Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии
Оценка 4.6
Алейников Игор

Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии

Оценка 4.6
Статья
история
5 кл
22.10.2020
Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии
в пятом веке до нашей эры после окончания греко-персидских войн в руках победителей греков оказалось большое количество золота и пленных древнегреческий историк геродот так описывал богатство захваченные или нами у персов после битвы при платеях греки нашли шатры убраны и золотом и серебром позолоченные и посеребренные ложе золотые сосуды для смешивания вина чаши и другие питьевые сосуды на повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами спавших врагов они снимали запястье ожерелья и золотые мечи золото было взято так много что его продавали так как будто это была медь влади появилось большое количество рынков туда привозили пленных персидских воинов и продавали их как рабов за 50 лет в греции было продано больше 150 тысяч рабов захваченное золото греки использовали для обработки новых земель открытие ремесленных мастерских возведении зданий но теперь самую тяжелую работу ремесленников земледельцев и строителей выполняли рабы которых в греции стало очень много в пятом веке до нашей эры рабский труд стал основной силой в хозяйстве эллады в это время свой расцвет переживают афины поле стоял во главе морского союза греческих государств сыгравших главную роль в победе над персидским царством в освобожденных от персов городах афиняне устанавливали демократию афин и стали одним из самых влиятельных и богатых государств во всей элладе афиняне которые после окончания войны отстроили разрушенный город заново очень гордились им если ты был в афинах и не восторгался ими говорили а не то ты осел путешественник попавший в афины мог долго любоваться новыми мощными оборонительными стенами красивыми зданиями и величественными храмами в многочисленных ремесленных мастерских города создавались изделия прославившие полис во всем средиземноморье одним из самых известных ремесленных районов в афинах был керамик здесь трудились гончары из обожженной глины они создавали сосуды разных форм и размеров амфоры кратеры и пиф из и которые украшали рисунками еще до войны с персами было принято наносить черным лаком на красноватые стенки сосудов фигуры богов и людей такие вазы называли черным фигурными позднее стали делать иначе для фигур оставляли естественный цвет глины а стенки покрывали черным лаком который сиял на солнце и не тускнел от времени такой способ украшать изделия стал называться красный фигурным кроме дорогих расписанных вас гончары изготавливали из глины дешевую посуду глиняные бочки для хранения зерна сосуды с двумя ручками для вина и масла кувшины для воды чаши изделия изготовлены из обожженной глины в этом районе афин стали называться керамикой в мастерских трудились свободные мастера и рабы рабам поручалась самая тяжелая работа вымешивать глину и топить огромные печи самой шумной и многолюдной площадью афин было агара здесь многочисленные торговцы зазывали покупателей предлагали купить масло уксус рыбу зелень сыр на этой площади афиняне и жители других городов могли насладиться разнообразными зрелищами петушиными боями представлениями фокусников и глотателей кинжалов в специально отведенном месте продавали рабов толпы людей стремившихся попасть на площадь были так велики что знатные греки брали с собой рабов которые расчищали им дорогу корабли из других государств везли в афины различные товары из египта льняные ткани и папирус из африки слоновую кость из причерноморских колоний зерно соленую рыбу и рабов суда приплывали в главный порт города пирей там их ждало специальная торговая гавань афине не любили вступать и беседы с купцами узнавать новости и цены на товары слушать рассказы о приключениях и морских разбойников за право торговать в афинах каждый купец платил пошлину которая пополняла казну полиса в пятом веке до нашей эры афины превращаются в крупнейшей в ладе центр ремесла и торговли среди купцов было немало переселенцев они приезжали из других городов и оставались жить в афинах они говорили по-гречески одевались так же как греки поклонялись тем же богам однако за право жить в афинах переселенцы платили налог по обеим сторонам дороги соединяющие афины с главным портом предусмотрительные жители полиса на случай войны возвели длинные стены в пирее находились и две военные гавани там располагался афинский порт 400 быстроходных 3р которые одерживали победы над огромными судами персов входы в гавани были закрыты цепями и канатами а мощные стены скрывали все происходящее от любопытных глаз афины были самым демократическим среди всех еллинских государств столетие середины 5 до середины четвертого веков до нашей эры называют золотым веком афинской демократии сами афиняне с гордостью говорили о том что в управлении их по лесам участвует не меньшинство как в других греческих городах а большинство граждан полноправным афинским гражданином считался коренной житель отеки оба родителя которого были полноправными гражданами когда детям граждан исполнялось 18 лет их имя заносили в особые списке эти списки тщательно проверялись специальной комиссии затем молодые люди собирались со всей отеки в районе пирея здесь в течение года они проходили обучение и получали воспитание под руководством специальных учителей избранных из числа наиболее уважаемых афинян юноша обучались стрельбе из лука метанию копья физическим упражнением большое внимание уделялось воспитанию молодых людей после окончания занятий учитель отчитывались о своей работе перед народным собранием а их подопечные демонстрировали все чему они научились затем юноши получали щит и копье и отправлялись охранять границы страны после года службы в день своего 20-летия они получали право называться а финскими гражданами каждый гражданин афин был свободен и не зависел ни от какого другого человека он имел право владеть земельным участком и мог рассчитывать на помощь полиса если испытывал трудности с деньгами гражданин обладал правом носить оружие и служить в финской армии полноправный афинянин мог участвовать в народном собрании совете 500 и занимать государственные должности его защищали афинские законы ему позволялось почитать греческих богов и принимать участие в общественных празднествах при этом каждый афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке а также защищать родной полис от врагов с оружием в руках он должен был повиноваться законом и принимать активное участие в жизни города-государства идеалом полноправного афиняне на был свободный сильный и воспитанный человек который владел земельным участком и обладал не большим богатством все граждане афинского полиса независимо от того каким богатством они владели созывались на народное собрание и только женщины туда никогда не приглашались на народном собрании афиняне принимали государственные законы решали вопросы войны и мира избирали граждан на разные должности а также выслушивали обсуждали годовые отчеты об управлении по лесам народное собрание распоряжалась деньгами и богатствами афинского полиса она давала право новым гражданам государства и выносила приговора лишение прав и изгнание из полиса тех кого подозревали в намерениях разрушить афинскую демократию народное собрание созывалось один раз в девять дней или четыре раза в 36 дней на каждом собрании обсуждались несколько вопросов которые заранее рассматривались советом 500 председатели заседания выбирали с помощью жребия по обсуждаемым вопросам мог выступить каждый афинский гражданин не нарушая однако правил поведения каждый афинянин обладал правом предложить новый закон которые затем принимали или отвергали остальные участники народного собрания граждане имели право также подать жалобу на уже действующий закон как только такая жалоба поступала в народное собрание действие закона приостанавливалось и закон снова обсуждался если жалоба признавалась справедливой автора закона приговаривали к штрафу а иногда и к лишению гражданских прав и даже к смертной казни на народном собрании афиняне были очень внимательны и серьезно относились к своим обязанностям поэтому даже те кто занимал самые высокие должности со страхом ожидали дня когда предстояло отчитываться перед всеми гражданами чтобы достойно выступить на собрании нужно было заранее подготовить речь и произнести ее без запинок красивым и громким голосом поэтому многие афиняне становились хорошими ораторами однако не все граждане которым правило позволяли присутствовать на народном собрании принимали участие в его заседаниях беднякам нужно было зарабатывать деньги чтобы прокормить семью они не могли покинуть свои поля и мастерские на целый день поэтому в начале четвертого века до нашей эры в афинах был принят закон по которому все кто посещал народное собрание получали за это столько денег сколько зарабатывал афинский ремесленник в день новые афинские законы приняты на народном собрании обычно начинались со слов постановил совет и народ совет пятисот в афинах был столь же важен как и народное собрание чтобы никто из влиятельных и знатных афинян не мог провести в совет угодных ему людей используя подкуп или свое влияние члены совета избирались по жребию совет следил за соблюдением принятых законов обсуждал новые наблюдал за использованием денег и строительством кораблей изданий члены совета избирались на один год и получали за свою работу большую сумму денег в пятом четвертом веке до нашей эры афинская знать по-прежнему собиралась на ареопаг он состоял из 60 70 аристократов которых избирали на всю жизнь афиняне не осмелились уничтожить древний ареопаг но оставили ему право решать только некоторые вопросы здесь разбирали дела об умышленных убийствах поджогах нарушениях правил почитание богов совет знать и должен был также наблюдать за нравами граждан по леса и соблюдением древних традиций для управления многолюдными афинами существовали специальные коллегии за их работой наблюдал совет пятисот среди них были коллегии архонтов и стратегов архонта обсуждали военные вопросы следили за тем как проводятся важнейшие религиозные церемонии и празднества рассматривали судебные дела стратегии возглавляли а финскую армию проводили набор войско командовали им во время военных действий стратегии отвечали за деньги которые полис выделял для армии а также распоряжались захваченный добычей должности командиров конницы и гоплитов занимали граждане обладающие способностями к военному делу и получившая специальную подготовку их выбирали открытым голосованием так как эти места были особенно ответственными деньгами и богатствами полиса занимались также специальные коллегии так одни афиняне были хранителями казны государства другие следили за поступлением денег третье выдавали определенные суммы должностным лицам а четвертые проверяли отчеты всех остальных в афинах были также специальные учреждения которые следили за тем чтобы город содержался в чистоте наблюдали за рынками не позволяли самовольно повышать цены на хлеб за порядок в городе отвечала особая коллеги в распоряжении которой находился отряд из 300 государственных рабов вооруженных луками с помощью этого отряда можно было быстро урезонить нарушителей спокойствия гордостью афин был суд присяжных справедливость которого признавали даже противники полиса по преданию он был создан еще во времена салона в седьмом шестом веках до нашей эры в пятом веке до нашей эры роль суда в жизни афинского полиса стало очень большой судьями избирались 6 тысяч граждан не моложе 30 лет имеющий определенный жизненный опыт и некоторые знания как правило отцы семейств председателем на судебном заседании был архонт стратег или член какой-либо другой коллегией во время суда между собой состязались обвинитель который приводил доказательства вины и защитник который их опровергал выслушав речь и обвинителя и защитника судьи голосовали ответчик либо признавался невиновным либо приговаривался к наказанию у него отбирали богатство требовали штраф сажали в тюрьму самыми суровыми были такие приговоры как лишений гражданских прав изгнание из смертная казнь таким образом граждане управляли афинами с помощью хорошо продуманных законов и правил однако полноправные афиняне составляли меньшую часть всех жителей полиса огромное число медиков и рабов не принимала участие в управлении государством и хотя законы афин запрещали убивать рабов они были все же самыми бесправными людьми в полисе им было запрещено распоряжаться своим трудом иметь семью менять место жительства у раба часто не было имени его заменяло кличко однако иногда рабовладельца отпускали самых преданных слуг или тех кто мог заплатить им большой выкуп на волю освобожденных рабов называли вольноотпущенник ami
22.10.2020