Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
Оценка 4.8
Лопатина Елена
Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
Оценка 4.8
Статья
информатика
6 кл
22.10.2020
здравствуйте ребята мы с вами продолжаемизучение темы алгоритмы и исполнителина прошлом уроке мы познакомились с вамис таким формальным исполнителем средыпрограммирования кумир как чертежникдавайте мы сейчас с вами немноговспомним что это за исполнитель что онумеет и где он действует координатнаяплоскость является средой исполнителячертежник по умолчанию при запускепрограммы я напоминаю считается что перокоторым рисует чертежник находится надточкой 00 в начале координат в поднятомсостоянии если нам необходимо начатьрисовать то первое что мы должны сделатьэто разместить перо вместо началарисунка и опустить его и так системакоманд исполнителя чертежник состоит изкоманд опустить перо поднять перосместится в точку и сместится на векторсместится в точку а.б.где а бы является координатой точки аэто координата по оси xбы эта координата по оси y сместится навектор а б тоже обе координаты точкикоординаты вектора асмещение по оси x б смещение по оси yчем отличаются эти два смещенияабсолютное и относительное мы должныбыли сами разобраться на прошлом уроке ииз прошлого же урока ребят вы должныбыли запомнить что мы с вами все рисункирисуем используя смещение на виктора итолько один раз мы можем использоватьсместится в точку когда нам нужноустановитьперо в точку начала рисунка всеостальное мы рисуем векторами янапоминаю для чего нам это нужно есливдруг нам возникнет необходимостьпереместить на другое место координатнойплоскости наш рисунокто для того чтобы это сделать нам будетдостаточно изменить только первуюкоманду смещение в точку откуда рисунокна чит а если остальные команды былисместится на вектор то нам этого делатьне придется мы сегодня ещё во времяпрактического занятияпомним смещение в точку смещения навиктор итак для того чтобы написатьчертежник у программы в среде кумир мы свами должны знать что существуютопределенные правила написанияалгоритмов так называемая структурапрограммы для среды кумир вспоминаем этуструктуру у вас тетрадь ребят это должнобыть записано и вы должны запомнить чтоза чем идёт сначала мы указываем какимисполнителем мы пользуемся потом мыпишем служебное слово а после которогопишем имя программы дальше служебноеслово ночь непосредственно команды дляисполнителя и заканчивается всеслужебным словом контсегодня мы с вами рассмотрим новую темуурока ребят называется темавспомогательные алгоритмы запишитепожалуйста себе в тетрадь исполнительчертёжник вспомогательные алгоритмырассмотрим эту тему с вами на примеренаписания программы для для чертежникачтобы было написано слово мама и так какмы с вами начнем работать на прошломуроке мы уже научились и знаем чторисует чертежник отрезками все что намнадо это указать из какой точки мы нужнопереместиться с опущенным пером и первоес чего мы начнем мы начнем писатьалгоритм для написания буквы м я егоназываю например букву сделала нижнееподчёркивание м дальше по структуре ночьи начинаю опустить пероопустила перо сместится на вектор 04 чтозначит сместится на вектор перваякоординатаэто смещение по оси x мы находясь вточке 0 0 никуда не смещаемся поэтому 0а вот по оси y нам нужно подняться на 4единицы раз-два-три-четыре таким образомполучился отрезок один из отрезков буквым следующий момент из точки 04 такогокоордината этой точки нам нужнопереместиться в точку 1 2давайте рассуждать как нам рассчитать накакой вектор нужно сместитьсяначальной точки координата x 0 а вконечной точки координата x 11 как изнуля получить один конечно прибавить 1поэтому я виктор записываю 1теперь рассматриваем ось y в начальнойточке y равен 4 вот раз два три четыре вконечной точке y равен 1 2 2как из четырех получить два отнять 2вот мы пишем сместится на вектор 1 -2рассчитывая подобным образом смещения мыс вами дописываем алгоритм для написаниябуквы м следующий алгоритм будет длянаписания буквы аназываем его буква а и точно таким жеобразом аналогичным рассчитываемконвектора смещаемсяи пишем букву а причем обратите вниманиеребят здесь мы начинаем с началакоординат поэтому никуда не смещаемся вкакую точку в самом начале сразуопускаем герои начинаем рисованиенаписали алгоритм для написания букватеперь давайте думать нам с вами нужнонаписать слово мама что нам для этогопридется сделать