Воспитание мальчика. Воспитание девочки. В чем отличие в подходах к воспитанию?
Оценка 4.6


Воспитание мальчика. Воспитание девочки. В чем отличие в подходах к воспитанию?

Оценка 4.6
Родительское собрание
СВИДЕТЕЛЬСТВО СА-000000 Подтверждается использование дистанционного обучения участников образовательного процесса при организации и проведении международного родительского собрания Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/СА-000000 03.08.2021 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Воспитание мальчика. Воспитание девочки. В чем отличие в подходах к воспитанию?
Cвидетельство участника
249


Воспитание мальчика. Воспитание девочки.  В чем отличие в подходах к воспитанию?

Воспитание ребенка – это главная задача родителей. И чем больше родители знают о тонкостях психологии детской природы, тем легче им будет найти подход к ребенку. Ведь установление взаимоотношений между двумя поколениями – это зона ответственности родителей.

Есть ли отличия в воспитании мальчиков и девочек?

Дети разных полов имеют не только физиологические отличия. Они по-разному развиваются и в физическом, и в психологическом плане, различаются развитием интеллектуальных способностей, познанием окружающего мира, по-разному рассуждают, думают, мыслят, анализируют. Мальчик не может стать надежным и успешным, достигнув определенного возраста, он становится таким изо дня в день, пока растет. Девочка, выйдя замуж, не станет вдруг заботливой и любящей женой и мамой, она такой должна воспитываться с рождения.

Во всех традиционных культурах воспитание мальчиков и девочек всегда отличалось. Например, в культуре Японии есть День мальчиков и День девочек, и каждый из этих дней имеет древние традиции, символику, сопровождается специальными ритуалами.

Даже в демократичной американской системе воспитания весьма распространена мотивация, применяемая по отношению к мальчикам: «Ты когда-нибудь сможешь стать президентом», а вот для девочек используется другая формулировка: «Ты когда-нибудь сможешь стать первой леди».

В славянской народной педагогике также отчетливо прослеживаются тенденции дифференцированного воспитания детей. Залогом успешного воспитания выступал положительный пример родителей – матери и отца. Целью воспитания у наших предков являлось освоение мальчиками роли мужчины как добытчика, защитника семьи, девочками – роли матери, жены, хранительницы семейного очага. Ранее существовала традиция заворачивать новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Считалось, что это связано с программированием характера ребенка.

В крестьянских семьях труд детей дифференцировался в зависимости от их пола. Девочек привлекали к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, под руководством матери приобретали навыки в рукоделии. Мальчики помогали в жатве, во время сенокоса, их учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы активно включались в воспитание детей только после того, как ребенку исполнится три года. Они учили сыновей мастерить, раскрывали им секреты охоты и рыбалки. С трех лет дети принимали пищу за общим столом, при этом девочку брала на колени мать, а мальчика – отец.

Таким образом, традиционное воспитание предусматривало социальную дифференциацию полов с рождения ребенка, формировало различные системы ценностей и жизненных ориентиров у девочек и мальчиков.

Основная проблема в воспитании мальчиков и девочек в современном обществе – это уравнительный подход.

Какие факторы влияют на воспитание ребенка?

Первый фактор – это окружающая среда. Дети наблюдают за поведением взрослых и копируют его, поэтому следует помнить главное правило воспитания: воспитываем личным примером.

Второй фактор - Эмоциональное окружение. Для ребенка очень важна атмосфера, которая царит в семье: уважение, взаимопонимание и доверие не только будут способствовать укреплению духовных связей в семье, но и развитию ребенка.

И третий фактор - личностные особенности (к которым относится также гендерная принадлежность). Родителям необходимо учитывать, что мальчики и девочки по-разному развиваются не только в физическом, но и в психологическом плане.

Особенности ролевой модели поведения девочек

Девочки с самого раннего возраста склонны к попечительству (они охотно ухаживают за куклами или младшими детьми в семье). Начало учебы как правило, у девочек проходит успешнее, что связано с естественным физиологическим отставанием мальчиков в развитии и морфологическом созревании головного мозга. Учебные успехи у девочек также выше, чем у мальчиков, примерно до периода полового созревания. Они стремятся активно участвовать в общественной жизни.

В коллективе девочки быстрее устанавливают контакты с другими детьми. Но уже 7-8 классах число «изгоев» в среде девочек больше. Одноклассники могут отвергать девочек из-за особенностей темперамента и интеллекта.

