В настоящее время проблема качества стала одной из приоритетных как в социально-экономической, производственной, сервисной и других сферах общественной жизни, так и в области образования. Существенные изменения в образовательной практике во всех странах мира связаны с повышением качества образования.
Качество образования возводится в ранг действительно цивилизованного развития наций (ЮНЕСКО), что отражает факт важного переосмысления ценности образования как инвестиции в будущее и жизнеобеспечивающего фактора в социокультурной и социоприродной среде.
Сущность «качества» как философской категории рассматривается следующим образом:
- качество как видовое отличие между предметами (Аристотель);
- как тождественная с бытием определенность, непрерывно связанная с понятиями «количество» и «мера»;
- как определенная степень выраженности, которую можно измерить (Гегель);
- как своеобразная система свойств, которыми обладают вещи, поскольку существуют не качества, а вещи, обладающие качествами (Энгельс);
- как состояние субъекта (Беркли, Юм).
На педагогическом уровне проблема качества образования исследовалась по разным направлениям:
- определение сущности качества образовательного процесса как интегрального свойства, обусловливающего способность педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным потребностям личности и общества, государственным требованиям по подготовке высококвалифицированных специалистов (Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын);
- раскрытие сущности понятия качества как процесса и результата образовательной деятельности на уровнях образовательных систем и личностных образовательных достижений (А.П.Беляева, Б. Г. Гершунский, М.С. Пак);
- уровневый подход к усвоению знаний, умений и навыков в процессе образования и обучения, обеспечивающих диагностику качества образованности и обученности (В. П. Беспалько, А. А. Кыверялг, И. Я. Лернер, А. В. Усова, В. П. Гаркунов, М. С. Пак, И. М. Титова, Г. И. Якушева, А.Э. Карпушов, И.В. Шутова, И.С, Иванова и др.);
- критерии оценки эффективности отдельных сторон образовательной деятельности (Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Л. Я. Зорина, Г. И. Щукина, В. П. Гаркунов, В. И. Ростовцева, М. С. Пак, Р. Гмох, Г.Н. Фадеев, В.Н. Давыдов, Н.М. Дергунова, Ю.Ю. Гавронская, А.Л. Зелезинский, А.Э. Карпушов, А.Н. Лямин, И.С. Иванова, Е.С. Павлова, Д.К. Бондаренко и др.).
Под качеством химического образования нами понимается внешняя и внутренняя определенность процесса (его целей и задач, уровней, компонентов содержания, стадий, методов, средств, форм, условий) и результата, отражающего оптимальное соответствие фактически достигнутого, воплощенного в деятельности и в свойствах личности, заданным критериям.
Обеспечение качества химического образования не мыслимо без удовлетворения существующих и потенциальных потребностей личности, общества, государственных требований. Оно обнаруживается в процессе функционирования системы химического образования и в достигнутых образовательных результатах. Поэтому качество химического образования представляет собой интегральное свойство системы химического образования оптимально удовлетворять существующим (и потенциальным) потребностям личности и общества, а также государственным требованиям (ФГОС).
Современный образовательный стандарт (как модель, норматив и измеритель качества химического образования) представляет собой интегративный объект (блоки знаний, умений, опыта творчества, компетенций и ценностных отношений). Поэтому для анализа и оценки качества химического образования необходима интегративная методика. Интегративный характер методики анализа и оценки качества химического образования обусловлен и тем, что она реализует в комплексе разнообразные критерии, качественные показатели, количественные параметры, методы компонентного (В. И. Ростовцева) и пооперационного (А. В. Усова) анализа, рейтинг, анкеты (открытые и закрытые), тесты разного типа и другие контрольно-оценочные средства.
Качество химического образования как социальный заказ определяется через определенныетребования ФГОС, отражающие такие характеристики качества его результатов, как предметные компетенции, универсальные учебные действия (личностно-ценностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и другие социально и жизненно важные УУД).
Сегодня такая традиционная характеристика качества химического образования, как уровень усвоенных знаний, трансформируется в иной результат образования - компетенции, компетентность в сфере образовательной (и научно-исследовательской) деятельности, мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Знания - не цель, а средство формирования компетенций, представляющих собой «сплав», целостность знаний, умений/действий, опыта и ценностных отношений.
В процессе химического образования по-прежнему особое внимание следует уделять формированию таких качеств знаний, как:
1) полнота, определяемая количеством объектов химических знаний;
2) глубина, характеризующая число осознанных существенных связей данного химического понятия с другими соотносящимися с ним понятиями;
3) систематичность, предполагающая осознание состава некоторой совокупности химических знаний, их содержательно-логической иерархии и последовательности;
4) системность, означающая осознание химических знаний в структуре, сходной со структурой элементов химической и других наук (структурно функциональных связей), их функционирование в сознании учащихся по схеме: родственные понятия, основные положения, следствия, приложение знаний;
5) оперативность, предусматривающая способность использовать химические знания в применимых (стандартных и нестандартных) ситуациях;
6) гибкость, проявляющаяся в нахождении вариативных способов применения химических знаний при изменении ситуации;
7) конкретность и обобщенность, проявляющиеся в раскрытии конкретных воплощений обобщенного химического знания и в способности подводить факты под обобщение;
8) развернутость и свернутость, проявляющиеся в способности выразить совокупность химических знаний во всей полноте (и иерархии) и в способности выразить эти знания компактно в сжатой форме;
9) осознанность, предполагающая понимание характера, механизмов становления и проявления связей между химическими знаниями (рядоположенности и соподчиненности, степени их существенности), а также доказательности и сферы применения усвоенных знаний;
10) прочность, означающая длительность сохранения знаний в памяти, позволяющая воспроизводить и применять их при необходимости.
