трехмерной системе координат рассмотримвектор а с помощью параллельногопереноса данный вектор мы можемперемещать в пространстве в любую точкуда и мы будем получать вектор равныйданным так вот переместим данный вектора так чтобы его начальная точкасовпадало с началом координатвот он мой вектор а из конечной точкевектора а опустим перпендикуляр наплоскость x yтак затем из получил точки опустимперпендикуляр на ось x ина ось y мы получим вот . м1 и м2но фактически мы получим что координатыконечной точки вектора u обозначим еечерез м далее проекцию вектора а покажемна плоскость x y и еще опустимперпендикуляр из точки м на ось z идостроен допараллелепипеда сейчас я попробуюнарисовать это более не менее красивозначит важно чтобы были параллельны ивсе ребра параллельныеконечная точка вектора .м пусть ее координаты будут а x и y и zдело в том что координаты вектора а какмы находим координаты вектора а откоординат конца отнимаем координатыначала так как у нас начальная точка снулевыми координатами то координатывектора будут совпадать с координатамиточки м а x и y и z длина отрезка ум-1это первое координаты точки м то естьm1ax om2 это а y и соответственно у m3а это координаты точки м ну исоответственно координаты вектора вот асейчас мы воспользуемся правиломтреугольника сложение векторов вспомнимего треугольники a b c произвольномтреугольники a b cабэ вектор a b плюс вектор bcдает вектор a и b плюс bc дает вектор aция значит легко запоминается векторотце это а b плюс bc то из конечнаяточка первого слагаемого и начальнаяточка второго слагаемого должнысовпадать вот этим правилом и сейчасбудем пользоваться значит у насвектор о.м. мы его сейчас выразим спомощью точке м 1 то есть это будет am1плюс m 1 м а вот я воспользоваласьправилам треугольником ну вот здеськогда буковку b2 буковки б вставили аздесь и безрукавки r1 вставляем вовнутрьда и получаю правило треугольникадалее значит о м1 перепишум1м м1м точно также выражать через вотэту точку nто есть это будет m1nd ктор м1м usным так вот м 1 н вот он вектор м1м онравен om2 значит этоколлинеарны из о направленные равные подлине вектор да то есть я могу записатьчто это ум-1 плюс am2 соответственно м мвот этот вектор до равен у m3 до равныепо длине су направленный коллинеарныу m3 вот теперь рассмотрим координатныеульты это единичные векторы внаправлении осей координатвектор и единичный вектор в направленииоси x вектор g соответственно вдоль осиy и вектор к вдоль оси z так вот вектори это единичный вектор его координаты100 то вектор j тоже единичные 2координатысовпадают с конечными точками да ивектор can 001 так вот вектор ум-1калине аррен вектору u es un оправе из онаправлен ему и вот вектор ум-1 можновыразить через вектор и это будет вектори умножить на а икс икс иom2 соответственно мы можем выразитьчерез вектор gзначит это будет а y и y g и у m3 такэтоа зетка z.com значит вектор u м которыйу нас равен вектору а это am1 то есть аx и плюс 12 а yджек и плюс х m3 otherи что мы получили мы получили разложениевектора по артам и коэффициенты в этомразложение это координаты вектора адалее вспомним свойства диагоналипараллелепипеда значит о.м.это диагональэтот квадрат диагонали параллелепипедаравен сумме квадратов его линейныхразмеров это о м 1 в квадрате плюс am2 вквадрате плюс х м 3 в квадрате m вквадрате это длина вектора аквадрате ум-1 это xсоответственно в квадрате ан-2 это а y иam3это азы соответственно модуль вектора аможно найти как корень квадратный изсуммы квадратов его координат далеерассмотрим углыальфа-бета гамма углы которые образуютвектор ас осями координатто есть угол между вектором а и оси xбудет альпам между вектором а и сию иdrink угол бета и соответственно уголмежду вектором а и sized гаммазначит я могу вот у меня есть здесьвектор а я могу сюда перенести осикоординат так вот у меняось y и вот соответственно угол бертатак вот соответственно будет ось z так иугол гамму ну и ось x и вот он уголальфа так вот углыальфа-бета гамма называютсянаправляющими углами вектора а а косинусиэтих углов после массой по косинус bкосинус гамма это направляющие косинусывектора а если из конца вектора а и с .опустить перпендикуляр на ось y вот онбудет а то у нас получится прямоугольныйтреугольник из которогоможно выразить косинус бетазначит косинус бэнда это прилежащийкатета это а y и y делить на длину вектора ана гипотенузу и длину вектора ааналогично косинус гамма это будеткоординататретья координата z делить на длинувектора а ну и косинус альфа перваякоордината x имеет на длину вектора еслинайти сумму квадратовнаправляющую 880 альфа плюс косинусквадрат в это плюс косинус квадрат гаммато мы получим a x-квадрат плюс a yквадрат плюс z квадрат делить на модульвектора в квадрате так вот в числителе унас модуль вектора а в квадрате делитьна модуль вектора а в квадрате ну тоесть мы получаем единицу значит суммаквадратов направляющих косинусов вектораu равно единице то есть если рассмотретьвектор от с ноликом то есть орт вектораа то есть единичный вектор в направлениивектора а то это будет вектор координатыкоторого о синуса ли по озеру спектри косинус гамма