Семейный досуг как средство воспитания и социализации личности ребенка
Оценка 4.6

Семейный досуг как средство воспитания и социализации личности ребенка

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Семейный досуг как средство воспитания и социализации личности ребенка

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники, тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гаджетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.

Семья - это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищённым чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.

Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, в которой этому социальному институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия.

Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Большинство семей испытывают дефицит средств, времени и педагогической компетенции для воспитания и развития детей. Это приводит к тому, что социализация детей все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк. Теоретический анализ литературы позволил выявитьосновные проблемысемьи, как потенциальной аудитории культурно-досуговой деятельности:

  • количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи;
  • отсутствие информации об эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка;
  • утрата навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества;
  • в низкой социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию «детей» и «взрослых»

В процессе организации культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать все многообразие типов современной семьи:

  • полные и неполные,
  • многодетные, одно-, двухдетные, бездетные;
  • молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений);
  • неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи;
  • асоциальные семьи;
  • межнациональные и моноэтнические.

Одна из основных линий коммуникации внутри семьи – это общение между поколениями (старшие, младшие, родители и дети). Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями или одним родителем с детьми или без детей. Такой тип семьи в современном обществе получил наибольшее распространение. Сложная семья состоит из нескольких поколений и может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Как правило, в первом типе семьи коммуникативные связи между поколениями ослаблены или нарушены, а во втором типе – достаточно сильные и многообразные, но могут быть зачастую насыщены конфликтами между поколениями.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей — основная функция для семьи. Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

  • сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);
  • многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.).

Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Организация семейного досуга должна состоять в том, чтобы помочь родителям обрести истинные ценности, имеющие важное значение в воспитательном процессе.

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

  • Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения – путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)
  • Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга - чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)
  • Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

В последнее время стало очень популярным посещать развлекательные центры, куда взрослые и дети отправляются вместе, но проводят досуг по особым программам: детям предлагаются подвижные или компьютерные игры, анимация, аттракционы, а родителям - посещение кафе, кинотеатра, поход по магазинам. Насколько такое времяпрепровождение способствует развитию и упрочению семейных уз, сказать затруднительно.

Анализ насущных проблем становления культуры семейного досуга выявил неумение некоторых семей грамотно организовывать своё свободное время. По этой причине большинство видов культурно-досуговой деятельности семьи, как правило, носит самодеятельный характер и реализуется в форме любительского творчества.

На сегодняшний день в педагогической теории и практике уже создано множество форм организации культурно-досуговой деятельности молодёжи и детей. Все они отличаются друг от друга некоторыми признаками: количественными, временными, видовыми и прочими. Вне формы процесс этой деятельности осуществляться не может.

Одна из главных задач учреждений дополнительного образования становится организация культурно-досуговой занятости детей с учётом их предпочтений, так как в силу своих возрастных особенностей они ещё не готовы противостоять некоторым опасностям и вредным привычкам.

Формы и направления работы социально-культурных институтов с семьёй весьма разносторонни. Ставшие привычными семейные праздники и клубы, индивидуальные формы работы обогащаются новым содержанием, опираясь на интересы и запросы семьи.

Среди множества способов, направленных на поддержание семейной гармонии, свою нишу занимает семейный досуг - совместное проведение свободного времени. Вовлечение всех членов семьи в совместную досуговую деятельность укрепляет семейные отношения.

Говоря о направлениях и формах организации досуга семьи, необходимо учитывать, что для семейного досуга важны рациональность занятий с точки зрения отдыха и наличие в них воспитательного компонента.

Организация совместного семейного досуга осуществляется при проведении массовых мероприятий. Профессиональная организация участия детей и родителей в массовых мероприятиях даёт возможность семье активно, разнообразно, творчески проводить свободное время, выбирать подходящие виды и формы досуга, самореализовываться, находить друзей, реализовать потребность в общении и познании.

Массовое мероприятие ― это особенное социальное явление, которое связано с особенными событиями в культурной, общественной и политической жизни страны; заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и проводимое в соответствии с действующим законодательством. Массовое мероприятие имеет цель и задачи.

Цель мероприятия – это спланированный результат мероприятия, который достигается по его окончанию. В ходе проведения мероприятия определяются и реализуются задачи, которые способствуют более эффективному и полному достижению цели.

В зависимости от поставленных целей и задач, массовые мероприятия подразделяются:

  • спортивные мероприятия;
  • мероприятия политического характера;
  • рекламно-коммерческие мероприятия;
  • деловые мероприятия;
  • культурно–массовые мероприятия.

Цель культурных массовых мероприятий – организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно–массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Задачи культурно–массовых мероприятий формулируются в зависимости от тематической направленности, но в основе своей базируются на принципах национально–патриотического и нравственно–эстетического воспитания.

Задачи – приобщение молодого поколения к ценностям традиционной национальной и мировой культуры, возведение базиса личностной культуры, формирование гражданских качеств.

Все культурно–массовые мероприятия имеют свою специфику и характерные особенности:

  • Планирование и организация культурно-массового мероприятия.
  • Место проведения культурно-массового мероприятия.
  • Проведение культурно-массового мероприятия в ограниченном, организованном пространстве.
  • Ограничение во времени культурно-массового мероприятия.
  • Планирование с учетом количества участников.
  • Целевая аудитория.

Формы культурно–массовых мероприятий – это праздники, конкурсы, фестивали, концерты, ярмарки, слеты, агитбригады, игровые и танцевальные программы и др.

На культурно-массовые мероприятия готовится сценарий.

Сценарий – это подробная текстовая разработка, содержащая литературно художественную основу и организационные моменты программы.

Одной из основных форм семейной культурно-досуговой деятельности является праздник. Значение праздника, который создаёт яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, даёт стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры, в жизни ребёнка велико. В процессе проведения праздников каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, продемонстрировать свои навыки, умения и творческую инициативу. Все формы и виды культуры удачно проявляются через праздник.

Культурно–массовые мероприятия ― это заранее спланированное мероприятие, которое проводится согласно действующему законодательству и носит характер праздника. Основными характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб проведения. Классификация праздников очень разнообразна.

По масштабу охвата участников праздники классифицируются на частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские.

Учитывая возрастной аспект, праздники подразделяются на детские, семейные, праздники для пенсионеров.

Приведём наиболее распространенную классификацию праздников:

  1. Религиозные праздники. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество.
  2. Языческие праздники. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.
  3. Частные праздники. Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.
  4. Корпоративные праздники. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников.
  5. Детские праздники. Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране. Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

При организации семейного досуга педагогические работник системы дополнительного образования должны знать, что основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Список литературы:

  1. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy (дата обращения: 20.02.2018).
    Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100110.65 (230600) «Домоведение»- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011.
  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник - М.: МГУКИ, 2004. – С. .348.
  3. Захаров А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. - 2008. - № 1.
  4. Семак Т.Ю. Семейное творчество - ведущая форма организации досуга семьи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №2 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-tvorchestvo-veduschaya-forma-organizatsii-dosuga-semi (дата обращения: 20.02.2018).
  5. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие к спецпрактикуму/ Л. П. Малахова – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 70 с.
13.11.2019