Современные образовательные технологии: понятие, сущность, подходы к классификации, проблемы отбора
Оценка 5

Современные образовательные технологии: понятие, сущность, подходы к классификации, проблемы отбора

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Современные образовательные технологии: понятие, сущность, подходы к классификации, проблемы отбора

Педагогическая технология – это комплекс средств, методов и форм организации образовательного процесса, которые используются для достижения запланированного результата.

Помимо понятия «педагогическая технология» в рамках педагогической теории и практике можно встретить термин «образовательная технология». В учебном пособии «Управление образовательными системами» предлагается следующее определение этого понятия.

Образовательная технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

Существует и другое определение.

Под образовательной технологией (технологией в сфере образования) понимают совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов, необходимых для достижения желаемого результата в любой области образования.

Отличие технологии от методики заключается в том, что она воспроизводима и её результаты устойчивы. Проектирование технологии осуществляется именно с опорой на желаемый результат.

М.В. Кларин в своей классификации образовательных технологий выделяет «жёсткие» и «гибкие» технологии. «Жёсткие» технологии: модель полного усвоения (Б. Блум, Л. Андерсон), бригадно-индивидуальное обучение, персонализированная система обучения, программированное обучение). «Гибкие» технологии: технологии развивающего обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения, проектной деятельности; проблемное изложение, игровые, диалоговые, ситуативные, интегративные технологии.

Авторы практического пособия «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях» предлагают классификацию образовательных технологий, приведённую в таблице.

Формирующее обучение

Развивающее обучение

Личностно ориентированное обучение

  • Объяснительно-иллюстративная;
  • программированного обучения;
  • алгоритмического обучения;
  • поэтапного формирования понятий и умственных действий;
  • «полного усвоения»;
  • модульная;
  • дифференцированное обучение (с учётом актуального уровня обученности).
  • Проблемное изложение;
  • проблемно-поисковая;
  • проблемно-исследовательская;
  • критического мышления;
  • мозговой штурм;
  • диалоговое обучение;
  • дебаты, дискуссия;
  • дидактические, имитационные, ролевые, деловые игры;
  • дифференцированное обучение (с учётом зоны ближайшего развития).
  • Ситуативное обучение;
  • разноуровневое обучение («лестница достижений», «портфолио») с учётом собственного выбора;
  • сотрудничество в команде;
  • проектная деятельность;
  • индивидуальные образовательные маршруты (открытое обучение);
  • творческие мастерские и др.

Выделим их основные критерии технологичности:

  • Концептуальность. Предполагается опора на научную концепцию.
  • Системность. При реализации любой педагогической технологии должна проявляться системность, которая отражена логике процесса, взаимосвязи всех его частей и целостности.
  • Управляемость. Проявляется в возможности целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, с целью коррекции результатов.
  • Эффективность. Проявляется в результатах и оптимальности по затратам, достижении определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость. Проявляется в возможности применения (воспроизведения) педагогической технологии в других образовательных организациях, другими субъектами.

Этапы внедрения педагогической технологии

Внедрение педагогических технологий нужно начинать с убеждения педагога в целесообразности и преимуществах того или иного опыта (метода), в полезности его использования, т е надо создать ситуацию критической самооценки, чтобы педагог сам убедился в необходимости пересмотра своей деятельности и обратился к новейшим достижениям педагогики.

По своей структуре внедрение современных педагогических технологий выглядит так: в самом начале отбирается цель внедрения. Целью внедрения может стать осуществление общей методической задачи, общей цели деятельности учреждения образования. Таким образом, внедрение педагогических технологий вытекает первично из анализа деятельности образовательного учреждения, из необходимости преобразования существующей практики, что должно быть заложено в программе Развития учреждения образования, в её концепции, в перспективных и годовых планах.

