здравствуйте здравствуйте уважаемыеколлеги дорогие друзья давно не виделисья надеюсь вы хорошо отдохнули за этовремясегодня мы продолжаем заниматьсяуглубленным курсом геометрии для 10классаи тема у нас многогранные углызабегая вперед я скажу что в основном томы будем заниматься простейшем случаемомент 3 gran нам углом ну максимум 4grand тем не менее все таки познакомимсяс общим понятием многогранного углаопределение такое здесь достаточнотрудно нарисоватьадекватную картинку поэтому вы уж меняпростите значит что делается естьплоский н угольник ну и вот там что-тосколько там у него сторон а еще имеется. ну дайте мы обозначим многоугольник a1a2 a3 и на этом кстати говоря может всезакончится то есть этот многоугольникявляется треугольникану вот здесь вот вершина а м которая впринципе может закончиться на тройке яимею ввиду число n а так вот естьплоский многоугольник то-то важнов данном случае и а ну курник где мясное дело натуральное числоначинающиеся с 3 а еще есть .о которой не лежит в плоскости этогои ну бой ника я ее нарисовал выше этосовершенно неважно а дальше делается вотчто проводятся всевозможные лучи которыепересекают ну вот луч может через точкуолуч может пересекать сторону можетпроходить через вершинупричем это именно луч на то есть онбесконечный вниз так сказать условноможет пересекать во внутренней точкену тогда вот мы считаем что его не видновот в какой-то внутренней точке онпересек от ногу угольник дальше вкакой-то момент его видно и так далее тоесть мы рассматриваем объединение всехлучейя слова объединения заменюзначком объединения а точку я поставлю xобъединение всех лучей weeks где xпринадлежит многоугольнику а1 а2 и такдалее м называюэто многогранном углу вот такое хитроеопределение скобках я напишу что внам случае emgrandну надо понимать что все эти лучи выобъединения они что собственно даютво-первых они захватывают весь контурнашего многоугольникато есть пересекают для любой точки награницеэто многоугольника есть луч которыйпроведем через точку оэту точку границы но вот у меня тут одна. границы есть рассматриваютсяестественно все точки а раз мы еще черезкаждую точку x которая внутри лежитпроводим такой луч то мы что получаемобъединение получаем следующую вещьздесь ли я дать мне немножко . ведьмешает проведу еще лучше через a2 a3ну через а3 можно уже не проводитьто у меня тем самым для точек которыележат на стороне а1 а2 скажем и точнотак же на 2 3 и так далее за метаетсяцеликом плоский угол вот эти плоскиеуглыкоторые получаются но вот напримерплоский угол а1 и а2 с вершины у этихплоских углов and штук правда каждый изэтих плоских углов естественно онрассматривается вместе со внутренностьюпотому что объединение лучей которыепересекают скажем сторону а1 а2 отвершины до вершины до пробегая всю этусторонуони заметают полностью внутренностиэтого углато есть угол у нас рассматривается совнутренностью эти углы называютсягранями многогранного угла вот их м штука еще их иногда называют плоскими угламимногогранного угла и такая и такаятерминология приемлемо то есть этосиноним говорят либо граньлибо плоский луг дальшелучи которые проходят через вершинынашего многоугольника ну o1.ua два и такдалее уоян называются рёбрамимногогранного угла .о называется вершиной многогранного углану и понятно что вся внутренностьвот этого объекта который мы назвалимногогранным углом она тоже заполненаэтими лучами целиком то есть это непросто набор гранейа внутри пустота да мы рассматриваемместе с внутренней областью многогранныйугол может быть выпуклым но вот как намоей картинкиесли исходный плоский многоугольник невыпуклый ну в соответствии с общимопределениевыпуклости многоугольника тосоответствующий ему многогранный уголтоже будет не выпуклым но мы такие углыв нашем курсе рассматривать не будемболее тогодополнение многогранного угла до всегопространства ну то есть вот взяли этотмногогранный угол выбрось это изпространства что-то осталосьмы тоже не будем считать многограннымуглу это такая договоренность то естьможно договориться считать можнодоговориться не считать мы с вамидоговоримся не считать это дополнение довсего пространства многогранного угла несчитать тоже многогранному что же такоеисходя из общего определения трехгранныйугол как он выглядит это совершеннопонятнотут есть вершина оили с неважносоответствующий плоский многоугольникэто треугольник a1 a2 a3трехгранный угол не бывает ни выпуклымпотому что нет ни выпуклых треугольниксоответственно у него три грани вершинаэто . а только этот многоугольникестественно вспомогательными и он нужентолько для того чтобы правильноопределить этот объект тем не менее егочасто рисуют иногда специальным образомвыбирают для того чтобы что-то тамдоказывать него три грани поэтому онаназывается трехгранныйуглом вот это вот трехгранныйну не трудно догадаться что ты и гранныйугол можно получить следующим образомвзять тетраэдр то есть произвольнуютреугольную пирамиду о a1 a2 a3да и продолжить три ребра выходящие изодной вершины и рассмотреть ту областькоторую получается вместе совнутренностью вот так можно представлятьвсе трехгранный лук причем кстати говорясена берем вот тетраэдров то из негоможно устроить сколько три огромныхуглов ну столько сколько вершинутетраэдра правильно можно устроитьчетыре разных 3 грантах угла вот один изних нарисовантеперь давайте обсудим некоторые важныесвойства три огромных углов давайте яэти свойства выпишусразу же мы будем говорить о величинахплоских угловда а потом будем еще и говорить о видетьо величинах 2 бранных углов трёхграннаяугла что такое двугранный угол 3 грановаугла это двугранный угол образованныйдвумя соседними гранями две соседниеграни образуют если продолжить эти полуплоскости они образуют двугранный уголсоответственно у него есть линейный уголсоответствующей величины и так далеедавайте мы договоримся делать так вотведем стандартное обозначениекоторые в дальнейшем будем использоватьвсегдавершину все-таки принято обозначатьбуквой sчаще всего так делаетсясоответственно где то есть точки a b и cони нужны лишь ровно для того чтобы этоттрехгранный угол назвать с а bcчтобывремени писать два слова трехгранныйугол трехгранный уголя буду сокращать так ты у договорилисьда теперь давайте сделаем вот какнапротивлуча с.а. пусть лежит плоский уголвеличины альфа напротивименно напротив соответственно на противsb лежит плоский угол вот тот которыйсзади бетах наконец напротив sc лежитвот этот угол а с.б.мы его назовём гамма величины же двухданных углов ну вот я рисую линейныеуглы соответствующих двух равных угловвот этот угол мы будем обозначать а несмотря на то что обозначение совпадаетвроде бы вот с точкой на лучеиз контекста всегда ясно что имеется ввиду поэтому не смущайтесь что дваразных объекта обозначены одинаковыебуквы это традиция такая ну аналогичноесли нарисовать плоский уголто вот этот угол будет b езди здесьнарисовать плоский угол двугранноголинейный угол до лучше говорить вплоский углы у нас вот эти на линейнуюмы нарисуем a b c и так в дальнейшемдоговоримся что обозначение плоскихуглов альфа-бета гамма вот такие альфанапротив ребра с а и так далее аобозначение 2 раны huglu фоне нам всеравно потом понадобятся это такие же какобозначение точек на лучахто есть ребром двугранного угла величиныа являетсялуч с а ну на самом деле точно можнопродолжать это не очень важно и таквроде бы мы договорились со стандартныхобозначения некоторые свойствапока не всепервое свойство состоит том что величиналюбого плоского угла3 гранова угла меньше скумывеличин остальных плоских угловто есть это напоминает неравенствотреугольника правда только для угловкаждый плоский угол меньше суммы двухдругихвот это