Термин «методика» произошел из древнегреческого языка, что означает «способ познания», «путь исследования».
Метод – это способ достижения поставленной цели или решение определенной задачи.
Методика преподавания обществознания представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием процесса обучения обществоведческим дисциплинам с целью улучшения его качества и повышения эффективности.
Определим основные функции методики преподавание обществознания:
Предмет методики преподавания обществознания – это педагогический процесс обучения, в ходе которого учитель преподает общественные дисциплины, а ученики их изучают.
Объект изучения методики преподавания обществознания –содержание, организация, формы и методы обучения.
Перечислим основные факторы обучения:
Методика преподавания обществознания решает следующие задачи:
Начальные обществоведческие знания и представления ученики получают еще в курсе начальной и средней школы при изучении таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Музыка», «Литературное чтение», «Трудовое обучение».
Знакомя учащихся с системой общественных отношений (экономических, социальных, политических, национальных, культурно-мировоззренческих и духовно-нравственных), учебный предмет «Обществознание» создает предпосылки для самоопределения личности в профессиональной сфере. Это обусловлено тем, что при изучении данного предмета учащиеся получают знания обо всех сферах жизни общества, у них формируется представление о тех возможностях, которые существуют в тех или иных областях и видах деятельности человека. Самореализация личности не возможна без обладания этими знаниями так же, как она невозможна без самопознания и без оценки своих личных качеств.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» необходимо обеспечить обучающимся реализацию их права на свободный выбор мнений и убеждений. Данное требование закона делает необходимым создание условий такой свободы, используя средства учебного предмета «Обществознание». Условия для свободы выбора мнений и убеждений основывается на формировании у обучающихся представления о существовании множества подходов к решению проблем в обществе, о сложности этих решений; на развитии способности обучающихся критически мыслить, которая формируется посредством изучения в курсе обществознания различных точек зрения на данные проблемы.
Получение обществоведческого образования – это необходимое условие выполнения закона «Об образовании» о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. При решении данной задачи необходимо принимать во внимание политический, правовой, экономический и нравственно-политический компонент. Данная задача, помимо взаимодействия гражданина и государства, включает также всевозможные варианты отношений в гражданском обществе. Эти отношения в полной мере включены в содержание обществоведческого образования.
В ходе проведения учебных занятий задача педагога не только организовать процесс овладения обучающимися знаниями и способами деятельности, но и сформировать активную, мыслящую личность, способную действовать самостоятельно, реализующую свой творческий потенциал и стремящуюся к преобразованию себя и окружающего их мира.
Постоянное обновление курса обществоведения обусловлено теми процессами, которые происходят в постоянно развивающемся обществе, а также в общественных науках. Задачей методики преподавания обществоведения является оптимальный подбор содержания курса, определение методических путей его изучения, как в классе, так и за его пределами (во внеурочное время и во время внешкольных занятий).
При подготовке к занятию обществоведческого цикла учитель должен исходить из таких принципов, как научность, доступность, единство обучающего, развивающего и воспитывающего характера учебного материала, единство теории и практики, целесообразность, актуальность, значимость, последовательность и систематичность, положительное ориентирование материала, стимулирование сознательности и активности обучающихся, интегрированность.
Рассмотрим сущность и значение данных принципов.
Принцип научности – соответствие преподаваемого учебного материала современному уровню развития и достижений науки. Данный принцип подразумевает использование в организации учебной деятельности проблемного содержания.
Принцип доступности – изложение материала педагогом в форме, доступной для понимания обучаемым, учитывая их физические, психологические и интеллектуальные возможности.
Принцип единства обучающего, развивающего и воспитывающего характера учебного материала предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося.
Принцип единства теории и практики предусматривает применение знаний, полученных учащимися на уроках, за пределами класса, в реальной жизни.
Принцип целесообразности рассматривает количество и качество учебного материала, ровно такое, которое необходимо ученикам для усвоения на данном этапе, исключение из учебного содержания лишней информации.
Принцип актуальности предполагает использование на уроках материалов, которые связаны с недавними или текущими событиями в городе, стране или в мире, что позволяет вовлечь учеников в осмысление этих событий.
Принцип значимости – важность или актуальность того или иного учебного материала для конкретного класса или группы учащихся. Уровень значимости учебного материала может быть обусловлен различными причинами, в зависимости от особенностей данного класса или группы, текущих событий и т.д.
Принцип последовательности и систематичности предусматривает определенный порядок подачи учебного материала от урока к уроку на протяжении всего периода обучения, а также сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения.
