Понятие и сущность современного дополнительного образования
Оценка 5

Понятие и сущность современного дополнительного образования

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Понятие и сущность современного дополнительного образования

Современное состояние российского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стремительно меняются социальные установки и требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности. В условиях происходящих изменений предъявляются высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста, уровню его личностного саморазвития и творческой самореализации в практической деятельности .

Характер образования в России меняется, что подтверждает и ориентир на развитие инициативы, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Большую роль играет дополнительное образование, развивающее способности, ценностные ориентации, влияющее на жизненное и профессиональное самоопределение. Оно осуществляет свою деятельность в контексте личностно ориентированного подхода, изменившего взгляд на сущность образования: оно становится процессом индивидуального саморазвития, обретения своего образа в рамках индивидуальной траектории развития через диалог в системе взрослый – ребенок. Все больше требований предъявляют к системе дополнительного образования глобальные изменения в стране и в мире - ее роль в подготовке подрастающего поколения возрастает.

Ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества закреплен в Концепции развития дополнительного образования детей.

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.

Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
  • неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
  • вариативный характер оценки образовательных результатов;
  • тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  • возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

Цель современного дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.

Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

  • cоздание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
  • воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
  • развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
  • раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени.

Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Дополнительное образование:

  • выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;
  • способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;
  • дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;
  • компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;
  • включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.

Реализация задач дополнительного образования осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип дополнительности позволяет расширить школьные знания, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности за пределами образовательной организации, способствовать развитию универсальный учебных действий личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.
  2. Принцип личностного определения предоставляет возможность выбора направления деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда и др. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле слова, дополнительное образование – это «образование целевого выбора».
  3. Принцип индивидуализации образования предполагает:
  • создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества;
  • организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни;
  • активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

  1. Принцип преемственности и непрерывности образования обеспечивает преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. При этом преемственность и непрерывность должны обеспечиваться через осуществление метапредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации и самоопределения и т.д.
  2. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию).
  3. Принцип многообразия. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей обучающихся (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья); а также направленностей деятельности, типов и видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации образовательных объединений,
  4. Принцип единства обучения, воспитания и развития.
  5. Принцип деятельностного подхода предполагает организацию процесса деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
  6. Принцип интегративности образования обеспечивает интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.
  7. Принцип вариативности обучения обеспечивает свободный выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-образовательного процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность содержанием и формами организации образовательного процесса.
  8. Принципы усиления социальной составляющей образования.

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей.

Список литературы:

  1. Абраухова В.В, Пироженко Е.Л. Развитие творческого потенциала педагога в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования // Известия ВГПУ. 2016. №1 (105). (дата обращения: 09.02.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-pedagoga-v-innovatsionnom-prostranstve-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya
  2. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. №1 (129). (дата обращения: 09.02.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-modernizatsii-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-upravlencheskiy-aspekt
  3. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
  4. Соколова Н.А Формирование демократических ценностей в соуправлении учреждением дополнительного образования // Вестник ЧелГУ. 2012. №19 (273). (дата обращения: 09.02.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-demokraticheskih-tsennostey-v-soupravlenii-uchrezhdeniem-dopolnitelnogo-obrazovaniya
  5. Золотарёва А.В. Принципы организации дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. №1. (дата обращения: 09.02.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossii
13.11.2019