Социальное партнёрство семьи и организации дополнительного образования
Оценка 4.6

Социальное партнёрство семьи и организации дополнительного образования

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Социальное партнёрство семьи и организации дополнительного образования

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Сотрудничество с родителями направлено на:

  • формирование партнерских отношений с семьей каждого обучающегося;
  • объединение усилий для полноценного развития и воспитания;
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • формирование педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей.

Социальное партнерство — это совместная деятельность различных социальных групп, в которой осуществляется объединение усилий для достижения общих целей на основе добровольного сотрудничества при соблюдении интересов всех сторон, взаимовыгодный обмен идеями, информацией, ресурсами, что приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.

Для эффективного сотрудничества с родителями используются следующие принципы работы с семьей:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями.

Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и образовательного учреждения состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и образовательного учреждения. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Отношения между социальными партнерами строятся как отношения равноправных субъектов, основанные на осознанности, доверии, диалоге, ответственности за выполнение договоров и соглашений. Основной целью партнерства родителей и педагогов в учреждении дополнительного образования является создание воспитательного пространства для гармоничного развития детей, повышение воспитательного потенциала семьи и педагогической культуры родителей. Именно партнерство дает наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • соблюдении такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми группами родителей;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности.

Выделяются следующие психолого-педагогические характеристики оптимального партнерства в образовании:

  • взаимопонимание и удовлетворение всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
  • преобладание позитивного настроения всех субъектов; авторитетность педагогов и родителей;
  • участие субъектов в учебно-воспитательном процессе; сплоченность субъектов (на основе осознания значимости образовательного процесса); продуктивность взаимодействия.

Основные задачи организации совместной работы учреждения дополнительного образования и родителей:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, организация «школы для родителей»);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные проекты, организация выставок, тематические семейные досуговые мероприятия);
  • участие родителей в управлении учреждением (родительские комитеты и др.).

Механизм социального партнерства, реализуется через следующие направления деятельности педагогических работников организаций дополнительного образования:

  1. Изучение семей обучающихся (оформление социального паспорта творческого объединения, диагностика педагогических потребностей родителей и др.)
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (организация «школы для родителей», родительский лекторий, родительские собрания с приглашением специалистов и органов системы профилактики, индивидуальные педагогические консультации, диспуты, психологические практикумы на родительских собраниях творческих объединений, работа с родителями в творческих группах, создание с родителями индивидуальных коррекционных планов для конкретных детей и др.)
  3. Организация массовых мероприятий с участием родителей, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (выставки, экскурсии, отчетные концерты, семейные досуговые мероприятия, приглашение родителей в качестве лекторов на интересующие детей темы, совместные творческие и социально-значимые дела, дни открытых дверей, и др.)
  4. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом (организация деятельности Родительского комитета; разработка системы договоров между родителями и образовательным учреждением).

Главная задача учреждения дополнительного образования и педагога дополнительного образования состоит в организации эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Готовность родителей к партнерству включает следующие позиции: положительное отношение к учреждению дополнительного образования, желание принимать участие в совместной деятельности; заинтересованность в качестве и результатах образования; способность адекватно оценивать свой потенциал, осуществлять диалоговое общение с педагогами; видение своей роли во взаимодействии с образовательным учреждением.

Таким образом, партнерский уровень отношений между семьей и учреждением дополнительного образования можно определить как готовность к реализации совместных действий, согласованность целей и задач деятельности, совместную ответственность за результаты деятельности и желание каждого из партеров взаимодействия внести свой вклад в общую деятельность. Результатом партнерского взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования является усиление их образовательно-воспитательного потенциала.

