здравствуйте ребята тему урокаматематики дециметр сегодня мы узнаем оновой единицы измерения длины научимсяскладывать и вычитать сравниватьименованные числа выраженные вдециметрах и сантиметрах применятьполученные знания в ходе решения задачперед началом урока как обычно убедитесьвсе ли к нему готова на этих страницахпредставлен материал к новой теме ребятана прошлом уроке вы познакомились сукрупненной единицы еще до предметоводин десятокодин десяток это 10 единицвр учились выполнять преобразованиедесятков единиц иа единиц десятки давайте сейчас выполнимпреобразование десятков в единицесосчитайте количество десятковвыставленное на слайде один десятокдва десятка три десятка четыре десяткапять десяткова сейчас давайте выполним преобразованиеи выразим десятки в единицахдля этого нужно сосчитать по 10 единицдесять двадцать тридцать сорок пятьдесятитак ребята в 5десятках 50 единиц зная об этойудивительной взаимосвязи десятков иединицдавайте приступим к изучению новой темыребятамконечно же знаете что такое величинывеличина это свойство предметов которыеможно измерить и результат выразитьчисло но уже познакомились с величинойпод названием длина и научились измерятьэиэ в сантиметрахмы научились измерять сантиметров длиныразличных предметов тетради учебникаручки карандаша один сантиметр этоединица измерения длины мы научилисьстроить отрезке различной длины и самыймаленький отрезок которые мы пока можемстроитьэто отрезок один сантиметра сейчас давайте построим еще одинотрезокопределите по линейке длину новогоотрезка конечно же она равна 10сантиметров и так ребятаперед вами новая укрупненная единицаизмерения длиныпод названием dc метр 1 дециметрэто 10 сантиметров в одном дециметреукладывается 10отрезков по одному сантиметру сантиметрmy мы измеряем длины небольших предметовно если например нам нужно измеритьдлину стола или школьной доски мы можемпользоваться дециметра meдавайте посмотрим а в каких жевзаимоотношениях находятся дециметрыи сантиметра и так в одном дециметре 10сантиметров обратите внимание чтодециметра сокращенно записывается воттаким образом и . после такогосокращенияне ставится точно так же как и послеобозначение сантиметр-два дециметра это20 сантиметров предаться метра 30сантиметров четыре дециметр 40сантиметров 5 дециметров50 сантиметров 6 дециметров 60сантиметров семь дециметрверно 70 сантиметров 8 дециметров 80сантиметров 10 дециметров90 сантиметров ребята не правда ли длятого чтобы выразить дециметры всантиметрах нужно уметь выполнять счетдесятками и счет по 10 единиц вот зная отакой взаимосвязи между thats и метрамии сантиметрами мы сейчас приступим кпрактической части нашего урока а именнок сложению и вычитанию и сравнениюименованных чисел но давайте сначалавспомним что же такоеименованные числа напоминаю именованныечисла получается в результате измерениявеличин и сопровождается названиемединиц измерения чтобы было понятноприведем примеры например два килограммачетыре сантиметра 8 литров пять минут 10дециметроввсе это именованные числа а обычныечисла выглядят так 248510 запомнили хорошо и правило номер двакоторые вы должны знать чтобы выполнятьдействия и сравнении с эми новымичислами необходимо выражать их водинаковых единицах измерения ребятаоткройте учебник на странице 52и посмотрите на номер 1 и 2весь номер я не буду выполнять выполниллишь часть задания все остальное высделаете в своих учебниках тетрадисамостоятельно итак зная о том что водном дециметре 10 сантиметров можно слёгкостью сказать что в двух дециметрахсантиметров сколько верно 20 почемупотому что 1 дециметрэто один десяток сантиметров а двадециметра это два десятка сантиметровили 20 смточно также 3 бац и метра в одномдециметре 10 сантиметров значит в 3дециметрах их 30 я думаю вы поняли каквыполняется подобное задание и столбики2 и 3 выполняете самостоятельно а теперьдавайте выполнимобратные преобразования и выразим ужесантиметры в дециметрахи так 50 сантиметров как их выразить вдециметрахвспоминаем что 50 сантиметров это 50единицсантиметров а 50 единиц составляют 5десятков значит 50 сантиметров это 5дециметрова сколько же например в 70 сантиметровдециметров рассуждаем 70 сантиметров этосемь десятков сантиметров или 7 5 метровеще одно преобразование 60 сантиметров60 сантиметров это шесть десятковсантиметров или шесть дециметровя думаю что вы поняли как выполняетсявот это задание поэтому нижнюю строчкувы также делаете самостоятельно а теперьребята давайте научимся применятьполученные знания в ходе решения задачнапример страница 52 номер 3 а задача аот нитки отрезали кусок в 3 дециметраостался кусок в 4 дециметра какова быладлина нитки как обычно мы с вамивыделяем составные части задачи и такчто нам