здравствуйте ребята и это сноваматематика в необычном формате темуурока таблица сложениясегодня на уроке мы построим квадратнуютаблицу сложения изучим некоторые инеобычные свойства а также научимсяпользоваться этой таблицы для сложения ивычитания чисел в пределах 20материал к уроку можно найти настраницах 74 75 сегодня как всегда мыразберем некоторые заданий по теме всередине первого класса мы с вами ужестроили эту таблицутаблицу сложение тогда мы назвали еетреугольные и сейчас давайте вспомнимкак же выполнять вычисления по этойтаблицево-первых смотрите ребята самом первомстолбце и в самые первые строке нашейтаблице у меня столбец и строказакрашена цветанаходятся числа которые можно складыватьна пересечении линии идущих от этихчисел находятся суммы этих чисел как этоработаетпредположим нужно сложить числа 5 и 3сейчас я покажу вам как это сделатьдвумя способами число 5 находим самомпервом столбце число 3находим в самой первой строке ведемгоризонтальную и вертикальную линию допересечения вот она горизонтальвот она вертикаль и на пересечении этихдвух линий находятся сумма чисел онаравна 8 изменим цвет линий и попробуемнайти первое слагаемое уже не в столбцеи строкеитак первое слагаемое 5 вот она 2слагаеми 3 мы вот так же нашли ведемвертикальную линию и горизонтальную допересеченияна пересечении этих линий такженаходятся сумма чисел равна 8удивительные таблица переместительныйзакон сложения работает безотказно ипосмотрите ребят самое большое значениесумок который мы могли сосчитать потреугольной таблица была равно 9когда мы изучение состав чисел первогодесятка максимальное значение суммывозросло до листе вы помните что по этойтаблице можно не только складывать ноеще вычитать числадавайте вспомним как это нужно делатьитак предположим из числа 10 нужновычесть число 7 во-первых нужно найтиклетку с числом 10 но таких клетокпосмотрите очень много в нашейтреугольной таблицы нужно найти туклеткукоторая соответствует числу 7 помним чтоиз десяти мы вычитаем 7 вот она этаклетка расположена по горизонтальнойвремени просмотрите из десяти вычитаем 7помня о том что число 10 это все-такисумма двух чиселэту суку находится на пересечении линииидущих от двух чисел поднимаемся квторому число по линии и все результатвычитания найден 10 минус 7 равно 3а теперь еще раз попробуем из десятивычесть 7 но уже будем находить нестроку соответствующийсоответствующую числу 7 столбец итакпосмотрите из десяти вчесть 710 находится на пересечении двухчисел и так 10 минут и это три ребятапомня об этих удивительных свойствахтреугольной таблицы сложения перейдемзаданием по теме урокаразберем задание номер один которыйнаходится на странице 74это задание состоит из 3 частейчасти а быв итак задание 1а запиши в таблице суммы чисел8 и 7 7 и 8 9 и 5 5 и 9 ребята я думаювы понимаете что значение сумм чисел 8 и7 и 7 и 8одинаковые будет работатьпереместительный закон сложения такжезначение сумм 9 и 5 5 9 будутодинаковыми мы вернёмся к этому заданиюя для начала все-таки предлагаю вамзаполнить таблицу и для этого мыперейдем к заданию под буквой b давайтевспомним как заполняется таблицасложения для этого первое слагаемоеи столбика будет последовательноскладываться с каждым слагаемым и строкитаким образом мы заполним первую строчкусон можно заполнять эту таблицу постолбцам но давайте лучше по строкамслева направо так удобнее итак ноль плюсноль получается 0 0 плюс 1 это 10 + 2это 20 + 3 это 30 + 4 это 40 плюс 5 это50 плюс 6 будет 60 + 7 это 70 плюсвосемь это 8 и 0 плюс 9 это девять ребятесли вы за мной не успеваете поставьтевидео на паузу и запомните первую строкутаблицы ребята а вы заметили чтоинтересного в первой строке су до числапоследовательно увеличивается на 1единицу происходит это из-за того чтовторое слагаемое каждый раз такжеувеличивается на одну