друзья всем привет мы продолжаем нашразговор о геометрии в рамках проектанаука в регионы на прошлом семинаре мы свами говорили о касательной к окружностии порешали довольно большое количествозадачсегодня мы делаем большой шаг вперед иговорим уже о метрических соотношениях вокружности и построим наш урок подобнотому как было в прошлый раз сначаласформулирует три фундаментальных факта азатем опираясь на них мы с вамипрорешаем довольно большое количествозадачначинаемитак первый факт носит имя теорема окасательный секущей квадрат отрезкакасательной равен произведению всейсекущей на ее внешняя часть по всейсекущие понимается отрезок соединяющийточку из которой секущая проведенаи вторая точка пересечения с окружностьюэтот факт мы с вами уже доказывали впрошлый раз он напрямую следовал изподобие треугольниковa pc и а д б кто не видел пожалуйстапересмотреть второй факт говорит нам отом что произведение секущей на еевнешнюю часть это постоянная величина вчастности на нашей картинке а d умножитьна a c будет равно а f умножить на а ипочему же это так да безумно простодавайте я рядышком незаметно проведукасательную а.б.тогда всему 1 фактаа d умножить на отца равно а b квадратно то же самое можно сказать и про паруа.ф.они а b квадрат равно f умножить на а ину и таким образом часто бывает удобнопользоваться именно этой теоремойтеоремой о постоянстве произведениясекущие на ее внешнюю частьнадеюсь никаких вопросов здесь невозникает ну и наконец третий теоремаэто теорема об отрезках пересекающихсяхорд ей мы также будем сегодняпользоваться поэтому я вам и я сейчасаккуратно напомню пусть есть две хордыab и cd пересекаются эти хорда в точке атогда произведение отрезков на котороехорда делится этой точкой будутсоответственно равны а умножить на bравно а умножить на а да откуда жеберется этот факт но безумно простосоединим от c и d b отрезками мы тогдасовершенно очевидно что треугольник уотца будет подобен треугольнику а б дпросто-напросто по двум углам одинвертикальныйа второй как угол опирающийся на одну иту же дугу например вот этот угол быравен этому ну и таким образом если этоподобие расписать то вот этот результатполучается моментально буквально в одинклик по этому доказательство всех этихутверждений совсем несложные что-то унас уже былаи давайте используя вот эту скромнуюбазу фактов будем решать задачи которыхони будут ключевыми впередпримернородин в равнобедренном треугольнике a bc основания отца равно 4 а боковыестороны а bbc равно 6кроме того проведена биссектриса cd этусамую точку d проведена окружностькоторая касается стороны отца в еесередине я отметил это что m равно 2 ипересекает пересекает отрезочек а.д.в точке ну а нам собственно нужно найтидлину отрезка да и ну что же давайтерешать эту задачу первое начнём мы стого что не имеет непосредственногоотношения к теме нашего сегодняшнегозанятияоднако должно быть вам прекрасноизвестно начнем мы со свойствобиссектрисы вы прекрасно знаете чтобиссектриса делит третью сторону наотрезке пропорциональные боковымсторонам у меня на картиночке получилосьнемного не так но у меня это и не совсембиссектрисанадо было опустите немножечко понижетогда была бы еще более наглядно тем неменеенауку не перевернуть и безусловно мыскажем что а.б.так относится к db как отца относятся кbcто есть две трети иными словами можносказать что а b равно 2 3 dbкроме того мы знаем с вами что а d + dbвместеа д д б вместе дают всю сторону то естьдают 6 откуда мы с вами получаем что дветретьих до b плюс д.б.это 5 3 d b равно 6 откуда db равно нудавайте посчитаем 18 5 18 5 ну что жзнаем отрезок dbну и можно было сразу даже найти отрезока д а до я получается равен 6 лет у нас35 35 минус 18 5 12 5 итак нашлиотрезочека.д. а нам надо найти отрезочек d и какего можно найти ну мы смогли напримернайти отрезок да ей если бы знали длинуотрезка ае но тогда просто из адавышли бы это самое а.е. а откуда можнонайти а.е.но несомненно а е является внешнейчастью касательной секущей а.д.и вот здесь как раз ключом и станет нашс вами первый факт а именно а m вквадратеквадрат отрезка касательной равенпроизведению секущейада на ее внешняя частьребята здесь я пожалуй становлюсь иотмечу что секущей является именно а.д.очень часто в работах ребят даже попроверке олимпиады физтех это простоневероятно частая ошибка ребята считаютсекущей а.