первое свойство второе свойствоой что я здесь написал величинасумма величин всех плоских углов3 гранова угламеньше уходите в градусах хотите врадианах ну дайте в градусахменьше чем 360 градусов или если врадианах ту меньшевот два свойства плоских угловтрехгранный ну мы их разумеется 2пиконечно спасибо мы их разумеется будемдоказыватьно прежде чем заниматься доказательствомхотелось бы вас предостеречь от довольнораспространенного заблуждения котораясостоит вот в чем обычно когда вот этовот рассказываешь то говорят ну что туттакого свойств едва она же совершенноочевидно потому что 360 градусов это вотвесь сказать полный плоский угол а у нассумма величин ну вот давайте так янарисую картинку до что обычно говорятдайте им время возьмем точки a b и cа дальше обычно говорят следующий датьспроектируем вершину на плоскости bcортогонально что то что можно выбратьплоскость a b c так что проекция вершиныпопадет внутрь это оказывается в общемне очень сложно можно выбрать а тогдавот скажем получилось . из 1соответственно дальше говорят следующиену понятно что вот скажем угол альфа иего проекциявот это вот альфа-1 таковы что альфаменьше чем альфач ну аналогично бы этоменьше чем в это один гамма меньше чемгам один сложили эти три неравенства итогда у нас получается что здесь в сумме360 градусов и вот она пожалуйста вамутверждение в чем здесь ошибкадоказательство это ошибочнаяпринципиально ошибочная но не все этопонимают и в общем для того чтобы этопонять глубоко нужно продемонстрироватьследующую вещь чтоортогональная проекция плоского угла нанекоторую плоскость вовсе не обязательноудовлетворяют вот этому не нравитсявообщеда это несколько противоречит интуицииправда ну вроде казалось бы вот взялиугол спроектировали на плоскостьпроекций а должна увеличиться я вамсейчас приведу контрпример ну это нужносделать для того чтобы вы не впадали взаблуждение что вот второе свойствосовершенно тривиальные доказывать тамничего пока формулировкидвух этих свойств пусть остаются а мыдавайте рассмотрим некую конструкцию ноее довольно трудно запомнить поэтомуизвините я просто вот сейчас возьму естьплоскостьнекая из точки а вне этой плоскостипроведены перпендикуляр к нейкоторый мы назовем а у и две наклонныеавиациитак теперь я подсоединяю то естьсобственно говоря мы будем рассматриватьпроекцию углаbc вот этого на нашу плоскость вот онапроекция б отцы ортогонально ипродемонстрируем что возможно вот бываеттакое что угол b и c больше чем угол быотцена первый взгляд это не укладывается вмозгах да тем не менее такая патологиявозможно пример пример стоит следующимдавайте зададим такие вот длины отрезковбыло пусть будет единица co2 корня из 2ну понимаете числа подбиралисьспециально поэтому вы не удивляйтесь чтоони вот такие не всегда так бывает уголбыло c 45 градусов вот этотведь была у нас единица co2 корни издвух но я не буду наверное подписыватьэто на чертеже вот все написано чтонужно сделать дайте найдем наибольшуювозможную величину угла бы ациярешая эту задачу мы с вами покажем чтоэтот максимум может оказаться больше чем45 градусов ну давайте это будем делатьчто мы можем сотворитьдавайте а у будет скажем xлад чтобы я не запутаться я подпишу гдеу меня что здесь была единица здесь вотco2 корня из 2угол 45 градусов есть соответственно унас вот есть два прямоугольныхтреугольника б л и ц о из которых онаеще один треугольник bfc которые насочень интересует который вообще говоряне является да мне прямоугольным неравнобедренным никаким соответственнонам нужно найти вот этот угол ну давайтеугол бы оце как-нибудь назовем уфе чтолипопробуем попросту найти какую-нибудьтригонометрическую функцию этого угла нучто можно сделать конечно напрашиваетсятеорема косинусов правда почему потомучто из двух прямоугольных треугольниковмы найдем величины отце и о бы до длинывот этих вот отрезков я редкоповорачиваюсь извините андрей совершенноправ в теореме косинусов найдем bcзначит мы по теореме пифагора найдемотце и абы что у нас есть дабы этоквадратный корень у нас эта гипотенуза впрямоугольном треугольнике с катетами xи 1 значит это квадратный корень из xквадрат плюс один теперь отцыэто тоже гипотенуза прямоугольноготреугольника здесь в квадрате 2 корня из2это будет 8 значит это корень квадратныйну ок отеки у них общие 2 x это xквадрат плюс 8 так ну всем понятнонаписано теорема пифагора я не буду этописать до теперь теорему косинусовприменяем к треугольнику бы отцы что унас получается в c в квадратеестьа b в квадрате плюс а в квадрате минус 2а бы нация и на косинус угла feдавайтеподставим значение которой у нас тутполучились а b в квадрате этоикс-квадрат плюс а-один а c в квадратеэто x квадрат плюс 8 минус апроизведение обмена цвет сделаем подобщим квадратным корнем не забываемдвоечку корень квадратный из x квадратплюс 1 на x-квадрат плюс 8 на косинус фис одной стороны а с другой стороны мыможем найти b c в квадрате опять же потеореме косинусовиз треугольника bgc потому что здесьизвестен угол 45 градусов и известны двеоставшиеся стороны то есть другойстороны по теореме косинусов опять же bc в квадрате и то есть b в квадрате плюсу в квадрате минус 2 бы он отсел накосинус 45 градусовдавайте подставлять это нам все известнобыло у нас единичка это один цикл вквадрате это 8 минус бы он отселэто у нас 2 корня из 2 еще на двойкаумножается 2 корня из 2 умножить на 2 иумножить на единицу делить на корень из2 единицы делить на корень из двух этокосинус 45 градусов вскоре не сдох у настут успешно сокращается в этой дроби иполучается вот пожалуйста следите замоими выкладками потому что возможноарифметическая ошибка ничего не сойдетсязначит что получилось 9 минус 4лишь получилось 5 вроде быи теперь мы должны все это делоприравнять bc одним способом найдено bcна даче их квадраты другим способомздесь мы приведем подобные у насполучается 2 x квадрат плюс 9 минус 2корня из x квадрат плюс 1 на x-квадратплюс 8 на косинус фикоторый никуда конечно не денетсясобственно его нам нужно и найтииз соответствующего равенство равно 5 иотсюда давайте искать что вот здесь унас останется но если мы перенесёмпятерку сюда а здесь место девяткиостанется четверка и тогда можносократить на 2 дочтобы избежать ошибки я все-таки напишучто это x квадрат плюс 2 минуссоответствующий корень ну дайте я небуду писать что под ним на косинус фиравно нулю ну соответственно я могу воттак вот написать просто перенеся вот этослагаемое со знаком минусдругую часть равенства и того косинус фисейчас я лишь лишние сотру а косинус фивыпишувот здесь что у нас получается у насполучается что косинус и и то есть xквадрат плюс 2 поделить на тот самыйкорень из x квадрат плюс 1 умножить на xквадрат плюс 8 разумеется я не будуписать fi через арккосинус вот этого вотвот этой дроби довольно неприятно дело втом как ведет себя собственно косинус насоответствующем промежутке сквозь колькосинус у нас от 0 ну вообще в геометрииу нас тут что что получается вот этотугол 45 градусов до поэтому этот уголскорее всего не тупой даже если он тупойкосинус отрицательным короче говоря напромежутке от 0 до пи х синусмонотонно убывает да это вы знаете сточки пи пополам это у нас 0 вотсоответственновместо того чтобы искать максимум fiдостаточноискать наверное минимум косинусаправильно такое рассуждение понятно разкосинус убываетто тогда вместо максимуму угла a fee мыбудем искать минимум косинусану конечнона человеку который подобном встречаетсявпервые начинает приходить в головувсякие безумства что я имею ввидубезумство состоит в том что вотрассматриваем эту функцию как функцию отxданные соответствующим промежутки иначинаем с помощью производной как васучили я надеюсь на уроках алгебры иначала анализаисследовать это дело нами ним этовозможно безусловно но очень громоздкоесть способ гораздо лучше нужно сделатьвот какую вещь догадаться до этоготрудно но если знать к чему стремимся томожно на самом деле стремимся к томучтобы применить какой-нибудь изнеравенство среднем ну что либо средняяарифметическаябольше лера но чем средняягеометрическая или что-нибудь в этомдухе поэтому давайте мы сначала раскроемскобки и как ни странно под корни ну чтоу нас получается у нас получается там xквадрат то есть извините x 4да вот x квадрат mono x квадрат умножаемплюс x квадрат плюс 8x квадро а значитплюс 9 x квадрат и плюс 8 вроде чеготакого мы этим самым добились-тодальше вы не удивляйтесь потому чтопреобразование совершенно не очевидныето есть тут надо понимать к чемустремимся доа.