Образовательная программа дополнительного образования: сущность, особенности, классификация
Оценка 4.7

Образовательная программа дополнительного образования: сущность, особенности, классификация

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Образовательная программа дополнительного образования: сущность, особенности, классификация

В современном образовательном пространстве, в научно-методических источниках и педагогической практике встречаются понятия «программа дополнительного образования детей», «образовательная программа дополнительного образования детей», «дополнительная образовательная программа». В нормативно-правовых актах употребляется термин «образовательная программа дополнительного образования», а в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» фиксируется соотношение по уровням общего и профессионального образования основных и «дополнительных образовательных программ» (гл. 2, ст. 12). В нормативных документах, появившихся после утверждения закона, употребляется термин «дополнительная общеобразовательная программа»(Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, регистрационный № 30468).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:

  1.  дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  2.  дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительная образовательная программа это:

  • нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;
  • форма инновационной деятельности педагога;
  • инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).

Дополнительные общеразвивающие программы направлены на:

  • создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
  • удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
  • оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
  • накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Каждая программа создается педагогом для осмысленного проектирования собственной деятельности и процесса взаимодействия с детьми в целостную систему достижения определенной цели. Все образовательные программы дополнительного образования детей складываются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности ребенка или подростка, формирующих механизм ее самореализации через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, поведение, предметная деятельность, общение, эмоции, игра. Этот комплекс составляет обязательный, или «базовый», компонент программы в дополнительном образовании детей.

Дети, включенные программой в образовательный процесс, получают возможность реализовать себя в этих областях, получив знания, опыт творческой деятельности, общения и эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которые наиболее адекватны (при ведущем виде деятельности) их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза.

Ценностное содержание знаний, навыков и умений вызывает необходимость поддержки становления потребностей и способностей детей и подростков к самоосмылению, самоопределению, рефлексии. Для этого в образовательных программах необходимо основываться на методике поэтапного формирования умственных действий человека с учетом «ведущей деятельности». Согласно этой методике содержание образовательного процесса выстраивается по условным линиям горизонтали и вертикали.

Горизонтальная направленность — это последовательные этапы продвижения детей и подростков от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знания, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. На следующих этапах усиливается доминанта воздействия на самостоятельность каждого ученика: в расширении и углублении своего уровня, в авторском творчестве, в активном выражении способности к персонализации — жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Вертикальная направленность предполагает движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении периодическим повторением по «спирали» усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.

Дополнительное образование детей - часть общей образовательной системы, поэтому проектируя образовательный процесс по дополнительной образовательной программе, необходимо обеспечить его преемственность по отношению к стандартам общего образования и учитывая принципиально новые требования, предъявляемые к результатам обучающегося в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности. Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.

Классификация образовательных программ

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства её составляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т.к. они всегда условны и относительны. С развитием теории и практики дополнительного образования уточнение и изменение классификаций неизбежно.

В современной системе образования программы классифицируются по следующим критериям:

  1. По уровню разработки:
  • Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуется в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
  • Модифицированная программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
  • Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Авторская программа — это нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание учебной дисциплины; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Такая программа предполагает новую логику разработки содержания всех структурных разделов, требует новых условий по обеспечению ее реализации. Авторский вклад определяется личностными и профессиональными качествами педагога, включающими его педагогический стиль, ряд значимых для профессиональной деятельности компетентностей, общую и коммуникативную культуру, продуктивность и качество педагогической деятельности, авторитет, активность индивидуального инновационного поиска, личный фонд методических умений. Авторская программа ‒ это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

  1. По уровню организации процесса:
  • Комплексная программа - совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач. Комплексная программа, соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое (например, программа профильной школы системы дополнительного образования, либо групп развития дошкольников с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности и т.д.);
  • Интегрированная программа - программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.
  • Модульная программа - программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).
  • Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе — соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п.
  1. По цели обучения:
  • Познавательные программы. В результате реализации данного вида программ углубляются знания по изучаемой дисциплине, развиваются интеллектуальные способности, мотивы, программы ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.
  • Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт.
  • Программы социальной адаптации направлены на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентации и способности рефлексии.
  • Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.
  • Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.
  • Программы досуговой культуры наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.
  1. По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.
  2. Адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений. Известно, что педагоги дополнительного образования находятся в особой позиции — они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную общеобразовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей общества.

Список литературы:

  1. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б.Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.- 296 с.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.
  4. Хентонен А.Г., Бельская К.В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 527-529. — URL https://moluch.ru/archive/127/35206/ (дата обращения: 09.02.2018).
  5. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572. — URL https://moluch.ru/archive/95/21459/ (дата обращения: 09.02.2018).
13.11.2019