Целесообразно выделение и такого качества знаний, как их направленность (культурологическая, нравственно-этическая, аксиологическая, экологическая, валеологическая, эстетическая, профессиональная и др.), предполагающая приоритетность их связи с той или иной предметной областью. Как видно, качество химических знаний - понятие многофакторное.
Предметными компетенциями по химии, обозначенными в ФГОС общего образования на базовом уровне, являются следующие компетенции:
- овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;
- систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
- овладение химической терминологией и символикой;
- распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;
- составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов разного типа;
- способность пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
- понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;
- способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в живой природе;
- осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровье человека.
Предметные компетенции, знания и умения по химии, обозначенные для профильного уровня в новом ФГОС общего образования - предметные компетентности, знания и умения базового уровня, а также:
- становление мотивации к последующему изучению естественных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; характеристика профессий, основой которых являются естественные науки;
- осознание и объяснение значения химии в современном обществе, ее роли в изучении природы, ее взаимосвязях с другими естественными науками;
- овладение основами химической термодинамики и химической кинетики;
- готовность к участию в тематических дискуссиях, к подготовке докладов, рефератов, к выполнению других творческих работ.
Требования к качеству усвоения химических знаний и умений/действий в школьной программе целесообразно для каждого (8-11) класса сгруппировать на:
- требования к усвоению теоретического материала;
- требования к усвоению фактов;
- требования к усвоению химического языка;
- требования к выполнению химического эксперимента;
- требования к решению расчетных задач.
В требованиях к качеству усвоения, например, теоретического и фактического материала в 8 классе следует выделить знания, необходимые для формирования предметных компетенций по химии, а именно:
- основные положения атомно-молекулярного учения;
- формулировка закона сохранения массы веществ;
- состав молекул и свойства кислорода, водорода, воды;
- химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей;
- современная формулировка периодического закона и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
- правила безопасной работы с веществами и простейшим оборудованием.
В требованиях к качеству усвоения учебного материала, например, по органической химии следует выделить следующие группы знаний:
- основные положения теории химического строения веществ, гомология, структурная изомерия, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарная, двойная, тройная, ароматическая, водородная), их электронная трактовка и влияние на свойства веществ, смысл структурных и электронных формул органических веществ, структура полимеров;
- строение, свойства и практическое значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминов и аминокислот, белков;
- основные понятия химии высокомолекулярных веществ; особенности строения, свойства, получение и применение важнейших представителей пластмасс, каучуков, химических волокон;
- промышленная переработка нефти, природного газа;
- правила безопасной работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожароопасность органических соединений.
В школьной программе сформулированы требования к результату усвоения учебного материала не только в форме знаний, но и в форме умений (личностных способов действий), важных составляющих компетенций.
Так, по органической химии у школьников должны быть сформированы следующие умения (личностные способы действий):
- разъяснять на примерах причину многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинноследственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления к более глубокой сущности;
- пользоваться логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, систематизации и обобщения при изучении учебного материала, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их химического строения и о строении веществ по их свойствам;
- составлять структурные формулы изучаемых органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь;
- определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах посредством качественного химического анализа.
Многие из указанных умений (и соответствующих действий) по характеру являются универсальными.
Формирование указанных выше компетенций по химии (как на базовом, так и на профильном уровне) связано с достижением интегративных результатов общеучебного значения, включающего:
Умения организовать свою образовательную деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать обобщенные способы и другие средства реализации цели, применять информационно-коммуникационные технологии ИКТ при поиске химической и другой информации, взаимодействовать в группе и оценивать достигнутые результаты;
Готовность к профессиональному выбору в мире профессий, на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей;
Ценностные ориентации духовно-нравственного характера, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать свои и других людей поступки с позиции социально-культурных традиций и духовнонравственных ориентиров.
Таким образом, о качестве химического образования в средней школе можно судить на основании того, как реализованы указанные выше требования в процессе усвоения учащимися программного учебного материала по химии. К сожалению, в школьной программе по химии не обозначены обособленно те ценностные отношения, которые должны быть сформированы в процессе химического образования (например, любовь к Отечеству, патриотизм, культурно-языковая идентичность, вклад выдающихся отечественных ученых в науку).
В современной технологии химического образования особое место отводится анализу и оценке его качества. Качество химического образования устанавливают, руководствуясь его образовательными стандартами (для основной, средней и высшей школы). Современный образовательный стандарт как модель, норматив и измеритель химического образования представляет собой системный и интегративный объект (блоки знаний, умений и ценностных отношений).
Поэтому для химического (и химико-педагогического) образования необходима интегративная (блочно-модульная) методика - методика для анализа и оценки качества относительно самостоятельных и специфичных блоков (знаний, умений/действий и ценностных отношений) и их модулей. Интегративный характер этой методики оценивания обусловлена и тем, что она реализует в комплексе разнообразные критерии, качественные показатели, количественные параметры, методы компонентного и пооперационного анализа, письменные контрольные работы, тесты разного типа, рейтинг, анкеты (открытые и закрытые) и т.п. Объективное измерение качества химического образования возможно при систематическом контроле и учете, прежде всего, качества предметных компетенций, химических знаний, предметных умений/действий и ценностных отношений, а также при правильной их оценке на основе заданных критериев, показателей и параметров.