Развитие воспитательного потенциала семьи в условиях образовательной организации

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению с другими социальными институтами. В то же время этот важнейший социальный институт в настоящее время переживает глубокий кризис.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной семьи своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Распространенными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост числа рождений детей вне брака, возросли масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях, в которых воспитательное влияние бабушек и дедушек снижено.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

C точки зрения возможностей развития воспитательного потенциала семьи педагогическими средствами в современной образовательной практике выделены четыре основных структурных компонента:

  1. аксиологический (представлен соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения, ценностным отношением родителей к семье, ценностным отношением детей к семье);
  2. компетентностный (представлен педагогической компетентностью родителей и социальной компетентностью детей в быту и семейной жизни);
  3. эмоционально-коммуникативный (представлен характером внутрисемейных отношений и стилем семейного воспитания);
  4. операционально-деятельностный (представлен уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, в учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с социумом).

Для реализации социального заказа общества, который определяет семью как ведущий социальный институт в воспитании и развитии детей, необходимо дополнение недостающего воспитательного потенциала семей ресурсами общества посредством следующих принципов:

  1. Развитие воспитательного потенциала семьи и формирование её субъектной позиции происходит наиболее эффективно на основе сформированной у членов семьи осознанной регуляции своей семейной самоорганизации.
  2. Развитие воспитательного потенциала семьи осуществляется в открытом образовательном пространстве на основе социального партнерства семьи, государства, бизнеса, некоммерческих общественных организаций.
  3. Развитие воспитательного потенциала семьи будет проходить успешно, если создана социально-педагогическая система, основанная на интеграции формального и неформального образования родителей, детей и педагогов.

Такой подход позволяет рассматривать процесс интеграции формального и неформального образования детей и взрослых через специальную организацию информационно-образовательного пространства, ориентированного на поддержку семейного воспитания, который направлен на формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних детей; на формирование у детей ценностного отношения к семье; на подготовку педагогов к реализации задач поддержки семейного воспитания через постоянно действующий методический семинар, открытые занятия, курсы повышения квалификации, а также тренинги профессионального выгорания и личностного роста, методические объединения; на создание педагогически целесообразной социокультурной среды и организацию совместной социокультурной деятельности детей, членов семьи, педагогов на базе различных учреждений.

  1. Подготовка родителей к взаимодействию с ребенком на принципах поддержки детской одаренности актуализирует внутренние возможности семьи и способствует развитию ее воспитательного потенциала.
  2. Педагогически целесообразное использование информационных ресурсов открытого информационно-образовательного пространства способствует эффективности процесса развития воспитательного потенциала семьи.
  3. Результативность развития воспитательного потенциала семьи повышается посредством включения семьи в различные виды социокультурной (культурно-досуговой) деятельности.

В условиях совместной деятельности приобретаются навыки получения обратной связи, руководства и подчинения, происходит неосознанное замещение установок относительно способов организации досуга.

Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты. В современном мире семья озабочена решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. И если образовательные организации не будут уделять должное внимание совершенствованию образовательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательной организации, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Чтобы этого не произошло деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна быть успешной, а возможно это только в том случае, если они станут союзниками. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства и взаимодополняемости.

Основной цель взаимодействия организации дополнительного образования с семьей — создание единого образовательного пространства и максимально комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка.

Организация деятельности участников образовательных отношений по обеспечению социальной успешности обучающихся

В настоящее время мире в идут серьезные социально-экономические процессы, оказывающие огромное влияние на формирование личности, трансформация общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательных и предметно-деятельных условий формирования личности. Человек становится личностью в процессе социализации, в результате включения его в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения субъектом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Она охватывает все формы приобщения подрастающего человека к культуре, обучению и воспитанию. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов. В зависимости от отношений к окружающим людям человек выстраивает свою картину мира, формирует свои взгляды, опираясь на видение окружающих его людей. Эти отношения влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Вот почему огромную роль в социализации ребенка играет его учебная успешность как один из основных результатов его деятельности в образовательном учреждении, где он проводит одну пятую своей сознательной жизни.