единицу а первоеслагаемое было равно нулю давайтепосмотрим работает ли этот закон длявторой строкисумм и бак мы будем складыватьпоследовательно уже слагаемое один скаждым слагаемымиз вот этой закрашенной строке 1 + 0 это11 плюс 1 будет 2 1 плюс 2 будет корее1 + 3 это 4 один плюс четыре это пять1 плюс 5 это 6 1 + 6 вот сюда напересечении записываем 7 1 плюс 7 будет81 плюс 8 будет 9 и 1 плюс 9 получается10 деятельное дело и во второй строкесам слова результат увеличивается такжена одну единицу поняли почему да потомучто каждый раз на единицу возрастаетвторое слагаемоеа первое было равно одному а теперьскажите мне дорогие друзья нужно липроизводить вычисление для того чтобызаполнить эту таблицу по строчкамконечножене достаточно по строчкам или если вызаполняете по столбикам записать всечисла по порядку итак сделайте это ктопонял поставьте видео на паузу и затемвключите его и вы увидите заполненнуютаблицу а вот такая таблица сложенияквадратной таблицы сложения должна у васполучится что же в ней необычного ещераз значение суммы каждой строке и вкаждом столбцеувеличиваются на одну единицу можетепроверить а еще посмотрите мы видим дведиагонали желтую и розовую также как увас в учебники и обозначила этидиагонали у себя на слайдеи посмотрите числа на желтой диагоналиони увеличиваются на 2 единицы мы ещевернемся к этим числам и проверим какработает их удивительное свойствоа числа по розовой диагоналиони всегда равны 9 значения суммы равны9 а посмотрите если закрасить вседиагональ таблице вы увидите что вкаждой диагонали в коротких диагоналях ив длинных значение суодинаковые удивительные свойства я думаюесли вы понаблюдаете за этой таблице ненайдете что то еще но сейчас мы должныдвигаться вперед и все-таки выполнитьзадание 1а смотрим в учебник на задание 1а найдем значение суд 8 и 7 7 и 8 попереместительный закон о сложениизначения этих сумм должно бытьодинаковымдавайте проверим нахожу 8 в первомстолбце таблицынахожу 7 в первой строке на пересечениидвух линий дочка чисел нахожу значениевот она оно равно 15 хорошо давайтепроверим чему будет равно значение суммы7 и 8 итак нашла 7 столбце нашла 8строке на пересечении тех линий открываюсумму также равна 15 а сейчас ребята явам предлагаю потренироваться исамостоятельно найти в таблице значениесумм 9 и 5 5 и 9 пользуйтесь нашималгоритмом он работает ребята а взадании один в вам предлагается ответитьна вопрос какие суммы двух однозначныхчисел равны 11 и 13 и 17 посмотрите 17равны суммы двух чисел однозначно тамсуммы результат равное 13 повторяется втаблице 6 разсунна результат равная 11 повторяется втаблице целых восемь раз давайте ясейчас открою некоторые суммы двуходнозначных чисел вот эти самыеслагаемые открою а вы все остальныеслагаемые найдете самостоятельный таквот допустим какие же однозначные числанаходятся на пересечении этого этойсуммы 2 и 9так ну вот эту сумму 11иду куда к столбцу и иду к строке исумму будут черезв 5 и 6 открою слагаемые числа 13 и таки дуг столбцов здесь у меня 9 и здесь уменя 4ребят я думаю что вы найдете суммы всеходнозначных чисел равны и 11 и 13 и 17опять ставьте меня на паузу либо послеурока попробуйте вернуться к этомузаданию выполнить его еще раз и так асейчас мы с вами проверим как жевыполнять сложение и вычитание поквадратные таблицы сложения и так яразберу лишь несколько примеровостальные вы решите самостоятельно потаблице допустим 9 нужно прибавить 2 всеравно где искать 9 столбце или в строкедавайте возьму столбцы я 9 и прибавлю кнему два из строкивот пересечение этих двух чисел изначение суммы равно 11 естественнозаписываем в первое окошечко что ещеодин пример на сложение к семи прибавлю8 давайте найду первое слагаемое встроке а второе столбце 7 и 8 напересечении этих двух чисел мы открываемсуммы результаты она равна 15 такимобразом