н. иначе ни за что не догадаешься вотя сейчас возьму и буду выноситьудивительную / 2 корня из 2 делить на 7объяснить это рационально можно будетток в концена самом деле я что делаю я не показываювам так называемые строительные леса дато есть когда этого додуматься почему 2корня из 2 на 7 я показываю такой вотлиса все уже отброшены чисто изданиетакое рафинированное но непонятно откудачто взялосьно потом будет понятно 2 извинить корнииз 6 на 7 я выношу и оказывается чтоздесь получается такая вещь так наверноея все-таки погорячился раскрыв скобки тоне надо было их раскрывать ну да ладнозначит скобки оставим потому что надоприменять неравенствэто ведь средняя геометрическая даправда она стоит знаменателясреднее геометрическое причем двухположительных чисел все как полагаетсятам вот евгений уже написал что видимо сгеометрической понадобится видимпонадобитсятогда чтобы ничего не изменилось когдамы с вами вот это вот вынесем то это всенужно умножить на следующую дробь 6 xквадрат плюс 1 плюс x квадрат плюс 8 тоесть я вот эти вот x квадрат плюс 1 xквадрат плюс 8 выделяюну правда один из них оказалсясомножителя что что поделаешьдавайте кстати кто не верит проверим чтоэто будет правдой почему это будетправды ну еще тут нужно сделать вот отчего значит 2 корня из 6 x квадрат плюс1 на x-квадрат плюс 8 вот такое вот напервый взгляд безумная совершеннопреобразованиена которую непонятно как догадаться темне менее если понимать что мы стремимсяиспользовать неравенство средних тотогда понятно мы подгоняем как раз подто чтобы вот была средняя геометрическаяа вот смотрите стоит среднееарифметическоеодних и тех же чисел то есть одно числоэто 6 умножить на x квадрат плюс одинвот она второе число это x квадрат плюс8 boт oнa сумма ну скажем это а это b a+ b пополам это средняя арифметическая акорень квадратный за бы это средняягеометрическая причем числаположительные то есть мы воспользуемсянеравенством я наверху его напишу что a+ b пополамбольше или равно чем корень isabelпричем наравно достигается тогда и только тогдакогда а равно б лишь при этом а больше 0b больше 0 вот такзначит в итоге что получается я хочупонять вот это выражение вот это вот чтоже это у нас такоеэто я средняя арифметическая поделил насредняя геометрическая то есть этонеравенство я записал следующей форме a+ b поделить на 2 корня из за бы тогдаэто больше или равно единице понятнооткуда взялось да я просто обе частинеравенства среднее арифметическоебольше или равно чем средняягеометрическая поделил на средняягеометрическая теперь вопрос равенстваможет достигаться или нет давайте я покаоставлю этот вопрос по той простойпричине что мне достаточно написать чтоэто больше или равно наверно равенстводостигаетсяда это больше или равно значит вот точто я обвёл это больше или равно единицепод неравенству которая в рамочке значиткосинус фи больше или равен чем 2 корняиз шести носиследовательноминимум давайте не будем проверять чтодостигается поверьте уж не назваладостигается доэтого достаточно просто приравнять этичислану и знаете хорошо все таки эта частьрешения поэтому приравниваем 6 x квадратплюс 56 извините должно равняться xквадрат плюс мусь тогда что получается 5x квадрат равно 8 до минус 62значит x квадрат это у нас 2 5 x это унас расстояние поэтому извлекая кореньмы берем знак плюс то есть x это кореньиз двух пятых вот при таком xдостигается минимум косинуса минимумкосинуса х равен 2 корня из 6носи а отсюда как мы уже поняливытекает что наоборот максимум угла feну это уже арккосинус конечно же2 корня из 6 на 7 ну так как я долженвас убедить в том что это больше чем 45градусов то ну наверное придётся этоделать чтож вы уж потерпите хотя поканепосредственно к 3 gran им углам это неимеет отношения но это очень-оченьполезное знание что проекция плоскогоугла то есть угол между наклонными необязательно меньше чем угол междуортогональными проекциями этих наклонныхочень полезное знание котороепротиворечит интуиции вот все чтопротиворечит интуиции всегда интереснохотя как видите здесь ума большого непонадобилась значит просто вычисленияну что я теперь могу стирать я наверноемогу стирать практически все мне теперьнужно только убедиться что вот этотсамый арккосинус заднемножко припомним обратныетригонометрические функции что этобольше чем 45 градусов ну лучше врадианах написать наверноепины 4 как собственно доказывать такиенеравенства нужно сделать вот что нужнок обеим частям применить какую-то изтригонометрических функций но делать этонужно с оглядкой вот почему потому чтонапример синус от 0 до пиведет себя примерно так то есть вообщеговоря есть два разныхугла для которых синусы одинаковые ноэто вы понимаете синус пи минус х равенсинус уфепричина в том что синус не монотоненна этом промежутке поэтому из того чторавные синусы отнюдь не следует чторавны сами углыа вот косинус на этом промежутке от 0 допион ведет себя примерно так то есть онмонотонно убываети тут всякая горизонтальная прямая разфункция монотонно убывает пересекаетровно один раз поэтому из того чторавны и косинусы следует что равные углыну и соответственно из того что большенадо смотреть значит ну соответственноесли мы применяем косинус косинус это унас функцияубывающая ну понятно что раз мыдоказываем вот такое вот неравенство тоэта вещь положить то есть на самом делемы находимся на промежутке от 0 до пипополам и вот он косинус о ну бываетчто тогдану давайте мы уже туда делаем и потомобъем перерыв хорошо чуть-чуть потерпитекосинус монотонен поэтому можнок обеим частям неравенства применитькассин косинус арккосинуса это 2 корняиз 6носи а здесь нужно сравнить это скосинусом пены 4 это единица на кореньиз 2 ну делается все стандартным образоми естественно да то есть мы сейчас чтосделаем возведем в квадрат так вроде быничего не сокращаетсяможно что сделать можно сразу возводитьв квадрат а можно умножить на корень издвух и потом возводить в квадратесть умножить на корень из двух то таккак корень из 6 это и есть корень из 2умножить на корень из 3 то значитпоявится еще одна двойка 4 корня из 3носи надо сравнить единице или что то жесамое 4 корня из трёх сравнить семью япочему эту галочку ставлю это значит яне знаю каков знак неравенства на самомделе дальше мы возводим в квадрат издесь будет 16 на 3 правильнокак 8 а вот тут вот уже можно четкописать что это меньше 49кстати обратите внимание какой маленькийзазор видите всего в единичку такжездесь все на тоненького проходит то естьпочти всегда верно утверждение чтоортогональная проекция все-таки большечем углы между наклонными но почтивсегда есть контрпример боту на самомделе у нас получилось что если мы взяликосинус то вот 48 меньше 49 но так каккосинус убывающая функция то это значитчто справедливо вот это равенство потомучто убывающей функции большему значениюаргумента соответствует наоборот меньшеезначение функции и так нужныйконтрпример