В Концепции развития дополнительного образования детей в РФ подчеркивается, что ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в общее дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза. В документе четко определяется ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе. Созданная более чем 95 лет назад система дополнительного образования является одним из уникальных достижений российского образования. Сегодня дополнительное образование детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Революционным в Концепции является определение дополнительного образования не только как механизма поддержки индивидуализации и самореализации человека, но и как инструмента развития человеческого потенциала страны посредством формирования элиты страны (научной, инженерной, культурной и политической) через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.

Одной из ведущих задач модернизации современного образования в РФ является обеспечение условий для саморазвития личности обучающихся разного возраста через включение в социальные, интеллектуальные, творческие практики, что возможно при условии осуществления свободного выбора видов деятельности, а значит, подразумевает вариативность образовательных предложений и усиление роли социальной составляющей в образовании.

Образование — важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более чем очевидной. Современный этап развития общества требует обновления содержания дополнительного образования. Вопросы социальной эффективности становятся весьма актуальными при проектировании образовательного процесса в образовательной организации.

В качестве показателей достижения социальных эффектов образования как механизма развития общества рассматриваются:

  • позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности;
  • создание для личности наиболее комфортных условий жизни;
  • улучшение всех сторон общественных отношений;
  • формирование открытого демократического общества.

Социальный эффект образования понимается как широкий социальный, как правило, отсроченный результат образования, опосредованный характером социализации и результатами социальной деятельности обучающихся.

Впервые термин «социализация» стал использоваться в к. XIX в. (1887 г.) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации» (социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни).

Понятие «социализация» в широком смысле этого слова, трактуется как процесс и результат социального развития человека. Через процесс социализации человек учится жить в обществе и эффективно выстраивать свои отношения с другими окружающими его людьми.

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

В результате социализации происходит усвоение определенных социальных норм, поведенческих стереотипов, традиций и обычаев; формируются системы ценностных ориентаций нравственных качеств личности, развиваются навыков социального взаимодействия.

Личность формируется и развивается под воздействием совокупности факторов. Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру.

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Перечислим их:

  • макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство);
  • мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ);
  • микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

В процессе социализации личность проходит следующие стадии развития:

Стадия адаптации. В период этой стадии ребенок выступает как объект общественных отношений, на который направлено огромное количество воздействий. На этой стадии происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение основных видов деятельности. Человек обучается быть личностью.

Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст). Личность на этой стадии уже субъект общественных отношений. Проявляется индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем и проявляется личность ребенка.

Стадия интеграции – период личностного и профессионального становления.

Трудовая стадия (период зрелости человека).

Послетрудовая стадия (пожилой возраст), основной задачей которой для личности выступает передача социального опыта новым поколениям.

В процессе проектирования воспитательного процесса и социализации обучающихся необходимо применять личностно ориентированный подход, который предполагает создание условий для полноценного проявления личностных особенностей учащегося. Ценностная ориентации для педагога при взаимодействии с каждым ребенком в коллективе – личностный подход, который предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью. Педагог должен помочь ребенку раскрыть его способности и возможности, тем самым способствовать самоопределению, самореализации и самоутверждения.

В профессиональной деятельности педагоги часто не разграничивают личностный и индивидуальный подход, а также понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Когда характеризуют индивидуальные особенности мышления, темперамента, стиль учебной или профессиональной деятельности говорят об «индивиде», имея в виду его «индивидуальность».

В том случае, если речь идет об отношениях с людьми, с обществом, используют понятие «личность», тем самым акцентируя внимание на её активности. Личностный подход предполагает применение особых форм общения и особого отбора содержания общения, а личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает опору на личностные качества учащегося.

Личностно ориентированное воспитание характеризуется определенным способом проектирования. В процессе данного подхода учитываются возможности, способности и субъектный опыт воспитуемых и создаются необходимые условия для их развития.

Парадигма (модель) личностно ориентированного воспитания направлена на формирование творчества, культуры и здоровья личности.

