Проблема выбора методов обучения как важнейшая проблема дидактики остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от успешности и целесообразности применения методов обучения находятся сам образовательный процесс, деятельность педагога и учащихся, а, следовательно, и результат обучения в целом.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается «способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности».
Метод обучения ― способ представления (подачи) информации обучающемуся в ходе его познавательной деятельности. Это те действия, которые взаимосвязывают педагога и обучающегося, то есть бинарные, двойственные по своей сути.
Классификация методов обучения может быть сформирована по характеру деятельности обучаемых, учитывая степени самостоятельности и творчества. Эту весьма продуктивную классификацию в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они выделили пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Метод |
Характеристика метода |
1.Объяснительно-иллюстративный метод |
Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, ученики остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. |
2. Репродуктивный метод |
К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. |
3. Метод проблемного изложения |
Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. |
4. Частично-поисковый или эвристический метод |
Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах. |
5.Исследовательский метод |
После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. |
Распространена также классификация методов обучения, построенная на основе выделения источников передачи содержания. К ним относятся словесные, практические и наглядные методы.
Словесные:рассказ, беседа, инструктаж и др.
Практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и др.
Наглядные методы: иллюстрирование, показ, предъявление материала.
Непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Появление в ХХ в. феномена активных методов обучения и его интенсивная разработка в науке и практике обусловлены тремя группами предпосылок:
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Понятия «активные методы обучения» и «методы активного обучения» определяются в педагогике по-разному. Одни исследователи рассматривают их как деятельностный компонент содержания образования; другие считают формами организации обучения – внешними признаками организации учебного процесса. Третьи определяют их как собственно методы обучения, т. е. способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося для достижения целей образования. Мы будем исходить из последнего положения, анализируя работы авторов, которые активные методы относят к методам обучения.
Ю.Н. Емельянов называет активными методы, которые используются для социально-психологического обучения и базируются на применении ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффект группы, эффект присутствия и др.).
По определению Г. П. Щедровицкого, активными методами являются те, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с наименьшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного формирования у обучающихся мотивации к учению и «необходимых деятельностей».
А.П. Панфилова относит к активным методам обучения интенсивные интерактивные технологии (игры, кейсы, тренинги, проектирование и некоторые другие).
А.М. Смолкин дает следующее определение: «Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и учащиеся».
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учеников пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение педагогом готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение школьниками знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения — это обучение деятельностью.
Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учениками, так и между самими учащимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, на то, чтобы вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учениками полученных знаний. Целью активных методов является участие всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.) в усвоении знаний, умений, навыков.
Существенными признаками активных методов обучения являются:
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется несколько этапов:
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.
Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов):
Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям (С.В. Петрушин):
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и неимитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность неимитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.
По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:
По численности участвующих выделяют:
Выделяются три основных типа методов активного обучения (Воронова А.А.).
Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.
Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.