известно а известно что от ниткиотрезали кусок в 3 дециметра и осталсякусок в 4 дециметраэто условие нашей задачи чем насспрашивают какова быладлина нитки это то что требуется узнатьили вопрос и так если задача оформляетсяв рабочей тетради и и мы оформляем такделаем запись задача не забываем об этомзатем мы выполняем схему задачисхема позволяет наглядно представитьсодержание задачи глядя на схему мыможем воспроизвести текст задачипрактически дословно итак что же мызнаем что от нитки отрезали кусок в 3дециметр и и остался кусок в 4 до центрадавайте выполнимсхему ну я думаю совершенно очевидно чтодля тех пор пока от нитки ничего неотрезалиона была целый ниткой поэтому длинанитки это совершенно справедливо этоцелое хорошочто же сделали с нашей ниткой ну вопервых от нееотрезали кусок три сантиметрадавайте запишем это ключевое словоотрезали и поместим на схему и так какнашей нитки отрезали кусочек в трисантиметра сейчас я сделаю поудобнейсхем наверно придется удлинить потомучто ключевые слова длинные ничегострашного все это рабочие моменты и такотрезали давайте дугу потом я нарисую иследующий кусок остался или осталосьвторое ключевое слово первое ключевоеслово отрезали второе ключевое словоосталось ну вот теперь смело можнорисовать нашу дугу красота и так атеперь мы должны на схему поместитьчисловые данные известные мы знаем чтоот нитки отрезали кусок в 3 до цы метрапоэтому под частью обозначающуюотрезанную часть записываем 3дециметра и так остался кусок в 4дециметр а все верно вот таким образомбудет выглядеть наша схемаотрезанная часть чуть поменьше поэтомувот таким образом запоминаем хорошо итактип задач и это задачи на нахождениецелого совершенно верно для того чтобынайти целое нужно сложить части нашегоцелого мы к трем дециметрадолжны прибавить 4дециметра как мы это делаема точно так же как с обычными числами ктрём прибавить 4получим 7 мы складываем не обычные числаа именованные поэтому в ответе мыполучим 7 до цы метров понятно итакпомним что мы оформляемэту задачу в рабочей тетради поэтомузаписываем ответ итак вопрос был каковабыла длина ниткизапишем ответ коротко 7 до цы метровнапомнили хорошо если ребята вотподобную задачу мы выполняем в учебникии тетради то рядом задачи остаетсявсегда свободное место иможно сюда на это свободное место вотзаписать только решение задач чтобы явидел при проверке как вы рассуждали ядумаю это задача вам понятно мыпереходим к следующей задаче и такребята сейчас разберем задачу настранице 52 номер 3 б у иры для лентадлиной в 7 сантиметров а у наташи длинойв 9 дециметров у кого лента длиннее инасколько выделяем составные частизадачи нам известных что у иры лентыдлиной в 7 сантиметров а о наташе длинойв 9 дециметров перед нами условия задачинам требуется узнать у кого лентадлиннее и насколькокогда требуется узнать у кого что-тодлиннее у кого у чего-то больше инасколько подобные задачи называютсязадачами на разностное сравнениемне поэтому если вы оформляете подобнуюзадачу в рабочей тетради схему будетдвойной и так посмотрите мы видим дваотрезка по условию известно что у ирылента длиной в 7 дециметров и чертимпроизвольный отрезок и на тугой мыразмещаем первое известное числовоеданные итак у иры лента длиной 7дециметраа у наташи длиной в 9 дециметровсовершенно очевидно что7 меньше девяти поэтому отрезокобозначающий длину наташиной ленты онбудет длиннее нам также известно чемуравна длинанаташиной ленты она равна 9 до цы метразаписали хорошо вот эти числовые данныенам известны далее у кого лента длиннееи насколько но у кого лента длиннее мывидим из схемы а вот насколько мы должныопять же обозначить посмотрите на отнаташины и ленты до остался вот такойвот кусочек этот кусочек называется тойсамой разницы длине лентыэто число нам неизвестно поэтому здесь вэтой части схемы мы выставляем знаквопроса а дальше мы вспоминаем какрешаются задачи на разностное сравнениеи так чтобы найти разницу нужно избольшего числа вычесть меньшеепоэтому решением задачи будет вычитаниеу меня нет места чтобы записать ответпоэтому решение задачи ребята я будузаписывать в этой части слайда а выбудете записывать как обычно выравниваюего по левому краюто есть вот здесь начнете и так издевяти до цы метров нужно вычестьправильно7 дециметров и мы получим если 9 минус 7это два то 9 дециметров минус 75 метровдо but no 2до цы метра понятно значит запоминаемчто решение задач мы рабочий тетрадьзаписываем под схемойя живут из экономии места записал егоздесь итак ответ ответ здесь будетнеобычный читаем вопрос у кого лентудлиннее и насколько нам придется егозаписать целым предложением но посколькупосле слова ответ стоит : мы продолжаемзапись с маленькой буквыу кого лента длиннее смотрите можно извопросов выстроить ответы записать унаташилента длиннее видео вместо слова кого явставила имя девочки и насколькозаписываем надва дециметратак ребята такой нюанс я щас уменьшилразмер шрифта и уменьшается примерно такчтобы ответ я думаю видно да наташалента длине и на 2 до цемента кстатиздесь можно поставить точку потому чтоэтот конец предложения и в предыдущейзадач в конце ответа можно поставитьточку хотя при обозначениидециметров сантиметров или других единицизмерения .