Большое значение имеют этапы внедрения:

  1. организационно-подготовительный,
  2. ознакомительный,
  3. исполнительский,
  4. контрольный,
  5. итоговый,
  6. обобщение собственного опыта
    1. Организационно-подготовительный, предполагает:
      • наличие инициативной группы или даже одного инициатора, педагога, желающего внедрить в учебный процесс современные технологии;
      • работу по изучению теории вопроса и практики реального положения изучаемой проблемы в учреждении образования;
      • подготовку необходимых документов для внедрения опыта: планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов решений соответствующих органов и т.п.
    2. Ознакомительный этап:
      • изучение технологии, метода или новых приемов обучения;
      • ознакомление с основами технологии других коллег через систему различных ознакомительных мероприятий (это обычно дает двойной положительный эффект: ибо новое поймешь лучше и быстрей, когда сам можешь донести это же до другого; тот, кто рассказывает увлеченно, увлекает и других), ознакомление проходит на заседаниях методических объединений, педагогических конференциях, педагогических советах;
      • создание планов предстоящей работы (как правило, это тема самообразования педагога и педагог составляет план работы над своей темой);
      • определение сроков и исполнителей (где, в каких классах, на каких темах.
    3. Исполнительский этап: внедрение и апробация технологии через учебные занятия или внеклассные мероприятия.
    4. Контрольный этап: посещение учебных занятий и иных мероприятий и анализ полученных результатов.
    5. Итоговый этап: подведение итогов, определение изменений, коррекция с учетом специфики работы учреждения образования, педагога.
    6. Обобщение собственного опыта: соотнесение результатов с поставленными задачами.

Аспекты применения образовательных технологий в системе дополнительного образования

Технология проблемного изложения

Целевое назначение данной технологии заключается в развитии интереса к знаниям, способствовании осознанию значимости знаний; активизации мыслительной деятельности; содействии усвоению обобщённых способов решения проблем и способов исследования.

Определим последовательность этапов проблемного изложения:

На первом этапе необходимо создать проблемную ситуацию. В рамках этого этапа учащихся знакомят с историей возникновения проблемы. Для создания проблемной ситуации можно заострить противоречия, противопоставить факты, изобразить парадоксальные факты, поставить риторические вопросы о наличии и сути противоречия.

На втором этапе осуществляется формулирование проблемы. Учащиеся предлагают различные формулировки и анализируют их соответствие сути проблемной ситуации.

Третий этап – выдвижение гипотез. Педагог демонстрирует образец рассуждения при выдвижении гипотезы, рассказывает о вариантах гипотез, предлагает собственные гипотезы.

Четвёртый этап предполагает демонстрацию рассуждений при составлении плана решения проблемы. Этот этап включает в себя рассказ о возможных методах решения проблемы, демонстрацию одного или нескольких методов.

На пятом этапе производится формулирование выводов. Педагог показывает алгоритм обобщений и формулирования выводов.

Шестой этап – демонстрация применения выводов к решению сходных проблем и познавательных задач. В рамках этого этапа разъясняются условия применимости полученного знания, показывается образец решения познавательных задач разных типов с применением данного знания.

Технология критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Этапы реализации технологии:

Первая фаза - вызов. На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

В процессе реализации фазы вызова:

  1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
  2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
  3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение педагогу или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

  • составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;
  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Содержание деятельности обучающихся на фазе осмысления:

  • осуществление контакта с новой информацией;
  • попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
  • акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
  • обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;
  • стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
  • подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Если учащиеся работают с текстом, педагог отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом педагог предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:

  • маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части учебного занятия вопросы и т.д.

Третья фаза – рефлексия (размышление)

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ (синквейн, эссе).

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»

Технология уровневой дифференциации предполагает такую организацию обучения, при которой у каждого ребёнка есть возможность осваивать учебный материал по программе на доступном ему уровне (но не ниже базового). Такой способ организации обучения получил название «Лестница заданий». Он предполагает дифференциацию заданий для обучающихся с учётом способностей. Критериями оценки деятельности обучающихся являются усилия, затраченные на овладение учебным материалом и творческое применение этого материала.

Технология реализуется таким образом, что для относительно законченного отрезка учебного процесса (учебного занятия, темы) составляется «лестница заданий» для самостоятельного выполнения. В основании этой «лестницы» находятся задания базового уровня, они обязательны к выполнению каждым учащимся. Количество таких заданий преобладает над остальными. Над базовыми надстраиваются более сложные задания, для решения которых требуется самостоятельное применение знаний и умений базового уровня. Этих заданий меньше, чем базовых. На следующем уровне располагаются задания ещё более сложные и их количество ещё меньше. Для решения этих заданий требуются не только знания, но и аналитические способности. Каждая последующая ступень «лестницы», таким образом, содержит задания, для решения которых необходим всё более высокий уровень умений и способностей.