В современном образовании на смену «обучаемому» (объекту, пассивному ребёнку) приходит «учащийся» (активный субъект, приобретающий образование). Поэтому на данном этапе развития образования при организации взаимодействия участников образовательного процесса важно учитывать основные положения личностно ориентированного воспитания:

  1. Ценностью образования является сам ребёнок, культура и творчество.
  2. Цель образования – воспитание целостного человека культуры; эта культура имеет взаимосвязанные сущности: природную, социальную, культурную. Это единство формирует целостного ребенка.
  3. Образование обеспечивает процесс социализации, организовывает жизнь ребёнка в форме культурного бытия: природосообразность, личностный подход, культуросообразность.
  4. Содержание образования направлено на ценности мировой, национальной и региональной культуры; имеет культурологический интегративный, жизнеобеспечивающий характер.
  5. Критериями качества образования является не только качество знаний, умений и навыков, но и диагностика развития культурности и воспитанности ребёнка.

Цель личностно ориентированного воспитания — формирование гармонической, всесторонне развитой личности рассматривается в качестве идеальной цели. Что бы сформировать такую личность необходимо проектировать образовательный процесс с учетом следующих принципов:

Культуросообразный подход предполагает, что в основе содержания образования лежат его ценности. Отношение к ребёнку направлено на свободное, целостное развитие его личности и его творческой самореализации. Здесь воспитание помогает культурному саморазвитию ребёнка, его творческим задачам и способностям.

Принцип природосообразности – учет половозрастных особенностей детей (воспитывать мальчиков иначе, чем девочек); не перегружать детей; осуществлять щадящий режим к слабым детям; не переделывать детскую индивидуальность; принимать ребёнка таким, какой он есть; создавать доступные зоны развития; воспитывать в детях личную ответственность за состояние окружающей среды; уметь видеть последствия своих действий по отношению к флоре и фауне; следить за состоянием своего здоровья и вести здоровый образ жизни.

Личностно ориентированный подход обозначает признание ребёнка как активного субъекта воспитания. Всестороннее изучение личности является необходимыми условиями успешности воспитания, а формирование субъективных средств становится высшим показателем его эффективности.

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся — это необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной системы образования. Индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации образовательного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого учащегося является одной из важнейших задач.

Социальной миссией образовательной организации в современных социокультурных условиях становится наращивание личностной эффективности субъектов образования. Проектирование образовательного процесса в современных условиях предполагает:

  • взаимодействие педагога и обучающихся через системно-деятельностный, исследовательский подход в образовании;
  • совместное социально-педагогическое проектирование и успешная самореализация всех участников образовательного пространства.

Социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности обучающегося, но также и как средство социализации.

Существуют следующие сущностные и функциональные требования к обеспечению субъектной позиции участников образовательного процесса, ведущие к успешной социализации обучающихся:

  • содержанием субъект-субъектных отношений должна является система деятельности, позволяющая каждому успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненных ситуациях (в том числе образовательного характера);
  • в контексте субъект-субъектных отношений функции образовательного процесса должны быть ориентированы на развитие образовательных потребностей, интересов и предметных способностей учащихся, позволяющих ему успешно адаптироваться и самореализовываться в жизненных и образовательных ситуациях;
  • в субъект-субъектном контексте необходима организация условий для развития предметных способностей в плане переструктурирования предметного содержания дисциплин таким образом, чтобы оно наряду со знаниями, умениями и навыками, обеспечивало всестороннее развитие личности и системы ее деятельности;
  • организация образовательного процесса должна осуществляться на основе механизма, обеспечивающего постоянную включенность каждого участника образовательного процесса в систему отношений (в том числе коммуникативного характера).

В учреждениях дополнительного образования сопровождение и поддержка развития личности ребенка, направленных на успешную социализацию, могут быть реализованы в нескольких направлениях.

