Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
Оценка 4.8
Лопатина Елена

Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

Оценка 4.8
Статья
информатика
6 кл
22.10.2020
Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
здравствуйте ребята мы с вами продолжаем изучение темы алгоритмы и исполнители на прошлом уроке мы познакомились с вами с таким формальным исполнителем среды программирования кумир как чертежник давайте мы сейчас с вами немного вспомним что это за исполнитель что он умеет и где он действует координатная плоскость является средой исполнителя чертежник по умолчанию при запуске программы я напоминаю считается что перо которым рисует чертежник находится над точкой 00 в начале координат в поднятом состоянии если нам необходимо начать рисовать то первое что мы должны сделать это разместить перо вместо начала рисунка и опустить его и так система команд исполнителя чертежник состоит из команд опустить перо поднять перо сместится в точку и сместится на вектор сместится в точку а.б. где а бы является координатой точки а это координата по оси x бы эта координата по оси y сместится на вектор а б тоже обе координаты точки координаты вектора а смещение по оси x б смещение по оси y чем отличаются эти два смещения абсолютное и относительное мы должны были сами разобраться на прошлом уроке и из прошлого же урока ребят вы должны были запомнить что мы с вами все рисунки рисуем используя смещение на виктора и только один раз мы можем использовать сместится в точку когда нам нужно установить перо в точку начала рисунка все остальное мы рисуем векторами я напоминаю для чего нам это нужно если вдруг нам возникнет необходимость переместить на другое место координатной плоскости наш рисунок то для того чтобы это сделать нам будет достаточно изменить только первую команду смещение в точку откуда рисунок на чит а если остальные команды были сместится на вектор то нам этого делать не придется мы сегодня ещё во время практического занятия помним смещение в точку смещения на виктор итак для того чтобы написать чертежник у программы в среде кумир мы с вами должны знать что существуют определенные правила написания алгоритмов так называемая структура программы для среды кумир вспоминаем эту структуру у вас тетрадь ребят это должно быть записано и вы должны запомнить что за чем идёт сначала мы указываем каким исполнителем мы пользуемся потом мы пишем служебное слово а после которого пишем имя программы дальше служебное слово ночь непосредственно команды для исполнителя и заканчивается все служебным словом конт сегодня мы с вами рассмотрим новую тему урока ребят называется тема вспомогательные алгоритмы запишите пожалуйста себе в тетрадь исполнитель чертёжник вспомогательные алгоритмы рассмотрим эту тему с вами на примере написания программы для для чертежника чтобы было написано слово мама и так как мы с вами начнем работать на прошлом уроке мы уже научились и знаем что рисует чертежник отрезками все что нам надо это указать из какой точки мы нужно переместиться с опущенным пером и первое с чего мы начнем мы начнем писать алгоритм для написания буквы м я его называю например букву сделала нижнее подчёркивание м дальше по структуре ночь и начинаю опустить перо опустила перо сместится на вектор 04 что значит сместится на вектор первая координата это смещение по оси x мы находясь в точке 0 0 никуда не смещаемся поэтому 0 а вот по оси y нам нужно подняться на 4 единицы раз-два-три-четыре таким образом получился отрезок один из отрезков буквы м следующий момент из точки 04 такого координата этой точки нам нужно переместиться в точку 1 2 давайте рассуждать как нам рассчитать на какой вектор нужно сместиться начальной точки координата x 0 а в конечной точки координата x 11 как из нуля получить один конечно прибавить 1 поэтому я виктор записываю 1 теперь рассматриваем ось y в начальной точке y равен 4 вот раз два три четыре в конечной точке y равен 1 2 2 как из четырех получить два отнять 2 вот мы пишем сместится на вектор 1 -2 рассчитывая подобным образом смещения мы с вами дописываем алгоритм для написания буквы м следующий алгоритм будет для написания буквы а называем его буква а и точно таким же образом аналогичным рассчитываем конвектора смещаемся и пишем букву а причем обратите внимание ребят здесь мы начинаем с начала координат поэтому никуда не смещаемся в какую точку в самом начале сразу опускаем герои начинаем рисование написали алгоритм для написания буква теперь давайте думать нам с вами нужно написать слово мама что нам для этого