Особенности обществоведческого образования на современном этапе
Оценка 5

Особенности обществоведческого образования на современном этапе

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Особенности обществоведческого образования  на современном этапе

Термин «методика» произошел из древнегреческого языка, что означает «способ познания», «путь исследования».

Метод – это способ достижения поставленной цели или решение определенной задачи.

Методика преподавания обществознания представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием процесса обучения обществоведческим дисциплинам с целью улучшения его качества и повышения эффективности.

Определим основные функции методики преподавание обществознания:

  • совершенствование процесса обучения;
  • совершенствование организации процесса обучения и выявление основных факторов, которые влияют на процесс обучения;
  • ответить на вопросы: «зачем учить?», «чему учить?», «как учить?».

Предмет методики преподавания обществознания – это педагогический процесс обучения, в ходе которого учитель преподает общественные дисциплины, а ученики их изучают.

Объект изучения методики преподавания обществознания –содержание, организация, формы и методы обучения.

Перечислим основные факторы обучения:

  • цели, которые определяет государство и общество;
  • содержание и структура обществоведческого образования, которые закреплены в стандартах, программах и учебниках;
  • научно-методическая организация образовательного процесса, а именно: формы, методы, приемы и средства преподавания и изучения;
  • познавательные возможности учащихся;
  • результаты обучения.

Методика преподавания обществознания решает следующие задачи:

  • конкретизирует цели предмета в зависимости от класса, где осуществляется обучение, темы урока;
  • осуществляет отбор содержания на основании целей и познавательных возможностей учащихся;
  • определяет наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения;
  • моделирует оптимальные способы и формы организации учебного процесса с учетом содержания и познавательных возможностей учащихся;
  • устанавливает межпредметные и внутрикурсовые связи для реализации цели обществознания и предупреждения дублирования образовательного содержания;
  • разрабатывает критерии, по которым производится оценка результатов обучения;
  • осуществляет программирование и предъявление результатов обучения;
  • ориентирует процесс обучения на обеспечение самоопределения личности;
  • ищет пути для создания условий для самореализации личности.

Начальные обществоведческие знания и представления ученики получают еще в курсе начальной и средней школы при изучении таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Музыка», «Литературное чтение», «Трудовое обучение».

Знакомя учащихся с системой общественных отношений (экономических, социальных, политических, национальных, культурно-мировоззренческих и духовно-нравственных), учебный предмет «Обществознание» создает предпосылки для самоопределения личности в профессиональной сфере. Это обусловлено тем, что при изучении данного предмета учащиеся получают знания обо всех сферах жизни общества, у них формируется представление о тех возможностях, которые существуют в тех или иных областях и видах деятельности человека. Самореализация личности не возможна без обладания этими знаниями так же, как она невозможна без самопознания и без оценки своих личных качеств.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» необходимо обеспечить обучающимся реализацию их права на свободный выбор мнений и убеждений. Данное требование закона делает необходимым создание условий такой свободы, используя средства учебного предмета «Обществознание». Условия для свободы выбора мнений и убеждений основывается на формировании у обучающихся представления о существовании множества подходов к решению проблем в обществе, о сложности этих решений; на развитии способности обучающихся критически мыслить, которая формируется посредством изучения в курсе обществознания различных точек зрения на данные проблемы.

Получение обществоведческого образования – это необходимое условие выполнения закона «Об образовании» о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. При решении данной задачи необходимо принимать во внимание политический, правовой, экономический и нравственно-политический компонент. Данная задача, помимо взаимодействия гражданина и государства, включает также всевозможные варианты отношений в гражданском обществе. Эти отношения в полной мере включены в содержание обществоведческого образования.

В ходе проведения учебных занятий задача педагога не только организовать процесс овладения обучающимися знаниями и способами деятельности, но и сформировать активную, мыслящую личность, способную действовать самостоятельно, реализующую свой творческий потенциал и стремящуюся к преобразованию себя и окружающего их мира.

Постоянное обновление курса обществоведения обусловлено теми процессами, которые происходят в постоянно развивающемся обществе, а также в общественных науках. Задачей методики преподавания обществоведения является оптимальный подбор содержания курса, определение методических путей его изучения, как в классе, так и за его пределами (во внеурочное время и во время внешкольных занятий).

При подготовке к занятию обществоведческого цикла учитель должен исходить из таких принципов, как научность, доступность, единство обучающего, развивающего и воспитывающего характера учебного материала, единство теории и практики, целесообразность, актуальность, значимость, последовательность и систематичность, положительное ориентирование материала, стимулирование сознательности и активности обучающихся, интегрированность.