б.причем 10 . b когда мы говорим ометаллических соотношениях для этойокружности совершенно не причем всесекущие являются повторюсь отрезоксоединяющий точку из которых секущаявыходит и вторую точку пересечения сокружностью будьте внимательны но мыполучаем с вами что 4 равно 12 5умножить на а е ну откуда а если я неошибаюсь равно 5 третьих самом делепятерочки уйду то 12 на 3 будет равно 4ну и таким образом не осталось всеголишь навсего третье действие третьедействие которое будет стоять буквальнов следующем для того чтобы найти даетмне нужно из ада да я равна из адавычестьа я то есть из 12 5 вычесть 5 третьих высоответственно 361536 15х минус 25 15 получается 11 15это правильный ответ 1115 вот такаянехитрая задача просто в качественекоторого стартового упражнения вопервых вспомнили свойство биссектрисы аво-вторых ключом стала как раз теорема окасательный и секущей едем дальшев 1 1976 году на вступительных экзаменахна кистях предлагалась следующая задачапрямоугольный треугольник a b cугол c прямой соответственно угольникиизвестно что отношения отсек а.б.это 4 к 5 и кроме того проведенаокружность центр который лежит накатитьи отце центр . а эта окружность касаетсягипотенуза в точке м пересекает катет bcв точке pизвестно также что bp относится к pc какдве третьих а нам требуется с вами найтиотношение радиус этой окружности котрезку bc катету pcто есть ни одна длина не дано данытолько отношений зная эти отношениянужно найти отношение радиусасоответственно к стороне bc ну что ждавайте начнем с того что некоторымобразом попробуем формализовать все точто у нас есть в частности 1 нам данотакое отношение ни о каком подобие покачто говорить не приходится в этом смыслеочень удобно просто напросто заказатьчто ну окей давайте от c будет равно 4 xaa b будет равно 5x тогда я даже не хочуэто подробно расписывать по теоремепифагора однозначно следует чтобы всеэто просто-напросто 3x это самыйизвестный египетский треугольник 345 нухорошо bc равно 3xно с другой стороны мы с вами из условиязнаем чтобы c делится свою очередь надва отрезка давайте а прямо условиянемножечко перепишу в частности мы знаемчто bp это две третьих пацааж такой bc это пода + б.п. давайте это запишем скажем чтоэто просто-напросто pc + п п п п то дветретьих пациент то есть посмотрите мыеще в 1 клик с вами узнали что опятьтретьих по c равно 3 иксоткуда прямо следует что под сайта 9x на59 x на 5 а отрезочек bp получается 6 xна 5 самом деле соотношению них будетдва к трём а в сумме они будут давать 15x на 5 то есть три икс то есть давайтеотметим наше достижение к текущемумоменту мы знаем что вот это 6 x на 5 мызнаем что вот эта 9 x на 5 мы знаем чтоа.б.это 5x мы знаем что отца целиком и to 4xну хорошо выразили все отрезки в задачечерез соответственно ну кроме б м а мчерез x и но что же делать дальше содной стороны не понятно с другойстороны ну очень бы хотелосьвоспользоваться теоремой соответственнокасательно секущей но касательно у меняесть б.м. а вот секущей ты нет мымедведь с другой стороны никакойпроблемы ребятки в том чтобы простонапросто продлить отрезать чек cbдо пересечения до 2 пересечения сокружности давайте назовем эту точку издесь нам потребуется еще один факт окотором мы кстати не говорилифакт довольно очевидный если у васдиаметр перпендикулярен какой-то хордето он безусловно будет делить ее пополамэтот факт и сейчас доказывает не будупросто на пальцах покажу откуда онберется но у вас ведь вот этоттреугольничекбудет несомненно равнобедренным а дальшеиз равенства вписанных уголочков можнобудет показать что от сайта биссектрисану а раз о цвета биссектриса атреугольник равнобедренный то это исоответственно и медиана и высота тоесть все это довольно простопоказывается итак мы с вами продлили вдва раза отрезочек pc получается иполучаем что qc наше дополнительноепостроение это тоже 9 x на 5 повторюсьтак как диаметр перпендикулярных ордыдавайте это отдельно запишем хорде делитее пополам делит ее на 2тоже значит отрезочек куца это тоже 9 xна 5 и я уже ребятки могувоспользоваться теоремой о касательнойсекущей а значит смогу найти ещеотрезочекmb ну что ж мы с вами получаем третийпункт мы получаем что mv квадрат есть нечто иное как вся секущая а сколько этобудет давайте посчитаем9 до 9 да еще шесть это 24 x на 5умножить на ее внешнюю часть на 6 x на 524 умножить на 6 это 144 следовательноэто 144 x в квадрате на 25 откуда мы свами и отрезочекmbs могли спокойно сейчас выразить черезx cam бета 12 x на 5 mbэто 12 x на 5 ну соответственноязык а м это 13 x на 5 потому что этопросто-напросто 5 икс минус 12 x на 5все что могли расписали через одну и туже переменную но где же та ниточка закоторую нужно потянуть чтобы найти ответдавайте во-первых сделаем то что давнобы пора сделатьпроведем этот самый радиус он у нас вявном виде в задаче присутствует это вотэтот отрезочеко.