Теоретические основы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Теоретические основы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Теоретические основы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Методика руководства изобразительной деятельностью на дошкольном этапе как научная дисциплина прошла в своём развитии четыре этапа.

Первый этап (конец XIX века – 1917 г.). На этом этапе осуществлялось первичное осмысление проблем изобразительной деятельности детей, исследование и поиск решений. Складывается круг вопросов, который станет предметом исследования учёных-методистов на протяжении XX века.

На данном этапе было выявлено два подхода к рассмотрению графики маленьких детей: 1) неумелые попытки что-либо изобразить, 2) реализация импульса к творчеству. Первый поход предполагает участие взрослого, который направляет графический опыт ребёнка ко всё большей реалистичности, в рамках второго подхода роль взрослого значительно меньше.

В соответствии с вышеуказанными позициями складываются и подходы к обучению изобразительному искусству:

  1. натуралистический подход, который предполагает доминирование визуальных методов – рисования с натуры и копирования;
  2. свободное рисование (проявляется тенденция к невмешательству в процесс детского творчества, педагог берёт на себя обязанность создать благоприятную для творчества и самовыражения детей обстановку).

Второй этап (1917 – 1936 гг.). Методика руководства изобразительной деятельностью по всем признакам становится научной отраслью. На этом этапе осуществляется поиск объективных методов исследования, складывается исследовательская программа, вычленяется область исследований. В 1932 г. была разработана программа для детских садов, в которой доминирующую позицию занимает свободное творчество ребёнка. Программа ориентирует на создание и использование детских работ в декоративных целях (сделать украшения для дома, ярлычки для шкафчиков и др.). В программе содержаться рекомендации посещать с экскурсиями мастерские. В программе прослеживается взаимодействие изобразительного и трудового обучения: раскрашивание ткани с использованием трафаретов, штампов.

До 1938 г. в программно-методических документах указывается на необходимость развивать художественное творчество разными путями: не только в изобразительной деятельности, но и в труде, в играх. Изобразительные занятия (рисование, лепка, аппликация) и трудовые объединяются в один раздел. В программно-методических документах содержатся рекомендации целенаправленно использовать продукты детского творчества. Немалая роль отводится среде и материалам. Учитывая тенденцию к свободному творчеству, основным типом деятельности для детей 6 лет являются занятия по выбору детей под наблюдением и общим руководством педагога.

Третий этап (1936 г – н. 1990-х гг.). В этот период методика обучения изобразительному искусству оформляется как самостоятельная область педагогики. В ней присутствуют необходимые компоненты дисциплинарной структуры, а также появляются диссертационные исследования, в которых изучаются вопросы обучения дошкольников изобразительной деятельности и результаты которых представляют собой специализированное педагогическое знание.

В 1940 – 1960-е гг. в области художественной дидактики начинает господствовать авторитарный дидактизм, предполагающий репродуктивные методы обучения. Для практикующих педагогов подготавливаются публикации, в которых отмечается несомненная важность прямого показа при обучении, а также даются советы по применению данного метода.

В 1970 – 1980-е гг. складывается принципиально иной подход к обучению изобразительной деятельности – художественно-эстетический. Сторонники этого подхода (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.) отстаивают необходимость мотивировать детей к овладению изобразительно-выразительными средствами в процессе создания художественного образа. Тем не менее, несмотря на повышенное внимание к художественным достоинствам детских творческих работ, в методике преподавания по-прежнему доминирующей является роль взрослого, который определяет содержание деятельности и способы действия.

Четвёртый этап (с начала1990-х по настоящее время). Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительному искусству продолжает развиваться как отрасль научного педагогического знания.

В настоящее время активно издаются пособия, способствующие организации совместной художественной деятельности детей и взрослых. В пособиях поясняется, как выявить у детей творческий потенциал. Авторы пособий призывают развивать творческий потенциал детей и приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям.

Изобразительное творчество детей дошкольного возраста: особенности, основные понятия

Творчество– это вид деятельности, в результате которой создаются оригинальные предметы, обладающие самостоятельной ценностью.

Изобразительное творчество предполагает создание произведений искусства, которые отражают окружающую действительность. При создании художественного образа учитываются наиболее характерные и типичные черты действительности.

В рамках создания художественного образа можно выделить ключевые этапы:

  • появление замысла (возникновение идеи);
  • уточнение и оформление замысла в конкретное содержание (вынашивание замысла);
  • разработка содержания и воплощение замысла в конкретных формах (реализация замысла);
  • появление художественного произведения как результата творческого процесса.

Вопросами развития детского изобразительного творчества интересуются специалисты разных областей: искусствоведы (А.В. Бакушинский), педагоги (Г.В. Лабунская, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.), психологи (Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко и др.).