не ставится запомнили и так ребята мырешили две задачи используя именованныечисла сейчас мы приступим к сравнениюединиц длины выраженные в дециметрахи сантиметрах разберем заданием настранице 52 номер четыре и так в этомзадании нужно выполнить сравнение тоесть поставить знаки больше меньше илиравно мы помним о том что складывать ивычитать и даже сравнивать величиныможно только тогда когда они выражены водинаковых единицах измерения но вот наэтом слайде мы видим что слева доокошечко из провода окошечко величинывыражена в разных единицах измерения чтомы делаем в таком случае я разбираюопять же давайте первую строку всеостальное вы делаете самостоятельно итак нужно сравнить 4 сантиметра и 9 dcметра как это сделать ну во первых нужновыразитьэти числа в одинаковых единицахизмерений сантиметров дециметрах мывыразить в данном случае не можемпоэтому будем урожай птицы метры всантиметрах и так надо же количеством адац и метров записываем количествосантиметров9 до цы метров это правильно 90сантиметровзаписываем буквальный чуть меньше техкоторые у вас на данный момент есть втетрадитак далее сравниваем уже сантиметрысантиметрами 4 сантиметра меньше чем 90сантиметров это значит что четыресантиметра меньше девяти дециметра этопонятно далее вот данноевозможно неравенствовыполним 50 сантиметров нужно сравнитьшестью бац и метрамиитак посмотрите величины выражены вразных мерках слева в сантиметрах справадециметрах поэтому чтобы выполнитьсравнение нужных привести к одноймерки ну давайте удобнее складываютсяменьшие числа мы знаем что чем большемер к тем меньшее количество раз онаукладывается в измеряемой величинесантиметр и превратим в dc метры 50сантиметров это 5 дециметров так изапишем так а теперь сравниваемдециметры сдается метрами 5 дециметровменьше чем лестнице метров а это значитчто 50 сантиметров меньше шести до цыметров давайте еще выполним задание нудопустим сравним три наци метр с 20сантиметровмы запоминаем что мы выполняемпреобразование в сторону более крупныйединицы измерения величин и давайте так20 сантиметров выразим в dc метрахпотому что проще сравнить маленькиечисла и так 20 сантиметров это верно 2до цы метра вот так вот запишу наchiffon 20 сантиметров и3 дециметра больше двух дециметровпоэтому 3 дециметра больше 20сантиметров еще одновыполнен преобразование 7 дециметров и70 сантиметровопять же 70 сантиметров мы превращаем вdc метры и так помним что это верно 7 dcметров так и мы можем с уверенность какпоставить какой знак равноребята вот так подобное оформлениезадания но он будет присутствоватьваших тетрадях учебниках если мы будемвыполнять эти задания в обычно втетрадяхоформлений будет несколько другим но обэтом чуть позже а сейчас я предлагаю вамзапомнить вот это оформление и выполнитьвот последний столбик в этом заданииребята сейчас мы разберем задание номер5 страниц 52обратите внимание там два столбикаравенств первый столбик равенству яразбирать не буду потому что мывыполняли такие действия в ходе решениязадач разберу второй столбика винс в чем здесь трудность в том чточисла в нашем равенстве именованныечисла выражены в разных единицахизмерения как например и 60 сантиметроввычесть 1 дециметр нету сделать пока неможем потому что именованные числавыражены разными мерками вы должны ихпривести к одноймерки смотрим задание предлагается ответвыразить дециметрах поэтому количествосантиметров мы также выражаем вдециметрах60 сантиметров это 6 dc метров поэтомувычитая из шести и дециметров 1 дециметрмы получаем конечно же 5 дециметрови второе задание 4 дециметра нужноприбавить 30 сантиметров ответ выразитьдециметрах смотрим какое число вы должныпреобразовать да это 30 сантиметроввыражаем его в дециметрах30 сантиметров это тридециметра дальше нам остается только изкуда ты метром прибавить дециметры 4дециметраи 3 дециметра получается 720 метров ядумаю это за баней а также вам понятносегодня на уроке мы научилисьсравнивать складывать и вычитать числавыраженные в дециметрах и сантиметрахэто была первая часть видео во второйчасти видео мы разберем задачи настранице 52номер 3 в и задачу номер 6 а сейчасспасибо за внимание приступаем квыполнению вот этой части задания
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.