Образование представляет собой целостную систему, обеспечивающую связь между субъектами и объектами образовательной деятельности, обеспечивает непрерывность образования, а также его единство как на содержательном, так и на организационном уровнях. Если рассматривать образование в качестве целостной системы, можно говорить о двух основных его целях – социализации и индивидуализации. Чтобы успешно реализовать каждую из этих целей, нужно, прежде всего, определить две сферы деятельности, которые будут автономны по целям, задачам, а также педагогической деятельности. Во-вторых, необходимо провести процесс интеграции этих сфер с целью создания единого образовательного пространства (образовательной среды), которое позволит создать условия, необходимые для комплексного образования ребенка.
К таким сферам относят основное и дополнительное образование, где каждая из указанных сфер призвана решать определенные цели и задачи. Именно их совокупность в полной мере раскрывает смысл общего понятия «образование».
Рассматривая основное и дополнительное образование, мы говорим о них как о равноправных сферах непрерывного образования общего, которые обеспечивают его единство и целостность. Благодаря такой трактовке, можно не только разграничить понятия образования «общего» (более широкого) и «основного», но и наглядно продемонстрировать, что образование дополнительное (как и основное) не стоит выносить за пределы образования общего. Такие терминологические уточнения не противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», согласно которому система образования представляется в виде совокупности образовательных стандартов и программ (общеобразовательных и профессиональных). Программы эти, в свою очередь, могут быть основными и дополнительными.
Рассматривая понятие основного образования, можно говорить об универсальном способе передачи исторического опыта от одного поколения к другому. Речь идет об общем механизме социального наследования, связывающем нацело некоторую общность людей и способ их жизни, а также позволяющем передать и сохранить нормы и ценности общей жизни во времени. В этом случае главным процессом можно назвать трансляцию исторического опыта, а в качестве основных видов деятельностями необходимо рассматривать обучение и воспитание, включенные в процесс социализации ребенка.
В свою очередь дополнительное образование рассматривается с точки зрения всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека. Акцент при этом делается на его фундаментальных способностях, обретении человеческого образа во времени истории и пространстве культуры. В центре внимания человек, способный к самообразованию, а значит – и к саморазвитию.
Основное место в образовательном процессе должен занимать ребенок со своими возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, который обладает значительным ресурсным потенциалом. Именно этот ОБРАЗ ребенок наследует, будучи «правопреемником» культуры. Чтобы данный процесс прошел успешно, нужно отыскать единую смысловую основу, которая сможет объединить дополнительное и основное образование, а также позволит выявить специфику этих понятий и тем самым вникнуть в смысл их «существования порознь» и параллельно понять, почему они выступают частями одного целого.
Невозможно начать осуществлять образовательную деятельность, не поставив перед собой четкие целевые ориентиры. Именно их наглядно проявляет основное образование, напрямую связывая с необходимостью транслировать культурные образцы и приобщать к ним подрастающее поколение.
Рассмотрим ресурсы, которые необходимо учитывать и использовать для повышения эффективности образовательной деятельности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также опору на опыт и интерес ребенка. Стоит отметить, что при отсутствии специально спрограммированной и осуществленной деятельности, направленной на выявление и развитие этих ресурсов, можно сколько угодно учитывать их, однако так и не дождаться развития в ту или иную сторону. Таким образом, если основное образование будет пытаться расширить собственные границы возможного в сфере развития индивидуального потенциала ребенка, опираясь исключительно на собственные ресурсы, ориентации и содержание, велика вероятность «повторить лишь предыдущий печальный опыт советской школы, которая «хронически» декларировала заранее не обеспеченные адекватной деятельностью и ресурсами цели».
В этой связи дополнительное образование видится как полностью самостоятельная и самоценная часть целостного образования ребенка до тех пор, пока не начнет менять ориентацию на цели, которые решаются в процессе основного образования. Такие изменения грозят путаницей, когда все станут делать одно и то же, оставляя при этом без внимания действительно важные цели, либо же наоборот, каждый станет делать то, что ему угодно, не заботясь о том, получит ли ребенок возможность развиваться как индивидуальность и параллельно приобщаться к богатствам культурного опыта.