  1. Индивидуальная поддержка и сопровождение. Предполагает организацию индивидуальной работы с детьми, находящимися в ситуации жизненного выбора. Такие ситуации (например, перед выступлением, экзаменом, конкурсом, выбор детского объединения из нескольких и т.д.) очень часто в педагогике трактуются еще и как трудные жизненные ситуации, поскольку решение обозначенных проблем, совершение выбора для ребенка предоставляет определенную сложность из-за отсутствия опыта, неопределенности собственных желаний и возможностей.
  2. Индивидуальное сопровождение и поддержка. Предполагаюторганизацию работы с воспитанниками, попавшими в проблемные ситуации, из которых выйти самостоятельно не могут по разным причинам; например: сложности в общении со сверстниками, родителями, в организации свободного времени.
  3. Системное социально-педагогическое сопровождение. Направленно на профилактику или коррекцию проблем, выявленных у определенной группы воспитанников образовательного учреждения. Данное направление реализуется чаще всего в виде разработки и апробации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития детей.

В качестве цели современного образования определяется развитие личностной эффективности человека, которая понимается как результат реализации системы качеств личности, позволяющих человеку быть успешным в условиях социума.

Особенности педагогического общения на современном этапе развития образования

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического общения. В структуре педагогического общения присутствуют такие феномены, как взаимное восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие между людьми. Центральное место в педагогическом общении занимает личность педагога, которая оказывает важнейшее влияние на все стороны этого общения: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. В реальных межличностных контактах раскрываются весь спектр качеств личности педагога, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, человеческие симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

На современном этапе развития образования изменилась и усложнилась роль педагога в образовательной организации, так как педагог уже не является основным источником информации, доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобильности. Но организация учебно-воспитательного процесса требует по-прежнему его умения организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью, а также умения познать каждого ребенка. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных компетенциях педагога, важных для плодотворной педагогической деятельности. Для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория.

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе .

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.

Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, выделяют следующие особенности профессионального педагогического общения:

  • педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;
  • педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
  • педагогическое общение как динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;
  • педагогическое общение как важное средство решения учебно-воспитательных задач;
  • в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
  • педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.

Положив в основу структурные компоненты общения как педагогической категории, можно выделить следующие профессиональные коммуникативные умения педагога: социально-психологические, нравственно-этические, эстетические, технологические.

К социально-психологическому блоку относятся такие умения, как: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства – вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия – заражения, внушения, убеждения, идентификации при организации общения.

В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовать творческое сотрудничество с группой и с каждым ребенком, соблюдать педагогический такт, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: германизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать эмоциональный тонус учащихся и оптимистическое мироощущение, радости общения, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.

Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осуществляется на основе планирования коммуникативной структуры:

  • прогнозирование результатов общения;
  • определение педагогических целей и задач общения;
  • анализ общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе или аудитории;
  • учет творческой индивидуальности самого педагога;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • определение предлагаемой системы методов и приемов общения.

Правильно прогнозированная методическая и содержательная структура общения должна способствовать эффективному результату.

Второй этап. Организационный. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются:

  • конкретизация спланированной модели общения;
  • уточнение условий и структуры предстоящего общения;
  • осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех.

Третий этап. Управление развивающимся процессом общения. Методы обучения, воспитания и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.

Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Нередко в процессе педагогического общения возникают конфликты - столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей.

Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов.

Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование, предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов.

Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.

  1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.
  2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.
  3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.
  4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.
  5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.
  6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.

Профилактика конфликтности начинается с умения педагога устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми. Педагог должен не избегать или подавлять конфликт, а управлять им.

Технологии управления – это единство стратегии как принципиальной линии поведения педагога, направленной на реализацию долговременных учебно-воспитательных целей и тактики как непосредственного взаимодействия, выбора педагогической реакции.

Выделяют следующие стратегии управления педагогическими конфликтами:

  1. Приспособление (используют 10% учителей);
  2. Уклонение, шутка (15%);
  3. Отступление (предупреждение взрыва, 10%)
  4. Компромисс (двухсторонние уступки, 17%);
  5. Сотрудничество (совместный выбор решения, 11%);
  6. Доминирование (37%).

Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств: индивидуальных возрастных особенностей, уровня культуры, эмоционального состояния, склонности к невротическим реакциям, мотивов конфронтации, условий протекания конфликта, его длительности, общественного мнения, личностных и профессиональных возможностей учителя, его авторитетности. Не может быть дано никаких общих указаний по разрешению конкретного конфликта. Решающим фактором в предупреждении конфликтов выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительное, сотрудничество.

Список литературы:

  1. Борисенков В,П, Гукаленко О.В, Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24). (дата обращения: 17.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institut-semi-i-semeynaya-politika-v-sovremennoy-rossii-problemy-tendentsii-i-perspektivy
  2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: Учебно-методическое пособие / под общей ред. Васютенковой И.В. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 130с. URL: http://libed.ru/metodihceskie-posobie/1244417-1-leningradskiy-oblastnoy-institut-razvitiya-obrazovaniya-vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnogo-processa-osnov.php
  3. Воспитание и социализация учащихся (5–9 классы): учебнометодическое пособие / Науч. ред. Е. Н. Шавринова. — СанктПетербург : КАРО, 2015. — 176 с.
  4. Гаврилычева Г. Ф. Социальное партнерство семьи и школы // Начальная школа. 2013. № 12. С. 36-42.
  5. Гулаева М.И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2015. №10-3. (дата обращения: 18.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-obrazovatelnoy-organizatsii
  6. Иванова И.В., Макарова В.А., Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. 2015. №8 (161). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-sotsializatsiya-detey-i-molodezhi-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya
  7. Концепции развития дополнительного образования детей http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  8. Коробкова В.В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-razvitiya-vospitatelnogo-potentsiala-sovremennoy-semi-v-otkrytom-obrazovatelnom-prostranstve#ixzz4RqOSoA2J
  9. Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с. URL: http://www.knigafund.ru/books/182214/read#page1
  10. Метлякова Л.А. Организация информационного пространства учреждений дополнительного образования детей как средства развития воспитательного потенциала семьи // Вестник ВятГУ. 2011. №2-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-informatsionnogo-prostranstva-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-kak-sredstva-razvitiya-vospitatelnogo (дата обращения: 17.02.2018).
  11. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. С. 88.
  12. Никитина Е. Л. Формы и методы взаимодействия с семьей в учреждениях дополнительного образования // Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21-22 мая 2013 г. / под ред. Г. И. Симоновой. Киров: Изд-во ВятГГУ,2013.
  13. Никитина Е.Л. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы // Вестник ВятГУ. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-printsipy-usloviya-formy (дата обращения: 17.02.2018).
  14. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
  15. Полосова Л. Б. Феномены педагогического общения, влияющие на взаимодействие субъектов педагогического процесса // Педагогическое образование в России. 2012. №2. (дата обращения: 18.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomeny-pedagogicheskogo-obscheniya-vliyayuschie-na-vzaimodeystvie-subektov-pedagogicheskogo-protsessa
  16. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних - приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации// Правовая информатика. 2016. №3. (дата обращения: 17.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-nesovershennoletnih-prioritetnoe-napravlenie-gosudarstvenno-pravovoy-politiki-rossiyskoy-federatsii
  17. Смоленцева О.В. Организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью // Педагогическое образование в России. 2015. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-effektivnogo-vzaimodeystviya-s-roditelskoy-obschestvennostyu (дата обращения: 17.02.2018).
  18. Старкова В.Е., Довгяло В.К. Социальное проектирование как средство социализации школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. №2. (дата обращения: 17.02.2018). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-sotsializatsii-shkolnikov
  19. Троянская, С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2011 – 148с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9939/2012565.pdf?sequence=1
  20. Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с. URL: http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/page/record_19749/2016_05/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%9C.-%D0%92.-%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
13.11.2019