вы можете поработать со всемиостальными суммами а сейчас выполнимвычитание по нашей квадратные таблицылишим первый пример 12 минус 6уво-первых квадратный таблицы сложениянужно найти число 12 посмотрите число 12нашей таблицеповторяется целых семь раз донужно найти не просто число длинацитата число 12 которая находитсянапротив числа 6 все равно напротивкакого числа 6 либо столбце либостроке итак смотрим на пересечении какихчисел находится число 12 смотрите 12минус 6 поднимаем глаза на столбец ивидим результат шесть из одиннадцативычесть 8 опять же число 11 таблиц иповторяется несколько раз нужно найти ипростое число 1 создан а число 11которое находится в этой таблиценапротив числа 8 все равно где этавосьмерка стоит либо она стоит столбцелибо она стоит в строке ну давайтепосмотрим по строке 11 минус 8 вот этопервая линия и ведём линию от 11 квторому числу будет 3попробуйте выполнить подобные вычисленияс другими числами ставите видео на паузуребята сейчас одно из самых интересныхзаданий на этих страницахпредставить данные чехлы виде суммыравных слагаемых равных значитодинаковых итак давайте откроемслагаемые суммы дала помним что двойканаходится на пересечениивертикали и горизонтали и слагаемыебудут равны единице они равны слагаемыехорошо допустим возьму число 10 на всезнают что 10 состоит из 5 и 5 посмотритекак удивительно работает этолица но эти случайно не сложный давайтевозьмем число 16 вот она новая и такнайдем вертикаль и горизонталь и вк наконцах этих линии расположены нашиодинаковые слагаемые вот они восемь ивосемь ребят смотрите как интересно явам рекомендую назубоквыучить представление вот чисел видеодинаковых слагаемыхи если вы заметили что числа которыесостоят из одинаковых слагаемых втаблице расположены вот по этой желтыйдиагонали пользуясь знанием о том что 16это 88 можно легко найти значение такоговыражения как 8 + 9 прально результатбудет на единицу больше он будет равенуже не 16 и 17 так и мы можем найтилегко результат сложения 8 и 7 зная отом что 88 это 16 значит 8 и 7 наединицу меньше это 15 попробуйтепо решать подобные примеры я думаюполучится сейчас ставим меня на паузузаполняем вот ячейки пустые до конца ивсе-таки я рекомендую заучить состав вотэтих чисел виде суммыравных слагаемых ребята плечи заданийкоторые мне бы хотелось разобрать отзадание номер четыре запиши равенствонайди в них части и целая договариваемсячасти как обычно обозначаем чертой целыеобводим кружком и так тогда числаскладываются они являются чем у нас неявляется соответственно частями частьчасть 9 и мы получаем целое равное чемуктои умеет складывать чехлу можновоспользоваться как раз наши квадратнойтаблицы сложения и найти какая же суммана будет стоять на пересечении 5 9 нуэто сумма будет равна 14 я простопоказываю как нужно оформлять задание и14 будет целом немножечко можноувеличить наш кружок и так смотритетаким же образом мы поступаем со всемиостальнымиравенство me итак смотрите 9 + 59 этоснова часть 5эта часть и число 14 снова будетявляться чем она будет являтьсяэти равенства 14 это у нас что конечноже это у нас а за рулем сейчас мызакрепим14 это у нас целая потому что брать мыможем только из целого берем из негочасть 9 у нас остается часть 5воспользуйтесь пожалуйста обычнойлинейкой и фигурный линейкой чтобызадание было оформленоаккуратно опять же из целого 14 беремчасть 5 и остается у нас часть 9 здесь вэтом задании в принципе ничего новогонет просто приучить себя к хорошемуграмотному правильному оформлениюподобным образом оформляются всеоставшиеся равенство а сейчас заданиеномер пять на странице 75 здесь вампредлагается сложить числа при помощичислового отрезка и прибавить 8 5итак мы стартуем от точки с числом 8опять единичных отрезка вправопоскольку мы прибавляем мы идем всторону увеличениячисел и понятно