Принцип положительного ориентирования требует от педагога такого подбора учебного материала, который бы одновременно решал задачи патриотического, гражданского и нравственного воспитания.
Принцип стимулирования сознательности и активности предполагает подбор учебного материала для занятий таким образом, чтобы учащиеся помимо его запоминания осознанно применяли полученные знания на практике, проявляли интерес к знаниям в данной области и самостоятельно искали ответ на возникшие вопросы.
Принцип интегрированности обеспечивает межпредметные и внутрикурсовые связи и исключает дублирование изучаемого материала.
Обществоведческое образование имеет длительную историю становления. В процессе этого становления одни учебные предметы, основанные на определенных аспектах общественных отношений, сменялись другими учебными дисциплинами, которые возникали под влиянием изменений, происходящих в обществе. Современное «Обществознание», как предмет, существует более двадцати лет.
Существенный опыт в области обществоведческого образования накоплен и отечественной школой. В истории развития отечественного обществознания можно выделить следующие периоды:
Школьное обществоведение до середины 80-х гг. прошлого столетия было полностью подконтрольно партии и полностью зависело от партийных установок. Само содержание предмета имело выраженную идеологическую направленность, основывалось на классовом подходе при оценке явлений, происходивших в обществе, и формировалось на основе теории марксизма-ленинизма и политики партии.
Изменения, произошедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг., привели к перестройке обществоведческого образования. Это было связано с изменениями, происходившими в общественной жизни, в законодательстве страны, новой оценкой исторических событий, появлением новой методологии базовых наук, германизацией обществоведческого образования, переходом на концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования.
В 1989 г. был объявлен конкурс на разработку новых программ. Предполагалось, что они будут рассчитаны на четыре года обучения и основаны на интеграционном подходе в обучении. Варианты этих программ были опубликованы в 1991 г.
После принятия Конституции РФ в 1993г. в общественных науках произошли значительные изменения. Это было обусловлено переходом страны к рыночной экономике, провозглашением свободы экономической деятельности и равных прав у разных форм собственности, а также переходом общества к демократическому устройству, участием гражданского населения в политической жизни страны и формирование новых социально-культурных ценностей.
Под влиянием произошедших общественных изменений произошли изменения и в политике образования государства. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определил суть нового обществоведческого образования и обозначил подходы к реализации образования в области обществознания. Принятие этого закона сделало возможным структурное и содержательное преобразование курса по обществознанию. Под руководством Л.Н. Боголюбова в лаборатории обществоведческого образования Института содержания и методов образования Российской академии образования была реализована новая концепция обществоведческого образования. Педагоги и ученые лаборатории в 2008 году разработали ряд учебно-методических комплексов для учащихся основной и старшей школ. Новые, подкрепленные практикой идеи легли в основу новых учебных пособий, были подготовлены хрестоматийные издания, сборники заданий и методические руководства для учителей. При их создании учитывались новые реалии в новой современной стране, и основной упор делался на достижение оптимального баланса между овладением школьниками научными знаниями и развитием их творческих способностей в процессе воспитания. Был разработан ряд учебных комплексов для обучения в основной и средней школах. Подготовленные рядом авторских коллективов комплекты учебников вошли в Федеральный перечень учебников, который включает большой перечень изданий. Здесь следует отметить учебные комплекты, изданные под редакцией Л.Н. Боголюбова, Г.А. Бордовского, а так же таких авторов, как А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Марьянова и ряда других. Представленные учебные издания успешно прошли проверку Российской академии образования и Российской академии наук и были рекомендованы для использования в образовательном процессе в школьных учреждениях образования. За несколько последних лет около миллиона российских выпускников при сдаче единого государственного экзамена выбрали обществоведение как предмет по выбору.
С точки зрения современной школы обществознанию можно дать следующее определение:
Обществознание – это учебная дисциплина, фундаментальными основами которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь человека.
Школьники должны быть готовы к различным условиям общественной жизни, быть способными решать практические задачи, которые непременно возникнут в процессе их деятельности. Обществознание в данном контексте играть роль связующего звена между достижениями различных наук и практической деятельностью человека в обществе. Современное обществознание имеет явную гуманистическую направленность. Центральной фигурой школьного курса обществознания является человек в его сложном и всестороннем взаимодействии с окружающим миром и обществом.