м. это вот этот отрезочеко.м. ну и смотрите друзья получили мыпрямоугольный треугольник ама-а-ма-а ну и вот это просто-напросторадиус и нам надо радиус чем-то связатьну и тут смотрите какая не хит какуюнехитрую модели вам предлагаю можноконечно было бы рассмотреть подобныетреугольники вот этот треугольник будетподобен большому треугольнику из подобиевсе это расписать нам можно навернопоступить еще проще смотрите с однойстороны четвертый пункт соответственнотангенс вообще говорят что нам надосделать я немножечко упускаю суть намдостаточно р выразить через x потому чтобы с этому выразили через x этот риксодохар выразить просто через xado задачабудет решена собственно для этогодавайте заметим следующие с однойстороны тангенс угла а из большоготреугольника это просто-напросто bcделить на отце то есть три четверти этодавайте я подпишу из треугольника оботцеа с другой стороныиз треугольника amoи этот же тангенс будет равен чемуребятки р делить на 13 5 x то есть rвверх пойдет от этого деления пятерочкаа здесь соответственно будет простонапросто 13 таким образом ну и x конечно13x таким образом мы с вами риз этого равенства спокойно можемвыразить r равно 39 x делить на 20 нувсе что нам остается это на этиотношения радиуса kbcно радиус much rice указ выразили bc мычерез x выразили поэтому остается толькоформальное действие р делить на b cравно иксы сократятся и надо будет 39двадцатых поделить на вот эту троечкуеще раз ирма через x выразили bc мычерез x выразили и получается ответ1320 их совершенно верный ответвот такая друзья мои не сложная задачаздесь важно было просто не отчаиваться ивсе-таки настоять на вот этой теореме окасательной и секущей для этого пришлосьтам отрезочек pc в два раза продлить вдва раза надеюсь понятно почемуповторюсь диаметр перпендикулярных ордыделе то ее пополам ну а в остальном вотэта часть была очень технически мыпросто выражали все через xну а дальше снова ключом то стала чтоключом стала теорема касательной секущейблагодаря именно этой теореме мы нашлиотрезок mbсоответственно отрезок а.м. ну а дальшеможно либо было через подобие либо черезвот этот общий уголвыразить р через x что мы собственно исделали надеюсь никаких вопросов не попримеру один не по примеру два нет и мыс вами более менее отработалидарема касательно секущей однако вперединас ждет еще очень много примеровпример под номером три параллелограммеabcdугол b c d вот этот тупой угол равен 120градусам а одна из сторон а d равна 8окружность проходит через точку акасается стороны cd точки ки пересекает сторону а.б. в точке м датак что это расстояние точки причинедаже равно 2 то есть м д равно 2 большеничего не дано найти нас просятрадиус вот этой окружностью ну что жедавайте решать эту задачу задача кажетсяочень уж содержательными я буду решатьее просто путем некоторыхпоследовательных действий а в концепрокомментирую почему они были именнотакие чему сводился смысл всех этихдействий и как действовать в подобныхситуациях в принципе давайте простоподумаем даже что мы можем сделать ужевот мы знаем что отрезок md равен двумзначит отрезочек а.м. например равен 6но все лады вместе равно 8 ну прямо-такинапрашивается теоремаправильно а касательно и секущей и такпервое действие по теореме о касательныесекущей у нас к d в квадрате равно mумножить на а д то есть равно 16ну чтож уже неплохо нашличто когда у нас с вами равно четыремдавайте отмечать то что мы находим походу желтеньким мелочком что мы ещёзнаем с вами ребятки ну знаем мы с ваминапример вот этот уголочек ведь суммаодносторонних углов 180 а значитуголочека dc это просто 60 градусов давайтепрямо здесь а в скобочках это по мячуугол а dc можно для себя считать простотаким условие 60 градусов о чём это намговорит что это позволяет нам построитьно давайте отрезочек к м соединим и втреугольнички mdkмы с вами можем кое-что сделать а что мыможем сделать но мы знаем две стороны мызнаем угол между ними а это значит мыможем например найти в сторону м.