ЛЕКЦИЯ 2. Ключевые особенности федеральных государственных образовательных стандартов
Оценка 4.6

ЛЕКЦИЯ 2. Ключевые особенности федеральных государственных образовательных стандартов

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
ЛЕКЦИЯ 2. Ключевые особенности федеральных государственных образовательных стандартов

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) основного общего образования утвержден приказом Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 года. Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий согласование потребностей личности ребёнка, общества и государства в образовании, то есть стандарт базируется на взаимодействии трёх сторон.

взаимодействии трёх сторон

Смыслом данного договора, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на подготовку новых поколений граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам. Современные стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на совместную, а не взаимоисключающую работу семьи, общества и государства. Поэтому и рассматривается договор как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться необходимых целей, интересующих семью, государство (государственный интерес заключается не только в обеспечении доступа к качественному образованию, но и в применении полученных знаний на практике).

Формирование содержания образования

Новое содержание общего образования

Инновационность стандарта

Цель образования изменилась. Смена образовательной парадигмы (цели) – вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.

Характеристика образовательных моделей

Характеристика образовательных моделей

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач.

Компетентный – знающий, сведущий, обладающий компетенцией.

Компетенция – это способность делать что- либо хорошо или эффективно.

Ключевые компетенции – важные компетенции, которые используются во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования в обществе.

Изменилась методология стандарта. В основе стандарта лежит системно-деятельностный поход.

Инновационность структуры стандарта:

  • Требования к структуре основных образовательных программ.
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
  • Система оценивания результатов достижения освоения основных образовательных программ.

В требованиях к структуре основная общеобразовательная программа (ООП) общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. В структуре ООП предусмотрены требования ксоотношению частей ООП иихобъему, соотношению обязательной части ООП ичасти, формируемой участниками образовательного процесса, задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования: кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим.

ФГОС: изменение требований к образовательному результату

Еще одна отличительная особенность заключается в том, что образовательный стандарт первого поколения содержал конкретный перечень требований только к результатам подготовки по предметам (требования к общеучебным умениям и навыкам носили «условный (примерный) характер»). Стандарт второго поколения ориентирован не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

.схема изменение требований к образовательному результату

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной общеобразовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность. Конкретизация планируемых результатов отражена в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Изменились методологические основы системы оценки достижения требования Стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты по реализации и освоению основной общеобразовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Проведём сравнительный анализ требований стандартов ФК ГОС и ФГОС к реализации основной образовательной программы (далее ООП) основного общего образования (далее ООО).

ГОС ООО (2004 г.) ФГОС ООО (2010 г.)
  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  • Требования к уровню подготовки выпускников.
  • Основное содержание учебных предметов.
  • Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам.
Требования к результатам освоения ООП ООО
 
  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетентности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, включающие познавательную, информационно-коммуникационную и рефлексивную деятельность. Требования к общим учебным умениям и навыкам носили условный (примерный) характер.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету (конкретный перечень требований).
Базовый и профильный уровни.
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Базовый и углубленный уровни. Уровневый подход: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться».
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей образовательной программы и их объёму
Основная образовательная программа образовательного учреждения (далее ОУ).
Учебный план ОУ (составленный на основе базисного УП).
Основная образовательная программа ОУ основного общего образования.
Учебный план – составная часть ООП.
  1. Обязательная часть.
Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией (не менее 75 % времени).
  1. Обязательная часть (70 %).


  1. Вариативная часть.
  • Региональный компонент – устанавливается субъектом РФ (не менее 10% времени).
  •  Компонент ОУ – устанавливается самостоятельно ОУ (не менее 15% времени).
  1. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (30%).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Рекомендации по оснащению учебного процесса. Требования к условиям реализации ООП ООО:
  • кадровые,
  • финансовые,
  • материально-технические.

Обновления в деятельности педагога, работающего в условиях введения ФГОС

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.

В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи.

Одной из ключевых задач должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учителей. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  • готовность делать осознанный и ответственный выбор;
  • технологическая компетентность;
  • готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);
  • информационная компетентность;
  • социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);
  • коммуникативная компетентность.

Анализируя стратегические задачи обновления системы образования, можно выделить пять основных групп задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя:

  1. Видеть ученика в образовательном процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.
  2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования. Коренное повышение качества образования непосредственно связано с содержанием. Но с появлением вариативности среднего образования учителю необходимо ставить перед собой и учащимися цели, характерные именно для определенного уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка).
  3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Современные требования к специалистам в различных областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения. Таким образом, учителю школы необходимо в процессе обучения учащихся использовать все эти технологии (интреграцию, проектирование, моделирование и т.д.).
  4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду. В современных условиях построение образовательного процесса в традиционных кабинетах выглядит нерентабельно. Необходимо использовать коммуникационные и информационные технологии образовательной среды.
  5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку.

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.

Основные этапы урока.

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Главная цель учителя на уроке.

Успеть выполнить все, что запланировано.

Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей).

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока.

Преимущественно фронтальная.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная.

Нестандартное ведение уроков.

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие с родителями обучающихся.

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.

Образовательная среда.

Создается учителем. Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

Результаты обучения.

Предметные результаты.

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

Нет портфолио. обучающегося

Создание портфолио.

Основная оценка – оценка учителя.

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, видим, что она существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Кроме знания основных нормативных документов, ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

ФГОС – инструмент реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Происходит смена образовательной модели: от «Знаниевой педагогики» к «Компетентностной педагогике».

В настоящее время перед учителями стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. Важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя.

Учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Роль современного учителя – это роль проводника.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут быть выполнены.

Список литературы:

  1. Пискунова Е.В., профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Реализация компетентностного подхода в содержании образования в условиях ФГОС.
  2. Шабанова Р.Г., заместитель директора по НМР МБОУ гимназии № 103. Мастер – класс «Современный урок математики. Изменения деятельности педагога, работающего по ФГОС».
  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010г. NПр-271).
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  6. Стандарт второго поколения: в чем его новизна? Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» - презентация. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/241488/
13.11.2019