Блочно-модульное планирование - это результат систематизации форм и методов, применяемых учителем. При этом необходимо учитывать и дидактические принципы: отбор и генерация учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, ориентация учащихся на самостоятельную познавательную деятельность. Каждый учебный курс состоит из учебных модулей, состоящих из блоков-модулей содержания теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков. То есть фактически возможно разделение всего учебного материала на модуль содержания, модуль обучения и модуль контроля. Конструирование модулей по типу функционального узла, интегрирующего все компоненты систем ы, позволяет выделить его в качестве единицы процесса обучения. Состав, структура, функционирование модуля, посредством которого взаимодействуют подсистемы преподавания и учения, полностью характеризуют особенности процесса обучения на модульной основе. Причем контроль проводится в формах, снижающих напряжение и страх учащихся:
Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы. Процесс построения модульной программы курса начинается с определения ее структуры. Прежде всего, необходимо сформулировать комплексную дидактическую цель курса, которая и будет реализовываться модульной программой. Далее составляется план действий, на базе которого разрабатываются модули, состоящие из отдельных элементов обучения конкретным приемам, творческому мышлению, самоконтролю. Содержание отдельных модулей должно быть представлено законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью. Этапы структурирования модульной программы:
На подготовительном этапе структурирования учебной модульной программы большое внимание уделяется:
Первый этап разработки модульной программы включает:
Учитель должен умело разложить содержание и по уровню сложности, и по методам работы над ним, не забывая про алгоритмизацию. Это значит, что если, например, при изучении нового материала учитель задает самостоятельную работу с текстом учебника, то обязательно должен продумать наводящие вопросы для учащихся с низким уровнем обученности, рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто выполнил задание полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы, дополнительная информация и т.д. Ученики имеют разные учебные возможности: кто-то может только узнать знакомые факты, кто-то выполнит несложные действия, а кто-то установит межпредметные связи. Технология модульного обучения дает учащимся возможность выбора.
Второй этап - разработка структуры модуля.
Описание структуры модуля идет параллельно по всем модулям курса. Точно сформулированная комплексная дидактическая цель определяет направление изучения каждого модуля и, соответственно, отбор содержания учебного материала.
В зависимости от цели модульные программы могут быть познавательного или деятельностного типа.
Для составления новых модульных программ необходимо:
1) выявить из учебных программ требования к подготовке учащихся по данному предмету и в соответствии с ними определить комплексные дидактические цели;
2) привести в соответствие с ними модули (блоки информации), раскрывающие задачи обучения, объединить их в систему;
3) для каждого модуля охарактеризовать совокупность приемов и в соответствии с ними выбрать методы обучения.
Модуль как средство модульного обучения — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Чтобы составить план действий, нужно:
1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения;
2) объединить учебное содержание в определенные блоки;
3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения);
4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;
5) разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
Структура модуля включает:
Особенность этой структуры проявляется в том, что она дает не описательную, а конструктивную предписывающую схему, определяя результат обучения на выходе. Четкая формулировка комплексной дидактической цели, выраженная через результаты деятельности учащихся, позволяет разрабатывать критерии оценки результатов обучения. Составлением модульной программы на весь годовой предметный курс требует от учителя досконального изучения пояснительной записки к учебной программе, из которой будет формулироваться комплексная дидактическая цель. Большой объем работы потребуется для составления тематического планирования, потому что оно будет отличаться от предложенного календарно-тематического планирования по учебному предмету, не учитывающего индивидуальные возможности класса и отдельных учащихся. Критерии оценки деятельности учащихся должны быть разработаны по правилам рефлексивно-оценочной деятельности, дающей учащимся возможность оценивать самостоятельную познавательную деятельность, и понимать, какой будет его отметка за выполнение модуля. Рейтинговая система оценки - одно из сильных и сложных звеньев технологии модульного обучения. Планируя модульную программу на конкретную тему, необходимо увязывать комплексную дидактическую цель изучения курса с комплексной дидактической целью темы и внимательно из этих целей переходить к целям каждого модуля полученной программы.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную работу. Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи. Необходимо четко знать, что представляет собой комплексная дидактическая цель, и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия он должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д. Поэтому методическая грамотность учителя предполагает наличие умений проводить педагогический анализ, постановку целей, планировать, организовывать, контролировать корректировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки выполнения, коррекцию собственной деятельности. В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты и т.д. Затем разработать методическое сопровождение учащихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. С учетом объема и сложности учебного содержания, ограниченного количества учебного времени, отводимого на изучение некоторых школьных предметов, многие учителя используют некоторые формы уроков из лекционно-семинарской системы: лекции, практикумы, конференции и т.д. Такой подход требует педагогического мастерства и способствует развитию компетентности учителя. Необходимо помнить, что для многих учащихся самоцелеполагание, самооценка и рефлексия - очень сложные процессы для учащихся и требуют дополнительной подготовки. Учитель тоже должен изменить свою функцию с информационной на консультирующую. Важно, чтобы учащиеся владели умениями самостоятельной организации обучения, планирования времени и необходимыми общеучебными и информационными умениями. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с технологией модульного обучения. При этом к перечисленным умениям добавляются те, которые необходимы в лекционно-семинарской системе: уметь составлять опорный конспект лекции, самостоятельно готовиться к практикуму и зачету, выступать на семинарах, отстаивая и аргументируя свою позицию или точку зрения.
Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Технологическая карта – одно из средств обучения, которое может дополняться другими. Поэтому главным является не таблица, с помощью которой описывают модуль, а алгоритм процесса самостоятельного познания учащегося с учетом его индивидуальных способностей и учебных возможностей. Технологическая карта больше подходит для модульных программ на целую тему. Выбор форм представления модульной программы остается за учителем.
Последовательность действий учителя по составлению модульной программы выглядит следующим образом:
Построение модульной программы предполагает определенный алгоритм, состоящий из следующих этапов:
Частные дидактические цели - это цели учащихся на каждый учебный элемент.
Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно, достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учителя-предметники часто используют обучающий модуль. Это связано с тем, что некоторые учащиеся продолжительное время не посещают школу по уважительным причинам, или находятся на надомном обучении, поэтому учитель предлагает им обучающий модуль, в котором четко расписан алгоритм работы с учетом положения, в котором оказался учащийся. На уроках трудового обучения и информатики в группе оказываются учащиеся с разным уровнем подготовки: одни иглу в руках держат второй раз в жизни, другие картины вышивают; одни используют компьютер только для игр, другие уже создали какие-то свои игры. Поэтому учителя используют разноуровневые обучающие модули. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
Построение учебного модуля заключается в следующем:
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Учитель должен хорошо сам владеть не только системой оценивания, но и рейтинговой системой. В технологии модульного обучения большое значение имеет обратная связь. Принцип обратной связи заключается в следующем:
В модульном обучении существует специально созданная учебная программа, состоящая из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей. Модульное обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.
Целевой план действий - это последовательность освоения отдельных учебных элементов, модулей внутри целостной модульной программы, позволяющий спланировать достижение результата. Совокупность содержащейся в модулях информации, представленной различными средствами ее передачи, называется информационным банком. Под методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки его эффективности.
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).
Начинается модульное занятие с целеполагания. Следующий этап в модульном занятии — мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание материала подается в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. Отработка материала идет через выполнение практических работ, решения учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля — само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем, т.е. контролем преподавателя, коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока учащиеся возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Обратите внимание — свою работу.
В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и коррекция знаний и умений. Поэтому, модульные занятия по времени проводятся не менее чем за 2 урока. Каждый модуль должен включать:
Содержание обучающего модуля включает элементный состав (учебные элементы), которые определяют учебное содержание модуля. Учебными элементами являются:
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
При составлении плана модульного урока, учитель может придерживаться следующего алгоритма:
Структура модульного урока
Номер учебного элемента. |
Содержание этапа |
Основные дидактические задачи этапа |
УЭ |
Тема. |
Необходимые знания и умения.
|
УЭ №1 |
Проверка домашнего задания. Цель: |
Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально). |
УЭ №2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель: |
Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом) |
УЭ №3 |
Закрепление новых знаний. Цель: |
Пояснения учителя |
УЭ №4 |
Рефлексия. Цель: |
|
Структура модуля
Номер Учебного элемента |
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. |
Управление обучением (содержание, формы, методы). |
Рекомендации (Как сделать?) |
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. |
УЭ -0 |
Цели и задачи модуля. Актуализация целей. |
Методическое руководство. |
Необходимые знания и умения. |
Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 |
Учебный модуль. Цель элемента. |
Входной контроль. |
Пояснения к учебному материалу. |
|
УЭ – 2 |
Обобщение. Цель элемента. |
Источники информации, алгоритмы решения задач. |
|
|
УЭ – 3 |
Контроль (самоконтроль и выходной контроль). |
|
|
Проверка по ключу, эталону. |
Большая подготовительная работа, изменение роли на уроке часто настораживают учителя. Желаемых результатов добиваться трудно, но с применением этой технологии на протяжении 2-3 тем, анализом собственных ошибок, изменением поведения учащихся, знающих, что их модуль могут выполнить только они сами, к учителю приходит мастерство, уверенность в собственных силах и свобода в выборе формы и типа урока., уверенность в постановке и достижении совместных с учащимися целей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.