Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Дидактические основы проведения учебных экскурсий состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена структура и методика экскурсий.
Рассмотрим структуру экскурсии, которая состоит из нескольких этапов:
Необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап ― использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.
Определяя место экскурсии в обучении учащихся Б.Е. Райков писал: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы».
Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.
Каждая учебная экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика ― существенный признак каждой экскурсии.
Тема экскурсии ― это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии.
Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен учащимся при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.
Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.
Цели экскурсии – воспитание, обучение и развитие учащихся, но основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.
Целями экскурсии могут выступать:
Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, учащимся предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов. По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, с которыми должен ознакомиться ученик.
Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ. Из всех объектов учитель отбирает самые интересные по внешнему виду и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет педагогу составить план проведения экскурсии.
Маршрут экскурсии ― это путь следования учащихся с учителем, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо заранее сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки
для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть ребят не будет принимать участие в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в ходе экскурсии. К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение учащихся от объекта к объекту. В ходе экскурсии учитель соблюдает три основных части: показ, рассказ и движение. Показ – главная часть экскурсии. Рассказ должен идти после показа объекта.
Экскурсия не должна быть очень продолжительной и быть идентичной уроку или лекции под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.
В ходе проведения экскурсии могут быть использованы различные методы обучения:
Словесные:
Наглядные:
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
Практические:
В ходе проведения экскурсии основным источником знаний является практическая деятельность учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы. В ходе данной работы целесообразно использовать следующие приемы:
Особое место среди практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в основном при изучении различных физиологических процессов.
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учащимися, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект/технологическую карту. В них определяется:
Конспект/технологическая карта определяет логическую последовательность осмотра объектов на маршруте и включают пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, основные творческие задачи учителя на каждом этапе.
Рассмотрим составление технологической карты экскурсии. Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она должна отвечать следующим требованиям:
Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать дидактические требования, соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии.
Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения граф. Объем карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
1-й лист - титульный. На нем указываются следующие данные:
Технологическая карта экскурсии на тему «…….», класс____
Вид экскурсии
Продолжительность
Протяженность
Цель экскурсии
Задачи экскурсии
Маршрут экскурсии
Дата составления
Учитель
2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.
маршрут |
остановка |
объекты показа |
время (мин) |
перечень вопросов, раскрывающих тему и подтемы |
организацион-ные указания |
методические указания |
|
|
|
|
|
|
|
В графе «маршрут экскурсии» поэтапно указываются все природные объекты, по которым должны следовать учащиеся, при этом маршрут разбивается на отдельные отрезки пути (около 10 минут) и остановки. Первой называется тот объект, где рассказывается вводная часть темы.
В графе «остановки» называются те точки маршрута, где учащиеся должны остановиться. При этом указывается конкретное место остановки, например, у муравейника, на опушке ….
В графе «объекты показа» должны быть перечислены основные и дополнительные объекты, которые показываются учащимся во время остановок. Это могут быть объекты, расположенные рядом и, которые просматриваются вдали.
В графе «время» указывается время, которое может быть затрачено на показ объекта (или группы объектов) во время остановки, на рассказ учителя и на передвижение по маршруту к следующей остановке (объекту).
Графа – «наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему» - содержит название одной или нескольких подтем, которые раскрываются на данном маршруте. Количество вопросов подтемы может колебаться от одного до трех. Не следует вводить в подтему слишком разные по содержанию вопросы. Все вопросы должны соответствовать учебной программе.
В графе «организационные указания» даются рекомендации по передвижению учащихся по маршруту, возможны дополнительные рекомендации по ТБ.
В графе «методические указания» называются методические приемы, которые следует использовать на каждом конкретном участке маршрута или на остановке. В этой графе также можно отметить следующее: диспут, беседа, практическая работа, объяснить учащимся термины.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать типовую карту, а можно использовать разные варианты, которые на взгляд учителя предпочтительнее.