При реализации интегративной методики анализа и оценки качества химического образования особое значение придается понятию «критерий», которое должно быть отграничено от понятий «показатель» и «параметр».
Понятие «критерий» в литературе используется в нескольких значениях:
1) средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы, осуществляется логически обоснованное предположение вывода или оценки;
2) идеальный образец, выражающий самый современный уровень изучаемого явления, соответствие норме;
3) мерило для оценки значимости осуществляемого выбора для проверки степени реализации образовательной цели.
В процессе химического образования данное понятие используется во всех его смысловых значениях.
«Измерение» качества химического образования осуществляется путем использования как качественных, так и количественных критериев, адекватных им диагностируемых показателей и параметров, определяющих полноту, глубину, системность, направленность и объем знаний, опыт творческой деятельности, готовность к дальнейшему образованию и самообразованию.
Показатель (и параметр) как более конкретный измеритель качественного (и количественного) критерия делает его доступным для педагогического наблюдения и дидактического измерения.
При оценке химических знаний в школьной программе реализуется критерий «качество знаний» и его показатели: объем знаний (соответствующий параметр - коэффициент полноты Кп), системность (соответствующий параметр - коэффициент системности Кс) и другие (см. о качествах знаний).
Качественным показателям соответствуют адекватные им количественные параметры. Необходима целостная реализация количественных и количественных критериев.
При определении качества химических знаний в средней школе особое внимание уделяется таким качествам, как полнота, глубина, системность, осознанность, прочность (см. школьные программы по химии). При оценивании качества знаний обращается внимание на существенность и несущественностьошибок, допускаемых учащимися при выполнении предложенных заданий по химии (вопросов, упражнений, химических задач и т. п.).
Диагностируемыми характеристиками качественного овладения химическими знаниями являются 5 уровней их сформированности (А.А.Кыверялг, В.П.Беспалько, М.С.Пак):
узнавание - 1 балл,
неполное воспроизведение - 2 балла,
полное воспроизведение - 3 балла,
применение - 4 балла,
трансформация - 5 баллов.
Заметим, что в образовательной практике основной и средней школы при оценивании знаний практикуется пятибалльная, точнее четырехбалльная, система, т.к. отметка «1» редко используется. При определении состояния успеваемости учащихся часто применяются относительные количественные параметры в процентах (%).
Для анализа и измерения качества усвоения химических знаний и уровня их сформированности целесообразен компонентный анализ (В. И. Ростовцева, М.С.Пак). В качестве дидактических единиц в учебных материалах по химии вычленяются (Г.М.Чернобельская, М.С.Пак):
1) химические теории,
2) химические законы,
3) химические понятия,
4) научные факты,
5) химический язык (символика, терминология, номенклатура),
6) методы химии,
7) вклад ученых в химию, в дидактику, в педагогику.
Приведем примеры компонентного анализа В. И. Ростовцевой.
Вопрос 1. Какие вещества называются кислотами в свете теории электролитической диссоциации? Какие знания потребуются от учащихся при ответе на этот вопрос?
Составляется примерный эталон ответа для компонентного анализа: 1) электролит, 2) ионы, 3) катионы, 4) диссоциация, 5) водный раствор.
Вопрос 2. С какими веществами взаимодействует углекислый газ?. Приведите уравнения соответствующих реакций.
«Эталон» знаний: 1) взаимодействие с основными оксидами, 2) взаимодействие с основаниями, 3) взаимодействие с водой.
Вопрос 3. Сколько граммов цинка и кислоты потребуется для образования 3 моль водорода?.
«Эталон» ответа: 1) моль, 2) формулы, 3) уравнения реакций, 4) расчет.
Вопрос 4. Напишите уравнения реакций превращения веществ: кальций → оксид кальция → гидроксид кальция → карбонат кальция → оксид кальция → карбонат кальция.
«Эталон» ответа: 1) формулы, 2) уравнения, 3) металл → оксид основной, 4) основной оксид → основание, 5) основание → соль, 6) соль → оксид, 7) оксид → соль.
По результатам компонентного качественного анализа выводятся количественные параметры, Так, если учеником усвоено только пять компонентов из семи (что составляет 5:7=0.71 вместо 1), то коэффициент усвоения знаний данным учеником составляет 0,71, что соответствует школьному баллу «3» и т.д.
Качество сформированных умений (общелогических, общеучебных, общетрудовых, специфических предметных) представляет собой существенную определенность умений системного и интегративного характера. В этой качественной определенности интегратором (указанных групп умений/действий) выступают интеллектуальные универсальные умения.
Для оценки качества интеллектуальных личностных способов действий, сформированных при изучении химии, могут быть использованы следующие показатели:
- существенность (умения выделять существенное в изучаемом материале, логически последовательно и компактно излагать свои мысли),
- обобщенность (умения интегрировать знания, оперировать межпредметными и метапредметными категориями и осуществлять перенос знаний),
- доказательность (умения применять знания для объяснения фактов и обоснования выводов).