Рассмотрим сущность и значение данных принципов.

Принцип научности – соответствие преподаваемого учебного материала современному уровню развития и достижений науки. Данный принцип подразумевает использование в организации учебной деятельности проблемного содержания.

Принцип доступности – изложение материала педагогом в форме, доступной для понимания обучаемым, учитывая их физические, психологические и интеллектуальные возможности.

Принцип единства обучающего, развивающего и воспитывающего характера учебного материала предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося.

Принцип единства теории и практики предусматривает применение знаний, полученных учащимися на уроках, за пределами класса, в реальной жизни.

Принцип целесообразности рассматривает количество и качество учебного материала, ровно такое, которое необходимо ученикам для усвоения на данном этапе, исключение из учебного содержания лишней информации.

Принцип актуальности предполагает использование на уроках материалов, которые связаны с недавними или текущими событиями в городе, стране или в мире, что позволяет вовлечь учеников в осмысление этих событий.

Принцип значимости – важность или актуальность того или иного учебного материала для конкретного класса или группы учащихся. Уровень значимости учебного материала может быть обусловлен различными причинами, в зависимости от особенностей данного класса или группы, текущих событий и т.д.

Принцип последовательности и систематичности предусматривает определенный порядок подачи учебного материала от урока к уроку на протяжении всего периода обучения, а также сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения.

Принцип положительного ориентирования требует от педагога такого подбора учебного материала, который бы одновременно решал задачи патриотического, гражданского и нравственного воспитания.

Принцип стимулирования сознательности и активности предполагает подбор учебного материала для занятий таким образом, чтобы учащиеся помимо его запоминания осознанно применяли полученные знания на практике, проявляли интерес к знаниям в данной области и самостоятельно искали ответ на возникшие вопросы.

Принцип интегрированности обеспечивает межпредметные и внутрикурсовые связи и исключает дублирование изучаемого материала.

Обществоведческое образование имеет длительную историю становления. В процессе этого становления одни учебные предметы, основанные на определенных аспектах общественных отношений, сменялись другими учебными дисциплинами, которые возникали под влиянием изменений, происходящих в обществе. Современное «Обществознание», как предмет, существует более двадцати лет.

Существенный опыт в области обществоведческого образования накоплен и отечественной школой. В истории развития отечественного обществознания можно выделить следующие периоды:

  • 1-й этап (1917 – 1918гг. – середина 1930гг.);
  • 2-й этап (середина 1930-х гг.– начало 1960-хгг.);
  • 3-й этап (середина 1960-х гг. –конец 1980-х гг.);
  • 4-й этап (конец 1980-х гг. – по настоящее время).

Школьное обществоведение до середины 80-х гг. прошлого столетия было полностью подконтрольно партии и полностью зависело от партийных установок. Само содержание предмета имело выраженную идеологическую направленность, основывалось на классовом подходе при оценке явлений, происходивших в обществе, и формировалось на основе теории марксизма-ленинизма и политики партии.

Изменения, произошедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг., привели к перестройке обществоведческого образования. Это было связано с изменениями, происходившими в общественной жизни, в законодательстве страны, новой оценкой исторических событий, появлением новой методологии базовых наук, германизацией обществоведческого образования, переходом на концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования.

В 1989 г. был объявлен конкурс на разработку новых программ. Предполагалось, что они будут рассчитаны на четыре года обучения и основаны на интеграционном подходе в обучении. Варианты этих программ были опубликованы в 1991 г.

После принятия Конституции РФ в 1993г. в общественных науках произошли значительные изменения. Это было обусловлено переходом страны к рыночной экономике, провозглашением свободы экономической деятельности и равных прав у разных форм собственности, а также переходом общества к демократическому устройству, участием гражданского населения в политической жизни страны и формирование новых социально-культурных ценностей.

Под влиянием произошедших общественных изменений произошли изменения и в политике образования государства. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определил суть нового обществоведческого образования и обозначил подходы к реализации образования в области обществознания. Принятие этого закона сделало возможным структурное и содержательное преобразование курса по обществознанию. Под руководством Л.Н. Боголюбова в лаборатории обществоведческого образования Института содержания и методов образования Российской академии образования была реализована новая концепция обществоведческого образования. Педагоги и ученые лаборатории в 2008 году разработали ряд учебно-методических комплексов для учащихся основной и старшей школ. Новые, подкрепленные практикой идеи легли в основу новых учебных пособий, были подготовлены хрестоматийные издания, сборники заданий и методические руководства для учителей. При их создании учитывались новые реалии в новой современной стране, и основной упор делался на достижение оптимального баланса между овладением школьниками научными знаниями и развитием их творческих способностей в процессе воспитания. Был разработан ряд учебных комплексов для обучения в основной и средней школах. Подготовленные рядом авторских коллективов комплекты учебников вошли в Федеральный перечень учебников, который включает большой перечень изданий. Здесь следует отметить учебные комплекты, изданные под редакцией Л.Н. Боголюбова, Г.А. Бордовского, а так же таких авторов, как А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Марьянова и ряда других. Представленные учебные издания успешно прошли проверку Российской академии образования и Российской академии наук и были рекомендованы для использования в образовательном процессе в школьных учреждениях образования. За несколько последних лет около миллиона российских выпускников при сдаче единого государственного экзамена выбрали обществоведение как предмет по выбору.

