здравствуйте сегодня на уроке мыпоговорим с вами о представлении звука впамяти компьютера то есть а кодированиезвуковой информациидля начала давайте разберемся что такоевообще звук если мы издаем звук то мысоздаем какое-то колебание толчок длямолекул и образуется волнакоторая заставляет двигаться другиемолекулы таким образом если мы возьмемкакой-то источник звука то мы увидим чтоон будет порождать непрерывный процессизменения давления воздуха со звуковойчастотой именно вот это давление онадействует на нашу ушную перепонку и мы свами определяемэто переменное давление воздуха каккакой-то звук что касается звуковойволны то в ней как и в любой другойволне мы можем выделить характеристикитакие как амплитуда и частота чем большебудет амплитудатем громче будет этот звук то есть темвыше будет волна частота у нас будетотвечать за высоту тона мы знаем чтозвук может быть низким может бытьвысоким и за это будет отвечать чистотатона и так звук представляет собойраспространяющие в воздухе в воде илидругой среде волну с непрерывноменяющийся амплитудой и частотой человеквоспринимает звуковые волны с помощьюслуха форме звука различной громкости итоннчем больше амплитуда звуковой волны темгромче звук чем больше частота колебанийтем выше тон звуказвуковые волны как мы уже говорилихарактеризуется такими объективнымивеличинами как частота и амплитуда нокроме этого они описываются собъективными характеристиками этогромкость высота и тембр звука громкостьзвука субъективное восприятие силыинтенсивности звука громкость главнымобразом функционально зависит отзвукового давления интенсивности звука ичастоты звуковых колебаний также нагромкой звука влияют локация впространстве tempra длительностьвоздействием звуковых колебаний и многиедругие факторы высота звука свойствазвука определяемое человеком на слух изависящее в основном от частоты звука тоесть а числа колебаний среды в секундукоторые воздействуют на барабаннуюперепонку человек с увеличением частотыколебаний растет высота звука тембрзвука определяет его звуковую окраскуименно благодаря тембру звуки различныхмузыкальных инструментов имеют разныезвучания и так громкость звука зависитот амплитуды колебаний чем большим придудо колебаний тем громче звук высотазвука определяется частотой колебанийвоздуха тембр звукаокраска звука зависящие от источниказвукачеловек способен воспринимать и хранитьинформацию форме образов зрительныхзвуковых осязательных вкусовых иобонятельныхзвуковая информация может бытьпредставлена в аналоговой или дискретнойформепри аналоговом представлений физическаявеличина принимает бесконечное множествозначенийпричем ее значение изменяется непрерывнопри дискретном представлении физическаявеличина принимает конечное множествозначений причем ее величина изменяетсяскачкообразно примером аналоговогохранения звуковой информации являетсявиниловая пластинказвуковая дорожка изменяют свою формунепрерывно а дискретного аудиокомпакт-диск звуковая дорожка которогосодержит участки с различные отражающейспособностью преобразование звуковойинформации из аналоговой формедискретную производится путемдискретизации то есть разбиениемнепрерывного звукового сигнала наотдельные элементы в процесседискретизации производится кодированиято есть присвоению каждому элементуконкретного значения в форме кодаитак поговорим более подробно одискретизации для того чтобы компьютермог обрабатывать звук непрерывныйзвуковой сигнал должен быть преобразованв цифровую дискретную форму с помощьювременной дискретизации непрерывнуюзвуковая волна разбивается на отдельныемаленькие временные участки для каждоготакого участка устанавливаетсяопределенная величина интенсивностизвука таким образом непрерывнаязависимость громкости звука от временизаменяется на дискретнуюпоследовательность уровней громкости награфике это выглядит как замена гладкойкривой на последовательность ступенек итак временная дискретизация эторазбиение непрерывной звуковой волны наотдельные маленькие временные участкепричем для каждого участкаустанавливается определенная величинаамплитудыобсудим что такое оцифровка звукаоцифровка звука эта фиксация apple тудасигнала через определенные промежуткивремени и регистрация полученныхзначений амплитуды виде округленныхцифровых значений для оцифровке звукаиспользуется специальное устройствоаналого-цифровой преобразовательи цифроаналоговый преобразователь длятого чтобы записать звук на какой-нибудьноситель его нужно преобразовать вэлектрический сигнал это делается спомощью микрофона микрофоны имеютмембрану которая колеблется подвоздействием звуковых волн мембранепресне на катушка перемещаюсь синхроннос мембраны магнитном поле в катушкевозникает переменный электрический токаналого-цифровой преобразовательа цыпой сокращен устройствопреобразующих 1 аналоговый сигналдискретный код цифровой сигнал обратноепреобразование осуществляется при помощиcp цифроаналогового преобразователяпроцесс преобразования звуковых волндвоичный код в памяти компьютера можнопредставить в виде следующейпоследовательностизвуковая волна микрофон переменныйэлектрический токаудио адаптер двоичный код памяти вна процесс воспроизведения звуковогоинформация сохранена в памяти в можнопредставить и следующейпоследовательности памяти в двоичный кодаудио адаптерпеременный электрический ток динамикзвуковая волна аудио адаптерзвуковая плата это устройствопреобразующее электрические колебаниязвуковой частоты в числовой двоичный коди наоборотмы обсудили что такое оцифровка звукатеперь поговорим о характеристикахоцифрованного звука и 1эта глубина дискретизации звука глубинадискретизации звука это количествоинформации которая необходима длякодирования дискретных уровней громкостицифрового звука если известно глубинакодирования то количество уровнейгромкости цифрового звука