Изменить что-либо в отношениях между основным и дополнительным образованием без осмысленного и позиционного самоопределения этих двух сфер в единых стратегических целях не удастся. Основное образование по-прежнему будет видеться главным и обязательным, в то время как дополнительное будет казаться необязательным «довеском», который может как присутствовать в жизни отдельного ребенка, так и вовсе отсутствовать.
В то же время, опираясь на принцип вариативности, каждый педагог в состоянии определить, в чем заключаются смысл и специфика целей, стоящих перед дополнительным образованием. А также понять, как на базе культурного опыта (предметного и духовного) создать такие условия, при которых удастся организовывать процесс, направленный на индивидуальное развитие ребенка. В этом случае не будет риска «заблудиться в двух полюсах» – социализации и индивидуализации, выступающих частями целостного развития личности.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что полноценное образование ребенка возможно лишь при создании таких условий, когда он в состоянии осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией. Чтобы вовлечь эти процессы в образовательное пространство ребенка в виде специально организованных деятельностей, нужно сделать так, чтобы вся его жизнь была «пронизана» этим пространством. Таким образом, время, проведенное ребенком в стенах школы, является его образовательным ресурсом, который можно использовать для решения задач социализации, в то время как свободное время может стать ресурсом индивидуального развития. При этом дополнительное образование может превратить данный ресурс в личностный потенциал.
«Предметность» и нормы в сфере дополнительного образования из необходимых и непреложных переходят в категорию вариативных, то есть допускается их переструктуризация исходя из возможностей, интересов и желаний ребенка. Если в процессе урока ребенку приходится осваивать «правильные образцы», ведущие к эффективной и оптимальной деятельности (с точки зрения культурно заданных образцов), то при самостоятельном изучении предмета он может пробовать и выбирать, оценивать и находить критерии эффективности и оптимальности сам. В процессе самостоятельной деятельности ребенок ощущает себя исследователем, а в процессе обучения – исключительно учеником.
Благодаря переходу от ученичества к самостоятельной деятельности и обратно, можно создать для ребенка такую уникальную образовательную ситуацию, в которой он может максимально полно раскрыть и реализовать собственный культурно-личностный потенциал. Таким образом у ребенка появляется возможность знакомиться с культурными образцами и усваивать их под контролем взрослого педагога (то есть обучаться) и в то же время следовать собственной логике усвоения. При этом педагог дополнительного образования должен не только не препятствовать этому, а наоборот, помогать ребенку в процессе его исследований собственных интересов, способов их проявления и эффективности. Более того, в случае необходимости взрослый должен провести их сравнение с общепринятыми образцами.
В процессе такого «взаимоперехода» ребенка поджидает множество образовательных проблем, благодаря решению которых у него появляется реальная возможность развиваться.
Безусловно, для реализации указанных проблем необходимо осмысление установок, которые будут задавать направление основному и дополнительному образованию как взаимодополняющему единству. Более того, нужно четко выделить приоритеты и ориентации, которые будут задавать специфику педагогической деятельности как в сфере основного, так и в сфере дополнительного образования. Именно они (согласно единому замыслу) несут в себе черты, отличающие эти сферы одну от другой.
Понятие «дополнительное образование» было введено в 1992 году Законом Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с Законом 2013 г. оно подразделяется на дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование осуществляется в специальных учреждениях, реализующих одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивая тем самым обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы призваны компенсировать, скорректировать и расширить границы базовой сферы образования, они направлены на самоопределение личности и помогают создать оптимальные условия для ее самореализации. Закон ориентирован на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, а также способствует реализации педагогического потенциала учреждений дополнительного образования.
Целью дополнительного образования детей является создание благоприятных организационно-педагогических условий для максимального профессионального, социального и личностного самоопределения ребенка, а также его развития и самореализации. Другими словами, дополнительное образование детей должно решать следующие задачи:
Содержание педагогики дополнительного образования детей:
Понятие «дополнительное образование» имеет несколько трактовок. С одной стороны, оно подразумевает особый тип образования, который включает в себя процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, и опирается на психолого-педагогический потенциал свободного времени. Е.Б. Евладова считает, что «дополнительное образование... процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности».
В свою очередь В.А. Горский и А.Я. Журкина рассматривают дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта».