придется сделать нам нужно будет в общем алгоритме под названием мама сначала написать алгоритм для написания буквы м а потом алгоритм для написания буквы а алгоритм для буквы м и алгоритм для буква правильно то есть у нас вся программа состоит из четырех блоков а фактически из 2 каждый из которых повторяется дважды согласитесь глядя на эту программу достаточно громоздко она получилась если вы сами не знали что-то написано слово мама вряд ли бы нам было понятно что будет в результате но тем ни менее после запуска программы мы получаем с вами написанное слово мама что не так что мы теле бы исправить здесь правильно ребята нам нужно расстояние между буквами сделал сделать да каким образом мы можем это предусмотреть конечно для того чтобы сделать расстояние между буквами после написания каждой мы должны сделать смещение на одну единицу по оси x значит смещение на вектор 10 то есть наш с вами алгоритм примет вот такой вид мы каждый после каждой буквы добавляем сместится на вектор 10 и сместится на вектор 10 и тогда результат то что мы хотим казалось бы можно оставить программы в таком виде но посмотрите какое маленькое слово всего 4 буквы какой громоздки алгоритм на самом деле ребята у чертежника среди кумир есть инструмент который позволяет запомнить последовательность команд которая использовалась при создании какой-либо фигуры и по необходимости использовать эти команды столько раз сколько захочется итак мы сегодня с вами рассматриваем тему урока который называется вспомогательные алгоритмы чтобы определить что это такое давайте вспомним с вами когда мы изучали тему алгоритмов мы говорили что все алгоритмы можно разбить на отдельные под задачи на кусочки маленькие и алгоритмы состоят из этих подзадач по-другому ребята они называются процедуры или вспомогательные алгоритмы вот мы с вами в данном примере рассматриваем большой основной алгоритм написание слова мамы но из чего он состоит он состоит из маленькой под задачки написать букву н и из маленькой под задачки написать букву а просто выполняются эти под задачки по два раза вот как же нам это предусмотреть чтобы каждый раз не переписывать все эти команды есть такая возможность давайте ребят сначала запишем определение что такое вспомогательные алгоритмы или по-другому процедуру запишите пожалуйста себе в тетрадь что это алгоритм по которому решается некая подзадача из основной задачей и которые как правило выполняется многократно запишите себе это определение и давайте посмотрим как же мне написать этот алгоритм чтобы он читаем и был чтобы не был таким громоздким и чтобы глядя на него я сразу понимала какой будет результат после выполнения начнем с основного алгоритма пишет использовать чертежник алк нач а дальше ребята посмотрите вместо того чтобы писать конкретные команды я пишу название алгоритмов написанных ранее смотрите вот это под задачка или по-другому вспомогательные алгоритмы для написания буквы м она называлась нас буква нижнее подчёркивание м и я в основном алгоритме просто вызываю этот алгоритм далее буква а это название другого алгоритма вспомогательного для написания этой буквы и потом я обращаюсь просто к названиям и этих вспомогательных алгоритмов тогда при запуске программы как начнет действовать чертежник он дойдет до буквы м видит название буквы м нами видит команд пойдет дальше вниз и внизу он должен найти это название тогда он выполнит те процедуры которые прописаны в этом в этом вспомогательном алгоритм дальше он видит название буква а идет вниз ищет это название и выполняет описанные команды и вот здесь сколько раз мы с вами ребята укажем название этих вспомогательных алгоритмов столько раз он их и выполнит поэтому при написании программы мы с вами пишем сначала основной алгоритм в котором вместо команд мы пишем именно под задач или вспомогательных алгоритмов а ниже вот здесь мы с вами должны написать полностью вот эти вспомогательные алгоритмы прямо со всеми служебными словами алко буква м ночь сами com and i can all буква а ночами команды икон и тогда чертежник найдет все эти команды и напиши нам сами слова мама запишите пожалуйста для себя что алгоритм решающий некую под задачу основной задачи называется вспомогательным алгоритмом а приказ на выполнение вспомогательного алгоритма записывается в основном алгоритме и можно здесь еще добавить вызывая процедуру по ее названию это важно итак ребята сейчас мы с вами на практике попробуем выполнить такую задачу написание никого алгоритма состоящего из нескольких процедур или вспомогательных алгоритмов
22.10.2020