Доктор педагогических наук Л.А. Парамонова в своей книге «Детское творческое конструирование» выделяет три особенности детского художественного творчества:

  1. Ребёнок создаёт самобытные произведения искусства (рисунки, стихи, мелодии); в процессе познания окружающей действительности он совершает много «открытий». Оригинальность и новизна этих «открытий» и произведений искусства субъективна: ребёнок делает это для себя, что и является принципиальной особенностью детской творческой деятельности.
  2. Эмоциональный отклик. Ребёнок стремится постоянно искать и находить, а затем много раз повторять найденный в процессе рисования или лепки образ, пробовать другие варианты его воплощения. Дети поглощены самим процессом поиска, нахождения и повторения способа изображения, создания композиции.
  3. Деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, вследствие чего возникает стремление экспериментировать с материалами и средствами выразительности. Тенденция к использованию разнообразных материалов и способов изображения придаёт поисковой деятельности ребёнка творческий интегрированный характер.

Педагогу необходимо знать и учитывать названные особенности детского художественного творчества, т.к. при переходе на следующую возрастную ступень изобразительная деятельность становится всё более самостоятельной, независимой, творческой.

Определим этапы изобразительного творчества дошкольников следующие:

Первый этап – накопление первоначальных представлений. В процессе социализации ребёнок накапливает опыт, выделяет и изображает наиболее значимые для себя моменты. Педагог должен обучить детей в ходе изобразительной деятельности выбирать тему, содержание, сюжет, объекты, которые будут определять смысловой центр будущей композиции. С этой целью могут быть использованы такие методы ознакомления, как наблюдение, обследование, беседа, рассказ. Педагог может организовать творческие игры, целесообразным будет организовать для детей экскурсию.

Второй этап – возникновение замысла. Уточняя будущий сюжет произведения, нужно опираться на творческий замысел ребёнка. Педагог может при необходимости оказать помощь в определении главного участника действия, выстраивании сюжетной линии, в подборе деталей. При этом следует помнить, что помощь должна осуществляться ненавязчиво, в доброжелательной форме.

Третий этап – реализация замысла. На данном этапе проводится отбор художественных средств и их применение. Педагог помогает подобрать те средства, которые в наибольшей степени соответствуют первоначальному замыслу и возможностям ребёнка.

Четвёртый этап – окончательная оценка полученного результата и его обработка (при необходимости).

Критерии оценки детских творческих работ (Н.А. Ветлугина) можно разделить на три группы:

Первая группа (отражает отношение ребёнка к творческой деятельности):

  • искренность передаваемых чувств;
  • лёгкость вхождения в воображаемую ситуацию;
  • творческое воображение;
  • потребность в творчестве;
  • способность к изобразительной деятельности.

Вторая группа (определяет качество способов творческих действий):

  • изменение, преобразование или дополнение уже известного;
  • комбинация других образов или создание нового образа;
  • применение знакомого в незнакомой ситуации.

Третья группа (устанавливает качество результатов творческой деятельности):

  • использование изобразительных средств, адекватных замыслу;
  • индивидуальный детский почерк;
  • соответствие продукта творчества простейшим художественным требованиям.

Условия развития творческой личности ребёнка

Важнейшим условием развития творческой личности является определение творчества как стиля жизни. Такой широкий подход к решению проблемы должен стать центральным в системе воспитания ребёнка и решаться посредством отношения к природе, обществу, искусству, т.е. во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Наиболее широкий простор для реализации подобного подхода даёт именно художественная деятельность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения, поэтому задача взрослых – обеспечить необходимые условия для поисковой и исследовательской деятельности. Это возможно лишь тогда, когда ребёнок не получает от взрослого исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы.

Основой для возникновения творческих замыслов ребёнка, материалом для творческого воображения для дошкольника выступают яркие впечатления и эмоционально-интеллектуальный опыт.

В рамках реализации личностно ориентированного подхода педагогу необходимо учесть индивидуальные особенности ребёнка: характер, темперамент, особенности протекания некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), настроение, с которым ребёнок выполняет творческую работу.

Необходимо создать атмосферу творчества, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, свободно, раскрепощённо. На занятии или в условиях самостоятельной творческой деятельности ребёнок должен быть окружён поддержкой, на занятии должна царить атмосфера доверительного общения и сотрудничества, ребёнок должен ощущать поддержку педагога, который верит в его силы.

Одним из условий творческого развития личности ребенка является комплексное использование методов и приёмов, системная работа по их применению. Наличие системы обучения изобразительной деятельности способствует развитию навыков творческой активности. Система должна включать программу требований к изобразительным навыкам воспитанников, методику, основанную на воспитании у детей дошкольного возраста умения видеть в окружающей действительности многообразие красок, форм, движений, развитие наблюдательности. Средством обучения художественной деятельности должно стать освоение знаний, формирование соответствующих умений и навыков. Знания и умения должны связываться с созданием художественного образа, с необходимостью выразить себя, своё отношение к миру. Следовательно, знания и умения должны быть гибкими и вариативными, а навыки носить обобщённый характер.

Ещё одним немаловажным условием является бережное отношение к процессу и результату творческой деятельности ребёнка со стороны взрослых. Отбор художественно-творческого материала и его подача должны быть тесно связаны с текущими потребностями и интересами ребёнка. Оценка деятельности должна быть адекватной усилиям, которые затратил ребёнок, объективной, аргументированной и уважительной.

