минус 7 кулоновкак же определить кулон если невозможносоздать его italonа дело в том что мы сейчас с вамиизучаем неподвижные заряды ихвзаимодействие но бывают ситуации когдазаряды можно привести в движение насамом деле конечно заряды в этой банетовой палочки или стеклянной палочкисейчас тоже движутся потому что этизаряды сосредоточены на атомах которыехаотически движутся потому чтосуществует тепловое движение но этохаотическое не упорядоченное движениено в некоторых случаях вы прекраснодогадываетесь на что я намекаю можнозаставить заряды двигаться направлено икак будет называться направленноедвижение электрических зарядовэлектрическим током давайте для тогочтобы у нас в конспектов все былопоследовательно запишем направленноедвижение электрических зарядовназывается электрическим токомнаправленное движение электрическихзарядов называется электрическим токомнаправленное движение электрическихзарядов называется электрическим токомза одно и то же время через поперечноесечение вещества в котором такойэлектрический ток возможен а какназываются такие вещества где возможнонаправленное движение электрическихзарядов проводниками правильно так вотэлектрический ток может быть больше илименьше потому что через поперечноесечение проводника например вот этогоможет протекать за единицу временибольше или меньшеэлектрический заряд поэтому вводитсятакая характеристика как сила тока силатока обозначается буквой ии смысл этой величины та быстротапротекания электрических зарядовто есть чтобы найти силу тока нужноразделить заряд который протекает черезпоперечное сечение проводника на время втечение которого этот заряд протекаетдавайте запишемсилой тока называется физическаявеличина равнаясилой тока называется физическаявеличина равная отношению зарядапротекающего через поперечное сечениепроводникаравное отношению заряда протекающегочерез поперечное сечение проводника ковремени его протекания равное отношениюзаряда протекающего через поперечноесечение проводникако времени его протекание сила токаизмеряется в единицах которые получилиназвание ампер и обозначается буквой а иназывается амперчто такое один ампер это определенныйток ток определенной силой мы можемсказать что он как-то связан с кулономно на самом деле лучше сделатьпо-другому оказывается можно сделатьэталоном пераэто можно сделать потому что припротекании электрического токапроисходит некоторые явления мы ихназываем действиями тока давайтевспомним какие мы знаем действия токапри протекании тока через электрическуюлампочку что с ней происходит если эталампа накаливанияона светится потому что если эта лампанакаливания при протекании повольфрамовой спирали она очень сильнонагревается или электроплитка такоедействие мы называем тепловое еслипропускать электрический ток черезраствор соли через раствор кислоты черезрасплав какого-нибудь электролитавозникать химические реакции этоназывается химическое действие и наконецкогда ток протекает по проводнику товозникает еще одно действие магнитноедействие например магнитная стрелканаходя стрелка компаса находящийся возлепроводника по которому течет токстремится повернуться а если ток течетпо двум параллельным проводникамто они взаимодействуют друг с другом мыпомним из восьмого класса если ток течетв одну сторону они притягиваются еслиток течет в противоположной стороны ониотталкиваются это действие называетсямагнитное действиеи как вы думаете какой из этих трехдействий легче всего удобнее всегоприменить для создания эталона силы токаампера вы смотрите химические реакцииштука довольно сложно и вы это знаете изкурса химии требуется чистые веществарезультаты нужно с помощью весованализировать которая тоже вноситкакую-то погрешность тепловое действиенужнотеплоизоляция которую достичьпрактически полностью мы не можем а вотмагнитное действие удобнее всегоиспользовать поэтому для того чтобысоздать эталон ампера то есть чтобыответить на вопрос что же такое 1 ампериспользуют магнитное действие тока я ужеговорил с вами о том что если токпротекает по двум параллельнымпроводникам например в одну сторону тоони притягиваютсяесли в противоположные стороны ониотталкиваются и вот давайте представимсебе два тонких параллельных бесконечнодлинных проводникахнаходящихся в вакуум и будем размещатьих друга друга на расстояние 1 метр ипусть по каждому из этих проводниковтечет ток в 1 ампер пусть они текут водну сторону эти два тока тогда этипроводники будут притягиваться с какойже силой оказывается что если по обоимпроводникам течет ток в 1 ампер то онибудут притягиваться друг к другу с силой2 и 7 на 10 20 10 минут 7 ньютона накаждый метр длины то есть если мывозьмем отрезок провода в 1 