Особенности применения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей и взрослых
Оценка 4.7

Особенности применения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей и взрослых

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Особенности применения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей и взрослых

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение) – набор форм, методов, методик, способов, приемов обучения и воспитательных средств, комплексно используемых в образовательном процессе на основе определенных психолого-педагогических установок и приводящий к достижению прогнозируемого результата с минимальной нормой отклонения.

Одним из первых в нашей стране вопрос о педагогических технологиях поднял Герман Константинович Селевко (1932-2008) – известный российский педагог, автор оригинальных педагогических концепций гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, разработчик проблем технологизации педагогического труда.

В рамках различных групп и подгрупп Г.К Селевко выделяет около ста самостоятельных педагогических технологий, которые часто представляют собой реальную альтернативу классно-урочной организации учебного процесса:

  • педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);
  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
  • педагогические технологии авторских школ;
  • воспитательные технологии;
  • социально-воспитательные технологии;
  • педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;
  • технологии развивающего образования;
  • природосообразные технологии;
  • альтернативные технологии;
  • частнопредметные педагогические технологии;
  • педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;
  • технологии внутришкольного управления и пр. 

При наличии множества определений понятия «педагогическая технология» большинство исследователей, педагогов выделяют существенные, характерные признаки педагогических технологий:

  • планирование образовательного процесса (обучения и воспитания) на основе точно определенного желаемого эталона;
  • программирование учебно-воспитательного процесса в виде определенного порядка действий педагога и обучающихся;
  • соизмерение результатов обучения и воспитания с изначальным запланированным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
  • корректировка результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества.

Концептуальность. Предполагается опора на научную концепцию. Системность. При реализации любой педагогической технологии должна проявляться системность, которая отражена логике процесса, взаимосвязи всех его частей и целостности.

Управляемостьпроявляется в возможностицелеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, с целью коррекции результатов.

Эффективность педагогической технологии проявляется в результатах и оптимальности по затратам, достижении определенного стандарта обучения.

Воспроизводимостьпроявляется ввозможности применения (воспроизведения) педагогической технологии в других образовательных организациях, другими субъектами.

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Добровольные взаимоотношения учащихся в таких учреждениях, адаптация их интересов к любой сфере человеческой деятельности и комфортность условий для творческого и индивидуального развития, создают особые и благоприятные условия для внедрения современных педагогических личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.

Рассматривая дополнительное образование детей как неотъемлемую составляющую общего образования личности, необходимо определить особенности реализации в данной образовательной сфере системно-деятельностного подхода - специальной методологии современных ФГОС общего образования. Системно-деятельностный подход как специальная методология общего образования предполагает внесение определённых изменений в содержательную составляющую дополнительного образования детей. В процессе занятий должно происходить постепенное усложнение не только тематики, но и видов деятельности детей. Естественным должен стать переход от познавательной деятельности к исследовательской, от репродуктивной - к продуктивно-творческой, от учебной - к проектной и так далее.

Среди педагогических технологий, реализующих системно- деятельностной подход является технология проектного обучения. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы.

Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и явился по существу альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.

Ведущие идеи Д. Дьюи можно сжато представить в следующем виде:

  • человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта (воспитание для выживания);
  • сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
  • главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;
  • в основу обучения должен быть положен принцип «обучение в процессе деятельности», так как он соответствует деятельностной сущности ребенка и обеспечивает связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая связанна с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Использование проектной деятельности в педагогической практике дополнительного образования позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.

При реализации любой педагогической технологии педагог должен помнить, что технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания, а разработка и применение педагогических технологий требуют высокой активности педагога и обучающихся. Педагогу очень важно при организации активной позиции обучающихся хорошо знать психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносить индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. И всё же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.

Список литературы:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
  2. Кавера В. А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения:09.02.2018).
  3. Каргина З. А. Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода // CETERIS PARIBUS. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-kontekste-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 09.02.2018).
  4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресур:с ] учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
  5. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. - Изд.2-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2016-154с.
  6. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н.. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.- 9 с.
13.11.2019