Закон «Об образовании» даёт следующую трактовку понятия «дополнительное образование»: дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В таком контексте дополнительное образование объединяет воспитание, обучение и развитие в единый процесс. Его цель – удовлетворить и развить познавательные интересы и творческий потенциал ребенка, которые в дальнейшем будут способствовать самоопределению, самореализации и социализации личности, а также помогут сделать свободный выбор вида деятельности.
Таким образом, дополнительное образование:
На существенные социально-педагогические возможности дополнительного образования обращает внимание А.Б. Фомина, рассматривая его с точки зрения социальной среды, влияющей на воспитание личности, формирование социальных норм и правил поведения, способствующей пониманию социальных ролей. Она подчеркивает, что учреждения дополнительного образования доступны и открыты для всех категорий детей: с различным уровнем интеллектуального развития, принадлежащим к различным слоям общества, инвалидам, людям с отклонениями в поведении. Дополнительное образование стремится органично сочетать организацию досуга с различными формами образовательной деятельности, сокращая тем самым пространство девиантного поведения и решая проблему занятости детей и подростков.
Определим функции дополнительного образования. А.Г. Асмолов выделят следующие функции:
Анализируя функции дополнительного образования, Г.Н. Попова выделяет культурно-досуговую, образовательную и социально- педагогическую. В свою очередь О.Е. Лебедев заостряет внимание на функциях выявления и поддержки детей, проявляющих способности к творческой деятельности, самоопределении и формировании их духовного образа жизни, а также говорит о необходимости реализации коммуникативных потребностей дополнительного образования и организационно-методическом обеспечении федеральных проектов в области педагогики.
Несколько иной подход к определению функций дополнительного образования у Е.Б. Евладовой и Л. А. Николаевой:
По мнению М.Б. Коваль, основной функцией дополнительного образования является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, поэтому свободное время учащихся и их досуг должны быть посвящены формированию творческих интересов и потребностей. В качестве обобщенных показателей реализации этих функций можно рассматривать уровень социальной адаптации ребенка к условиям внешкольного учреждения, совпадение объективных и субъективных целей образовательной работы с детьми, самоутверждение членов педагогического коллектива и объединение их в группу единомышленников, а также уровень развития самоуправления и самостоятельной деятельности детей в процессе их коллективной творческой деятельности, развитие творческих начал в коллективе.
Поскольку подходы к определению функций дополнительного образования детей могут различаться, целесообразно дополнить функции, рассмотренные выше, функциями саморазвития, самоактуализации, самоопределения и самореализации. Саморазвитие, самоактуализация и самореализация находятся в прямой зависимости от феномена потребности человека самосовершенствоваться, развиваться и расти в личностном плане. Эти понятия характеризуют довольно близкие по смыслу явления: максимальную реализацию подлинных возможностей человека, его стремление выражать и развивать свои возможности и способности, попытку стать тем, кем он может стать.
Саморазвитие обусловливает самоопределение личности, связанное с «поиском себя» при разрешении внутренних противоречий и конфликтов, а также жизненных проблем и трудностей. Под самоопределением подразумеваются выявление индивидуальной позиции и ее утверждение в случае возникновения проблемных ситуаций. Также это понятие можно рассматривать как этап социализации, направленный на осознание цели и смысла жизни, готовность к самостоятельной жизнедеятельности. Самоопределение трактуется как процесс, включающий в себя выбор личностью собственной позиции, целей и средств самосовершенствования в конкретных жизненных обстоятельствах и результат этого выбора; механизм обретения человеком внутренней свободы и ее проявления. Таким образом, самоопределение способно инициировать процесс самореализации, выраженной стремлением к совершенствованию, как одной из высших потребностей личности. Самореализация будет направлена не только на реализацию сил и способностей человека, но и на непрекращающийся рост его возможностей, повышение качества деятельности, основанной на высших человеческих ценностях. Различие в толковании терминов «самореализация» и «самоактуализация» объясняется акцентированием на субъективном (внутреннем) или объективном (внешнем) плане жизни личности. Понятие «самоактуализация» иллюстрирует данный процесс во внутреннем плане личности, а «самореализация» – во внешнем. Так, под самоактуализацией подразумевается актуализация собственного внутреннего потенциала человека, его истинной природы вовне, в то время как самореализация предполагает реализацию себя в деятельности. В данном контексте самоактуализация выступает как подготовка к самореализации.