построен и тем самым вот этотривиальная казалось бы доказательствавторого свойства которые я вам поначалупривел она в корне ошибочнозначит нам нужно будет делать как-топо-другому а как мы это сделаем черездесять минут сейчас у нас 18 52соответственно в 19:02 я после10-минутного перерыва ожидаю вас навторую часть нашего занятияну чтож несмотря на то что мы такдовольно серьезно отвлеклись я надеюсьчто то что я вам рассказал было оченьполезно потому чторазвеивать иллюзии которые подсказываютнам интуиция это всегда хорошоне все что кажется очевидным на самомделе верно и вот вы сейчас в этом толькочто убедились ну а теперь давайтевернёмся к 3 грамм ным углам свойствамбудем доказывать прям подряд первоесвойство величина любого плоского 3гранова угла меньше сумма величиностальных плоских ну давайте мы безограничения общности упорядочим углыпервое что мы делаем мы считаем будемсчитатьчто альфа меньше или равно чем бы это именьше или равно чем гаммасовершенно ясно что это не ограничиваетобщности наших рассуждений по тойпростой причине что обозначениеальфа-бета гамма не в нашей властиа если это не так мы просто поменяемобозначение таким образом чтобы этостало так вот ну теперь давайте янарисую картиночкулучше наверное ее где-то здесь сделатьнадеюсь свойства вы уже запомнили что мысобственно будем доказыватьсделаем картиночкувот у нас трехгранный угол здесь . асоответственноb и c мы сейчас поставим так как намнужно соответственно альфа у нас этоугол напротив да то естьbsc давайте поставим ладно ждет здесь быдед здесь cу нас получился треугольничекмаленький угол вот он ну а не каешьсямогут быть равныно тем ни менее доказательства конечнопройдет просто . которую мы сейчасвыберем вспомогательный она совпадет содной из . bc неважно соответственно гдеу нас бетаэто напротив sb то есть вон там вот онбетану и вот он гамма давайте его волнистыелинии обозначуа теперь мы сделаем следующее понятночто нам достаточно доказать все длянаибольшим углатогда достаточно доказать что гамманаибольший угол меньше чем alt + bтогда остальные неравенство в силу воттакого порядок упорядочивания ониавтоматически получаютсяну в принципе также доказывается наплоскости неравенство треугольника доего достаточно доказать длины и большейстороныдля остальных сторон тогда все это верноавтоматически что мы делаем дальшедавайте мы вот в плоскому углебез точнее говоря с абэ да не оченьхорошо а с бы что сделаем мы отложимугол bed а то есть выберем отвечу такуюточку культ там нчто угол а сны так наа.б. возьмем н так что угол а сын равенбетапочему можем силу это упорядочивания докрайнем случае n у нас совпадет просто сточкой bа если здесь неравенство строгоето тогда он лежит на отрезке абэ где-товнутризнаешь вот этот угол тогда у нас тожестал углом бетаотложили теперь что мы сделаем мы налуче scотложим отрезок какой там а.д.равный отрезку с.м.как нам это сделать возмём с.н.ну и где-то у нас будет . да в принципедавайте считать так что вот у меня . cгде то там вот внизу а нужная . да уменя вот здесь то есть я вот что делаю яберу sd так чтобы сын на луче с цехвозьмем точку dтакую что с d равно изизвините да с и я что это можно сделатьтогда у нас получились два треугольникаа именно треугольника с д а с э и ониравны знаете посмотрим что вдруг ониравны то вот а сны а с д у них сторона ас общие стороны с м ы с д равны попостроению и углы равны побед а тоже попостроению следовательно по двумсторонам и углу между ними я напишу углубетамежду нимис этих треугольников у нас много чегобудет вытекатьчастности а d равно а и это стороны вэтих треугольниках которые лежатнапротив углов beta 1 равно а.н.и треугольник а б д нас равнобедренныйсвершит аа нет а м д извините а н д теперьнапишем неравенство треугольника изтреугольника а б д мы получаем следующуювещь что а.б.для чего я а.д. плюс db строго большечем а б а т а д заменяем на им это мыдоказали а а б это у нас что такое n + nб следуетна а.м. у нас уничтожается и мы получаемнеравенство db больше чем н.б.смотрите на картиночку вот этот отрезокбольше этоготеперь теорема косинусовприменённая к треугольнику bsdдавайте ее запишем что-то на настреугольник bsdтогда у нас получается следующая вещь наd b в квадрате и то есть с b в квадратеплюс с d в квадрате минус 2 умножить наsb умножить на s d и умножить на косинусугла альфа да этот равенство обозначимпервым теперь теорема косинусовпримененная к треугольнику bsnвот к этомучто у нас там тогда получается у насполучается что nbв квадрате есть с b в квадрате плюс s nв квадрате минус 2 сбн с.н.ну и на косинус угла вот этогонсбпорой равенств получили а теперь у нас сd равно с.н.где-то я вот должен этим воспользоватьсяя в скобках напишус d равно с.н. значит вот здесь вот этои вот это одинаковые штучкину и здесь тоже одинаковыену еще у нас db больше где-то мы этодоказали db больше чем м.б.тогда из 1 и 2 учитывая то что в скобкахнаписано следует что косинус альфаменьше чем косинус угла нсбсмотрите здесь получается все одинаковои вот это вот это вот это вот это вотэто вот это и только косинуса разныепоэтому если у нас db больше чем mbtiквадраты больше значит вот здесь знакбольше силу того что здесь стоит знакминус передкосинусами то тогда получается вот этовот не нравится ну а дальше остаетсязаметить что функция является функциякосинуссовсем уж надо внизу писать функция yравно косинус иксона строго убывает это показываетсястрелочкой вниз вот такое обозначениестрогоwhite на соответствующем промежутке 0 пидо 1 оту бывает отсюда можно сделать вывод проуглыуглы наоборот то есть большему значениюсоответствует большему значениюаргумента меньшее значение функциинаоборот значит если косинус альфаменьше чем косинус угла нсбто угол нсб меньше угла альфа а чтотакое hama hamaэто у нас угол а с н смотрите накартиночку плюс угол нсб значит этоменьше что такое у кого ясен этопо-нашему построение угол бетаа про угол нсб мы доказали что он меньшезначит это меньше альфа плюс b то что итребовалосьвотвсе сделано давайте я отойду посмотритесожалению чистая технология простовычисляем дальше пользуемсямонотонностью точнее строгим убываниемкосинуса и отсюда все у нас с вами ивырастает ну наверное тут все понятночто хочу сназад что утверждение обратно ну онатоже верно но выходит за рамки нашегокурса то есть вот у нас два свойствачто любой плоский угол меньше суммы двухдругихи что сумма всех трех плоских угловменьше чем 360 градусов на самом делеверные обратно и утверждения но они внаш курс не входят поэтому мы их недоказываем я просто вам об этом говорю ипо сути дела это критерии существования3 гранова угла с плоскими угламиальфа-бета гамма то есть если верны всевот эти неравенствато тогда соответствующий трехгранныйугол обязательно существует но еще разповторяю это за рамками нашего курсаболее того соответствующий неравенстваможно обобщить на n гранный угол этотоже выходит за рамки нашего курса нотот кто желает может попытаться этодоказать ну по индукции например сводявсе дело к тому что ну вот у нас естьбазы для трех гранова угла и дальше надотолько осуществить переход что делаетсядостаточно простото есть свойство обобщаются на n гранныйуглу так каждый плоский угол н грановаугла меньше суммы остальных а сумма всехплоских углов меньше чем 2причем это тоже критерии существования нгранова угла заданными плоскими угламиальфа-1 альфа-2 и так далее но этопросто вот чтобы вы знали а такдоказывать мы эти это не будемпользоваться этим не будем тоже тактеперь нам нужно с вами доказать второесвойство во время первой части занятиявы убедились что то что первым бросаетсяв глаза может оказаться неверным поэтомуздесь нужно быть крайне осторожно но насамом деле все делается очень простодоказательства 2картинку я нарисую где-нибудь вот тутis a b cгде тут у нас лежат эти точки a b cневажно они нужны только для обозначениялучей с bsc ну соответственно что ятеперь про делу давайте я помечу где уменя альфу где быт где гамма для началаже так альфа там бы от а вот тут гамману вы уже должны привыкнуть к этимстандартным обозначением вот что ясделал я возьми и продолжу скажем с алуч устроив прямую а с то есть заточку сздесь какая . 