Информационное сопровождение образовательного процесса
Оценка 5

Информационное сопровождение образовательного процесса

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Информационное сопровождение образовательного процесса

Современный рынок труда предъявляет достаточно жесткие требования к выпускникам школы и учреждения дополнительного образования: уметь грамотно работать с информацией (находить, анализировать, обобщать, устанавливать закономерности, применять для выявления и решения новых проблем); гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, видеть возникающие в реальности проблемы и искать пути их рационального разрешения; владеть разными средствами и способами коммуникаций; развивать собственный потенциал. Большую роль в формировании информационной культуры педагога и ребенка играют современные информационно-коммуникационные технологии. Следовательно, необходимо создать условия для овладения педагогом современными средствами информации и повышения квалификации в этой сфере. Существенная составляющая методической службы в учреждении дополнительного образования – информационное сопровождение образовательного процесса.

Для планомерной работы образовательного учреждения нужна информационная база данных. Банк данных – необходимое условие эффективности деятельности методической службы. В фондах методической службы должны находиться документы по разным направлениям деятельности, компьютерный банк информации с требованиями к составлению образовательных программ, банк образовательных программ педагогов и другие методические материалы. Учитывая актуальность информатизации системы образования, информационное сопровождение образовательного процесса является частью методического сопровождения.

Основная цель информационного сопровождения – создание условий для эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе и формирование информационной культуры.

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества.

Таким образом, содержание понятия «информационная культура» гораздо шире, чем компьютерная грамотность, и точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством. Человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания, т.е. человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культура состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов:

  • аксиологического, подразумевающего принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;
  • коммуникативно-этического, характеризуемого культурой общения и сотрудничества и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений;
  • познавательно-интеллектуального, включающего в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;
  • прогностического, подразумевающего предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях;
  • прикладного, характеризуемого использованием информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач, освобождения специалиста от выполнения рутинных операций;
  • правового, включающего знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера;
  • эргономического подразумевающего реализацию в информационно-профессиональной деятельности принципов безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности, научной организации труда.

Одновременно информационная культура с необходимостью предполагает наличие ее субъекта, под которым следует понимать не только профессионала, узко ориентированного специалиста, но и просто современного человека, обладателя определенных компетенций в информационном поле. Понятие субъекта информационной культуры, в качестве соподчиненного концепта, предполагает:

  • умение пользоваться современными средствами извлечения, обработки и систематизации знаний;
  • понимание сущности и роли информационных процессов в природе и обществе;
  • навыки применения информационного подхода в анализе объектов и явлений в обществе;
  • способность работать с различными источниками информации;
  • владение основами аналитико-синтетической переработки информации и многое другое.

На современном этапе развития образования педагогическому сообществу выпала возможность трансформировать информационное пространство под образовательные цели и задачи посредством воспитания информационной культуры всех участников образовательного процесса, нацеленных на преобразования. Именно образовательная система в состоянии сформировать основы информационной культуры населения, направленные на организацию грамотного и гуманистического применения полезного контента, сервисов, чтобы исследовательская деятельность, направленная на получение конкретных практико-ориентированных результатов, имела высокий коэффициент полезного действия для позитивного и прогрессивного развития человечества.

Формирование высокого уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса возможно посредством реализации следующих задач:

  1. Развитие мотивации педагогического коллектива к работе с использованием современных информационных технологий, подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации в области новых информационных технологий.
  2. Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей.
  3. Совершенствование материально-технического обеспечения локальной сети учреждения.
  4. Осуществление научно-методического сопровождения в области информатизации.
  5. Взаимодействие с инновационными структурами образования: центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Internet, центрами тестирования, учебно-научными центрами по проблемам дополнительного образования детей.
  6. Осуществление издательской деятельности (выпуск аналитических сборников, методических материалов в текстовом и электронном виде).
  7. Адаптация деятельности учреждения дополнительного образования детей к современным интересам образования, изучение с этой целью потребности рынка новых информационных технологий, организация внедрения новых информационных технологий учебного назначения.

Деятельность современной образовательной организации детей сложно представить без новых информационных технологий. Разработка программы информационного сопровождения образовательного процесса в организации дополнительного образования – составная часть методической работы. В основе программы информационного сопровождения образовательного процесса лежит потребность образовательной организации в развитии, соответствии новым реалиям образовательного пространства, в адаптации учреждения к новой информационной образовательной среде, информационным технологиям современного обучения детей и взрослых.

Основные направления реализации программы:

  • информационно-методическое обеспечение участников образовательного процесса, интеграция инновационных технологий обучения детей, связанных с информатизацией образования;
  • развитие технических и электронных средств поддержки образовательного процесса;
  • создание тематических баз данных по разным направлениям работы: создание нормативно-правовой базы по дополнительному образованию детей, каталога учебно-методических материалов и т.п.;
  • повышение квалификации педагогов в области информационных технологий, формирование высокой информационной культуры;
  • маркетинговые услуги: исследование потребностей пользователей информационных технологий;
  • совершенствование издательской деятельности.

Работа по реализации программы заключается:

  • во взаимодействии с различными образовательными учреждениями, административными органами, органами управления образования;
  • в организации и проведении курсов повышения квалификации педагогов, в организации доступа к базам данных, электронным каталогам, Интернету, проведении консультаций для преподавателей по использованию современных информационных технологий, разработке образовательных программ и составлении заявок на участие в электронных конкурсах, конференциях;
  • в предоставлении детям и педагогам информации о грантах;
  • в участии в программах дистанционного обучения, самостоятельной разработке программ дистанционного обучения;
  • в поиске информации по запросам, организации работы электронной почты, рассылке информации;
  • в обеспечении деятельности Интернет-сервера и компьютерном дизайне;
  • в проведении социологических исследований, формировании системы мониторинга управленческой, учебной, педагогической деятельности и информационных потребностей педагогов и детей;
  • в работе со страничкой, распространении информации об образовательном учреждении в Интернете;
  • в систематическом пополнении данных и развитии новых направлений.

Список литературы:

  1. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
  2. Турутина Е. Э., Шевко Н. Р. Формирование информационной культуры участников образовательного процесса // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 11.02.2018).
  3. Горбунова И.Б., Товпич И. О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-resurs-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v (дата обращения: 11.02.2018).
  4. Кинелёв В.Г. Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования //Открытое образование. - 2010. - № 3. - С. 76 - 82.
  5. Алиева М.Ф. Понятие информационной культуры: факторная и структурная операционализация // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1 (113). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informatsionnoy-kultury-faktornaya-i-strukturnaya-operatsionalizatsiya (дата обращения: 11.02.2018).
13.11.2019