Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического общения. В структуре педагогического общения присутствуют такие феномены, как взаимное восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие между людьми. Центральное место в педагогическом общении занимает личность педагога, которая оказывает важнейшее влияние на все стороны этого общения: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. В реальных межличностных контактах раскрываются весь спектр качеств личности педагога, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, человеческие симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.
На современном этапе развития образования изменилась и усложнилась роль педагога в образовательной организации, так как педагог уже не является основным источником информации, доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобильности. Но организация учебно-воспитательного процесса требует по-прежнему его умения организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью, а также умения познать каждого ребенка. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных компетенциях педагога, важных для плодотворной педагогической деятельности. Для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория.
Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.
Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, выделяют следующие особенности профессионального педагогического общения:
Положив в основу структурные компоненты общения как педагогической категории, можно выделить следующие профессиональные коммуникативные умения педагога: социально-психологические, нравственно-этические, эстетические, технологические.
К социально-психологическому блоку относятся такие умения, как: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства – вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия – заражения, внушения, убеждения, идентификации при организации общения.
В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, соблюдать педагогический такт, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
В эстетический блок входят умения: германизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, радости общения, чувства прекрасного.
В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.
Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осуществляется на основе планирования коммуникативной структуры:
Правильно прогнозированная методическая и содержательная структура общения должна способствовать эффективному результату.
Второй этап. Организационный. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются:
Третий этап. Управление развивающимся процессом общения. Методы обучения, воспитания и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Нередко в процессе педагогического общения возникают конфликты - столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей.
Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов.
Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование, предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов.
Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.
Профилактика конфликтности начинается с умения педагога устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми. Педагог должен не избегать или подавлять конфликт, а управлять им.
Технологии управления – это единство стратегии как принципиальной линии поведения педагога, направленной на реализацию долговременных учебно-воспитательных целей и тактики как непосредственного взаимодействия, выбора педагогической реакции.
Выделяют следующие стратегии управления педагогическими конфликтами:
Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств: индивидуальных возрастных особенностей, уровня культуры, эмоционального состояния, склонности к невротическим реакциям, мотивов конфронтации, условий протекания конфликта, его длительности, общественного мнения, личностных и профессиональных возможностей учителя, его авторитетности. Не может быть дано никаких общих указаний по разрешению конкретного конфликта. Решающим фактором в предупреждении конфликтов выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительное, сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.