1 чтобы можно было ееназывать тогда спрашивается какие у насуглыобразуют эта прямая а один с двумяоставшимися ребрами 3 гранова угла здесьна картинке но не хочется захламлять дапоэтому давайте напишем что угол а одинс.б.это у нас что такое но в градусах или врадианах против градусах писания 360 назначит это угол смежный с угломзначит с каким углом он смежный это с ас b до то есть 180 минус дома а угол аодин scнас с вами смежный с углом бета 180градусов минус бэк ну а угол альфа мыоставили в покое а теперь давайте мырассмотрим трехгранный угол еас бну то здесь я кратко опишуна вот основное там рассмотримтрехгранный угол sa1 bcсмотри рисунок и воспользуемся свойством1 то есть мы напишем просто неравенствочто альфа меньше чемуглыплоские вот этого вот нового 3 грановауглам и их посчитали 180 минус beta +180 минус гаммаочевидно равносильно если мы перенесемминус бета и минус гамма в левую сторонуто мы получаем альфу плюс beta + дома нуи сложив два раза 180 градусов получаем360 все просто и элегантно как мнекажется я надеюсь понятноплюс ну хорошо здесь единственное чтовот на догадаться заменить исходныйтрехгранный угол вот этимвспомогательным и тогда все сводятся кпредыдущей теореме и и мы доказывали соскрипом в том смысле что там приходилосьделать дополнительные построения писатьтеорему косинусов ну и так далее то естьдоказательства не такое уж простое ивесьма технично а здесь чистая идея данезамутненное просто нечем заменили уголнагрубо говоря смежные назовем то естьстрогого определения не даем но вот насмежный угол заменили применилинеравенство из первого свойства сразувсе у нас с вами получилось так но еслипонятная это стираю вот мы с вамипознакомились с двумя свойствамина самом деле они являются критериямисуществование их объединения являетсякритерием существования как я уже сказалпрограммугла ну а дальше мы что сделаемдальше мы еще одно забавное свойствадокажем сейчас я только припомню щетки вкаком порядке мы сейчас будем это делатьэти свойства 3сектор и двух данных углов3 гранова угла пересекаются по одномулучуза банку правдана самом деле с идеи доказательства высталкивались кучу раз это естественнометод геометрических мест мы с вамидоказывали что by сектор двугранногоугла есть геометрическое место точеккоторые равноудалены от сторон этогодвугранного угла я надеюсь в этот путьпоэтому делаем все так же как впланиметрии скажем для биссектрис чтотам делалось когда про центр вписаннойокружности доказан пересекались 2биссектрисы ну и здесь мы сделаем тожесамое я даже не буду рисовать картинкувот давайте я попробую проговорить устноа если кому-то покажется непонятным точто я говорю то вы тогда попроситеповторить уточнить илизададите вопрос хорошо потому чтокартинку здесь рисовать гораздо сложнеечем проговорить доказательства простотак что мы делаем ну правда надо конечнопредставлять себетрехгранный угол вообще но это простодавайте мы у него сколько двух разныхуглов ответ столько же сколько ребер допри каждом ребре есть двугранный угол тоесть всего три давайте выберем два ребраи рассмотрим двугранные углы при этихребрах и проведем by сектор и тогда онипересекаются получу 2 это совершеннопонятно теперь каким свойством обладаютточке этого лучатак как они принадлежат первому byсектор то они равноудалены от двухграней3 гранова угла по свойству by секторадвугранного угла так как этот лучпринадлежит еще и второму by сектору тотогдавсе его точки равноудалены от двухдругих ну что наш других 1 будет общаягрань потому что всего граней 3 еще однугрань и ну то есть если мы пронумеруемграни1 2 3 да то например значит это самыйлуч который является пересечением byсекторов 2 2 разных углов он равноудален так как есть свойствоby сектора двугранного угла равноудаленаот граней 1 и 2 так как он принадлежитеще одному by сектуон равноудалена от граней 2 и 3 аследовательно он равноудалена от всехтрехграньа раз он равноудалена от всех трехграней то третьему by сектору некудадеваться как проходить через этот лучвот и все так теперь вопрос и кстатиговоря этот луч принято называтьбиссектрисойтиграна угла понятно какая тут мотивацияда это аналог биссектрисы плоскоговсе точки этой биссектрисы равноудаленыот всех трех гранейданного 3 грамма вот такая теорема еслиесть вопросы то пожалуйста мне кажетсячто я проговорил достаточно тем болеечто вы многократно с этой идеисталкивались помните это называетсяметод геометрич пересечениягеометрических месте может быть совсемточным пересекли 2 и тогда третьемунекуда деваться как проходить черезпересечении этих первых вот надеюсьпонятно но по-крайней мере двое сказаличто понятно все таки я немножечкоподожду вопросов мало ли может бытьчто-то нуждаетсяс вашей точки зрения в уточнении нетсобственно если вы помните самая перваятеорема которые доказывается такимспособом который возникает курсегеометрии это что серединныеперпендикуляры к сторонам треугольникапересекаются в одной точке дальше точнотак же оказывается что биссектрисыпересекаются в одной точкену а это стерео метрический аналогтеоремы а центре вписанной окружности втреугольник хотя тут конечно ну чтоможно сказать кстати говоря всякая .вот этого пересечении трех by секторовда то есть лучану кроме вершины всякая точкаравноудалена от граниот всех трех а это значит что существуетсфера с центром в этой точке котораякоснется всех граней для гранова угла итак для каждой каждой точке этого лучакроме вершины там сфер простовырождается в точку ну хорошо давайтепоедем дальшедальше тема к сожалению совсемтехническая но без этой техники необойтись потому что вот надо уметь в 3gran нам угле вычислять всё единственноена чем я практически на 100 его состоитв следующемважны не те формулы хотя они имеют своена и названия красивая я потом скажукакоеважны не те формулы которые мы получим аскорее важен метод их получения потомучто для каждого конкретного 3 грановаугла где но углы не просто в общем видезаданная там альфа-бета гамма а онизаданы как-то в градусах или в радианахгораздо проще усвоив метод получения тойформуповторить доказательства поэтому здесьважнее обратить внимание надоказательства чем на самусобственно вот формулу котораяполучается я не буду оформлять это каксвойство именно по этой причине хотяполучится некая формула лучше давайтерассмотрим это как задачу кстати говоряв нескольких задачниках она прямфигурирует именно как задач так что янапишу задача 1 чтоясно заданной величиныплоских углов и так в 3 gran нам углеизвестная альфа-бета гаммавсюду ниже я использую наше стандартноеобозначение то есть что такое альфа-бетагамма мы уже договорилисьнайти величины его двугранные углы dito3гранул dow2 ран ну соответственно они аb и cкак мы договорились стандартныхобозначениях будут думать в каком-тосмысле ничем потому что эта задача чистовычислительная тут нужно пониматьтехнологиисамое неприятное состоит следующем что вобщем виде в этой задаче достаточномного случаев все зависит от того тупыеили острые вот эти углы альфа-бета гаммая разберу случае один потому чтоостальныерассматриваются совершенно аналогично нуразве что заменяется скажем альфано иминус альфабетона и минус бета но понятно чтовозникающий при этом тригонометрическиефункции либо не меняются если