к.ну что ж по теореме косинусов котораявам прекрасно известно уж то что атеорему косинусов восточно загрузили потеореме косинусов мы получаем что м кквадрат равно a к d квадрат плюс mdквадрат минус 2 к дндкосинус 60 градусовзначит получается что м к квадрат равнокогда квадрат 16 16 + 4 а сразу пишу 20минус двоечка и косинус 60самоликвидируется косинус 60 это 1 2 иполучается соответственно к d умножитьна mdэто у нас с вами это у нас с вами простонапросто 8 то есть получается что м к унас с вами равно 12 но замечательнокмк квадрат простите значит м к у нас свами будет равно просто-напросто чему нупросто напросто2 корня из 3 ну что ж замечательнымзнаем отрезок cam cam это два корня изтрёх ну что ж дальше что же дальшедрузья мои что же дальше на дальшедавайте с вами рассуждать откуда мы впринципе могли бы с вами найти вот этотрадиус окружности ведь центр нам здесьявно не задан таким образом радиус накартинке просто не присутствует и вотоказывается что в этом случае спасаеттеоремасинусов она гласит о том что она синусальфа не только равно скажем б на синусбетано и равно еще doom радиусом описаннойокружности тоже тот факт который выдолжны знать из базовой школьнойпрограммы в этом смысле для того чтобывоспользоваться этой обобщенной теоремысинусовнужно выбрать треугольник для которогоданная окружность является описанной ноу меня такой треугольник всего лишьнавсего один этот треугольник а к м этоттреугольник а к м соответственно в этомтреугольнике я знаю две стороны я знаючто m равно 8 я знаю что м к равно 2корня из 3и чего же мне не хватает друзья а мне нехватает знаний какого-то угла либо углаcom либо угла а кому потому что если быя знал какой то из этих углова точнее синус какого-то из этих углов ябы тогда сразу по теореме синусов смогбы найти радиус ну что же давайтесоображать какой из этих углов будетлегче искать вот я утверждаю что намноголегче будет найти угол в пару к отрезкук м то есть намного легче найти будетугол а к м давайте такой волне со чертойя его обозначу а почему вы будет найтипрощеребятки да потому что на картинке неединственный а потому что друзья моиугол а к м будет равен какому углу мкдвспоминайте почему по теореме об углемежду касательной и хордой у вас воткасательная cd вот corteco и ивспоминаете что мы говорили в прошлыйраз уголочекмежду острый уголочек между касательнойи хордойravens песчаному углу на нее опирающимсятаким образом давайте это зафиксируем искажемчто по теореме об угле между касательнойи хордой угол касательная хорда мы можемсразу сказать что углыно и частности их синус и синус углакакого com будет равен синусу какогоугла мкдну а как же друзья мои а можно найтисинус угла мкдда очень просто по теореме синусовтреугольники mdkв треугольнике mdkпо теореме синусов мы получаем что двакорня из трёхтак относится к синусу 60 градусовсинусу 60 градусов то есть к корню из 3пополам как соответственно что mdотносится к синусу угла мкд то есть какдвоечка относится к синусу угла мкдну и здесь соответственно посмотритекорень из 3 и корень из 3просто-напросто сокращается четверочка унас с вами просто напросто пойдет наверхи получается что двоечка будет наверх иполучается что синус угла мкд равеноказался 1 2 то есть углам когда этооказалось 30 градусов это оказалсяпрямоугольный треугольникну что ж процессе так бывает в процессетак бывает на самом деле тут можно былосделать бы и раньше если бы мы заметиличто этот угол 60 а получившийся один изотрезок ав равен половинедругого отрезочек а уже здесь можно былобы это заметить однако лишним то что мысделали совершенно точно небудет и даже если получилось бы не таккрасиво мы с вами что нашли мы с ваминашли синус угла мкда он же является синусом угла comпо теореме об угле между касательной ихордой и все что нам с вами осталось этопятое действие сказать что втреугольнике а к м у нас с вами к м такотносится к синусу угла comкак два радиуса это просто-напростотеорема синусов или как их ещё