что мы находимся вот вэтой точке которые попала на вашастрелказадание но собственно говоря знакомаявам лишь нужно правильно считатьколичество единичных отрезков но здесьнужно сравнить решение 3 и 4 примеров вывидите что слагаемые переставленыместами да вот подумайте какую из этихсумм удобнее вычислять возможно пришлетемне свои ответы на мини видео хорошо незабывайте пожалуйста при оформленииподобного заданиярисовать стрелку и указывать операциюкоторую вы выполняете с данным числочисло у нас 15 операций которую с нимвыполняется его вычитается 6 потомупоэтому операция называется -6 будьтепожалуйста внимательны при проверкезаданий я также видела то что простонарисована дуги ну и собственно всеучитесь правильно оформлятьзадание а сейчас мы разбираем задачизадачи вы должны быть оформить своихрабочих тетрадях после записи числа иклассной работыобращая внимание всех на такой момент отзаписи числа до записи классной работымы пропускаем 1 ряд клеток буква к посколько она за главное она у насзайдет на этот ряд клеток и далее мыпишем слово задачи также между записьюклассная работа и записью задачапропускаем 1 ряд клеток буква зпоскольку на заглавной также зайдет на итри от клеток для того чтобы нарисоватьсхему к задаче мы пропускаем от самогослову задач три клетки потому что иногдамы на схемах сверху рисуем долгизаписываем числовые данные и так далее атеперь непосредственно вплотную к задачемаме27 лет а папу на два года старшевот такое условие нужно узнать требуетсяузнать сколько лет папе вопрос задачииногда называют требованиям потому чтотребуется узнатьитак давайте изобразим задачуграфические виде схемы схема это оченьважная составная часть задачи до посхеме мы можем воспроизвести задачудословно напоминаю что на схеме должныбыть отражены все числа которые даны вусловиии вопрос схема должна читаться и бытьпонятной и так маме 27 лет а папку надва года старше возраст изобразим в видеотрезков отрезок малин или папин будетдлиннее что называется опять же читаемзадачу и видим папа на два года старшезначит папин отрезок будет чуть длиннееначали с мамой по задаче маме 27 лет така папа на два года старше и так вот онмамин отрезок так вот он папин отрезокон длиннее потому что папа старше и какобычно мы опускаем пунктирныеперпендикулярные линии да для того чтобыпоказать что маленький отрезокон является частью большого то можноналожить на большой треск мы видим чтоончасти этого большого отрезка так полсхему нас уже есть и так осталосьрасставить числовые данные итак маме унас 27 лет эта числовую данныеизвестно так можно написать лет я писатьне буду законами и времени так известнонесколько лет party нет задачи об этомне сказано более того это требуетсяузнать поэтому сюда мы можем поместитьзнак вопроса и также написать лет будетименована и числопосмотрите осталось еще число 2 на 2года старше то есть вот эта разницамежду числами между возрастом мама ипапа родная2 писать два года итак схема составленачисловые данные занесены вопрос на схемеей все мы проверилитеперь можно чертить эстраде вставитьвидео на паузузаписывать решение и ответ чтобысамостоятельно ответ выстраивается извопроса сколько лет папемы можем месту слова сколько записатьчисло которое мы получим в результатеа сейчас задача вот литеры под буквой b6 бдевушки 64 года это на 12 лет больше чембабушки сколько лет бабушки ребята вотэта задача она опять же на сравнениечисел вновь задачи в косвенной форме чтоэто значит смотрите в условие этойзадачи есть вот слова местоимение этоно очень важно итак читаем задачисначала дедушки 64 года и тоно 12 лет больше чем бабушкислово это указывает по задаче на когона дедушку или на бабушку конечно дажене на дедушку он на дедушкин возраст 64года это на 12 лет больше чем бабушкизначит мы должны сообразитьи сделать вывод что еслидедушки