Кластер как метод визуализации текстовых источников информации
Оценка 4.8

Кластер как метод визуализации текстовых источников информации

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Кластер как метод визуализации текстовых источников информации

У школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Так как учащийся акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению и систематизации материала. Задача педагога - использование клипового мышления для развития умения  работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Учитывая особенности мышления современного школьника педагогу необходимо научить его критически мыслить; овладевать разнообразными способами осмысления и оценки информации; выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника; осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов; развивать нелинейное мышление.

Одним из способов графической организации материала,  который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, является кластер.

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Кластер представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала, при этом графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

Кластер – один из методов развития критического мышления. Конструктивную основу технологии критического мышления  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

  1. Вызов.
  2. Осмысление.
  3. Рефлексия.

Вызов. На данном этапе из памяти  «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, формируется ассоциативный ряд,  определяются вопросов, на которые хочется найти ответы. На данном этапе решается следующая задача: мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

Приемы создания ситуации вызова:

  • постановка вопросов;
  • демонстрация неожиданных свойств предмета;
  • рассказ об увиденном;

В тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

Осмысление. На данной стадии обучающийся  вступает в контакт с новой информацией, систематизирует ее, происходит формирования собственной позиции. Педагог организует работу с информацией:

  • чтение текста;
  • обдумывание и анализ полученных фактов.

Использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

Рефлексия. Данный этап характеризуется тем, что учащиеся  перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. Кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Таким образом, мы видим, что метод кластера может применяться на любой из стадий, а также на протяжении всего урока, в виде общей стратегии учебного занятия:

  1. В начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют.
  2. В ходе работы с текстом в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом.
  3. В завершении работы учащиеся с помощью созданного кластера систематизируют изученный материал.

Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы: слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Смысловые единицы соединяются с центральным понятием прямыми линиями.  И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Для составления кластера необходимо уметь  конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Кластер может быть оформлен различными способами:

  • на доске;
  • на отдельном большом листе;
  • в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

При составлении кластера необходимо использовать цветовое выделение, что позволит сконцентрировать внимание на определенных моментах, сделать общую картину более наглядной, упрощая процесс систематизации всей информации.

В ходе работе с кластером педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • смело фиксировать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции;
  • помнить, что в ходе работы неверные или неточные положения могут быть исправлены или дополнены;
  • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
  • отобразить всевозможное количество связей;
  • систематизировать связи в процессе работы.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации, вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, так как им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данного вида  работы посредством визуализации информации формируются и развиваются умения ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. В ходе реализации данного метода педагог может использовать индивидуальную, групповую и коллективную формы организации учебной деятельности.

В ходе работы над кластером учащиеся  овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Список использованных источников:

  1. Бондаренко Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. — 2008. — № 4. — С. 189–194.
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия Философия. — 2003. — № 6. — С. 97–110.
  6. Мирошниченко Л. Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 02.02.2018).
13.11.2019