Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.
В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.
Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.
Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.). В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.
Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.
Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.
Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).
Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.
Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.
Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.
Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека. Объектами скульптурного изображения могут быть и животные. Так, скульптор-анималист В.А. Ватагин посвятил свое творчество изображению животного мира.
Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.
Круглая скульптура всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.
Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.
Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче объема приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени.
Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.
Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях лепкой перед педагогом ставятся определенные задачи:
Система обучения детей дошкольного возраста лепке строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет педагога с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно в детском саду используют глину и пластилин.
Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.
Детям среднего и старшего дошкольного возраста сырые или полупросушенные изделия дети можно предложить окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив, обжечь в муфельной печи.
Ангоб ― это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны. С древних времен ангобом люди расписывали глиняные изделия. В настоящее время ангоб широко используют для росписи керамической посуды.
Пластилин ― упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.
Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.
Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть пластмассовыми, деревянными и металлическими. Самая простая форма стеки ― палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски ― круг, но она может быть и квадратной. Дети среднего и старшего дошкольного возраста вместо досок могут воспользоваться настольными станками с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать свою работу. Для демонстрации работы целесообразно применять высокие подставки с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.
Существуют следующие виды лепки:
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам:
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его. | ![]() |
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. | ![]() |
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. | ![]() |
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. | ![]() |
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. | ![]() |
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. | ![]() |
Вдавливание. Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление. | ![]() |
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. | ![]() |
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. | ![]() |
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. | ![]() |
В учреждениях дошкольного образования при обучении детей лепке применяют различные способы и приемы лепки.
В младшей группе предлагают:
Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить.
Содержание работы с детьми: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.
На занятиях в средней группе добавляются новые способы:
Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приемы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окружающей жизни, прием обыгрывания темы и результата, прием сравнения, который помогает детям правильно передавать пропорции.
Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью
обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
На занятиях в старшей группе добавляются способы:
Предлагаются следующие приемы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание. Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.
Лепка отдельных предметов. Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями ― изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.
При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.
Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для детей младшего дошкольного возраста научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для детей среднего дошкольного возраста ― уточнять представление о форме предметов и их строении. Для детей старшего дошкольного возраста ― видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки.
Постепенно дети учатся создавать выразительные образы.
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.
В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.
Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.
Сюжетная лепка проводится с детьми старшего школьного возраста.
Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним детям воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.
В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.
Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.
Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.
Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.
Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.
Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:
При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.
В этой возрастной группе дошкольники не только учатся изображать форму, но и передавать динамику предметов. Ставится задача ― достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».
В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т. е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии. При использовании пластилина нужно помнить, что присутствует дополнительное изобразительное средство ― цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке ― формы.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста значительное место отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.
Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы.
Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.
Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.
Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей.
Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).
Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. Детям пяти лет можно дать задание ― изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в среднем дошкольном возрасте дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.
Первая младшая группа. Занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. На третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.
Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями - получилась лепешка, раскатал комок - получился столбик или шарик).
Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь ее свойствами, то он будет размазывать ее, разбрасывать по полу и т. д. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины в левую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движениями.
В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее. Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду.
На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5- 6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.
По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.
На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому педагог поясняет каждое свое действие. Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой — не более 10—12 мин. Педагог лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением стихотворения.
Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка. - И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка».
Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности.
Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще некоординированны. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета. В результате ребенок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.
Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:
Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить свое одобрение.
По мере усвоения элементарных действий с глиной дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм, которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов.
Сначала дети учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольными движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий).
В связи с тем что у ребенка двух лет зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, ему трудно соразмерить свою силу, отчего у одного и того же ребенка столбики могут получиться разной длины и толщины. Но это не имеет существенного значения, так как главное - закрепление движения, с помощью которого ребенок может создать цилиндрическую форму.
Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться четкости формообразующего движения рук. Это сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует от ребенка большего анализа действий, слаженности движений обеих рук.
Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). Эта форма получается от расплющивания шаровидной формы между ладонями. Таким образом, малыш знакомится с новым движением и возможностью видоизменять одну форму для получения другой.
Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолеты - из нескольких столбиков, баранка - из согнутого столбика, пирамидка - из нескольких колец или дисков, гриб - из цилиндра и диска, погремушка - из столбика и шарика).
Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Поэтому непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается. У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление.
Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов.
Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.
При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько ином плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик. Что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»
Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.
Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации.
Большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал (в данном случае - глина) и оборудование, плотно лежащие на поверхности стола толстые (1 см) и тяжелые доски, так как во время лепки они не должны двигаться. Нельзя предлагать легковесные подкладки, например, клеенку, так как у детей возникает желание поиграть: они завертывают глину в клеенку, отвлекаясь от занятия.
Для более успешного закрепления навыков лепки и обучения новым приемам следует проводить занятия не один раз в неделю, а два.
После того как дети хорошо усвоят материал, можно переходить к обычному чередованию занятий.
Важный момент в проведении занятия оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех).
Вторая младшая группа. Дети 3-4 лет уже знают, что из глины (пластилина) можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ней. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы - пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства.
Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.
Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными.
Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ, — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие.
Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр — в столбике, в заготовке для бараночек и др.).
На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.
Также необходимое условие - создание игровой ситуации, так как с помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами.
Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки).
Все приемы обучения, которые использует воспитатель, должны быть направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки.
Педагог должен использовать ряд упражнений, которые помогут педагогу в обучении детей лепке. Цель их - научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, дает возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.
Следующий этап обучения - это овладение умением видоизменять знакомую форму для получения какого-то другого предмета, а именно свертывать, например, палочку или столбик в колечко, баранку и т, д. Благодаря этому упражнению, в котором предусматривается раскатывание глины прямыми движениями, дети закрепляют приобретенные навыки. Здесь же воспитатель помогает детям освоить соединение концов цилиндрической формы и скреплять их. Если форма столбика получается почти механически (под воздействием ладоней), то при изображении кольца ребенку нужно зрительно проконтролировать правильность формы кольца или баранки. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий воспитатель обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: большая, больше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три.
Далее дети учатся раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, что сложнее для трехлетних детей, чем овладение движениями по прямому направлению. Чтобы раскатываемый ком принял округлую форму, необходимы зрительный контроль и координация движений обеих рук.
Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так, чтобы действия были четкими, понятными детям.
Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям: - Беру кусок глины, кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик.
Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.
Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.
Упражняясь в движениях по кругу, дети могут вылепить шарик, мяч, вишню, яблоко. На этом этапе обучения они не изображают характерные детали предметов, так как усваивают лишь движения, которые образуют форму шара.
Следующим этапом обучения является видоизменение шара. Малыши учатся расплющивать шар между ладонями, для того чтобы сделать диск. Этим они овладевают быстро, и вскоре из шара они лепят в форме диска лепешку, печенье, пряник.
После того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр, диск), можно перейти к лепке несложных предметов (снеговик, самолет). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров - большого и маленького; самолет - из трех удлиненных кусков глины.
Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней. В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.
К переходу в следующую группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.
С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.
Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки, сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.
После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться стихотворением или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.
Средняя группа. Дети 4 - 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, следовательно, повышается регулирующая роль речи. Ребенок средней группы более внимателен, он уже может выслушать объяснение воспитателя, но ему еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении.
Четырехлетние дети начинают уже выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, результаты лепки у детей средней группы мало чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.
Для успешного проведения занятий педагогом могут использоваться приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.
В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост.
Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.
На первых этапах обучения педагог объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены.
В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п.
Помогут создать более яркий образ, кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных педагогом (скульптуры малой формы, фигурки), обыгрывание темы и результата работы. Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения. Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки.
Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, снимают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры.
Так, во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал.
На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе.
На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом - оттягиванием глины от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема. Программа предусматривает и повторение упражнения для развития движений пальцев.
Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).
Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы.
Кроме того, перед тем как приступить к лепке, воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.
На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.
Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.
Образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.
Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска.
В ходе проведения занятия изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.
В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.
Так же как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.
Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств.
Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части.
Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы. Например, чтобы обозначить цыпленку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом
Старшая группа. Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их.
Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.
Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве.
С учетом того, что детям данного возраста уже характерна определенная самостоятельность в творчестве, то педагогу необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. На развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки.
Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.
Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно показать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.
Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ. Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.
Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.
С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.
Особых приемов обучения требует сюжетная лепка. Сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель.
Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.
Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.
В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.
Подготовительная группа. У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал намного шире. Идет дальнейшее развитие творческого воображения. Окрепла мускулатура кисти руки, а с ней развились мелкие движения пальцев. Развиваются эстетические оценки качеств предметов, появляются собственные суждения об окружающих предметах и событиях. Ребенок начинает понимать не только форму, строение, но и состояние предмета.
Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Детям старшего дошкольного возраста еще трудно понять сложное строение формы предметов, поэтому с помощью выразительных средств в лепке живых существ они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей у них все еще остается обобщенной.
Перед воспитателями подготовительной группы стоят следующие задачи по обучению детей лепке: развивать зрительное и мускульное восприятия формы предметов, учить использовать в лепке самые разнообразные средства для создания выразительного образа и осваивать различные изобразительные и технические приемы, развивать творческую инициативу.
В подготовительной группе дети хорошо знакомы с такими объемными формами, как шар, цилиндр, конус, диск.
Основываясь на знании, дошкольники подготовительной группы должны самостоятельно лепить уже знакомые им предметы (овощи и фрукты). Педагог на данном этапе обучения должен требовать от детей уточнения формы и пропорций, учить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью. Можно предложить вылепить небольшую композицию по представлению после рассматривания овощей или фруктов: овощи в корзине, фрукты на тарелке, в вазе. Если работа выполняется глиной, то после того как работы высохнут, дети могут их окрасить. Также для изображения подобных композиций можно предложить цветной пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством и позволит изобразить мелкие детали, что бывает трудно сделать из глины.
В подготовительной группе продолжается формирование умения изображать фигуры человека и животного. В начале занятий воспитателю целесообразно напомнить, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточнить приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Также следует показывать новые способы изображения, например, когда юбка дымковской куклы лепится из пласта глины в виде колокола, а верхняя часть туловища и голова - из конусообразного куска глины, затем обе части соединяются. Руки изображаются каждая в отдельности и прикрепляются к общей форме.
Одним из средств выразительности является изображение действия. Ребенок должен хорошо представлять изображаемый объект в определенном положении. Наиболее простые темы для изображения: «Ребенок держит флажок», «Спортсмен бежит на лыжах», «Я делаю зарядку». В этих темах определены конкретные действия, которые нужно изобразить. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.
Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.
Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам самим принять те позы, которые они собираются изобразить.
Например, кому-нибудь из детей предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.
Сюжеты, где присутствуют животные, для детей являются более сложными, чем сюжеты с человеком. Чтобы их решить, ребенку нужно знать повадки зверей, их движения (как зверь прислушивается к шороху в лесу, как ведет себя во время испуга, охоты, обороны, нападения). Для этого воспитатель может прочитать сказку, где точно подмечены характеры зверей.
В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.
Большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить зверей в цирке. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.
Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов.
Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать сказочных персонажей: Бабу Ягу, Ивана-Царевича, Снегурочку, Буратино, Царевну-лягушку и др.
Отличительные черты быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки.
Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.
В подготовительной группе особое внимание педагог должен уделять индивидуальной работе на занятиях по изобразительной деятельности. Так как детям уже знакомы способы лепки, то фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, а внимание педагог акцентирует на проявлении у детей творчества. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Воспитатель может предложить ребенку подумай, в каком положении у кота шея и голова, когда он ловит мышку, какой толщины шея около головы и около туловища.
Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.
Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.
Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.
В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.
Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.
Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.
Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.
От воспитателя дети должны узнать, что глина для изготовления пластинок должна быть очень мягкая, а краска, которой их окрашивают, называется ангобом, ее готовят из глины и воды (глину разводят водой до густоты жидкой сметаны) и наносят кистью на изделие толстым слоем путем примакивания кисти к изделию. Если изделие из белой или серой глины, то ангоб должен быть из красной, и наоборот. Педагогу следует привлекать детей и к подготовительной работе: подготовить глину и ангоб.
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то педагог предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Если ребята лепили с натуры, педагог при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.
Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.
В ходе обучения дошкольников лепке целесообразно использовать следующие методы и приемы обучения:
Наглядные методы и приёмы обучения.
Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у ребенка умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесные методы и приёмы обучения.
К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями. Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.
Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Практические методы.
В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.
Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя, т.к. данный материал используется достаточно. А глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.
Игровые методы и приемы обучения.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; от возраста детей и их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Ребенок дошкольного возраста интенсивно развивается. В результате чего восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.
С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы.
Для изобразительной деятельности детей дошкольного возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально.
Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается, так как внимание его все еще неустойчиво.
Происходят существенные изменения и в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища.
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.