Следует использовать серии творческих заданий, которые не имеют однозначного решения. Это могут быть задания, которые предполагают целенаправленную деятельность по поиску решения; мотивируют самостоятельную творческую деятельность в процессе вынашивания замысла, составления плана действий, отбора выразительных средств и требуют единой ориентировки в творческой деятельности.

Материальное обеспечение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста предполагает разнообразие как основных, так и дополнительных материалов, а также свободный доступ к ним.

При работе с детьми следует сочетать разные виды работы. Роль педагога в процессе творческой деятельности постепенно изменяется: от совместного творчества – к созданию условий для самостоятельного творчества. Педагог должен поддерживать возможности каждого ребёнка и стимулировать проявление творческой инициативы. Такой подход ведёт к обогащению содержания творческой деятельности новыми, оригинальными художественными образами. Таким образом, осуществляется развитие творческих способностей на разных возрастных этапах: от создания цветового образа – к созданию графического; от ритмичного расположения форм – к сюжетной композиции в рисунке, лепке, аппликации как реалистического, так и сказочного характера.

Вышеперечисленные условия следует учитывать как на занятиях в учреждениях дошкольного образования, так и в семье. В ходе организации взаимодействия с семьей педагог должен вести просветительскую деятельность, объясняя значимость названных условий для ребёнка и необходимость их соблюдения родителями.

Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста

Рассмотрим понятия «способность» и «одарённость».

Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые отличают его от других и являются условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности всегда проявляются в деятельности. В основе способностей лежат задатки. Задатки, перед тем как стать способностями, должны пройти определённый путь развития.

Одарённостью называется сочетание ряда высокоразвитых способностей.

Рассмотрим виды способностей:

  • общие способности обеспечивают быстрое и лёгкое усвоение знаний, а также создают предпосылки для решения различных задач;
  • специальные способности обеспечивают достижение успеха в рамках определённого вида деятельности.

Способность к изобразительной деятельности относится к группе специальных способностей. Изобразительной способности характерно: высокая эмоциональность, творческое воображение, яркость зрительного восприятия, образная память, чувство формы и цвета.

Структура способностей: ведущим качеством является творческое воображение; опорными качествами являются образное восприятие и образная память, анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора, более гибкое строение мелкой моторики; дополнительным качеством является эмоциональная настроенность на творческую деятельность.

Процесс создания художественного можно представить в виде двух этапов:

  1. формирование зрительного представления – ориентировочная деятельность;
  2. воспроизведение – исполнительская деятельность.

Принципиально разный характер двух этих видов деятельности предполагает актуализацию различных способностей.

Группы способностей к изобразительной деятельности

1 группа: способность к изображению.

Данная способность складывается из трёх компонентов:

  • Восприятие и последующее представление. Для того чтобы научиться изображать, нужно обладать особым способом восприятия – уметь видеть предмет в его целостности (единство формы и содержания) и одновременно с тем воспринимать форму как совокупность её составляющих (строение, цвет, положение в пространстве, относительная величина).
  • Овладение средствами графического воплощения образа. Имеется в виду комплекс графических умений и навыков, без которых невозможно сформировать способность к изображению (умения и навыки изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
  • Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки являются частью вышеназванных графических умений и навыков, но находятся как бы в подчинённом им положении.

Именно овладение графическими умениями является центральным компонентом в рамках развития способности к изображению. Для успешного развития этой способности также необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений, а также двигательной сферы (владение мелкой моторикой, контроль над дифференцированными движениями кистей рук и пальцев). Показателем уровня развития способности к изображению, по мнению Н.П.Сакулиной, является степень реальности изображения. Основываясь на этом показателе, можно делать вывод о возможностях создания реалистического изображения ребёнком дошкольного возраста. Нужно учитывать, что способность к изображению у дошкольников может быть развита не в полной мере, следовательно детский рисунок можно лишь приблизительно соотносить с большей или меньшей реалистичностью и полнотой отражения реальной действительности, т.е. говорить о тенденции к реализму.

2 группа: способность художественному выражению.

Данная способность складывается из двух компонентов:

  • Эстетическое восприятие элементов окружающей действительности: способность видеть и чувствовать выразительность предметов, что является фундаментальным качеством для выражения в графической форме тех объектов окружающего мира, которые в наибольшей степени поразили и впечатлили ребёнка.
  • Интеллектуальная активность: реализуется в процессе переработки впечатлений, в склонности ребёнка к созданию оригинального выразительного образа.

Структура сенсорных способностей(по Т.С. Комаровой)

Сенсорные способности проявляются и формируются в процессе изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения и включают:

  • способность воспринимать изображаемый предмет аналитически и синтетически;
  • способность формировать обобщённое представление, сочетающее в себе те признаки и свойства множества предметов, которые могут быть переданы в изображении;
  • способность создавать изображение предмета на основе сложившегося представления и с учётом материала, техники и изобразительных возможностей;
  • способность совершать комплекс движений, контролируемых зрением;
  • способность привлекать накопленный сенсорный опыт, преобразовывать его с помощью воображения и создавать изображение, оперируя ранее сложившимися представлениями.