на 12 лет больше чем бабушкизначит бабушкину 12 лет верно меньше чемдедушки сколько лет бабушки очень частодети когда видит вот такую запись на 12лет больше они выбирают действиясложения и совершенно не обращаетвнимание на маленькое коротенькоеместоимение это еще раз местоимение этоуказывает на возрастдедушки 64 года на 12 лет больше чембабушки очень бабушки будет на 12 летменьше и действия для решения тызадачи будет уже не сложение какое вернобудет ужевычитание а сейчас давайте нарисуемсхему к этой задаче и так героямизадачей является у нас дедушка и бабушкатак дедушку обозначим буквой d бабушкубуквой b и так мы разобрали условияподробным образом и поняли что дедушкуто у нас по задаче старше чем бабушкаему шестьдесят четыре года то есть мысмело можем выставлять надо трескомкоторый обозначает возраст дедушки 64года правильно и так далееперпендикуляры опускаем для выпуска унас моложе чем дедушка давайте посмотримэту месяцем на секс по трескну да практически отрезок обозначаетвозраст бабушки мы знаем сколько летбабушки ребят это конечно же не хочет ототрезку вставать но так вот поаккуратнеебудет хорошо нет мы не знаем сколько летбабушки это на должны найти то есть этовопрос нашей задачи а искать мы этобудем с помощью вот этого числа 12который является разницей междувозрастом бабушки и дедушки вот эти 12лет всекак получить маленький отрезокнужно что сделать вот из большогоотрезка убрать вот эту часть 12задачи в косвенной форме то есть провозраст бабушки сказано не напрямую онана 12 лет моложе да а сказано черезвозраст дедушки косвеннои так вы ставите видео на паузуотступайте 2 клеточки своих рабочихтетрадях записывайтееще раз слово задачи буква z будетзаезжать на один ряд клеток рисуйтесхему записывайте решение и ответнапоминаю что подобная задача она однаиз самых трудных курсы начальной школыне ошибайтесь пожал то при решении такихзадача сейчас разберем последнюю задачу вномере 6 задача6 в кости 11 лет а сестре 15 летнасколько костя младшей сестры еще разперечитываем внимательным образомусловий задачи кости 11 лет а сестре 15лет вот это то что нам известно чтотребуется узнать насколько костя младшиесестры это классическая задача наразностное сравнениеи так вот у меня вопрос к вам кто старшепо условию задачи как вы поняли конечноже кости как это можно понять во первыхпо возрасту вернее конечно же сестраизвините во первых по возрасту сестрыэто можно понять ей 15 лет а еще можнопонять по вопросу вопросе сказанонасколько костя младшие сестры и таксестра у нас старше отрезок обозначающийее возраст он длиннее и отрезокобозначающий возраст кости он будеткороче сейчас мы его поднимемтак чтобы красиво и так вот он она нашадвойная схема задача на разностноесравнение нужно сравнить два числа инайти разницу между ними при этом обачисла известны возраст сист костидавайте по задаче сначала указалион равен 11 годам ему 1 ст лет и возрастсестры нам также известеней 15 лет так вот числовые данные и намнужно что найти ребята нам нужно найтиразницу между большим и меньшим числомподобных задач мы решали вот великоемножество сейчас вы должны простовыполнить подобную задачу но уже сновыми числамиребята заданий на этом разобраны на этастраница остаются еще задание номер 7 и8 заданий номер семь пропустим увернемся к нему на следующих уроках авот задание номер восемь а но интересныйи полезный в нем можно проверить навыксложение и вычитание двузначных чиселбез перехода через десятоки так урок по теме таблица сложенияподошел концузадания разобраны таблицы сложениясоставлена можно сделать скриншот свидео и взять от таблицу себе навооружение на очень полезноепутешествовать по ней очень увлекательновозможно вы откроете еще какие-то тайныэтой таблице всё на этом наш урокзакончен спасибо за вниманиежду вас на следующих видео уроках