синусылибо меняют знак если косинус и так чторассмотрим следующий случай мы с вамибудем считать во-первых достаточно найтиодин трехгранныйбудем искатьнайдем двугранный угол cа и b находятся аналогичносчитая что углы альфа и бат острыйвот такой вот случайопять же остальные случаирассматриваются на войне уже говоря есличестно вот полностью рассматривать всеслучаи в общем виде то их довольно многоэто длинное неприятно поэтому я и говорючто лучше усвоить метод доказательствада то есть метод вычисления и каждый разего воспроизводить хотя конечно если вызапомните получившуюся форму луну никтовас за это бить не будет но чаще всегоона достаточно громоздкая как вы увидитечаще всего она агаш вылетает из головыпоэтому лучше помнить как она получаетсячто 5 я вынужден сослаться на аналогиюну дайте мы нарисуемкартиночку знает трасс меня будет удобноположить трехгранныйугол сказать одной гранью на плоскостьну да примерноя нарисовал все три угла начну гдеbbc значит вот здесь вот где-то у насбудет а вот здесь будет b вот здесьбудет cсоответственно альфа это у нас вот этотуголбетаэто вот этот угол вот именно их мысчитаем острыми а вот тот угол что нускажем так в основании до напротив сцирком а он в принципе может быть итупым каким угодно все проходит самомделе для трех разных углов есть двеосновополагающих конструкции из которыхможно все вытащить первая конструкцияона как раз работает в решении этойзадачи и она такогомы просто берем и строим линейный уголпри ребре scистина вот здесь какая то выбирается .скажем f и мы должны построитьперпендикуляры как вы понимаете на самомделе эту линию не видно давайте ужсоблюдать политес и так вот здесьперпендикуляр вот здесь перпендикуляр выпомните как мы строим линейный уголдвугранного угла соответственно это иесть угол cда потому что он при ребре sc вот онтоже обозначен буквой c ну мыдоговорились что мы не перепутаемточку и величину угла и тогда у насполучаются прямоугольные треугольникивот зачем я потребовал чтобы альфа ибета оказались острыми чтобы получилисьпрямоугольные треугольники в том случаекогда эти углы тупыевсе просто разворачивается в другуюсторону и тогда возникают углы смежные сальфа и бета которые будут острыми и дляних все это делается практическиабсолютно точно также что мы тогдаделаемдавайте точки вот эти обозначим d и етам гдесоответствующая плоскость линейногоугла c пересекает луч sbs асоответственно е д а после этого у насесть прямоугольные треугольники изкоторых что-то вы хорошо выражаетсявсегда да это ясно ну и не прямоугольныетреугольники вот этотиз которого конечно же все делается потеореме курс вот если это можно назватьидии я бы не стал так громко это называетто вот идеяно конструкцию над запомнить что длятого чтобы выразить двугранный уголчерез плоские углынужно провести линейный угол дальшевоспользоваться прямоугольнымитреугольниками и не прямоугольнымиприменяя теорему кусь что тогдаполучается еды в квадрате к теоремекосинусов я не буду писать что этотеорема косинусов будем считать что этоочевидно значит еды в квадрате из двухтреугольников можно выразить да сначаладопустим из fdи что это у нас такое tf квадрате плюс fd в квадрате минус 2 ф ена fd и на искомый косинус угла cя знак угла опускаю пишу просто косинусc так принято с одной стороны теперь унас внизу есть треугольник с d и тожеэтот угол неизвестен на угол гамма намизвестенсоответственно по другому выражаем еды вквадрате из другого треугольника которыйвот в основании лежитмы получаем sd или там с с е лучшеначать чтобы было симметрия в равенствос е квадрат + sd квадрат минус 2s е наsd на косинус угла гамма на что гамманам известен оценит а теперь нам нужноубрать отрезке так чтобы остались толькоуглыа это делается с прямоугольныхтреугольникови соответственно из прямоугольныхтреугольников с fdи с ф.е. ну во первых давайте мыприравняем правые части раз мы едывыразилиразными способами то дайте мы простоприравняем правые части у нас получаетсяф.е.квадрат плюс fd квадрат минус 2fnf d на косинус c равно с е квадрат +sd квадрат минус 2s ена sd на косинус гамма теперь мы эторавенство немножечко причешем то естьпреобразуем оно равносильно таком я вотэто вот перенесу левую частьзначит 2 с е на sd на косинус гаммаа все остальное в другую частьи напишу так это пусть будет с е хквадрат минусф.е. квадрат манят зачем я это делаю давот у меня с я вот у меня ф.е.и тогда квадро разность квадратов это посути дела дает нам котят с ef по теоремепифагора вот к чему собственно я клоню аздесь sd квадрат минус f t квадратно еще осталась прав довесок довесок + 2ф.е.в.д. почему блюз я просто изменилзнак перенеся в другую сторону ф е р дкосинус c ну а теперь по теоремепифагора вот это что такое это с f вквадратепо теореме пифагораsd квадрат минус что там fdквадрат это опять из а в квадрате тоесть вот эти разности квадратовэто просто общей котят двухпрямоугольных треугольник тогдаполучается следующая вещь можно надвойку сократить потому что здесь посути 2s в квадрате получается да поэтомуэто равенство можно сократить на 2 и мыполучаем с ена sd на косинус гамма равно s квадратплюс f fd косинус угла c банят что этоеще не все давайте мы поделим на ssd обечасти этого равенства то есть выразимкосинус гамманас получается давайте запишем так с f вквадрате это у нас с f умножить на с.ф.да и поэтому я разделю это на две дробиэто с ef деленное на с е умножить на siv деленное на sd + теперь мы делим вотэто получается ф.е.деленное на и с.е.я слежу чтобы здесь были одинаковыеточкиfd делённое на стр ну косинус c никудане делся живот получилось такоеравенство давайте я отойду потому что повидео мне придет сейчас стирать иначе яопущусь прям самые не из доски и вамбудет неудобно теорему косинусов сотрупо крайней мере вот до этого момента ядумаю уже все можно стереть и бы тамничего кроме двух теорему косинусов и 2теорема пифагора нет получили вот такоеутроагенство а теперь смотрим что такое севказ е вот у нас прямоугольныйтреугольник се.ф. да тогдас.ф. деленное нас.е. это у нас котят деленный нагипотенузу причем прилежащий катет куглу альфа значит это косинус альфа тоесть тогда у нас получается что косинусгамма ну и аналогично для другихсоотношений там кое-где синус кое-гдекосинус значит получается косинус альфаумножить на косинус бетаплюс синус альфана синус тетта и косинус c по-прежнемуникуда не делся ну вот у насзамечательно и равенство где длиныотрезков отсутствуют остались толькоизвестные углы альфа-бета гамма инеизвестный угол c значно отсюда найдемкосинус цену а зная косинус c можнонайти самуто есть формулу принято писать находякосинус c выражая отсюда косинус cмы получаем следующую вещь что косинусцвета есть дробь в знаменателе понятночто стоит множитель который передкосинусом c то есть произведение синусаальфа на синус бетаа в числителе стоит косинус гамма минуспроизведение косинусов вотот в общем виде но еще раз повторяю чтогораздо лучше помнить как он получаетсярезультат этот имеет свое наименованиеэто называется первая теорема косинусовдля трех гранова углаее предназначение находить двугранныеуглы если известной плоские вот таквопрос и потому сейчас мы сделаемперерывчик еще одинну собственно говоря вы должны пониматьчто это вот некая технологиякоторые нужно просто овладеть вконкретных задачах связанных смногогранниками иногда это нужно ничегоуж не поделаешь поэтому надо знать какэто получается прежде чем мы сделаемперерыв я хочу дать вам маленькоеупражнение но лучше конечно это всеназвать задачей 2 которую я решать нехочу потому что когда вы начнете над нейдумать если захотите вы сами поймётепочему я не хочу ее решать задачи 2сформулирована будет стандартныхобозначениях нужно