С точки зрения современной школы обществознанию можно дать следующее определение:

Обществознание – это учебная дисциплина, фундаментальными основами которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь человека.

Школьники должны быть готовы к различным условиям общественной жизни, быть способными решать практические задачи, которые непременно возникнут в процессе их деятельности. Обществознание в данном контексте играть роль связующего звена между достижениями различных наук и практической деятельностью человека в обществе. Современное обществознание имеет явную гуманистическую направленность. Центральной фигурой школьного курса обществознания является человек в его сложном и всестороннем взаимодействии с окружающим миром и обществом.

В качестве основных целей преподавания школьного курса обществознания можно выделить следующие:

  • формирование у учащихся способности усваивать новую информацию на основе образовательной социально-коммуникативной компетентности;
  • создание условий для успешной социализации подростков;
  • приобщение учащихся к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества.

Основы государственного устройства, закрепленные в Конституции РФ, находят прямое отражение в основных целях преподавания обществознания. Помимо этого данные цели соответствует как потребностям общества и интересам самих подростков, так и системе современного образования в целом. Для достижения поставленных целей необходимо использовать системно-деятельный подход на основе активного включения школьников в жизнь общества; способствовать осознанию школьниками своего внутреннего мира, собственной индивидуальности наряду с принятием установившихся правовых, культурных и моральных принципов; формировать у учеников правосознание, умение строить отношения в семье, устанавливать социальное взаимодействие, в основе которого лежит сотрудничество и понимание экономических отношений; формировать активную гражданскую позицию в политической сфере и умение осмысливать события, происходящие в современном глобальном мире. Все эти требования учтены в содержательной части учебного курса по обществознанию.

Общая задача преподавания курса «Обществознание» в рамках школьной программы – это создание оптимальных условий для развития свободной и мыслящей личности, способной к осмыслению информации и осознанию собственной ответственности за совершаемые поступки. Данная задача непосредственно связана с рядом целевых установок:

  • социализация, т.е. подготовка личности к жизни в обществе;
  • патриотизм, т.е. воспитание посредством осознания личностью сопричастности к судьбе своей родной страны;
  • самостоятельность, т.е. воспитание личности, мотивированной на процесс познания, творческого самовыражения, обучения и самообучения на протяжении всей жизни;
  • коммуникация, т.е. достижение социально значимого результата посредством взаимодействия и в сотрудничестве с другими людьми;
  • уважение, т.е. способность осознавать и принимать ценности, присущие различным социальным, конфессиональным, мировоззренческим и культурным группам, и умение принимать собственное решение при выборе той или иной позиции в возникающих мировоззренческих вопросах;
  • конструктивность, т.е. умение находить и предлагать собственные пути решения различных общественных проблем, отказ от нигилистического мировоззрения.

Формирование перечисленных целевых установок невозможно без существования следующих ценностных ориентиров:

  1. Гуманизм – признание жизни человека с присущими ему нуждами и потребностями как высочайшей ценности.
  2. Здоровье, как необходимый для полноценного развития личности комплекс физических и психических условий.
  3. Гражданская ответственность, которая выражается в способности признавать ценности демократии, правового государства и гражданского общества, а также в активности гражданской позиции, которая подразумевает отказ от поведения социального иждивенчества и инфантилизма и проявляется в умении осваивать новые социальные роли в обществе.
  4. Консолидация нации, которая реализуется посредством соблюдения принципов социальной справедливости и при противодействии любым проявлениям сепаратизма и экстремизма.
  5. Толерантность, как принятие естественной разнородности людей, способность понимать и принимать особенности других культур, и умение выстраивать конструктивные, основанные на общечеловеческих ценностях, отношения с их представителями.
  6. Информированность, которая дает возможность объективно воспринимать информацию, поступающую из разных источников, развивает умение отличать главное от второстепенного и проводить сравнительный анализ информации, что позволяет противостоять манипулированию сознанием человека и информационному давлению на него.
  7. Независимость, которая подразумевает стремление к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности, а также к внешнему государственному суверенитету.
  8. Легитимность власти, которая являясь основой взаимодействия между институтами управления и рядовыми гражданами, обеспечивает стабильность в обществе и способна к видению мирных способов отстаивания своих интересов.
  9. Открытость, которая подразумевает доступность информации о принимаемых решениях, прозрачность существующих правил и механизмов принятия этих решений.