В качестве основных целей преподавания школьного курса обществознания можно выделить следующие:
Основы государственного устройства, закрепленные в Конституции РФ, находят прямое отражение в основных целях преподавания обществознания. Помимо этого данные цели соответствует как потребностям общества и интересам самих подростков, так и системе современного образования в целом. Для достижения поставленных целей необходимо использовать системно-деятельный подход на основе активного включения школьников в жизнь общества; способствовать осознанию школьниками своего внутреннего мира, собственной индивидуальности наряду с принятием установившихся правовых, культурных и моральных принципов; формировать у учеников правосознание, умение строить отношения в семье, устанавливать социальное взаимодействие, в основе которого лежит сотрудничество и понимание экономических отношений; формировать активную гражданскую позицию в политической сфере и умение осмысливать события, происходящие в современном глобальном мире. Все эти требования учтены в содержательной части учебного курса по обществознанию.
Общая задача преподавания курса «Обществознание» в рамках школьной программы – это создание оптимальных условий для развития свободной и мыслящей личности, способной к осмыслению информации и осознанию собственной ответственности за совершаемые поступки. Данная задача непосредственно связана с рядом целевых установок:
Формирование перечисленных целевых установок невозможно без существования следующих ценностных ориентиров:
Для реализации данных целевых установок и ценностных ориентиров первостепенное значение имеют такие понятия как демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение властей, парламентаризм, частная собственность и ряд других.
Выделение описанных выше целевых установок и ценностных ориентиров условно, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом и формируют общий контекст.
На основе заявленной цели, описанных целевых установок и ценностных ориентиров задачи преподавания курса обществознания можно сформулировать следующим образом:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет следующие цели обществоведческого образования:
В отличие от курса истории и с ее принципом хронологии, в школьном курсе по обществознанию не существует данного принципа, который мог бы продиктовать всю последовательность построения учебного курса. Образовательных и воспитательных целей по «Обществознанию» можно достичь, используя разнообразные модели построения учебного курса для основной и старшей школы.
Изучение курса по обществознанию учащимися старшей школы в каждом классе должно опираться на знания, уже имеющиеся по смежным дисциплинам, в первую очередь по истории. Изучение смежных дисциплин может происходить синхронно с изучением обществознания или опережать его. Межпредметные связи способствуют включению в образовательный процесс исторических факторов, литературных образов и уже сформулированных в процессе изучения других дисциплин, обобщений.
В тоже время изучение обществоведческих дисциплин оказывает положительное влияние на процесс освоения учащимися других учебных предметов. При изучении смежных дисциплин учащиеся используют полученные в курсе обществознания знания и представления о человеке и окружающем его мире, способах познания и изменения существующей действительности. Все это способствует формированию универсальных учебных действий.
К середине первого десятилетия XXI в. завершилось формирование структуры школьного обществоведческого образования и выстраивание содержания нового интегративного курса «Обществознание», реализующего принципы научности и системности, личностно-ориентированного образования, направленности учащихся на самостоятельное гражданское действие. Но обществоведческое образование должно находиться в процессе постоянного развития, направленного на повышение его роли в социальной адаптации учащихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем. Это обусловлено изменениями, происходящими в российском обществе, актуальными задачами развития России, процессами глобализации и изменением международного положения России; стремительной трансформацией информационной среды; развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии; изменениями в системе образования (структурными, содержательными, технологическими); накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результатами его анализа.
Содержание образования в школе XXI в., таким образом, зависит от прогнозируемых изменений, отражающих процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Обращение к исследованиям этого процесса позволяет фиксировать внимание на ряде факторов, которые нельзя не учитывать при разработке содержания образования в среднесрочной перспективе.
Все эти изменения делают необходимой модернизацию обществоведческого образования. Рассмотрим факторы, обусловившие необходимость модернизации школьного обществоведческого образования:
На сегодняшнем этапе модернизация системы школьного обществоведческого образования связана с процессом ее стабилизации. Содержания и структуры школьного обществоведческого образования развивается в следующих направлениях:
К особенностям процесса обучения обществознанию на современном этапе можно отнести:
Федеральный государственный стандарт определяет модель выпускника школы, что влечет изменения в ценностных ориентациях и цели обществоведческого образования можно сформулировать следующим образом:
Если обобщить сказанное выше, то новые требования к качеству образования предполагают:
Постановка новых целей общего образования предполагает парадигмальные изменения в образовательном процессе. В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. На смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.
Компетентностный подход − это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. Его суть выражается в том, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности».
Компетентности формируются в процессе обучения, но их сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане − от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет школьник.
Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» (компетентностно-ориентированное образование) стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современной мире (PISA и др.). Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.