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности

Первый этапдоизобразительный.

Отправной точкой данного этапа является момент, когда ребёнок берёт в руки материал для изображения, но ещё не создаёт изображения, так как пока не имеет соответствующего замысла. На этом этапе ведущая роль отводится ассоциативному мышлению: дети находят сходство между предметами окружающей среды и простыми линиями и формами. Ассоциации у детей дошкольного возраста ещё неустойчивы, поэтому педагогу следует постоянно напоминать детям об уже установленном ими сходстве. Ассоциации помогают постепенно перейти к работе по замыслу, когда дети начинают целенаправленно повторять случайно получившуюся форму.

Второй этапизобразительный. Началом данного этапа является появление у ребёнка сознательного изображение предметов. Процессу изображения предшествует этап целеполагания. Изобразительная деятельность, таким образом, приобретает творческий характер. В первое время рисунки достаточно просты и, скорее, схематичны, не детализированы. Дети при этом передают форму предметов, их пропорции, цвет и даже движение.

Процесс развития изобразительных способностей у ребёнка движется от обучения предметному изображению к сюжетному, т.е. передаче предмета во взаимодействии с другими объектами.

Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является наиболее привлекательной для дошкольников. Рисование, лепка, аппликация, конструирование предназначены для того, чтобы образно отражать действительность. Виды изобразительной деятельности различаются возможностями отображения впечатлений ребёнка от окружающей действительности. Задачи изобразительной деятельности, таким образом, дифференцируются в зависимости от особенностей видов деятельности, зависят от своеобразия материала и соответствующих ему приёмов работы.

Виды изобразительной деятельности

Рисование — искусство изображать на плоскости реальных или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Рисование является одним из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Рисование предоставляет наибольший простор для проявления творческой активности: дети создают рисунки на разные темы, изображают отдельные предметы, литературных героев или сцены из окружающей жизни, изобретают узоры и т.д.

В качестве изобразительных материалов в учреждениях дошкольного образования используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски. Эти материалы различаются своими изобразительными возможностями.

Рисование карандашом предполагает две стадии: 1) создание линейной формы; 2) последующее закрашивание. Линейная форма постепенно прорисовывается и детализируется; ребёнок создаёт рисунок по частям, что облегчает аналитическую деятельность: нарисовав один элемент, он вспоминает или видит в натуре следующую часть, над которой будет работать. При раскрашивании линейные контуры обозначают границы частей, что упрощает процесс создания рисунка.

Рисование красками предполагает создание рисунка, идущее от красочного пятна. Этот изобразительный материал имеет принципиальное значение для развития чувства формы и цвета. Краски в большей степени позволяют передать многообразие оттенков окружающего мира: закат и восход солнца, ясное небо, лазурное море и т.д.

Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и др. Лепка отличается от других разновидностей изобразительной деятельности тем, что предполагает объёмный способ изображения. Лепка – разновидность скульптуры, включающая в себя работу как с мягким (пластилин, глина), так и с твёрдым (мрамор, гранит) материалом. Дошкольникам доступна первая разновидность лепки – работа с мягким пластическим материалом.

Как и другие виды изобразительной деятельности, лепка в первую очередь удовлетворяет потребности ребёнка в познании и творчестве, т.е. решает воспитательные задачи. Дети лепят фрукты и овощи, людей и животных, игрушки и посуду. Это определяет разнообразие тематики.

Техническими приёмами лепки дети овладевают быстрее, чем техникой рисования. Это обусловлено пластичностью материала и объёмностью изображаемой формы. Например, в лепке значительно проще, чем в рисунке, решается проблема передачи движения объекта: если в рисовании требуется длительное обучение, то в лепке достаточно вылепить статичную фигурку, а затем придать её частям форму в соответствии с замыслом. Также упрощается передача пространственных отношений между объектами: вопросы перспективы снимаются, а объекты расставляются в рамках композиции ближе или дальше от центра, как в реальной жизни.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация знакомит детей с простыми и сложными формами предметов, части и силуэты которых нужно вырезать и наклеить. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Работа с силуэтом требует особого напряжения мысли и воображения, так как у силуэта отсутствуют детали, которые в обычном изображении порой являются основными признаками предмета.

Занятия аппликацией предполагают развитие у дошкольников математических представлений. Дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, их названиями и признаками, с понятиями величин (больше, меньше), узнают основы пространственного расположения предметов и их частей (в центре, в углу, слева, справа и др.). При создании декоративного узора и в процессе создания изображения по частям эти понятия усваиваются значительно легче.

Выполнение аппликативных изображений формирует у детей чувство симметрии, ритма, цвета, детям предоставляется возможность выбирать и сочетать цвета и оттенки что служит основой для развития художественного вкуса.

На занятиях аппликацией ребёнок учится владеть ножницами, аккуратно вырезать формы, правильно поворачивая лист, раскладывать элементы композиции на листе бумаги на равном расстоянии. Таким образом, развивается мускулатура руки и совершенствуется координация движений.