доказать следующееравенство что косинус cесть минус косинус а умножить на косинусb плюс синуса на синус b и умножить на косинус гаммаэто называювторая теорема косинусов для трехгранова углая абсолютно не настаиваю на том чтобы выпрямо уж обязательно это делали ну комуинтересно попробуйте это получить сейчасна моих часах 2000 соответственно черездесять минут в 2010 я вас жду намаленькую получасовую заключительнуючасть нашего с вами занятия перерыв ну янадеюсьчто вот эту задачку вы записали она ещераз повторяя не обязательно и комухочется решайте кому не хочется комускучно можете не решать единственное чтоя могу сказать что ни один нормальныйчеловек эти формулы не запоминает потомучто их проще вывести чем запомнится воти вам советую делать то же самоеперегружать свою память лишнимисведениями это не нужно и дело потомучто доказательства вот этих вот первые 2теорему косинусовони не такие уж сложные до чтобы их несуметь воспроизвести главное идеюпомнить устроить парочку прямоугольныхтреугольников да и не прямоугольныетреугольники из прямоугольныхубрать все отрезки заменив их на углыжизни прямоугольных как раз эти отрезкинаписать с помощью теоремы куси все нунаверное ни для кого не будетудивительным что кроме теоремы косинусовдля трех гранова угла существует теоремасинусов для трех гранова угла вот она-токак раз запоминается крайне легкодавайтезадача 3стандартных обозначенияхэто и есть теорема синусов для трехгранова угла вот она-то как1 запоминается легко правда отношениесинуса плоского угла к синусусоответствующего ему двугранного углапостоянно неприятность в геометрическомдоказательства я вам сегодня привожугеометрически доказательство но они мнепросто больше нравятся потому что можновсе сделать векторами но там уж совсемтехнологии технология здесь мы все-такинемножко чего-то строим достраиваемдодумываем дальше уже считаем авекторами там и думать-то не надо в чемнеприятность геометрическогодоказательство этой теоремылет в том что тоже куч случаев и связаноэто все с тем какие углы тупые какиеуглы острые и нужно просто тупоперебрать эти случаи убедиться что всенормально разумеется я сейчас покажу нутолько один и случаев до скажем что мыэто 2 конструкция для выбранного углаизвините для 3 грамма 1 было придоказательстве первые теоремы косинусова сейчас мы сделаем вот чтовот у нас трехгранный угол стандартнойas a b c мы возьмем какую-нибудь точку мна лучес а и проектируемые на плоскость3 грани sbc понятно что проекциясовершенно необязательно устроено таккак у меня правдаосновании вот этой высоты может быть гдеугодно и поэтому нужно рассматриватькучу случаев они рассматриваютсяаналогично я напишу так рассмотримслучай изображенные на рисунке остальныеаналогичноно это еще не вся конструкция то есть мыопустили перпендикуляр да ну назвалиосновании скажем буквы hа теперь из точки аж мы еще опустимперпендикуляр и на ребраназовем их h&m и hkа дальшеотсоединить мсн имскну соответственно у нас что получаетсямы просто sm обозначим как нибудь нудопустимах да обозначили с.м.а давайте выразим em h двумя способамипросто вот из нашего рисункаединственное что надо нарисовать где унас тут чего при ребрес.б. вот здесь конечно же тожеперпендикуляр по теореме о трехперпендикулярахи здесь перпендикуляр по теореме о трехперпендикулярах и получилось кучупрямоугольных треугольников из которыхнам надо все по выражать вот это у наслинейный угол при ребре с.б.это угол b вот там угол c соответственнонапротив sc у нас лежит гоман на противsbлежит бета ну и напротив с а лежит альфавот наше стандартное обозначениесоответственно мы двумя способами изпрямоугольных треугольниковначнем это все дело выражать изтреугольников mh м.и.msn мы двумя способами выразим м.н. часmn сейчас я сейчас м м здесь им м здесь как как лучше поступить щасодну секунду давайте моим аж найдем вотзначит mh это что такое т м н умножитьна синус угла b двугранногоа м н с другой стороны из второготреугольника это sm синус гаммаирис треугольников и машкавсе они прямоугольные поэтому тут нетникаких проблем и мск давайте опять mhвыразим аналогично получается что этаямка синус c сразу можно описатьа м к находим из второго треугольникада значит itsm синус бетасинус c большого ну приравнивая изравенств 1 и 2[музыка]получается что синус гамма нудействительно дайте вот их сравним до mhприравниваем sm тогда сокращается значитмы получаем что синус гамма на синусугла b равен синусу бета на синус угла cну следовательно теперь осталосьподелить и мы получаем вот это равенствопоследняясинус бета поделить на синус b равносинус гамма поделить на синус cаналогично получается 2 родствав общем вам надозапомнить две стандартные конструкции дакогда мы проводим линейные строимлинейный угол двугранного угла при ребреи когда мы проектируем точку на ребре напротивоположную граньа проекцию на оставшиеся два ребра вэтом случае кстати говоря для теоремысинусовкуда бы . аж не попадала все время тампоявляются прямоугольные треугольникиединственное что там может случиться чтокакие-то углы смежные с альфа бы этагамма ну соответственно их синусы синус180 градусов минус любой угол это синусвот этого самого угла поэтому довольнопонятно что куда бы чего-то мне попалавот это вот основания высотыкогда углы меняются на смежные синусы ихне меняются и поэтому ясно что остальныеслучаи рассматриваются действительноаналогично все что там может изменитьсяэто угол заменяется на смежной а синус исмежных углов равны вот такая такая вотштука здесь я надеюсь гораздо более всепрозрачно чем предыдущем случаено я на всеи случай сделаю паузу друг есть какие товопросыну я очень рад что все понятно выглавное запомните вот и вот эти двеконструкции эти две конструкции убиваютлюбой трехгранный угол все можнопосчитать теперь дайтевот у нас с вами осталось минут нам 20примерно 15 на самом деле давайтеотвлечемся вот от этой технологии тоесть я вот должен научить был васрасчету трехгранный hugluсовокупность этих вот 3 задач позволяетчто называется рассчитать любойтрехгранный угол то есть по плоскимуглам найти двугранные решить обратнуюзадачу и так далее так далее еще разповторяю что лучше всего в каждомконкретном случае действоватьзаново не перегружая свою память лишнимиформы усвоите принцип и тогда вам будетлегкочто меня теперь предложение такойдавайте мы отвлечёмся от этой технологиипотому что ну скучновато это понятноесть здесь некоторые интересные идеиесли вы помните значит когда мыпоследний раз встречались я вампоказывал забавную задачку когдатрехгранный угол над был нарисовать накубе все помнят наверное даэту красивую задачу или я неоказывал мне кажется что показывалбудьте добры напомнитедо показывал назадочень люстрируют очень хорошую идеюглобально что в пространстве ничего недолжно висетькогда мы просто рисуем трехгранный уголтасс ну вот в этих конструкциях ужепонятно что она пространство но когда мыпросто нарисовали три луча выходящие изодной вершинычто это такоетрехгранный угол или просто три прямыена плоскости по картинке так как она поопределению плоская мы рисуем на бумагеили на доске так как она плоская то мыне можем понять о чем идет речь поэтомузачастую очень важно связыватьтрехгранный угол в каким смногогранником пример такой задачи яприводил ну давайте мы теперь немножковсе-такиотвлечемся в том смысле что мы решаемтакие более или менее качественныезадачи вот не вычислительные акачественно например сейчас появятсячетырёхгранных и что мы все углы считаемвыпуклыми я напоминаю поэтому отдельнооговаривается что он выпуклый я не будулет у нас задача получается номер четыреесли я не сбился в нумерациинадо чуть-чуть уже ослабить давление намозгиже не на мозги а вот перегруженностьэтой