Среди особенностей дополнительного образования детей можно выделить:
В сфере дополнительного образования некоторые из этих условий созданы изначально, благодаря чему решать проблемы самореализации гораздо проще. Приоритетными направлениями дополнительного образования являются развитие индивидуальности, самоопределение и самореализация. В связи с этим работа всей системы дополнительного образования должна быть направлена на их реализацию.
Дополнительное образование не имеет слишком строгой регламентации, допускает идеи вариативного образования, создания развивающей среды, формирует диалогические (субъект-субъектные) отношения между педагогами и детьми, а также способствует созданию ситуации выбора и успеха для каждого ребенка. В полной мере реализовать поисковый режим образования может именно в образовании дополнительном, направленном на обеспечение личностного роста ребенка и его жизненное самоопределение, способствующем раскрытию творческого потенциала и совершенствованию результатов образования. По мнению А.Г. Асмолова, дополнительное образование имеет в своем активе особые условия, которые способствуют саморазвитию и самореализации. В их числе субъект-субъектные взаимоотношения педагога и ребенка, вариативное образование, ситуация успеха для каждого, а также многоуровневая социокультурная и психолого-педагогическая среда.
Субъект-субъектное (или диалогическое) взаимодействие представляет собой активное и равноправное общение педагога и ребенка в ходе образовательного процесса. Конечно, педагог располагает большими знаниями и опытом, нежели старшеклассник, соответственно, с этой точки зрения они не будут равны. Но сам образовательный процесс они осуществляют вместе, являясь субъектами совместной деятельности. При этом и педагог, и ребенок самоопределяются, реализуют себя и таким образом развиваются в творчестве. Диалогические отношения подразумевают осознание обоими субъектами (педагогом и ребенком) целей их совместной деятельности, определение ее содержания, методов и средств, а также адекватную оценку. В таком контексте ребенок получает возможность наравне с педагогом определить, какие задачи и каким образом он должен решать. Такое организованное взаимодействие носит предметно-преобразующий характер вне зависимости от своей направленности (на мир вещей, окружающих явлений или управление собственным состоянием) и непосредственно влияет на становление субъектности ребенка.
Что касается вариативности образования, то здесь речь идет о возможностях поискового образования, которое предоставляет право выбирать содержание, предмет и форму образования, а также образовательную траекторию и педагога. В свою очередь педагог в дополнительном образовании также может выбирать содержание, форму, методы и технологии образования, так как в этом случае его не ограничивают типовые программы, нормативы и стандарты. Функционирование многоуровневой психолого-педагогической и социокультурной среды базируется на идее создания учреждений дополнительного образования как системы развивающей среды, которая сможет обеспечить благоприятные условия для реализации личностных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка. Благодаря такому многоуровневому подходу к деятельности в сфере образования, можно выстроить непрерывные связи: начиная от уровня формирования интереса детей к выбранному виду деятельности и заканчивая уровнем профессионально ориентированной исследовательской или творческой работы.
Создать ситуацию успеха для каждого ребенка можно лишь в том случае, если удастся реализовать все аспекты: вариативность образования, налаживание субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и ребенком, наличие многоуровневой психолого-педагогической и социально-культурной среды. В этом случае свобода ребенка в выборе образовательного пути, поддержка педагога, относящегося к нему как к равноправному участнику образовательного процесса, и развивающая среда самого учреждения образования способны создать ситуацию успеха. Подводя итог вышесказанному, нужно еще раз отметить, что дополнительное образование базируется на основах, отличных от общего и профессионального образования. В процессе дополнительного образования детей педагоги и специализированные учреждения ориентируются на интересы и потребности детей и их родителей, особое внимание уделяется социально-педагогической поддержке ребенка, при этом имеют место анормативность, разноуровневость и вариативность самой системы дополнительного образования детей. Все это направлено на самоопределение, саморазвитие, самореализацию личности и ребенка, и педагога, а также на создание в учреждении дополнительного образования детей творческой среды.
Выделяют два принципа дополнительного образования: стратегические и тактические. Стратегические принципы определяют содержание деятельности, а тактические - способы, при помощи которых можно достигнуть поставленных целей.