называютобобщенная теорема синусов ну что жостается просто подставить сюда двакорня из трёх сюдасоответственно одну вторую и получаетсячто 4 корня из 3 равно 2n откуда мы свами получаем что r равно двум корням из3 и это опять же друзья мои правильныйответ если мы нигде не ошиблись варифметике а здесь этого не произошлодавайте проверим еще раз два корня изтрёх синус com равен синус мкд равен 1 2это получается 4 корня из 3 делим на 2получается два корня из трёхвот такая вотдовольно нехитрая задача которая однаковместила себя теорема касательнойсекущей которая дала всему старт теоремукосинусов теорему синусов обобщеннуютеорему синусов и даже теорема об углемежду касательной и хордой как вы видитееще раз давали теперь я повторю спектрсвоих рассуждений мне нужно было какнайти радиус вот этой окружности а этоможно сделать из ты центр не задан явноскорее всего при помощи обобщенныйтеоремы синусовто есть надо выбрать было треугольникдля которого то окружность являетсяописанной и выбрать в этом треугольникепару сторона и противолежащий угол исоответственно первые действия наши былинаправлены на то чтобы чуть большеузнали про этот треугольник частности мыузнали что к m равно 2 корня из 3ну а дальнейшее было в общем то было вобщем-то делом техники было в общем-тоделом техники и мы с вами заметили потеореме об угле между касательной ихордой что вот этот сеанстакой же как этот синус по теоремесинусов легко его нашли из маленькоготреугольника мдки по обобщенный теорему синусовтреугольники окоем записали ответ сзадиинтересно можно было бы еще даже подругому немного рассуждать а именнопосмотрите если мы какой-то моментзаметили что этот угол прямой тополучается что прямой угол опирается надиаметра к это диаметр и можно было быпросто напросто по теореме коши потеореме пифагора это дело искать топросто вот так красиво совпало условия ато решение которые привели мыработу любое в менее приятных ситуацияхи никакой дополнительной красоты нетребовала ну что же едем дальше1 1989 год подарил абитуриентаммосковского физтеха вот такуюзамечательные задач дан треугольник a bc и окружность построена на стороне отцаэтого треугольника как на диаметреизвестно что это окружностьпересекает сторону bc в точке м то естьв середине а сторону абэ пересекает вточке d так что а д равно 3 от а.б.ну а найти нужно друзья мои площадьэтого треугольника bc ну что же давайтерассуждатьсамом деле сейчас окажется очень и оченьпросто тут важно сделать один оченькачественный первый шаг пока неясно чегоtalkie ваютсяда здесь есть некоторое отношение да мызнаем сторону отце подобие никакой нерассмотреть чтобы использовать этоотношениенепонятно с какой стороны подступитьсяоднако достаточно было просто взять исоединить точки и а отрезком тогда янадеюсь многим из вас станет очевидноодна простая вещь угол опирающийся надиаметр есть какой совершенно верно естьпрямой угол и все задачи сейчас пойдетпросто влет первый факт угол а mcравен 90 градусов так как опирается надиаметр ну а теперь посмотритеполучается что а м это не только медианакак по условию но еще и высотатреугольника a pcну а это значит что треугольник a b cкакой друзья мои совершенно верно наравнобедреннойтреугольник a b c у нас с вамиравнобедренный таким образом а b равноацияравно единичке а это значит напримерчто а d равно 1 3 п равно 1 3 просто а dравно 1 3 а д б равно двум третямзамечательно нашли еще кое что то есть итакое простое замечание что на диаметрнас опирается прямой угол позволил намсделать вид что треугольник былравнобедренной и в миг найти отрезочека.д. отрезочек db оказался равнымсоответственно две третьих мы вот здеськ нашему разговору наконец-топодключается 2 теоретических фактыкоторым мы говорили здесь в явном виденапрашивается теорема об отрезкахсекущих давайте ее запишеми так оказывается что b умножить на bравно b c умножить на бмп а умножить наb да это просто 2 девятых а что такое bcведь . м это середина поэтому bc этопросто 23 . б.м. то есть получается чтоэто 2pm квадрат двоечки сокращаются иполучается чтобы м это единичка делитьна корень из 3вот так вот теорема секущих дала нам ещеодин важный результат вот это единичкана корень из 3замечательно ну соответственно mc этотоже единичка на корень из 3нашли еще и сторону bc то есть основанияэто равноэтого равнобедренного треугольника ночто же нам остается друзья остается тамполучается найти высоту а м ада по полу произведения основания навысоту мы сможем дать ответ на вопросзадачино откуда можно найти а.