При анализе и оценке качества специфических предметных умений следует иметь в виду следующие их группы (М. С. Пак):
1) организационно-предметные умения (готовить рабочее место в лаборатории, выполнять разнообразные задания по химии);
2) содержательно-интеллектуальные умения (применять специфические методы химической науки, использовать химические законы и теории);
3) информационно-коммуникативные умения (извлекать химическую информацию при чтении формул, схем, текстов, общаться на языке химической науки, перекодировать информацию на язык химии);
4) химико-экспериментальные умения (планировать и выполнять химический эксперимент, собирать и разбирать химические приборы, получать и доказывать наличие веществ, ликвидировать последствия химического опыта);
5) расчетно вычислительные умения (решать расчетные, расчетно экспериментальные и качественные химические задачи с использованием ЭВТ);
6) оценочные умения (дать оценку химическим объектам окружающего мира и последствиям их использования);
7) изобразительно-графические умения (представлять химические объекты и знания о них, используя различные формулы, схемы, аналоги, графики и другие изображения;
8) конструктивно-моделирующие умения (создавать новые приборы, аппараты, установки, модели, макеты химических объектов;
9) самообразовательные умения (самостоятельно и непрерывно работать над пополнением своего «химического» багажа, осуществлять информационный поиск в библиотеке, изучать литературные и другие источники информации по интересующей теме, проводить химическое экспериментирование по самостоятельно выбранному разделу химии, изучать жизнедеятельность выдающихся химиков мира, разрабатывать индивидуальные проекты).
При измерении и оценивании качества учебных умений (личностных способов действий) целесообразен пооперационный анализ. Разработанный А. В. Усовой пооперационный анализ (для выявления качества усвоения учащимися научныхпонятий) мы рекомендуем модифицировать применительно к анализу не качества усвоения знаний (понятий), а к анализу качества сформированных умений применять химические знания. С этой целью исследователем предварительно готовится таблица, в которой фиксируются все операции («вытекающие» одна из другой), которые учащиеся должны осуществить для выполнения полученного задания. Последующий анализ исследователем умственных операций, с которыми не справились учащиеся, позволит сделать вывод о том, какие операции (и соответствующие умения) ими не усвоены.
Покажем возможности пооперационного анализа на простых примерах.
Задание: составьте формулу оксида фосфора.
Для выполнения этого, на первый взгляд, примитивного задания учащиеся должны осуществить следующие элементарные операции:
1) записать символы двух химических элементов (фосфора и кислорода), входящих в состав оксида (2 операции);
2) проставить над знаками этих химических элементов их валентность римскими цифрами (2 операции);
3) найти наименьшее общее кратное чисел, выражающих валентность обоих элементов;
4) найти индексы к знакам двух элементов посредством деления наименьшего общего кратного на валентность каждого элементов (2 операции);
5) записать ответ на полученное задание. Если проанализировать пооперационное выполнение данного задания, то получится не менее 8 «шагов» (операций), которые должны осуществить учащиеся.
Задание: Вычислите относительную молекулярную массу оксида фосфора (V).
Учащиеся для выполнения данного задания должны реализовать следующие элементарные «шаги» - операции:
1) прочитать текст задачи;
2) записать кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений;
3) составить химическую формулу данного вещества;
4) выписать из справочной таблицы относительные атомные массы фосфора и кислорода;
5) составить формулу вычисления относительной молекулярной массы вещества, рассматривая ее как сумму произведений относительных атомных масс элементов на число их атомов;
6) вычислить искомую относительную молекулярную массу оксида фосфора;
7) записать ответ.
Выполнение данногозадания потребует реализации не менее 10 элементарных операций.
Результаты пооперационного анализа, также как и результаты компонентного (поэлементного) анализа можно преобразовать в количественные показатели (параметры), например в коэффициент сформированности умений (применять теоретические знания, фактический материал, решать расчетные задачи, проводить химический эксперимент и т. п.)
Использование компонентного и пооперационного анализа в интегративной методике оценивания учебных достижений позволит осуществить мониторинг за качеством предметных компетенций, выявить имеющиеся недостатки в знаниях и умениях учащихся, своевременно применить меры по их устранению и предупреждению, представить достаточно объективную качественную и количественную характеристику состояния качества химического образования.
О качестве химического образования можно судить и по ценностным отношениям, сформированным у учащихся. Необходимо иметь в виду ценностные отношения: 1) к химическим и другим наукам; 2) к химическому образованию; 3) к технике, к химическим и другим технологиям, к химическим и другим производствам; 4) к живой и неживой природе, к химическим основам рационального природопользования, к окружающей среде; 5) к труду (учительскому, учебному, исследовательскому, научному); 6) к культуре (духовной и материальной); 7) к обществу, к Отечеству; 9) к человеку, к здоровью, к миру; 10) к языку (родному, химическому, иностранному).
При анализе и «измерении» ценностных отношений могут быть использованы такие методы, как педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование (с закрытыми и открытыми вопросами), шкалирование, дидактический эксперимент в сочетании со статистическими и графическими методами, методами ранговых оценок.
Таким образом, готовность к дальнейшему образованию и самообразованию (как интегральный показатель достаточно высокого качества химического образования) можно оценить, используя интегративную методику анализа и оценки качества химического образования посредством диагностируемых характеристик его важнейших компонентов, распределенных по трем основным блокам: I - Знания, II - Умения/действия, III - Ценностные отношения.
Контроль и учет знаний и умений - это важные составные части образовательного процесса.
Контроль (франц. controle, от contrerole - список, ведущийся в двух экземплярах) - проверка чего-либо. Контроль в химическом образовании - это определение состояния объема и качества химических знаний, умений и ценностных отношений каждого ученика и всей учебной группы (класса) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Учет в химическом образовании - это приведение в систему информации о состоянии объема и качества химических знаний, предметных умений/действий и ценностных отношений учащихся.
Главная цель контроля и учета - это определение степени усвоения учащимися содержания химического образования, объема и качества предметных компетенций, химических знаний, умений/действий и ценностных отношений.