Принцип демократизации подразумевает признание равных прав всех людей, принимающих участие в образовательном процессе, при обсуждении, принятии и реализации основных вопросов. В сфере дополнительного образования принцип демократизации реализуется за счет самостоятельности образовательного учреждения и педагогов в вопросах выбора цели, содержания, программы развития и образовательной программы, а также специфики организации деятельности. Таким образом, с одной стороны педагоги имеют право самостоятельно выбирать образовательную область и виды творчества в ней, с другой – ребенок может выбирать собственный образовательный путь. Благодаря такому принципу все субъекты образовательного процесса получают возможность принимать участие в управлении учреждением дополнительного образования, создании системы самоуправления. Однако принцип демократизации не ограничивается только предоставлением прав, он подразумевает и разделение ответственности за все принятые решения. Такой подход является мощным воспитательным и развивающим средством, которое стимулирует самоопределение, самоактуализацию и самореализацию как у ребенка, так и у педагога.
Принцип свободосообразности принято рассматривать как один из основополагающих в сфере дополнительного образования. По мнению М.Н. Дудиной, этот принцип целесообразно реализовывать в совокупности с принципом природосообразности и культуросообразности. Классические принципы педагогики (природосообразность и культуросообразность) не могут служить гарантом свободы, не обеспечивают этизацию образовательного пространства и демократизацию общества, а также освоение гуманистических идеалов. И только тройственный союз природосообразности, культуросообразности и свободосообразности в состоянии обеспечить отношение к ребенку как к сложному субъекту, который нацелен на активное проявление в процессе деятельности и поиск собственной идентичности. Таким образом, именно синергетическое единство этих принципов помогает ребенку наметить линию жизненного развития, которая будет обусловлена его природой и культурой.
Принцип гуманности признает ребенка высшей ценностью образования и стремится обеспечить его права на свободное развитие и проявление способностей. Этот принцип берет за основу приоритет общечеловеческих ценностей и рассматривает блага человека в качестве критерия эффективности деятельности образовательной системы. Для дополнительного образования этот принцип является фундаментальным, так как в основу деятельности, отношений педагогического коллектива, педагога и ребенка положено признание интересов, потребностей и мотивов ребенка как приоритетов образования.
Принцип субъектности заключается в том, что ребенок в процессе дополнительного образования перестает быть объектом образовательных воздействий и превращается в субъект собственной деятельности. Суть субъектности в данном случае состоит в самостоятельном определении целей и степени занятости необходимой деятельностью в соответствии с возможностями и способностями ребенка. Лишь в процессе осознания собственных потребностей, целей, мотивов, возможностей и способностей и при умении претворить их в жизнь человек способен самореализоваться. Таким образом, субъектность представляется результатом интериоризации общественного опыта, продуктом образования, другими словами, свойством, которое можно приобрести в процессе развития, опираясь на индивидуальные особенности личности. В процессе взросления для развития личности на первый план выходят внутренние факторы – процессы «самости» (саморазвитие, самовоспитание, самореализация). Активность, которая ранее возникала в ответ на воздействия окружающей среды, теперь уступает место собственной активности, необходимой для самореализации ребенка в образовательном процессе.
Принципы самоактуализации и самореализации в сфере дополнительного образования делают упор на развитие мотивации к познанию и творчеству, учитывают потребности ребенка в актуализации своих интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей и возможностей. Сотрудничество, будучи сущностной характеристикой дополнительного образования, подразумевает уважительное отношение к личности, доверие, дружбу и взаимовыручку в отношениях педагога и старшеклассника, а также старшеклассников друг с другом. Таким образом удается удовлетворять потребности более низкого порядка (безопасность, уверенность в завтрашнем дне, причастность к социальной группе, признание и уважение) и создавать при этом оптимальные условия для развития потребности в самоактуализации. В процессе дополнительного образования ребенок вовлекается в активную личностно значимую деятельность, которая позволяет ему максимально раскрыть и реализовать свой потенциал, другими словами – самореализоваться. Таким образом, самореализацию можно рассматривать как сложный процесс взаимодействия личностных (субъективных) потенций и условий социальной среды. Причем данный процесс связан с активностью личности и уровнем ее притязаний и включает в себя развитие субъектности, направленной на саморазвитие личности, а также внешнюю объективную самодеятельность, которая находит выражение в опредмечивании субъектности и в создании социально значимого продукта. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс самореализации зависит как от внутренних (личностных), так и от внешних (социальных) факторов, связан с развитием субъектности и находит выражение в создании продукта деятельности.