Конструирование происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование из различных материалов, по сравнению с другими видами изобразительной деятельности, в наибольшей степени связано с игрой. С одной стороны, процесс конструирования может проводиться в игровой форме, с другой стороны, поделки могут в дальнейшем использоваться в играх.

В учреждениях дошкольного образования обычно применяют следующие виды конструирования: из наборов конструкторов, бумаги, строительных, природных и других дополнительных материалов.

Конструирование из бумаги способствует уточнению знаний о геометрических плоскостных фигурах, приобретаются знания о стороне, углах, центре. Дети также знакомятся с приёмами видоизменения плоских форм в объёмные при помощи сгибания, разрезания или склеивания бумаги.

В процессе конструирования из строительного материала дети получают специальные знания, у них формируются умения и навыки, связанные с геометрическими объёмными формами, с понятиями симметрии, равновесия, пропорций.

Работа с природными и другими дополнительными материалами способствует проявлению у детей творческих способностей, позволяет им приобрести новые изобразительные навыки.

Конструирование в любом виде способствует развитию конструктивного мышления и творческих способностей. Ребёнку необходимо, во-первых, заранее представить создаваемый предмет и форму его частей (самостоятельно или по образцу), во-вторых, примерить уже имеющиеся у него формы и установить их пригодность, в-третьих, использовать формы: соединить части, добавить детали, при необходимости – раскрасить.

Занятия по изобразительной деятельности служат не только выполнению учебных задач, но и всестороннему развитию детей: умственному, эстетическому, физическому, нравственному.

Задачи, предусмотренные учебной программой дошкольного образования по приобщению детей к художественному творчеству, можно решить, лишь используя комплексный подход к обучению дошкольников. Это связано со спецификой обучения изобразительной деятельности, которое происходит путём приобщения ребёнка к искусству. Целостность восприятия методики обучения детей разным видам изобразительной деятельности связана с проблемой взаимосвязи видов изобразительной деятельности в решении вопросов художественного развития детей дошкольного возраста. Существуют две тенденции в разработке теоретических основ решения данной проблемы.

Суть первой тенденции заключается в том, система занятий строится в определённой последовательности, продиктованной чередованием видов и подвидов: изображение предмета предшествует передаче сюжета; а также навыками и умениями, которые формируются у детей в процессе обучения.

Вторая тенденция состоит в том, что виды изобразительной деятельности взаимосвязаны на основе художественно-образного начала, которое формируется в рисовании, лепке, аппликации. Принципиальное значение при таком подходе имеет отбор художественных средств, их чёткая дифференциация и интеграция. В рамках этого подхода к решению проблемы взаимосвязи видов изобразительной деятельности осуществляется объединение процесса освоения технических навыков и умений в рамках исполнительной деятельности с процессом формирования художественно-образного начала в рисовании, лапке, аппликации. Этот путь формирования навыков изобразительной деятельности более эффективен для художественного развития детей, так как одновременно с тем происходит обогащение различными способами изображения. К тому же этот подход предполагает создание поисковых ситуаций, в которых детям необходимо выбрать тот или иной способ изображения (графический, пластический, декоративно-силуэтный), чтобы сделать образ максимально выразительным.

Наибольшая эффективность взаимосвязи видов изобразительной деятельности достигается в результате сочетания занятий разного типа: одновидовых (рисование, лепка, аппликация); тематических (разные способы изображения применяются для воплощения одной темы); комплексные.

Изобразительная деятельность дошкольников младшего и старшего возраста различается, поэтому проблема взаимосвязи видов изобразительной деятельности для разных возрастов решается не одинаково. Для детей младшего дошкольного возраста каждый вид изобразительной деятельности не расчленён на отдельные подвиды, поэтому на этом этапе нельзя выделять рисование (сюжетное, декоративное) и лепку предметов с натуры. Между восприятием, исполнительством и творчеством нет чётких границ, поэтому можно говорить лишь о предпосылках творчества и освоении некоторых технических умений. Происходит становление этих процессов.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности в таком случае может строиться также на взаимном дополнении изобразительных средств: рисование и аппликация усиливают образную основу друг друга, лепка дополняет рисование и полнее передаёт содержание. Этот тип взаимосвязи предпочтительнее потому, что у детей младшего дошкольного возраста ограничен круг изобразительных средств, а сама изобразительная деятельность ещё не развёрнута.

Рассматривать рисунок, лепку и аппликацию изолированно не всегда целесообразно, так как результаты этих видов деятельности по отдельности незначительны. Условия для формирования художественно-образного начала складываются в ситуации сотворчества со взрослыми.