Контроль предметных компетенций, химических знаний, предметных умений/действий и ценностных отношений имеет важную значимость и для учителя, и для учащихся, что раскрыто в таблице.
|
Для учителя |
Для учащихся |
|
1) Всесторонний анализ результатов преподавательского труда 2) Обнаружение недостатков, недочетов в преподавании 3) Своевременная помощь учащимся в устранении пробелов 4) Предупреждение неуспеваемости 5) Достижение высокого качества в преподавании, успехов в труде |
1) Стимулирование систематической работы в учебе и самоконтроля 2) Формирование ответственного отношения к учебе, мотивации учения 3) Укрепление воли и упорства в процессе преодоления трудностей 4) Формирование критического отношения к результатам учебного труда, самостоятельности 5) Достижение успехов в учебе |
Контроль в процессе образования и обучения, как представлено в таблице, играет важную роль в повышении качества и преподавания, и учения. Функции контроля невозможно рассматривать в отрыве от функций обучения, воспитания и развития. В процессе контроля продолжается решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Контроль химических знаний и личностных способов действий, при оптимальном его использовании, выполняет разнообразную функцию (диагностирующую, мотивационно-стимулирующую, мобилизационную, организующую, ценностно-ориентационную, управленческую, результативно-оценочную и др.).
В литературе наряду с термином «контроль» используется термин «проверка», причем этим терминам придается разный смысл. Сторонники такого подхода вкладывают иной смысл в термин «контроль», приписывая ему значение функции, а термином «проверка» обозначают компонент процесса обучения, являющийся носителем этой функции.
Вслед за В. Л. Рысс, мы считаем эти термины синонимами. В дидактике химии эти понятия-синонимы («контроль», «проверка») можно определить, с точки зрения внешней структурной организации процессе обучения, как часть этого процесса, а с точки зрения внутренней сущности как соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
В дидактике химии различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
Предварительный контроль - контроль, осуществляемый с целью установления необходимого для восприятия учебного материала уровня химических знаний и предметных умений учащихся, приступающих к изучению нового раздела (или курса). Предварительную проверку проводят в начале нового учебного года, в начале изучения новой темы (или раздела). Так, например, в 9 классе перед изучением темы «Теория электролитической диссоциации» предварительный контроль осуществляется в форме письменной контрольной работы.
Приведем пример предварительного контроля в форме письменной работы (П. А. Глориозов, В. Л. Рысс):
1. Дайте характеристику элемента №38 на основании положения его в периодической системе химических элементов.
2. Напишите электронные формулы: а) сероводорода; б) хлорида магния. Укажите тип химической связи в каждом случае.
3. Какие из перечисленных веществ будут взаимодействовать с соляной кислотой: гидроксид железа (III), оксид серы (IV), оксид кальция, серная кислота, медь, магний? Напишите уравнения возможных реакций.
4. Какой объем хлороводорода (при н.у.) выделится при взаимодействии хлорида калия массой 7,45 г с избытком концентрированной серной кислоты?
Текущий контроль - контроль, осуществляемый в ходе повседневной работы, в процессе каждого урочного, внеурочного и факультативного занятия. В процессе текущего контроля учитель осуществляет своеобразный мониторинг за качеством усвоения учащимися химических знаний и предметных умений. Под пристальным текущим контролем должно находиться и состояние практических умений. Могут быть использованы задания такого рода: получите амфотерный гидроксид и выполните реакции, характеризующие его химические свойства; осуществите превращения веществ (по данной схеме) и др. Целесообразны в текущем контроле дифференцированные задания. Приведем примеры дифференцированных заданий (В. Г. Андросова):
Вариант «А». Объясните, в каких массовых и объемных соотношениях реагируют водород и кислород, образуя воду.
Вариант «В». В эвдиометре взорвали смесь объемом 6 мл водорода и 6мл кислорода. Какой газ остался над слоем образовавшейся воды? Как это проверить?
Вариант «С». Составьте задачу, в которой после взрыва определенного объема кислорода и водорода: а) в избытке остался водород, б) в избытке остался кислород, в) вещества полностью прореагировали.
Периодический контроль - контроль, осуществляемый вслед за логически законченным разделом курса химии в конце четверти (полугодия, года, семестра, триместра). Осуществляется периодический контроль в форме общественного смотра знаний и умений, контрольно-учетных уроков, письменных работ, экспериментально-контрольных работ и т.п.
Приведем в качестве примера текст варианта контрольной работы (на 45 мин), используемой после изучения раздела (кислородсодержащих органических соединений).
1. Сравните свойства муравьиной кислоты и формальдегида, Чем обусловливаются эти свойства? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2. К какому классу органических веществ относятся вещества, изомерные карбоновым кислотам? Составьте формулы двух-трех изомерных веществ, отвечающих формуле С6Н12О2.
3. Какую массу раствора уксусной кислоты с массовой ее долей 0,8 можно получить при окислении уксусного альдегида массой 11 т?
Итоговый контроль - контроль, осуществляемый в конце учебного года, в конце изучения курса. Заключительная проверка знаний и умений проводится
обычно в форме выпускного экзамена. Приведем в качестве примера содержание экзаменационного билета по химии за курс средней школы.
1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение. свойства. применение.
3. Определите с помощью характерных реакций каждое из предложенных двух органических веществ.
