Особенности педагогического общения на современном этапе развития образования
Оценка 4.8

Особенности педагогического общения на современном этапе развития образования

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Особенности педагогического общения на современном этапе развития образования

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического общения. В структуре педагогического общения присутствуют такие феномены, как взаимное восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие между людьми. Центральное место в педагогическом общении занимает личность педагога, которая оказывает важнейшее влияние на все стороны этого общения: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. В реальных межличностных контактах раскрываются весь спектр качеств личности педагога, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, человеческие симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

На современном этапе развития образования изменилась и усложнилась роль педагога в образовательной организации, так как педагог уже не является основным источником информации, доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобильности. Но организация учебно-воспитательного процесса требует по-прежнему его умения организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью, а также умения познать каждого ребенка. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных компетенциях педагога, важных для плодотворной педагогической деятельности. Для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория.

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.

Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, выделяют следующие особенности профессионального педагогического общения:

  • педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;
  • педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
  • педагогическое общение как динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;
  • педагогическое общение как важное средство решения учебно-воспитательных задач;
  • в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
  • педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.

Положив в основу структурные компоненты общения как педагогической категории, можно выделить следующие профессиональные коммуникативные умения педагога: социально-психологические, нравственно-этические, эстетические, технологические.

К социально-психологическому блоку относятся такие умения, как: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства – вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия – заражения, внушения, убеждения, идентификации при организации общения.

В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, соблюдать педагогический такт, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: германизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, радости общения, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.

Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осуществляется на основе планирования коммуникативной структуры:

  • прогнозирование результатов общения;
  • определение педагогических целей и задач общения;
  • анализ общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе или аудитории;
  • учет творческой индивидуальности самого педагога;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • определение предлагаемой системы методов и приемов общения.

Правильно прогнозированная методическая и содержательная структура общения должна способствовать эффективному результату.

Второй этап. Организационный. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются:

  • конкретизация спланированной модели общения;
  • уточнение условий и структуры предстоящего общения;
  • осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех.

Третий этап. Управление развивающимся процессом общения. Методы обучения, воспитания и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.

Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Нередко в процессе педагогического общения возникают конфликты - столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей.

Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов.

Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование, предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов.

Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.

  1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.
  2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.
  3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.
  4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.
  5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.
  6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.

Профилактика конфликтности начинается с умения педагога устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми. Педагог должен не избегать или подавлять конфликт, а управлять им.

Технологии управления – это единство стратегии как принципиальной линии поведения педагога, направленной на реализацию долговременных учебно-воспитательных целей и тактики как непосредственного взаимодействия, выбора педагогической реакции.

Выделяют следующие стратегии управления педагогическими конфликтами:

  1. Приспособление (используют 10% учителей);
  2. Уклонение, шутка (15%);
  3. Отступление (предупреждение взрыва, 10%)
  4. Компромисс (двухсторонние уступки, 17%);
  5. Сотрудничество (совместный выбор решения, 11%);
  6. Доминирование (37%).

Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств: индивидуальных возрастных особенностей, уровня культуры, эмоционального состояния, склонности к невротическим реакциям, мотивов конфронтации, условий протекания конфликта, его длительности, общественного мнения, личностных и профессиональных возможностей учителя, его авторитетности. Не может быть дано никаких общих указаний по разрешению конкретного конфликта. Решающим фактором в предупреждении конфликтов выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительное, сотрудничество.

Список литературы:

  1. Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с. URL: http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/page/record_19749/2016_05/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%9C.-%D0%92.-%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
  2. Троянская, С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2011 – 148с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9939/2012565.pdf?sequence=1
  3. Полосова Л. Б. Феномены педагогического общения, влияющие на взаимодействие субъектов педагогического процесса // Педагогическое образование в России. 2012. №2. (дата обращения: 18.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomeny-pedagogicheskogo-obscheniya-vliyayuschie-na-vzaimodeystvie-subektov-pedagogicheskogo-protsessa
  4. Гулаева М.И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2015. №10-3. (дата обращения: 18.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-obrazovatelnoy-organizatsii
  5. Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.
13.11.2019