В процессе освоения сенсорных основ деятельности особое значение обретает взаимосвязь аппликации и рисования, которая может различаться по временным периодам:

  • аппликация предшествует рисованию, сначала идёт процесс ознакомления с формами, силуэтами; перед тем как разложить и наклеить, ребёнок обводит их очертания рукой;
  • рисование дополняет аппликацию в рамках одного занятия, чтобы усилить образную выразительность (например, нарисовать личико кукле-аппликации).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности способствует овладению необходимыми навыками и умениями. Процесс обучения проходит в рамках занятий рисованием, лепкой, аппликацией как основных по данным видам деятельности. От занятий по каждому виду в отдельности можно переходить к занятиям, на которых сочетаются разные виды изобразительной деятельности. Наиболее простое воплощение эта взаимосвязь обретает на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог должен умело сочетать все виды деятельности, основываясь на принципах систематичности и последовательности при овладении новым материалом и формировании всё более совершенных технических умений. Вместе с тем следует постепенно вводить новые формы организации занятий и устанавливать взаимосвязь между видами изобразительной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте структура изобразительной деятельности усложняется. Формирование замысла у детей в этом возрасте связано с любознательностью, заинтересованностью в содержании рисунка, лепки, аппликации. В этот период наблюдается развитие сюжета, который зачастую обусловлен играми. Это означает, что методы педагогического руководства процессом обучения носят преимущественно игровой характер, благодаря чему создаются благоприятные условия для установления взаимосвязи между видами изобразительной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте виды изобразительной деятельности дифференцированы более чётко, следовательно, уже намечаются задачи по обучению детей рисованию (декоративному, сюжетному), лепке, аппликации. Для успешного решения всех программных задач есть необходимость в их взаимосвязи. Рассмотрим её специфику в старшем дошкольном возрасте.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности может осуществляться по тематическому принципу, когда одна и та же тема раскрывается при помощи средств рисунка, лепки, аппликации. Благодаря такому подходу перед детьми раскрываются изобразительно-выразительные возможности художественных материалов каждого из видов деятельности.

Тематический принцип взаимосвязи может реализовываться на занятиях, различных по форме организации:

  • изображение одной темы на отдельных занятиях;
  • изображение в рамках одного занятия одной и той же темы при помощи средств выразительности, свойственных разным видам деятельности.

Такое сочетание способствует созданию поисковых ситуаций и формированию у детей обобщённых способов действий.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности может осуществляться с опорой на один вид, который будет преобладать над остальными, другой же будет выступать в качестве вспомогательного, усиливать выразительность образа. Этот тип взаимосвязи предполагает формирование умений сравнивать и сопоставлять различные средства изображения. Ребёнку предоставляется возможность поиска и выбора. Такая взаимосвязь может быть установлена между рисованием и лепкой, рисованием и аппликацией и т.д.

На занятиях дети должны приобрести опыт комплексной деятельности, объединяющей все виды. Это способствует обогащению их самостоятельной художественной деятельности, которая связана с игрой и возникает по инициативе детей. Во время игр у ребёнка нередко возникает потребность в изобразительных умениях для оформления атрибутов, украшения силуэтов и т.д. В таких ситуациях особенно чётко проявляется воспитательное значение сближения видов изобразительной деятельности.

В процессе планирования педагогу следует предусмотреть типы занятий не только по отдельным видам деятельности, но и таких, в рамках которых у детей будет возможность при решении одной задачи воспользоваться изобразительными средствами различных видов изобразительной деятельности.

Взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности способствует осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом их возрастных возможностей. В условиях целенаправленного воспитания ребёнок имеет возможность выбрать наиболее предпочтительный вид деятельности. Ситуации самостоятельного выбора в рамках решения учебных задач создают необходимые условия для художественного развития детей.

Организация занятий по изобразительной деятельности

Одной из определяющих успешности решения образовательных задач по изобразительной деятельности является правильная организация работы с детьми, целесообразное использование различных форм организации занятий и системы сочетания занятий разного типа.

Формы организации занятий по изобразительной деятельности

  1. Организованные занятия.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Различают два типа занятий по изобразительной деятельности:

  • занятия на тему, предложенную педагогом (осуществляется освоение нового материала, повторение пройденного);
  • занятия на тему, выбранную каждым ребёнком по его замыслу.

Выбор типа занятия зависит от характера учебного задания, возрастных особенностей и уровня изобразительных умений и навыков детей.

В группах младшего дошкольного возраста освоение нового материала занимает меньше места, чем закрепление приобретённых умений и навыков. Вторая половина занятия, как правило, отводится на работу детей по собственному замыслу.

Во второй младшей группе около трети занятия может отводиться рисованию или лепке на свободную тему. Цель такого рода занятий – закрепление приобретённых умений и навыков, воспитание способности самостоятельно использовать освоенные технические приёмы.

В средней группе центральное место занимает повторение пройденного и закрепление навыков изображения. Вместе с тем увеличивается количество времени, отведённого на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основным видом деятельности становится работа по замыслу детей. Цель такого занятия – развитие у ребёнка умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приёмы изображения.

Дифференциация видов занятий по изобразительной деятельности может основываться на различных критериях. Например, с опорой на содержание изображения можно выделить:

  • рисование по представлению;
  • рисование по памяти;
  • рисование с натуры;
  • предметное рисование;
  • сюжетное рисование;
  • декоративное рисование.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому занятия по изобразительной деятельности следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны.