Как видно из приведенных примеров проверка химических знаний и предметных умений/действий может проводиться разными методами. Различают следующие методы контроля: устный, письменный, практический, компьютерный, комбинированный, реализуемые в различной форме (см. табл.).
|
Методы контроля |
Формы контроля |
|
Устный контроль (и самоконтроль) |
индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, комментирование ответов, доклад, сообщение, зачет, коллоквиум, дискуссия и др. |
|
Письменный контроль (и самоконтроль) |
диктант (символический, графический, цифровой), письменная контрольная работа, тесты (дополнения, выборки, группировки, сличения, ранжирования, альтернативы, напоминания), решение задач, дидактические игры и др. |
|
Практический контроль (и самоконтроль) |
химическое экспериментирование, конструирование и моделирование химических объектов, графические изображения с использованием ИКТ и т.п. |
|
Компьютерный контроль и самоконтроль |
Виртуальный химический эксперимент, тестирование, использование видео-записей, аннимаций, презентаций, ЭОР |
|
Комбинированный контроль |
Расчетные задачи, химические опыты, устные или письменные ответы на вопросы, выпускной экзамен (знания неорганической и органической химии, экспериментальные и расчетные умения) |
Замечательный химик-методист В. Я. Вивюрский советует учащимся быть предельно внимательным в ходе устного (фронтального) контроля, так как в это время учитель ставит устные вопросы всему классу, а отвечает только один ученик в текущий момент. Учащиеся не записывают вопросы, а стараются понять их смысл. Если вопросы относятся к только изученному материалу, то ответить на них легче, вопросы по более давнему материалу требуют большего напряжения памяти. За то время, которое длится от сформулированного вопроса и до того, когда он назовет фамилию ученика для ответа на вопрос, учащимся нужно успеть понять смысл вопроса, приготовить примерный ответ на него, сообразить с чего начать ответ, какие привести примеры, какой сделать вывод. Следует ученику внимательно слушать ответы товарищей и мысленно сопоставлять их со своими знаниями, отмечать про себя ошибки, если они были допущены в ответе, оценивать, полные или неполные были ответы, их аргументацию, число примеров и их соответствие вопросам, правильность выводов. В. Я. Вивюрский справедливо указывает, что внешне эта напряженная работа мозга никак и ничем не проявляется, хотя учащиеся в это время проделывают сложную умственную работу. Устный контроль позволяет учителю убедиться, насколько учащиеся правильно подготовили домашние задания, как усваивают текущий учебный материал, все ли учащиеся успевают.
Учитель может использовать разные методические приемы устного контроля, например, при изучении нового материала. Он (в самом начале изложения с целью контроля и актуализации знаний, необходимых для понимания нового материала) обращается с вопросами к классу, заставляя учащихся вспомнить ранее изученный материал и реализовать внутрипредметные связи, что способствует лучшему усвоению нового материала. По ходу изложения учитель иногда просит какого-нибудь ученика повторить то или иное определение, правило, формулировку закона. Тем самым учитель дает понять учащимся, что является наиболее важным, существенным в изучаемом материале. После изложения нового материала, учитель обращается к учащимся с вопросом, все ли было им понятно. По вопросам, задаваемым учащимися по новому материалу, можно судить о степени усвоения ими нового учебного материала, о познавательном интересе учащихся к нему. На этапе закрепления изученного материала учитель путем постановки заранее подготовленных вопросов может проконтролировать степень усвоения и понимания нового материала учащимися.
Разнообразны формы письменного контроля (диктанты, контрольные работы, тесты и т.п.). В их реализации важную роль играет тетрадь ученика. Тетрадь ученика - это зеркало его работы. По ней можно судить об отношении ученика к предмету, об объеме и разносторонности заданий, о его умений применять их на практике и даже о некоторых чертах характера ее владельца - аккуратности, исполнительности, бережливости и т.д. (В. Я. Вивюрский). Записи в тетради способствуют контролю и самоконтролю не только знаний, но и развитию памяти (слуховой, зрительной, моторной), воспитанию культуры интеллектуального труда.
Разнообразны методические приемы письменного контроля. Учитель сообщает учащимся пункты плана, по которому они затем письменно раскрывают тот или иной химический объект (химический элемент, вещество и т.п.). Учащимся предлагается:
- составить простой или сложный план раскрытия изученного материала;
- решить (или составить) химическую задачу, выполнить тест, творческое задание, дидактическую игру;
- составить схемы строения атомов химических элементов, формулы различных неорганических и органических веществ;
- сделать рисунки приборов, образцов химической посуды;
- в процессе домашней письменной работы дополнить краткую запись (сделанную в тетради на уроке) новыми сведениями, взятыми из учебной, научно-популярной или справочной литературы;
- записать общий план изучения технологии производства неорганических и органических веществ;
- написать письменный отчет о проделанной работе и др.
Каждый методический приемимеет своиособенности. Так, контроль степени усвоения учащимися пройденного материала с помощью разнообразных химических диктантов требует от них особенно большой собранности и внимательности. Выполнение химических диктантов требует от учащихся умений не только слышать, воспринимать и понимать сформулированное учителем задание, но и моментально в письменной форме отвечать на него.
В процессе практического контроля проверяются умения учащихся включаться в те или иные действия (химико-экспериментальные, расчетно вычислительные, изобразительно-графические, интерактивные, моделирующие, речевые и др.).
Какие экспериментальныеумения проверяются в процессе практического контроля? Уже в 8 классе учащиеся должны овладеть умениями обращаться с простейшими приборами, реактивами и оборудованием. Проверяется качество умений (личностных способов действий) учащихся:
- обращаться с пробирками, лабораторным штативом, спиртовкой;
- приготовлять растворы веществ;
- проводить нагревание, фильтрование;
- обращаться с растворами кислот и щелочей;
- проверять водород на чистоту;
- готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества;
- собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды;
- определять кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей, соблюдать правила техники безопасности;
- оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами.