Для реализации данных целевых установок и ценностных ориентиров первостепенное значение имеют такие понятия как демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение властей, парламентаризм, частная собственность и ряд других.

Выделение описанных выше целевых установок и ценностных ориентиров условно, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом и формируют общий контекст.

На основе заявленной цели, описанных целевых установок и ценностных ориентиров задачи преподавания курса обществознания можно сформулировать следующим образом:

  • установить закономерности развития общества и общественной жизни;
  • утвердить уникальность и ценность каждого человека с его неповторимым внутренним миром;
  • выявить связь личностной и общественной составляющей в человеке;
  • определить влияние политических процессов на повседневную жизнь человека;
  • ознакомить учащихся с существующими системами правовых отношений в обществе (отечественными и зарубежными);
  • сформировать демократическую систему ценностей подрастающего поколения;
  • создать условия для раскрытия творческих способностей личности;
  • способствовать развитию аналитического мышления и развивать умение делать осознанный выбор;
  • моделировать практически значимые и актуальные для учащихся ситуации, разрешая которые они смогут определить свою позицию в подобной ситуации в реальной жизни;
  • сформировать у учащихся активное отношение к жизни и окружающему их миру;
  • развивать у учащихся нестандартное мышление, креативность и творческие способности;
  • сформировать у учащихся понимание ценности образования в современном мире и способствовать их стремлению к самообразованию;
  • обеспечить общественную стабильность и преемственность социальных устоев посредством передачи социальных ценностей;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет следующие цели обществоведческого образования:

  • способствовать формированию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности и приверженности ценностям, которые закреплены в Конституции РФ;
  • способствовать воспитанию и социализации учащихся, их самоопределению посредством как личностно, так и общественно значимой деятельности, социальному и гражданскому становлению личности;
  • способствовать развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных наук; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об обществе в соответствии с современными знаниям о нем, доступных для понимания школьникам младшего и среднего школьного возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах деятельности человека и социальных институтах, которые необходимы им для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей, о формах регулирования общественных отношений;
  • способствовать овладению учащимися умением работать с информацией, получаемой из разных источников, критически ее оценивать, анализировать и систематизировать; освоению способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, которые необходимы для полноценного участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • способствовать приобретению учащимися опыта по применению полученных знаний и умений для определения своей позиции в общественной жизни, для решения задач в области социальных отношений; для выполнения гражданской и общественной деятельности; развития межличностных отношений, в том числе между представителями разных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков окружающих людей с нравственными ценностями и установленными законом нормами поведения, для содействия защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

В отличие от курса истории и с ее принципом хронологии, в школьном курсе по обществознанию не существует данного принципа, который мог бы продиктовать всю последовательность построения учебного курса. Образовательных и воспитательных целей по «Обществознанию» можно достичь, используя разнообразные модели построения учебного курса для основной и старшей школы.

Изучение курса по обществознанию учащимися старшей школы в каждом классе должно опираться на знания, уже имеющиеся по смежным дисциплинам, в первую очередь по истории. Изучение смежных дисциплин может происходить синхронно с изучением обществознания или опережать его. Межпредметные связи способствуют включению в образовательный процесс исторических факторов, литературных образов и уже сформулированных в процессе изучения других дисциплин, обобщений.

В тоже время изучение обществоведческих дисциплин оказывает положительное влияние на процесс освоения учащимися других учебных предметов. При изучении смежных дисциплин учащиеся используют полученные в курсе обществознания знания и представления о человеке и окружающем его мире, способах познания и изменения существующей действительности. Все это способствует формированию универсальных учебных действий.

К середине первого десятилетия XXI в. завершилось формирование структуры школьного обществоведческого образования и выстраивание содержания нового интегративного курса «Обществознание», реализующего принципы научности и системности, личностно-ориентированного образования, направленности учащихся на самостоятельное гражданское действие. Но обществоведческое образование должно находиться в процессе постоянного развития, направленного на повышение его роли в социальной адаптации учащихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем. Это обусловлено изменениями, происходящими в российском обществе, актуальными задачами развития России, процессами глобализации и изменением международного положения России; стремительной трансформацией информационной среды; развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии; изменениями в системе образования (структурными, содержательными, технологическими); накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результатами его анализа.