Разновидностью организованных занятий является интегрированное занятие. В рамках данного занятия объединяются разнообразные виды художественно-эстетической деятельности (изобразительная, музыкальная, речевая, театрально-игровая). Главной целью таких занятий является целостное развитие ребёнка во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Во всех видах художественной деятельности можно выделить общие психические процессы. Сенсорный опыт формируется на основе накопленных образов восприятия и становится основой для развития художественно-эстетических и интеллектуальных способностей. Эстетически окрашенные образы восприятия способствуют формированию эстетически окрашенных представлений. Процесс восприятия предметов может сопровождаться цветовыми, поэтическими, музыкальными представлениями, что способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников. Тем не менее, сущность эстетического восприятия сама по себе не обеспечивает полноценного развития детей. Оно может быть достигнуто при соблюдении следующих педагогических условий:

  • соблюдение общности целей, интегрируемых в рамках занятий видов художественной деятельности;
  • отбор учебного материала с учётом его доступности, жизненности, наглядности;
  • применение эффективных и технологичных методов и приёмов, обеспечивающих комплексное воздействие на мысли и чувства ребёнка;
  • сохранение специфических особенностей каждого из видов искусств и художественных деятельностей при знакомстве с ними;
  • выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач педагогического процесса на комплексных занятиях.

Комплексные занятия, как правило, являются своеобразным итогом работы всего педагогического коллектива. При этом для детей они всегда должны нести в себе элемент новизны, быть неожиданными.

  1. Экскурсии.

Экскурсия ― форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые обогащают знания об окружающем мире.

В качестве мест проведения могут выступать музеи, памятники, празднично украшенные улицы, природа. В ходе проведения экскурсии образовательные и воспитательные задачи решаются в единстве. Необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Приведем пример традиционной структуры экскурсии:

  1. Подготовительный этап: педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация).
  2. Ход экскурсии: наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы (от вопросов, организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение). В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
  3. Послеэкскурсионная работа: Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в практических видах деятельности

Ключевой задачей педагога является продумывание содержания экскурсии с учётом особенностей детского восприятия и соблюдения воспитательных задач. Для этого следует заранее определить место проведения экскурсии и изучить его. Необходимо разработать способ размещения детей относительно объекта наблюдения так, чтобы не только сформировать у них представление об объекте, но и вызвать эстетические чувства.

  1. Организованное развлечение.

Данная форма работы может проводиться один раз в две недели. Содержание развлечений должно быть разнообразно, в них должны сочетаться разные виды искусств сообразно направленности на эстетическое развитие. При организации развлечений подбирается разнообразный материал (изобразительный, литературный, музыкальный и др.) на выбранную тему; дети читают стихи, поют песни, водят хороводы. Развлечения не только доставляют школьникам радость, но и приобщают их к национальной культуре, воспитывают у детей эстетические чувства.

Организованные развлечения играют важную роль в развитии у детей самостоятельности, творческой инициативы, сообразительности, находчивости. Дети охотно включаются в художественную деятельность в непринуждённой обстановке развлекательного мероприятия.

При организации развлечения педагогу стоит обратить внимание на воспитательные и образовательные задачи, функции, которые реализуются в ходе развлечения. Необходимо разработать и использовать приёмы активизации детского восприятия, следить за психологическим настроем детей, формировать у них эмоционально-эстетическое отношение к предстоящему развлечению. Материал (музыка, литературные произведения, виды изобразительного искусства, оформительское искусство) должен подбираться с опорой на принципы доступности и художественности. Следует уделять внимание культуре поведения детей, учитывать их впечатления: что понравилось или не понравилось.

  1. Самостоятельная изобразительная деятельность

Данная форма представляет собой процесс выражения индивидуальных особенностей ребёнка, его отношения к окружающему миру и к самому себе. Эта деятельность, как следует из названия, возникает по инициативе детей и стремится удовлетворить их индивидуальные потребности. Отвечая потребностям детей, самостоятельная изобразительная деятельность способствует выявлению их художественных наклонностей. Не совсем правильное пение и некоторая неточность движений компенсируются увлечённостью детей, которая подкрепляется их заинтересованностью. Чтобы воплотить имеющийся замысел, дошкольникам необходимы определённые умения и навыки, способы самостоятельных действий. Поэтому важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятельной изобразительной деятельностью детей.

  1. Праздники и развлечения.

Даная форма организации деятельности вносит в жизнь дошкольника яркие впечатления, которые отражаются в самостоятельной деятельности. В своих играх дети нередко повторяют те фрагменты праздничных ситуаций, которые им особенно понравились. В связи с этим важно соблюдать принцип художественности при отборе материала для праздников и развлечений. Таким образом, дети будут переносить в свою жизнь образцы подлинного искусства. Деятельность педагога в таком случае приобретает статус педагогического воздействия и включает в себя:

  • наблюдение за художественными проявлениями детей;
  • стимулирование различных способов самостоятельных действий;
  • содействие проявлениям самостоятельности в разных видах художественной деятельности;
  • поощрение любых форм самостоятельной художественной деятельности.
  1. Коллективные занятия.