В 9 классе проверяется качество умений (личностных способов действий) учащихся:
- обращаться с простейшими приборами для получения и собирания газов (аммиака, оксида углерода IV), изучать их свойства;
- определять хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат-ионы, ионы аммония.
По курсу органической химии проверяется качество следующих экспериментальных умений (личностных способов действий):
- определять наличие углерода, водорода и хлора в органических соединениях;
- определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки;
- распознавать наиболее распространенные пластмассы и химические волокна.
Какие расчетные умения проверяются в процессе практического контроля? Уже в 8 классе учащиеся должны овладеть умениями (личностными способами действий):
- вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ и молярные массы веществ;
- вычислять массовую долю и массу растворенного вещества, массу, количество вещества и объемы газов (н.у.) по известному количеству вещества, одного из вступивших в реакцию (или продуктов реакции).
В 9 классе проверяется качество расчетных умений (личностных способов действий):
- вычислять массу, объем или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке или содержит примеси.
По органической химии особое внимание уделяется контролю качества расчетных умений (личностных способов действий), связанных с выводом простейших и молекулярных формул веществ в газообразном состоянии на основании их плотности и массовых долей элементов (или масс продуктов сгорания).
Символико-графические умения учащихся, прежде всего, связаны с усвоением ими химического языка, что проверяется также в процессе письменного контроля. Проверяются следующие специфические умения (личностные способы действий):
- изображать химические символы;
- составлять химические формулы и уравнения, схемы строения атомов химических элементов с указанием числа электронов в электронных слоях, уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронным балансом, уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей, полных и сокращенных ионных уравнений реакций;
- изображать графические, структурные и электронные формулы веществ (особенно органических);
- составлять уравнений реакций, характеризующие свойства органических соединений, их генетическую связь;
- составлять схемы, иллюстрирующие области применения веществ, а также технологические схемы химических производств и др.
В процессе практического контроля проверяется качество умений (личностных способов действий) учащихся моделировать химические объекты. Модель - это материализованный (или мысленно представляемый) образ химического объекта, который отображает существенные его свойства. Реальными химическими объектами являются химические элементы, вещества, химические реакции, молекулы, кристаллические решетки и т.п. Контроль практических умений учащихся, например, моделировать химические объекты осуществляется с учетом этапов моделирования, включающего: изучение соответствующей теории, составление схемы или рисунка модели, изготовление модели, выявление соотношения теоретических знаний и модели, самоконтроль (В. Я. Вивюрский).
Заметим, что моделирование (в широком смысле этого слова) используется постоянно при изучении химии. Символические (знаковые) модели в виде букв - это результат отображения качественного и количественного состава, строения и свойств изучаемых химических объектов. Химический символ, химическая формула, химическое уравнение - это модельные представления химических объектов, веществ и реакций между ними.
Комбинированный контроль (и самоконтроль) знаний и умений учащихся предполагает комплексное применение приемов устного, письменного, практического, компьютерного контроля.
Приведем примеры.
1. После устного фронтального опроса учащимся предлагается составить схему, систематизирующую пройденный материал.
2. Учитель, проконтролировав в процессе беседы степень усвоения нового материала, дает учащимся работу с учебником по нахождению из его текста ответов на контрольные вопросы с последующим заполнением таблицы.
3. Учащимся предлагается экспериментально проделать реакции в соответствии с предложенной схемой превращений веществ, а затем записать уравнения проведенных реакций.
4. В процессе домашнего задания поразмыслите о том, как многие выполненные задания «переделать» (переформатировать) посредством использования ноутбука.
В процессе письменного контроля многие учащиеся допускают ошибки не столько из-за незнания учебного материала, сколько из-за незнаний приемов самоконтроля учебных достижений (В.Я.Вивюрский, Н.М. Дергунова).
В качестве важных приемов самоконтроля В. Я. Вивюрский рекомендует:
- устное воспроизведение прочитанного текста в целом или по частям, припоминание основных моментов изученного по пунктам, составленным в ходе чтения плана;
- ответы на вопросы в конце параграфа;
- постановка вопросов к прочитанному тексту, ответы на которые требует применения знаний в новых ситуациях;
- сопоставление (сверка с эталоном решения);
- повторное чтение с использованием таблиц, схем;
- выделение главного в тексте;
- многократное чтение текста, анализ прочитанного;
- пересказ текста про себя, вслух;
- составление плана, тезисов прочитанного;
- письменное выполнение упражнений в конце параграфа.
Контроль и оценка качества химических знаний и предметных умений (личностных способов действий) тесно связаны между собой. Контролируют с тем, чтобы оценить качество достигнутых результатов. Результаты химического образования как специфические образовательные ценности должны соответствовать целям учебного предмета и требованиям к качеству их усвоения.
Образовательные ценности (Г.Н. Фадеев, А.Н. Ласточкин, М.С. Пак, Г.И. Якушева, Н.М. Дергунова) в форме химических знаний, умений/действий и ценностных отношений тесно связаны с оценкой. Следует четко различать понятия «ценность», «оценивание» и «оценка». Ценностью может быть как явление внешнего объективного мира (предмет, явление, свойства, событие, поступки), так и факт субъективного сознания (идеал, образ, знания, умения/ действия, опыт деятельности).
Ценность - это объект, который мы подвергаем оцениванию.