Принцип сотрудничества в сфере дополнительного образования можно разделить на несколько уровней: 1) сотрудничество администрации и педагогов, 2) педагогов и детей, 3) администрации и детей. Первый уровень (сотрудничество администрации и педагогов) позволяет всем членам педагогического коллектива принять согласованное участие в процессе разработки содержания деятельности учреждения. Такое сотрудничество находит место в разработке образовательной программы учреждения в целом и образовательных программ по определенным направлениям деятельности в частности. Второй и третий уровни затрагивают субъект-субъектное взаимодействие администрации, педагога и детей, предусматривают их совместную активную и равноправную деятельность в процессе образования. При таком подходе все они являются субъектами совместной деятельности, в процессе которой самоопределяются и реализуют себя, в итоге развиваясь в познании и творчестве. Субъект-субъектное взаимодействие включает в себя осознание субъектами целей и условий деятельности, ее содержания и непосредственно способов деятельности, а также подразумевает адекватную оценку ее результатов. В отношениях между участниками дополнительного образования во главу угла ставится диалог, благодаря которому можно создать необходимые предпосылки для эффективного общения равных людей, которые принимают и уважают друг друга, а также умеют слушать и воспринимать чужую точку зрения, способны реагировать на нее адекватно. На базе такого взаимодействия образовательный процесс становится максимально продуктивным, так как наблюдается стимуляция познавательной и творческой активности, стираются барьеры непонимания и страха, исключается неверное восприятие информации всеми участниками образовательного процесса.
Принцип продуктивности деятельности подразумевает обязательное получение продукта самостоятельной деятельности, который можно назвать одним из главных условий дополнительного образования. В качестве продукта деятельности можно рассматривать исследовательскую работу, произведения художественного, технического или прикладного творчества (картины, вышивка, техническая модель и др.), а также спортивные достижения и т.д. В процессе самореализации создается личностно значимый продукт, который не только помогает ребенку самоутвердиться в социальной среде, но и позволяет испытывать состояние удовлетворенности результатами своей деятельности. Также к результатам самореализации относят достижение иного (более высокого) уровня социально-личностной компетентности, которая складывается из знаний о способностях, возможностях и особенностях собственной личности, приобретенных в процессе деятельности, а также умения реализовывать свой потенциал в социальной среде.
Принцип вариативности позволяет представить систему дополнительного образования в виде многообразия полноценных вариантов образовательных траекторий, при котором есть возможность выбрать индивидуальный образовательный путь. Вариативность подразумевает существование в образовательном учреждении различных образовательных программ, которые смогут удовлетворить разнообразные потребностей ребенка. Вариативность образования в этом случае определяется программой развития учреждения дополнительного образования и соответствующей образовательной программой.
Принцип выбора можно назвать обратной стороной принципа вариативности. Его смысл заключается в том, что ребенок самостоятельно выбирает свой жизненный путь, систему ценностей, индивидуальную образовательную траекторию, а также содержание знаний и способы их получения. Такой вариант является самым предпочтительным для проявления собственной активности, без которой не может развиваться и самореализовываться личность.
Принцип фасилитации призван стимулировать и инициировать осмысленную деятельность. В этом случае деятельность одних людей оказывает стимулирующее воздействие на деятельность других. В качестве примера можно привести влияние администрации на педагога, педагога – на ребенка и наоборот, влияние детей друг на друга, влияние педагогов друг на друга и т. д. Принцип фасилитации является логическим продолжением принципов вариативности и выбора и предполагает уважение к личности педагога и ребенка, их свободе и праву самостоятельно выбирать содержание образования и образовательный маршрут. Для реализации этого принципа педагогу необходимо обратиться к его личному и профессиональному опыту, создать подходящие условия для обмена опытом деятельности. Реализация принципа фасилитации на уровне ребенка предусматривает обмен идеями и мнениями, методами и ресурсами, технологиями исследовательской и творческой деятельности, которые будут способствовать его самореализации.