Содержание образования в школе XXI в., таким образом, зависит от прогнозируемых изменений, отражающих процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Обращение к исследованиям этого процесса позволяет фиксировать внимание на ряде факторов, которые нельзя не учитывать при разработке содержания образования в среднесрочной перспективе.

Все эти изменения делают необходимой модернизацию обществоведческого образования. Рассмотрим факторы, обусловившие необходимость модернизации школьного обществоведческого образования:

  • коренные перемены в российском обществе, произошедшие в период после 2000 г.;
  • актуальные задачи развития России, поставленные политическим руководством страны на период до 2020 г.;
  • процессы глобализации и изменение международного положения России;
  • стремительная трансформация информационной среды;
  • новый этап развития базовых общественных наук;
  • изменения в системе образования (структурные, содержательные, технологические);
  • накопление опыта преподавания школьного обществоведческого курса и результаты его анализа.

На сегодняшнем этапе модернизация системы школьного обществоведческого образования связана с процессом ее стабилизации. Содержания и структуры школьного обществоведческого образования развивается в следующих направлениях:

  • непрерывность обществоведческого образования: в учебном плане как основной (5-9 кл.), так и старшей (10-11 кл.) школы должен быть представлен курс обществознания;
  • поэтапное расширение и углубление рассматриваемой в курсе проблематики с учетом возрастных особенностей учащихся и изменения их социального статуса;
  • полнота освещения важнейших аспектов жизни человека и общества, типичных видов человеческой деятельности;
  • сочетание теоретических знаний с конкретным материалом о современном, прежде всего, российском обществе;
  • ориентация на систему национальных и общечеловеческих ценностей;
  • единство научности и практической направленности содержания курса;
  • сочетание различных методологических подходов и отражение разных взглядов на развитие общества, существующие в социально-гуманитарном познании;
  • представление актуальных проблем развития российского общества через развитие глобальных проблем человечества;
  • раскрытие внутренней и внешней политики РФ.

К особенностям процесса обучения обществознанию на современном этапе можно отнести:

  • завершение перехода на новые образовательные стандарты второго поколения;
  • усовершенствование форм государственной аттестации выпускников общеобразовательных организаций и оценки образовательных достижений учащихся по обществознанию (ЕГЭ, накопительная система: рейтинги, «портфолио» и др.);
  • становление диалогичного учебного пространства, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению опыта критического мышления и межкультурной коммуникации;
  • освоение образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно-образовательной среды (широкое использование интернета, разработка и внедрение новых типов компьютеризированных учебных пособий, применение методов дистанционного обучения и т.д.);
  • использование ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом;
  • использование такого эффективного методического средства, как решение познавательных и практических задач, анализ жизненных ситуаций

Федеральный государственный стандарт определяет модель выпускника школы, что влечет изменения в ценностных ориентациях и цели обществоведческого образования можно сформулировать следующим образом:

  • развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование умения отстаивать свои права, высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм, а главное, желание и умение их применять в рамках правовой системы);
  • формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникациям;
  • формирование толерантности, способности к поиску диалогу с оппонентами, умения достигать содержательные компромиссы при решении конкретных вопросов.

Если обобщить сказанное выше, то новые требования к качеству образования предполагают:

  • умения работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность и участвуя в принятии решений по поводу организации процесса достижения ожидаемого результата;
  • умения работать самостоятельно без постоянного контроля и руководства;
  • умения работать с проблемами и искать пути их решения;
  • умения осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания;
  • умения действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию;
  • способность кооперировать свои усилия с другими членами группы.

Постановка новых целей общего образования предполагает парадигмальные изменения в образовательном процессе. В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. На смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.

Компетентностный подход − это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. Его суть выражается в том, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

Компетентности формируются в процессе обучения, но их сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане − от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет школьник.

Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» (компетентностно-ориентированное образование) стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современной мире (PISA и др.). Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.

Список используемых источников:

  1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с.
  2. Боголюбов Л. Н. О перспективах развития обществоведческого обра-зования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 5. — С. 12—18.
  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. М.; СПб., 2013. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. — М., 1938.
  4. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. Х» 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
  5. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и общество знания в школе. — 2008. — № 7—8. — С. 9—16, 13—20.
  6. Лазебникова А. Ю., Королькова Е. С. Поиски форм стандартизации содержания образования в 1990-е гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 5.
  7. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.
  8. Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Изд-во Центр «Владос», 2002
  9. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
  10. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
13.11.2019