Оценивание - это процесс определения качества химико-образовательных достижений в соответствии с установленными критериями, показателями и параметрами, требованиями ФГОС.
Оценка - это интеллектуально-эмоциональный акт, являющийся результатом нашего ценностного отношения к тому или иному объекту.
В химическом образовании важно учитывать, что только признаваемые в результате оценки ценности (в форме химических знаний, специфических предметных умений/действий и отношений), осознаваемые и переживаемые в качестве таковых, способны обеспечить качественное образование. Поэтому в процессе оценочной деятельности учитель химии должен быть предельно объективным и уметь оценивать различные стороны достигнутых образовательных результатов. Оценка - неотделимый элемент сознания, формирующийся в ходе химико-образовательной деятельности. Химическое образование порождает образовательную ценность, а также формирует субъективную способность (оценивать), с помощью которую выражается ценность (и ценностное отношение).
Результаты химического образования в основной и полной средней школе оцениваются по пятибалльной системе. При оценивании учитываются, прежде всего, следующие качественные показатели ответов учащихся:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям, личностным способам действий, применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценивании учитываются число и характер ошибок (существенных или несущественных).
Существенность ошибок связывают с недостаточной глубиной и осознанностью ответов (например, учащийся неправильно определяет основные признаки химических понятий, характерные свойства веществ, химический закон, неправильно раскрывает основные положения теории, учения, может применить теоретические положения для объяснения, предсказания, классификации явлений, для установления генетических, причинно-следственных связей и т.п.).
Несущественность ошибок связывают с неполнотой ответов учащихся (например, учащийся упускает из вида нехарактерный факт при описании свойств веществ, допускает описки, оговорки по невнимательности, неправильно обозначает заряд иона в правой части ионного уравнения и т.п.).
Качество результатов обучения химии проверяется в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также их химического экспериментирования.
Устные и письменные ответы учащихся по химии в основной и средней школе оцениваются по пятибалльной системе (см. табл.).
Оценивание экспериментальных умений, личностных способов действий (решать экспериментальные химические задачи) осуществляется также по пятибалльной системе (см. табл.). Оценивание экспериментальных умений проводится на основании наблюдений за экспериментальными действиями учащихся и их письменного отчета за проделанную практическую работу.
Оценка устного ответа
|
Отметки |
Показатели ответа |
|
«5» |
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный |
|
«4» |
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя |
|
«3» |
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный |
|
«2» |
Ответ обнаруживает непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя |
|
«1» |
Отсутствие ответа |
Оценка экспериментальных умений
Отметки |
Показатели умений |
|
«5» |
Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; высокий уровень сформированности экспериментальных умений (чистота рабочего места, порядок на столе, экономия используемых реактивов и др.); письменная работа(отчет об эксперименте) выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы |
|
«4» |
Эксперимент выполнен полностью с учетом правил техники безопасности, при этом допущены несущественные ошибки при работе с веществами и оборудованием; в письменном отчете об эксперименте сделаны выводы, свидетельствующие о правильности наблюдений |
|
«3» |
В ходе эксперимента допущена существенная ошибка, исправленная по требованию учителя; письменный отчет об эксперименте выполнен правильно более чем наполовину (имеются упущения в объяснении и оформлении работы) |
|
«2» |
В ходе эксперимента допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; письменный отчет о проделанной экспериментальной работе выполнен меньше чем наполовину, содержит существенные ошибки в объяснении и оформлении работы |
|
«1» |
Отсутствуют у учащегося экспериментальные умения; письменный отчет об экспериментальной работе отсутствует |
Оценка письменных контрольных работ
|
Отметки |
Показатели работ |
|
«5» |
Работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно |
|
«4» |
Работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки (или упущены два нехарактерных факта) |
|
«3» |
Работа выполнена более чем наполовину, допущены одна существенная ошибка и две-три несущественные ошибки |
|
«2» |
Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок |
|
«1» |
Работа не выполнена |
Оценка умений решать экспериментальные задачи
|
Отметки |
Показатели умений |
|
«5» |
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано исчерпывающее объяснение и сделаны правильные выводы |
|
«4» |
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущены две несущественные ошибки в объяснении и выводах |
|
«3» |
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущена существенная ошибка в объяснении и выводах |
|
«2» |
Допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах |
|
«1» |
Экспериментальная задача не решена |
Оценка умений решать расчетные задачи
|
Отметка |
Показатели умений |
|
«5» |
В плане решения, в логическом рассуждении и решении задачи нет ошибок; задача решена рациональным способом |
|
«4» |
В плане решения, в логическом рассуждении и решении задачи нет существенных ошибок; задача решена нерациональным способом или допущены две несущественные ошибки |
|
«3» |
В плане, в логическом рассуждении и решении задачи нет существенных ошибок; допущены существенные ошибки в математических расчетах |
|
«2» |
Имеются существенные ошибки в плане, в решении задачи |
|
«1» |
Отсутствие ответа на расчетную задачу |
Оценка и есть средство осознания ценности химического образования и вместе с тем, осознания субъектами образовательной деятельности собственной личностно-индивидуальной значимости. В оценке раскрывается единство объективного значения и субъективного смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей химического образования. При оценке учитель химии должен помнить следующее. Объективное значение, личностный смысл и образовательная ценность - это неразделимые понятия. Значение раскрывает объективный характер ценности, а смысл - отношение субъекта к этой объективной стороне, без которого (отношения) нет созидания образовательной ценности (химических знаний, специфических умений/действий, опыта творческой деятельности, компетенций, ценностных отношений).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.
![]()