Принцип обратной связи. Без постоянного анализа обратной информации (которая поступает от ребенка, психолога, методиста и т. д.) педагог не может спроектировать последующие действия. Обратной связью в данном контексте можно считать влияние результатов деятельности субъекта (объекта, системы) на последующее функционирование субъекта (объекта, системы), который взаимодействует с ним. В данном случае под обратной связью подразумевается система мониторинга дополнительного образования. При отсутствии обратной связи между педагогом и ребенком, педагогом и психологом, педагогом и методистом, педагогом и администрацией учреждения дополнительного образования, а также отдельным учреждением и системой дополнительного образования не будет возможности вносить своевременные корректировки в педагогический процесс.
Принцип гибкости заключается в возможности изменений, которые позволят обеспечить эффективную деятельность системы дополнительного образования детей. Здесь важны оперативность, четкость и согласованная работа служб методического и психологического сопровождения с одной стороны и педагога дополнительного образования – с другой. Совместная задача педагога и психологов заключается в четком и своевременном определении проблем и трудностей ребенка. В случае необходимости должна быть разработана программа психологической помощи. Общая задача педагога и методистов – разработать индивидуальные образовательные программы, определить подходящие формы и методы работы с конкретным ребенком. В данном случае гибкость будет заключаться в своевременной адекватной поддержке ребенка в процессе его самореализации.
Принципы дополнительного образования (стратегические и тактические) позволяют вникнуть в специфику деятельности учреждения дополнительного образования, основной задачей которой является организация социально-педагогической поддержки ребенка.
Социально-педагогическая поддержка, благодаря которой осуществляется образовательный процесс, является одной из основных педагогических технологий дополнительного образования. Она включает в себя следующие компоненты:
Рассмотрим, из каких элементов состоит каждый из этих компонентов:
Компоненты социально-педагогической поддержки |
Элементы компонента |
организационно-управленческий |
|
диагностико-проектировочный |
|
деятельностный |
|
аналитико-коррекционный |
|
Все компоненты и элементы системы социально-педагогической поддержки (СПП) взаимосвязаны между собой, обусловлены включенностью в целое. Использование одного или отдельных компонентов не обеспечит необходимого результата. С позиции деятельностного подхода можно рассматривать компоненты как относительно законченные элементы деятельности (действия). Такие логически связанные действия, как определение целей, выбор средств, преобразование объекта деятельности, оценка и коррекция результатов, складываются в социально-педагогическую поддержку.
Определим основные этапы самореализации с позиции деятельностного подхода:
При определении основных этапов самореализации мы дважды называем этап самоактуализации - в середине (самоактуализация как стремление к наиболее полному проявлению и развитию своих личностных возможностей) и конце (самоактуализация как стремление к наиболее полному проявлению и развитию своих личностных возможностей на новом этапе самореализации). Таким образом, самоактуализация является как результатом, так и побудителем к дальнейшей деятельности, направленной на самореализацию. Самореализация может осуществляется в как процессе творческой деятельности, так и посредством исследовательской, организаторской и иных видов деятельности.
Специфической особенностью учреждения дополнительного образования является совместное (педагог и обучающийся) проектирование индивидуальной образовательной траектории, которая должна прослеживаться в ходе индивидуальной и групповой работы детей в секциях, школах юных исследователей при вузах, организации комплексных и профильных экспедиций, научно-практических конференций, слетов, конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми, учеными, лагерных исследовательских сборов.
Задача педагога заключается в организации образовательного процесса, содержание, формы и методы которого в дополнительном образовании полностью будут зависеть от его направления. При этом существуют общие аспекты организации образовательного процесса:
Педагог в образовательном процессе выступает как старший опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации образовательного процесса с преобладанием индивидуальных и групповых форм работы. Социально-педагогическая поддержка предполагает совместную деятельность педагога и ребенка, при которой педагог создает условия, мотивирующие на самореализацию посредством формирования самоуправляющих механизмов личности и освоения знаний, необходимых для успешной самореализации. Ребенок при поддержке педагога, осваивая теоретическую и практическую части деятельностного компонента, самостоятельно создает продукт деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.