При проведении коллективных занятий следует обратить особое внимание на предварительную работу, которая включает в себя подготовку оборудования и материала, организацию детей. Необходимо учесть характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, определить уровень их сотрудничества.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами.

На коллективных занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

Коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных и необщительно-враждебных не стоит объединять друг с другом и между собой. Если же формируется такая группа детей (общительно-враждебные, необщительно-враждебные), то в неё необходимо включить 2-3 ребенка и категории общительно-дружелюбных

Педагогу легче организовать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструированию, сложнее - в рисовании. В практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. Рассмотрим их:

  • совместно-индивидуальная: ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, которая на завершающем этапе она становится частью общей композиции;
  • коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-последовательной формы организации: результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого;
  • совместно-взаимодействующая: формирование умений у ребёнка планировать координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творческого труда.

В младшей группе на первых занятиях педагог объединяет индивидуальные работы детей в общую работу, при этом мотивируя свои действия определённым образом: «Нужен новый домик для зайки». В дальнейшем целесообразно использовать игровые ситуации: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». С целью объединения индивидуальных работ эффективно использовать рисование на общем фоне («Осенний урожай»), аппликацию на общих листах («Осенний ковер») . В конце занятия педагог благодарит детей от имени героев, при чем целесообразно на данном этапе использовать элементы театрализации. Следует обращать внимание детей на то, что качество и красота общей работы зависит от вклада каждого, а, значит, свою часть работы надо выполнять ответственно и аккуратно. На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей.

В средней группе педагог предлагает детям самостоятельно распределить обязанности (определить, кто что будет лепить, рисовать, вырезать). Задача педагога – научить детей работать согласованно, помогать друг другу. Для этого можно использовать различные приёмы: советы, напоминания, поощрения. В конце занятий педагог предлагает детям представить результаты работы в игровой форме, что позволяет добавить динамичности, увидеть сильные стороны работы и исправить слабые. Следует напоминать детям, что лист желательно полностью заполнять однородными элементами, ритмично их чередуя.

У детей в старшей группе уже есть опыт совместной деятельности, они умеют распределять между собой части задания, обсуждают технические или изобразительные приёмы, помогают друг другу, умеют обратиться за помощью и поблагодарить за оказанную услугу. Коллективная деятельность старших дошкольников под руководством педагога приобретает творческий характер. Дети учатся обсуждать не только содержание задания, но и средства его реализации (композицию, цвет, материал, способы создания и тем приёмы, которые повысят выразительность образов). Руководящая роль педагога заключается в том, что в начале занятия он беседует с детьми, уточняет предмет изображения, предлагает детям обсудить композицию. Далее следует совместно решить, с помощью какого материала будет создаваться работа. Педагог подбирает тематику коллективных занятий, основываясь на возросших изобразительных умениях детей, и постепенно расширяет возможности их действий. Дети работают вдвоём, втроём, вчетвером, группами или все вместе. Большинство коллективных работ предполагает выполнение большими подгруппами, в которых дети работают над одной композицией. По выполнении работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на работу со стороны. Это даёт возможность увидеть композицию целиком и оценить её композиционные и технические достоинства и недостатки. Если недостатки можно исправить, педагог предоставляет детям возможность справиться самостоятельно, а в случае затруднения, помогает советом.

  1. Индивидуальная работа позволяет преодолеть и сгладить специфические трудности, возникающие у ребёнка в рамках фронтальных занятий. Такая работа основывается на тщательном и всестороннем изучении особенностей развития ребёнка. Данную форму работы целесообразно использовать с: 1) отстающими детьми, которые не усвоили знания о новых произведениях; с замкнутыми, застенчивыми детьми; с детьми с рассеянным вниманием; 2) одарёнными детьми, которые проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности.

Чтобы заинтересовать ребёнка изобразительной деятельностью, мотивировать его совершенствоваться в области творчества, взрослый должен при необходимости оказывать своевременную помощь. К приёмам оказания помощи относятся: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение; использование иллюстрационного материала, художественного слова, предварительно рассматривания, наблюдения и т.д.

Список источников:

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника изобразительной деятельности/ Г.Г. Григорьева. - М., 1999.С. 96-136.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / М., 1983.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / М., 2006.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. - 4-е изд., перереб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 719 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
  5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. - М., 1991. с. 129-137.
  6. Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М., 2005
  7. Никитина, В. В. Экскурсия как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: консультации для воспитателей / В.В. Никитина // МБ ДОУ «Детский сад N 97 «Семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики. - Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2773.htm
  8. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций : учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина. - 2-е изд., испр. - Минск : Новое знание ; М.: ИНФРА-М, 2017. - 390 с.
  9. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» / М, 2006.
  10. Силивон, В.А. Индивидуализация обучения изобразительной деятельности/ В.А. Силивон. Мн., 2000.
  11. Эскендирова, С. С. Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] / С.С. Эскендирова / ГБОУ №2450 г. Москвы // Образовательный портал. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/3889-2013-11-10-12-15-39.html
13.11.2019