метрто на него будет действовать сила 2 на10 минус 7 youth она на каждый метрдлины на каждый метр длины вот эта идеяи используется для определения ампераамперэто основная единица международнаясистема единицосновная единица си наряду с килограммомсекундой и метра и так что такое 1 ампердавайте запишем 1 ампер это сила такогонеизменного тока 1 ампер это сила такогонеизменного тока который1 ампер это сила такого неизменного токакоторый протекая по двум тонким протекаяпо двум тонким бесконечно длиннымпроводникам протекая по двум тонкимбесконечно длинным проводникамрасположенных параллельно друг другу ввакуумерасположенным параллельно друг другу ввакуумена расстояние 1 метр вызывает ивзаимодействиевызывает их взаимодействие с силойвызывает их взаимодействие с силой 2на десять в минус седьмой степениньютона на каждый метр длины вызывает ихвзаимодействия с силой 2 на 10 минут 7ньютона на каждый метр длины записаливот это определение ампера необходимообязательно помнить что проводникитонкие расположены параллельно другдругу в вакууме на расстояние 1 метр поним течет неизменный ток и если это силатока а в 1 ампер то на каждый метркаждого из этих проводников действуетсила обозначены буквой f и g штрихравное 2 на 10 минус 7 youth она накаждый метр длины вот это определениеампера а теперь зная определением первыммы можем сказать что же такое кулон дляэтого давайте посмотрим еще раз наопределение силы тока выразим отсюдазаряд ку равняется и наи тогда мы можем сказать что один кулонэто один ампер умноженный на однусекунду или другими словами 1 кулонэто заряд протекающий через поперечноесечение проводника с током силой в 1ампер за одну секунду запишем это вотчто такое кулон оказывается 1 кулонэто заряд 1 кулонэто заряд протекающий через поперечноесечение проводникаэто заряд протекающий через поперечноесечение проводника с током 1 амперпротекающий через поперечное сечениепроводника с током 1 ампер за однусекундупротекающий через поперечное сечениепроводника с током 1 ампер за однусекунду и наконец как же взаимодействуютмежду собойзаряды сейчас мы с вами запишем законвзаимодействия двух точечных неподвижныхзарядовнаходящихся в вакууме самый простейшийслучай только для этого надо сначаласказать что такой точечный заряд этоаналог материальной точки в механике этозаряд размерами которого можнопренебречьпо сравнению с расстоянием до другихзаряженных телдавайте запишем точечным зарядомназывается заряженное тело точечнымзарядом называется заряженное телоразмерами которогоможно пренебречь размерами которогоможно пренебречьпо сравнению с расстоянием до других телразмерами которого можно пренебречь посравнению с расстоянием до других тел ивот закон взаимодействие точечныхнеподвижных зарядовносит название закон кулона сейчас мыэтот закон сформулируем завтра ярасскажу вам о том как экспериментальноэтот закон был установлен и так вот каквыглядит закон кулонаа внизу давайте проиллюстрируем этотзакон рисунком два точечных неподвижныхзаряда например положительнее понятноедело будут отталкиваться друга другасилой f 1 и f 2 два точечных неподвижныхзаряда отрицательных тоже будутотталкиваться это экспериментальный фактдва точечных заряда неподвижныхпротивоположных знаков будут друг дружкепритягиваться один положительно другойотрицательно расстояние между нимиобозначен буквой r и вот по третьемузакону ньютона эти две силы одинаковыеf1 по модулю равняется f2эту силу мы обозначаем просто буквой f ивот она-то и входит в закон кулонану а теперь давайте запишем формулировкузакона кулонадва точечных неподвижных зарядоврасположенных в вакууме взаимодействуютс силами лежащими на одной прямойдаже лучше сказать лежащими на прямойпроходящей через эти зарядывзаимодействуютсилами лежащими на прямой проходящейчерез эти заряды прямо пропорциональнойтам у нас силами да тогда прямопропорциональнымипроизведению модулей зарядовпрямо пропорциональными произведениюмодулей зарядов и обратнопропорциональными прямопропорциональными произведению модулейзарядов и обратно пропорциональнымиквадрату расстояния между ними и обратнопропорциональными квадрату расстояниямежду нимиосталось записать численное значение kкоэффициент к мы его так и будемназывать коэффициент пропорциональностив законе кулона равен 10 9 на 10 вдевятой ньютонов умножить на метр вквадрате делить на кулон в квадрате эточисло полезно помнитьона постоянно будет использоваться прирешении задач как этот закон былсформулирован как он был получен ярасскажу вам завтра ну а дома простенкипростенькие задачи на использованиезакона кулона вы уже сможете решить наэтом на сегодня все отдыхаем
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.