технической работой у нас сегоднябыло очень много технической работыпоэтому в конце давайте чего-нибудьтакое более менее качественно воткачественная задача когда не надо ничегосчитать надо только сообразитьдоказать что любой четырехгранный уголна имеется ввиду выпуклый можно пересечьплоскостьючто в сечении получится параллелограммочень забавный результат согласитесьугол ты любой имеет цвету 4 грамма и вотвсе равно можно получить параллелограммтак что в сечении получитсяпараллелограмм ну по крайне мере хотьодну задачу под конец сделаем котораятребует немножко небольших раздумий обтак сказалкак всегда даю вам время поразмыслить ипорисуйтетут конечно над ним немножко немножечкодогадатьсяда себя нам на тоже картинку нарисуюточки abcdэто просто для того чтобы обозначитьлучи то есть ребра четырехгранная углано это я точно не показывал я в этомувереня думаю что вы быстро догадаетесьпоэтому пока я сейчас на всякий случайследующую задачку подберушел на всякий случай если времяостанется еще одну неплохую задачутолько не пугайтесь тут ничего сложногонет правдапри условии что вы не забыли то что ярассказывал вам довольно давно всякиетеоремыплоскостях пространственемножечко подсказанэту задачу можно было давать многораньше чем мы стали изучать многогранныеуглы объяснить что такое четырехгранныйугол простоно у нас как-то вот не хватило временина эту задачу она на самом деледостаточно симпатичнонет не обязательно помнить что означаетэтот значок квантов любой четырехгранныйугол ну правда выпуклый мы договорилисьчто мы не выпуклые не рассматривать ну араз произвольный то с чего вдругдвугранные углы одинаковые между собойизя неодинаковы между собой то проблемникаких конечно это я вас понимаю болеетого если они будут одинаковы междусобой то там вообще квадрат можетполучитьжду гранные углы произвольная совершенноно еще минутку вам даю дальшеподсказываю я думаю мы вместе и и добьеми будем потихонечку заканчивать там чтонас с вами осталось шесть минут когданеобходимо доказать частью денег япосмотрю на свой чертеж значит бдд нетну дело в том что точки я же сказал чтоabcd они вообще непонятно где находитсяи нужны только для того чтобы обозначитьребра этого самого 4 гранова угла к каквы докажете это эти точки вообщепроизвольно там расположена выпуская онив одной плоскости упускайно дело в том что эти плоскости то могутбытьну грубо говоря давайте выберемплоскость горизонталь да вот назовемнекую плоскость горизонтальной то тогдаплоскость abcdможет быть под каким угодно практическиуглом горизонт острым углом к этой самойгоризонтальной плоскости еще всегдапараллелограмм будет получаться но я вэтом сильно сомневаюсь и вы я думаю тожепонятно что эту плоскость можно шевелитьда и шевеление но этот параллелограмм испортну 5 минут осталось подсказывал давайтесделаем вот что выпуклого 4 грантовогоугла есть противоположные грани чтозначит противоположно это значит оникроме вершины с больше не имеют общихточек таких пар противоположных гранейровно 2 2 пары плоскости этих гранейпересекаются по прямой это у нас с вамиаксиома пересечение плоскостей извинитеведь и куда мы забрались до в самоеначало раз у нас но смотрите скажемплоскость а sb и противоположное естьплоскость csd а они имеют общуюони разные и имеют общую точку значитони пересекаются по прямой ну и как намизвестна эта прямаякак устроена она проходит через этуточку и дайте мы рассмотрим я уберу покаточку с вот пусть у меня вот эта прямаяа скажем есть линия пересеченияа это пересечение плоскостей так сейчаснеудачно ставлю точку линия пересечениеплоскостейа с b и csd теперь давайте возьмем и устроимприму б которые являются линиипересечения двух других противоположныхс костей что такое прямая b обоснованиетакое же до плоскости не совпадают иимеют общую точкупересекаются по прямой проходящей черезэту точку по xiaomi прямой плоскостьпересечение плоскостей простите меня этоу нас пересечениеа сцы какая там у нас ещё осталосьплоскостьсейчас а сцбsdа теперь так как эти прямые пересекаютсяи совершенно очевидно что они неявляются одной и той же прямой неявляются параллельными в противномслучае четырехгранный угол вы рождалсябыждет у нас пересекающиеся прямые и тогдамы опять возвращаемся к простейшимследствием язык seem а именно мы можемпровести плоскость альфа альфапроводим через а и b это одно из иследствия из аксиомчто через пересекающиеся прямые можнопровести единственную плоскость вода наплоскостиа теперь я думаю все понятно нечто дальше-то над сделатьзабыли похож забыли знаете если у васчто-то вот забывается старого нужно кэтому старому время от временивозвращаться и повторять потому что всетаки стереометрии устроено так что однонанизывается на другоену давайте вспомним теорему о том какдве параллельные плоскости пересекаюттретью плоскость вы это помните как двепараллельные плоскости пересекают третьюплоскости я с что по прямым по какимпрямым по параллель надеюсь что в этутеорему теперь вспомнили эта теоремалинии пересечения двух параллельныхплоскостей 3 плоскостью мы пользовалисьтам сто тысяч раз когда сечение встроилии так далее так далее то есть я не знаюкак это можно было забытьдальше что делаю давайте построимплоскость которая будет параллельнаплоскости альфа ну как то сотворитьвзять какую-нибудь точку м скажем до напрямойдопустим с а тогда я правохожу параллельна прямой а через m исейчас а это у нас чтовсб извините знач параллельна прямой бнадо проводитьтак дальше яснонам нужно плоскость которая параллельнаплоскости альфа и пересекает нашчетырехгранный ну вот мы строимпараллельна прямой бсоответственно здесь какая-то тампоявляется новая .дальше в противоположной гранитоже параллельна прямой бы точнее говорятак дальше нужно построить параллельнапрямой а вот здесь единственное что вотглавное не спутается так и восставшихтогда в этой снова параллельно а здесьснова параллельным бы вот получился мкмя утверждаю что это параллелограммпочему потому что линии пи вот плоскостьэтого параллелограмма но мы еще не знаемчто это параллелограмм а вот этаплоскость и мклта которая является сечением построенномчерез точку м параллельно alpha начнётплоскости альфа и вот эта новаяплоскость сечения они параллельны как ихпересекает плоскость ну скажем вот иособы и противоположная по параллельнымпрямым да эти прямым логично параллельнычто это означает это означает что мыполучили параллелограмм ну вроде всепонятно или непонятномы используем теорему о том что двепараллельные плоскости пересекают третьюпо параллельным прямым вот и всёсоответственно у нас противоположныестороны получившуюся четырехугольникапараллельны значит это параллелограмм поопределению чем таких параллелограммовбесконечно много сами понимаете да мыможем эту точку м двигать получу из акак угодно и для каждой новой точки мыснова будем получать параллелограмм нувсе дорогие друзья на этом сегодня нашезанятие завершено я чуть-чутьостаюсь как обычно вдруг у вас естькакие то вопросы пока вы думаете янапоминаю что есть домашнее заданиекоторые неплохо бы решить кроме тогонапоминаю что на нашем сайте вы в любоймомент можете посмотреть полную записьэтого занятия если что-то вы тамнедопоняли то можно попытатьсяразобраться посмотрев соответствующийкусоктак ну все пишут что ясно-понятно не вотто что онон взорвался это плохо знаешь надоотдохнуть после этого хорошо ну что жедо следующего раза встретимся ровночерез неделю спасибо что пришли досвиданияцентр онлайн-обучения foxxhard курсы повсем предметамподготовка на разных уровнях лучшиепреподавателиинтерактивный учебник обучение онлайн[музыка]поступай foxmartначни обучение бесплатно[музыка]
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.