Коммуникативно-диалоговые технологии: деловые игры, дебаты

Деловая игра предполагает получение опыта деятельности. Преимущество игр в том, что они создают потенциально более высокую возможность переноса полученных знаний и опыта из учебной ситуации в реальную.

Определяя цели игры, педагогу следует ответить на следующие важные вопросы:

  1. Для чего проводится деловая игра?
  2. На какую категорию обучающихся она рассчитана?
  3. Чему именно следует их обучать при помощи деловой игры?
  4. Каких результатов нужно достичь?

Этапы деловой игры:

  1. Ориентация.
  2. Подготовка к проведению.
  3. Проведение игры.
  4. Обсуждение игры.

Темы деловых игр: выставка-ярмарка презентаций «Возможности профессиональной карьеры», выбор вуза, подбор персонала, собеседование с соискателями, ознакомление команды менеджеров с резюме команды-партнёра и др.

При организации дебатов следует сформулировать избыточный список тем, отвечающих следующим критериям:

  1. В темах должны быть отражены различные области социальной практики.
  2. Темы должны соотноситься с актуальными вопросами развития культуры.
  3. Темы должны быть связаны с изучаемыми в учебном курсе понятиями и явлениями.

Дебаты осуществляются по сценарию. Ведёт дебаты таймпикер – человек, задача которого – следить за соблюдением правил игры и регламента.

Регламент дебатов:

  1. Выступление команды утверждения.
  2. Раунд вопросов.
  3. Выступление команды отрицания.
  4. Раунд вопросов.
  5. Заключительное выступление команды утверждения.
  6. Заключительное выступление команды отрицания.
  7. Выступление экспертов (судей).

Эксперты получают экспертные листы, которые содержат параметры оценки. Судьями оценивается:

  • знание темы;
  • аргументация;
  • культура презентации;
  • коммуникативная культура;
  • владение командной тактикой.

Технология проектной деятельности

Технология проектной деятельности включает в себя совокупность приёмов и действий учащихся, определённая последовательность которых приводит к достижению поставленной задачи – решения определённой значимой проблемы, которое оформляется в виде конечного продукта.

Применение технологии проектной деятельности способствует:

  • развитию у детей самостоятельного мышления;
  • обучению находить и решать проблемы посредством привлечения знаний из разных областей;
  • формированию умений прогнозировать результаты возможных последствий разных вариантов решения и устанавливать причинно-следственные связи.

Типологии проектов могут строиться с опорой на:

  1. Доминирующую деятельность: игровой, исследовательский, творческий, практико-ориентированный проекты.
  2. Предметно-содержательную область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект.
  3. Характер контактов: проект с участием детей из одной группы, учреждения образования, города, страны, разных стран.
  4. Количество участников.
  5. Продолжительность.

В процессе создания проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Организационно-подготовительный (подготовка к работе, выбор проблемы, сбор информации, разработка своего варианта решения проблемы).
  2. Технологический, или основной (реализация плана действий).
  3. Заключительный (подготовка к защите проекта, презентация, рефлексия).

Для внешней оценки проекта обучающимися, педагогами, родителями и др. могут быть использованы следующие критерии: актуальность и значимость выдвинутых проблем, их соответствие изучаемым темам; корректность методов исследования и обработки результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер взаимодействия и взаимопомощи в коллективе участников проекта; необходимая и достаточная глубина проработки проблемы, привлечение знаний из других областей; доказательность решений, умение аргументировать умозаключения и выводы; эстетичность оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.

В процессе реализации проектной деятельности роль педагога меняется: вместо носителя готовых знаний он становится организатором познавательной и исследовательской деятельности учащихся.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

  • помогать учащимся находить и выбирать источники информации;
  • являться источником информации;
  • поддерживать и поощрять учащихся;
  • поддерживать непрерывную обратную связь.

Технологию проектной деятельности имеет смысл применять, когда в рамках учебного процесса появляется исследовательская, творческая задача, для решения которой необходимо применение исследовательских методик, а также интеграция знаний из различных областей.

Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  3. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии.– М.: ИКЦ «Март», 2006.
  4. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  5. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2006.
  9. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992.
  10. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Волгоград :Учитель, 2015. – 171 с.
  11. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995
  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005
  13. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.Г. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  14. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практ. пособие / авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, А.В. Тищенко. М.: АРКТИ, 2011. – 54 с.
13.11.2019