нам нужно будет в общемалгоритме под названием мама сначаланаписать алгоритм для написания буквы ма потом алгоритм для написания буквы аалгоритм для буквы м и алгоритм длябукваправильно то есть у нас вся программасостоит из четырех блоков а фактическииз 2 каждый из которых повторяетсядважды согласитесь глядя на этупрограмму достаточно громоздко онаполучилась если вы сами не знали что-тонаписано слово мама вряд ли бы нам былопонятно что будет в результатено тем ни менее после запуска программымы получаем с вами написанное слово мамачто не так что мытеле бы исправить здесь правильно ребятанам нужно расстояние между буквамисделал сделать да каким образом мы можемэто предусмотреть конечно для того чтобысделать расстояние между буквами посленаписания каждой мы должны сделатьсмещение на одну единицу по оси x значитсмещение на вектор 10 то есть наш с вамиалгоритм примет вот такой вид мы каждыйпосле каждой буквы добавляем сместитсяна вектор 10 и сместится на вектор 10 итогда результатто что мы хотим казалось бы можнооставить программы в таком видено посмотрите какое маленькое слововсего 4 буквы какой громоздки алгоритмна самом деле ребята у чертежника средикумир есть инструмент который позволяетзапомнить последовательность командкоторая использовалась при созданиикакой-либо фигуры и по необходимостииспользовать эти командыстолько раз сколько захочется итак мысегодня с вами рассматриваем тему урокакоторый называется вспомогательныеалгоритмы чтобы определить что это такоедавайте вспомним с вами когда мы изучалитему алгоритмов мы говорили что всеалгоритмы можно разбить на отдельные подзадачи на кусочки маленькие и алгоритмысостоят из этих подзадач по-другомуребята они называются процедуры иливспомогательные алгоритмы вот мы с вамив данном примере рассматриваем большойосновной алгоритм написание слова мамыно из чего он состоит он состоит измаленькой под задачки написать букву н ииз маленькой под задачки написать буквуа просто выполняются эти под задачки подва раза вот как же нам этопредусмотреть чтобы каждый раз непереписывать все эти команды есть такаявозможность давайте ребят сначалазапишем определение что такоевспомогательные алгоритмы или по-другомупроцедуру запишите пожалуйста себе втетрадь что это алгоритмпо которому решается некая подзадача изосновной задачей и которые как правиловыполняется многократно запишите себеэто определение и давайте посмотрим какже мне написать этот алгоритм чтобы ончитаем и был чтобы не был такимгромоздким и чтобы глядя на него я сразупонимала какой будет результат послевыполнения начнем с основного алгоритмапишет использовать чертежник алк нач адальше ребята посмотрите вместо тогочтобы писатьконкретные команды я пишу названиеалгоритмов написанных ранее смотрите вотэто под задачка или по-другомувспомогательные алгоритмы для написаниябуквы м она называлась нас буква нижнееподчёркивание м и я в основном алгоритмепросто вызываю этот алгоритмдалее буква а это название другогоалгоритма вспомогательного для написанияэтой буквы и потом я обращаюсь просто кназваниям и этих вспомогательныхалгоритмов тогда при запуске программыкак начнет действовать чертежник ондойдет до буквы м видит название буквы мнами видит команд пойдет дальше вниз ивнизу он должен найти это название тогдаон выполнит те процедуры которыепрописаны в этом в этом вспомогательномалгоритмдальше он видит название буква а идетвниз ищет это название и выполняетописанные команды и вот здесь сколькораз мы с вами ребята укажем названиеэтих вспомогательных алгоритмов столькораз он их и выполнит поэтому принаписании программы мы с вами пишемсначала основной алгоритм в которомвместо команд мы пишем именно под задачили вспомогательных алгоритмова ниже вот здесь мы с вами должнынаписать полностью вот этивспомогательные алгоритмы прямо со всемислужебными словами алко буква м ночьсами comand i can all буква а ночами командыикон и тогда чертежник найдет все этикоманды и напиши нам сами слова мамазапишите пожалуйста для себячто алгоритм решающий некую под задачуосновной задачи называетсявспомогательным алгоритмом а приказ навыполнение вспомогательного алгоритмазаписывается в основном алгоритме иможно здесь еще добавить вызываяпроцедуру по ее названию это важно итакребята сейчас мы с вами на практикепопробуем выполнить такую задачунаписание никого алгоритма состоящего изнескольких процедур или вспомогательныхалгоритмов