м. ну конечнонапример из теоремы пифагора втреугольнике ну скажем а mc итак третьедействие и получается у нас с вами что ам квадрат в треугольнике mc по теоремепифагора получается что отцы квадрат илидавайте сразу выразим а м квадрат равноквадрат гипотенузы это единичка минусквадрат катета одна треть иследовательно m равно корень из двухтретейну и все что нам остается это дать ответзадачи четвертый пункт мы с вамиполучаем что площадь треугольника a b cравна 1 2 умножить на m умножить на b cравно 1 2 на корень из двух третей иумножить получается на что ребятки наединичкуони на единичку получается она что у насс вамиbc это 2 на корень из 3 2 на корень из 3ну соответственно что же получаетсяполучается что двоечки сокращаются иполучается что площадь это корень из 2на 3 иправильный ответ вот такая задачкадовольно красиво и со дна вспомнили чтодиаметр виден из точки на окружности подпрямым угломну и соответственно это обстоятельстводало нам пищу для размышлений а дальшеуж код вступила теорема секущих когдавидите две таких секущих и какие-тоотрезочек и вам известны но это конечноже отличный повод воспользоватьсятеоремой которые по существу ничегонового в себе не несеттеорема касательно секущие простопримененная два разаоднако часто она дает довольно хорошиерезультаты и пример номер четыревступительные на кистях 89 там оченьяркое подтверждение ну давайте решимзаключительные задачки на факт номер трии закончен наш сегодняшний семинардавайте решим заключительно сегодняпример номер пять мы посвятим есть ещеодно занятие окружности мы там порешаемпобольше задач а пока такая немножкошутливое устная задачав окружности проведены две хорды abcdи делится они . м соответственноотрезать кеа m равно 4-ем b равноединичке и cm равно двоечке такжеотмечен центр окружности и нас просятнайти чему равен угол о м с но повторюсьребятки это чистой воды факт номер тритеорема об отрезках пересекающихся хорди сподоби от этих треугольников mc а имвд сразу же следует что первое действиеа m умножить на m b будет равно mумножить на m д это позволит нам найтиотрезочекм д мы получаем что 4 умножить на 1равно 2 умножить на mdследовательно md равно 2m d равно двумдавайте путники мелочком это отметим нопричем тут казалось бы угол у mc shonнепонятно откуда же его искать аоказывается достаточно вспомнить факткоторый мы однажды уже использовали взадаче номер два если у вас вот эти хордачкивот эти отрезки хор датчик равны 2 и 2то получается что о м который являетсянесомненно частью диаметра делит этубольшую хорду cd пополам ну а еслидиаметр делит хорду пополам то он не чтоправильно перпендикулярен так и запишем2 cm равно mbследовательно о м перпендикулярен cdну и таким образом угол о mc оказываетсяравным 90 градусов давайте еще разпрокомментирует обстоятельства беретсяона из вот этого равнобедренноготреугольника т.д.затем показывается что в этомтреугольнике это будет не только медианано еще и биссектриса из простейших словсвойств углов ну а значит ивысота верно и обратное то что мыиспользовали в пример номер два что еслибы это была перпендикуляром то онаподелила пополам ну соответственнопросто потому что в равнобедренномтреугольнике медиана биссектриса высотапроведённая к основанию это одно и то жетаким образом вот вам вся задача изотрезков касательных из отрезковпересекающийся хорд показали что mdравно двум а раз этот отрезок равенэтому отрезку то они делились пополамперпендикулярным диаметром ну и такимобразом получается угол обзора мин 90градусов повторюсь я надеюсь что мы свами сможем выкроить еще одно занятиепосвященной окружностью потому чтозадача осталось еще очень много вчастности третий факт оказался сегодняподсвечен только вот этой совсем ужустной задачей но тем ни менее надеюсьчто сегодня вам было полезно мыпосмотрели на очень насыщенные задачкина метрические соотношения в окружностиэта теорема касательно секущей теорема опостоянстве произведения секущую внешняячасть и наконец теорема об отрезкахпересекающихся хор я ж на этом с вамисегодня прощаюсь и до встречи наследующих занятиях