Рассмотрим варианты и образцы технологических карт.
Вариант 1.
Технологическая карта экскурсии.
Тема экскурсии: Животный мир заповедника
Продолжительность (час): 60 минут
Протяженность (км): 200 м
Содержание экскурсии: познавательная
Маршрут экскурсии: 3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы
Этапы перемещения по маршруту |
Места остановок |
Объект показа |
Время |
Основное содержание информации |
Указания по организации |
Методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Начало осмотра - информационный зал |
19 стендов и 2 карты |
Стенды, карты |
5 |
История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи |
Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала |
Экскурсионная справка о заповеднике. Предварительный осмотр стендов |
Млекопитающие |
Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры |
Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника |
20 |
Биология и местообитание животных: млекопитающие заповедника |
Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы, где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы |
Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы |
Птицы и рыбы |
Диорамы и витрины |
Орнитофауна и ихтиофауна заповедника |
20 |
Редкие виды, занесенные в Красную книгу .Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер |
Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы |
Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы |
Вариант 2.
Технологическая карта экскурсии «Знакомство с птицами леса», 7 класс.
Вид: учебная экскурсия
Продолжительность: 80 минут
Протяженность: 1км
Задачи экскурсии:
|
- познакомить учащихся с многообразием лесных птиц родного края; - расширить и конкретизировать знания учащихся о значении птиц в лесном сообществе; - выработать у учащихся первоначальные умения наблюдать за птицами |
Планируемые результаты обучения:
|
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии лесных птиц родного края; убеждаются, что птицы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённых условиях; у учащихся совершенствуется умение правильно вести себя в природе. Метапредметные: учащиеся учатся наблюдать за птицами в естественной обстановке, фиксировать и оформлять результаты наблюдений, делать выводы, обобщать полученные данные. Личностные: у учащихся воспитывается чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к животным, формируются элементы экологической культуры. |
Деятельность учащихся |
- работа в группах по изучению многообразия лесных птиц, - сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии |
Основные понятия |
Экологические группы птиц по местам обитания, лесные птицы, приспособленность птиц к среде и местам обитания. |
Подготовка учащихся к экскурсии |
Повторить материал об особенностях внешнего строения и образе жизни птиц; изучить литературу о многообразии птиц родного края; подобрать фотографии местных птиц. |
Ход экскурсии
|
1. Вводная беседа о многообразии лесных птиц, их систематической принадлежности, экологической специализации редких и исчезающих видов птиц. Самостоятельные наблюдения учащихся за птицами Признаки птиц, на которые следует обращать внимание: 2. Внешний вид птицы (величина и телосложение, окраска, форма хвоста и клюва, наличие или отсутствие хохолка на голове). 2. Движения: а) на дереве: птица сидит спокойно, вертится по сторонам, суетливо перепрыгивает с ветки на ветку, лазает по стволу, передвигается вдоль ветки; б) на земле: птица ходит быстрыми шагами, кивая при каждом шаге головой; быстро бегает; скачет; передвигается толчками, но не подпрыгивает; в) при остановках (также сидя на дереве или других предметах): делает движения хвостом — сильно и быстро размахивает хвостом вверх и вниз и по сторонам, медленно качает хвостом, быстро потряхивает хвостом, вздёргивает хвост кверху и одновременно делает «поклоны», время от времени вздёргивает хвост кверху, но без «поклонов»; г) полёт: обыкновенный машущий (непрерывное движение крыльями), скользящий (с распростёртыми крыльями), переменный (чередование обыкновенного и скользящего полёта), волнообразный (птица машет крыльями при подъёмах и прижимает их к телу при спусках). Многие птицы имеют характерные движения при взлёте и при посадке после полёта. Их следует по возможности описывать |
Заключение |
Заключительная беседа, в ходе которой обобщаются результаты наблюдений, учащиеся докладывают о результатах проведённых наблюдений; проверяется правильность выполнения заданий.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.