можнорассчитать по формулеоно равно 2 в степени и n количествоуровней громкости и глубина кодированиянапример пусть глубина кодирования звукасоставляет 16 битов тогда количествоуровней громкости звука равно n равно 2в степени нашем случае два шестнадцатойстепени это будет равно 65536уровней громкости звука в процессекодирования каждому уровню громкостизвука прессуется свой 16 битовыйдвоичный код наименьшему уровня звукабудет соответствовать код из 16 нулейа наибольшему из 16 единиц следующаяхарактеристика оцифрованного звука эточастота дискретизации частотадискретизации или частота сэмплированиячастота взятия отчетов непрерывного повремени сигнала при его дискретизации вчастности аналого-цифровымпреобразователем частота дискретизацииизмеряется в герцахтермин применяется и при обратномцифроаналоговый преобразование особенноесли частота дискретизации прямого иобратного преобразованиявыбрана разный данный прием называемыйтакже масштабированием временивстречайте например при анализесверхнизкой частотных звуков издаваемыхморскими животнымичем выше частота дискретизации тем болееширокий спектр сигнала может бытьпредставлен дискретном сигнале и таккачество полученного цифрового звуказависит от количества измерения уровнягромкости звука в единицу времени тоесть частоты дискретизации чем большеколичество измерений производится заодну секунду чем больше частотадискретизации тем точнее лесенкацифрового звукового сигналаповторяет кривую диагонального сигнала итак частота дискретизации звука этоколичество измерений громкости звука заодну секундудалее мы поговорим о качествеоцифрованного звука чем больше частота иглубина дискретизации звука тем болеекачество нему будет звучаниеоцифрованного звукасамое низкое качество оцифрованногозвука соответствующее качествотелефонной связиполучается при частоте дискретизации 8тысяч раз в секунду глубинедискретизации восемь битов и записиодной звуковой дорожки режим моно самоевысокое качество оцифрованного звукасоответствующее качество аудио сидидостигается при частоте дискретизации 48тысяч 1 секунду глубине дискретизации 16битов и записи двух звуковых дорожекрежим стерео режим она представляетсобой 1 канальную запись звука исоответственно его воспроизведениястерео двухканальной и более запись итрансляция звука также стоит отметитьодно очень важное свойствочем выше качество цифрового звука тембольше информационный объём звуковогофайладля того чтобы определить объемаудиофайла существует следующая формулав равнои умножить на m умножить на t и умножитьна k в объём звукового файла и глубинакодирования звука м частотадискретизации звука длительностьзвучания файла к количество каналовзвучание к равно единице это режима накорону 2 режим стереорассмотрим на примере как посчитатьинформационный объем оцифрованного звукавспомним формулу n равно 2 в степении где глубина кодирования звука nколичество уровнейто есть это количество уровни громкостикоторый мы можем измеритьтогда знаю глубину кодирования допустиммы возьмем 3 бита мы можем определить точто у нас будет 8 различных уровнейгромкости 2 в третьей степени равно 8 вреальной жизни пользуется более высокойглубиной кодирования для нашего примерамы взяли три бита таким образом мы свами получили восемь различных возможныхзначений глубины кодирования звука и онизаписали соответствующим образом 0 0 0 00 1 0 1 0 и так далее теперь когда мызнаем глубину кодирования звука мыдолжны еще знать сколько измерений мы свами производили в одну секунду это иесть частота дискретизациина графике мы видим что 13 измерений итогда мы можем посчитать информационныйобъём звукового файла получается чтообъём звукового файла равен частотедискретизации умноженное на времязвучанияумноженное на глубину кодирования звукаи умножить на количество каналовзвучания нашем случае частотадискретизации равна 13длительность звучания одной секундеглубина дискретизации 3 бита иколичество каналов звучания единицытаким образом получается что нашзвуковой файл занимает объем 39 биттак же мы можем редактировать звукредактирования звука это любоепреобразование звуков мы можем очиститьзвук от шумов разделить стерео запись надва различных файла микшировать звуки иналожить эффекты микширование этопроцесс создания из отдельных записанныхтреков конечную запись следующий послеаранжировки этапа создания звукозаписьто есть микшировать звуки этонакладывать звуковые дорожки друг надругаредактирование звука происходит звуковыхредакторовзвуковые редакторы позволяют не толькозаписывать и воспроизводить звук норедактировать его оцифрованный звукпредставляется звуковых редакторовнаглядной форме на нем можно выполнитьследующие операции это копирование иперемещение удаление частей звуковойдорожки накладывать звуковые дорожкидруг на друга микшировать звуки и обэтом я уже говорила применять различныеакустические эффекты эха воспроизведенияв обратном направлении и множестводругих эффектов при сохранении соковформатах со сжатиемотбрасывается избыточный длячеловеческого восприятия звуковыечастоты с малой интенсивностьюсовпадающие по времени со звуковымичастотами с большей интенсивностьюприменение такого формата позволяетсжимать звуковые файлы десятки разоднако приводит к необратимой потерейинформации файлы не могут бытьвосстановлены в первоначальном видеформаты звуковых файлов или цифровойаудио формат это формат представлениязвуковых данныхиспользуемых при цифровой звукозаписи атакже для дальнейшего хранениязаписанного материала на компьютере идругих электронных носителях информациитак называемых звуковых носителяхстандартный форматзвуковых файлов это mp3подведем итоги урока сегодня на уроке мыпознакомились с понятием звука егоосновными характеристиками и с тем какпредставляется звук памяти компьютераузнали как кодируется звуковаяинформация