Разрешение конфликтов между девочками происходит на эмоциональном уровне. Они используют разговор для того, чтобы выразить собственные чувства, охотно идут на контакт со взрослыми, стараются наладить отношения с подругами.

Особенности ролевой модели поведения мальчиков

В начальных классах мальчики менее успешны, поскольку морфологически их неравная система созревает медленнее, чем у девочек. Для решения математических задач мальчики используют область пространственного мышления. После полового созревания мальчики догоняют своих одноклассниц в учебных успехах. Обычно они лидируют в математических науках, ведь повышение уровня тестостерона повышает пространственную ориентацию, препятствует развитию усталости, повышает уровень целеустремленности.

С самого раннего детства мальчики не просто наблюдают за тем, что делает их отец, но стараются поучаствовать в «мужских» делах. Они прямолинейны в своих высказываниях, что делает их более понятными и предсказуемыми. В группах мальчиков каждый борется за лидерство и повышение своего статуса. Поэтому мальчики выбирают себе в друзья тех, кто менее успешен и не является конкурентом.

Конфликты мальчики решают с позиции силы, отвергая более слабого. Если мальчики встречают ребенка, который имеет какой-либо недостаток, то подвергают его остракизму или делают жертвой.

Часто пренебрежение учебными успехами воспринимается мальчиками как составляющая мужского поведения, поэтому они хуже успевают в учебе.

Разделение класса на успешных девочек и мальчиков-хулиганов часто провоцирует последних на демонстрацию девиантного поведения. А слишком высокие требования к послушанию со стороны взрослых могут вызвать у мальчиков неконтролируемую агрессию и неадекватные реакции.

Развитие психических функций девочек и мальчиков

Психические функции

Девочки

Мальчики

Восприятие

  • более чувствительны к звуковым сигналам;
  • предпочтительно ограниченное пространство;
  • легко воспринимают символы и эмоции.
  • выше острота слуха;
  • большее значение при восприятии имеет перспектива;
  • хорошо воспринимают новую информацию.

Способ обработки информации

  • информацию обрабатывают обычно стандартно, по шаблону.
  • постоянно ищут новые пути выполнения привычных операций.

Память

  • при необходимости выучить урок девочки опираются на механическое запоминание;
  • проговаривают информацию, чтобы лучше запомнить.
  • лучше всего запоминают те факты, которые «открыли» сами.

Выполняемые операции

  • лучше всего манипулируют с цифрами и формулами.
  • лучше манипулируют с геометрическими фигурами

Мышление

  • прагматично и конкретно мыслят, ориентированы на предполагаемый результат.
  • характерна высокая поисковая активность, направленная на поиск закономерностей;
  • хорошо развито пространственное мышление

Эмоции

  • направляют свои чувства во внешний план, проговаривают их, иногда неоднократно
  • свои чувства переживают внутри себя, хотя эмоции их достаточно сильные

Что нужно учитывать при воспитании мальчиков и девочек?

  1. У мальчиков и девочек разные способы получения знаний.

Учёные выделили основные гендерные различия детей младшего школьного возраста.

У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.

Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях.

У девочек лучше развито сенсорное восприятие.

Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, их мозг не приспособлен к этому. Чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.

Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках, что влечёт за собой нарушение дисциплины.

В процессе усвоения действий необходимо создавать ситуацию поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.

У мальчиков лучше развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное.

У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают записать и выполнить домашнее задание.

Исходя из особенностей гендерного развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста, следует отметить и различный подход к обучению:

  • При решении задачи мальчик должен сам открыть принцип решения, а с девочкой следует сперва разобрать, а затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач.
  • У мальчиков необходимо развивать сенсорное восприятие и вербальные навыки. Для этого детям необходимо давать потрогать ту или иную вещь и чаще предлагать рассказывать и выдумывать. У девочек следует развивать абстрактное пространственное восприятие. Для этого использовать наглядность и практическую деятельность с конкретными предметами.
  • Не следует ограничивать мальчиков в движении. Лучше создайте для этого соответствующие условия.
  • У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство.

Причины неуспеваемости у девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте различны: у девочек основная причина – слабое здоровье, у мальчиков – несформированность навыков учебного труда, отрицательное отношение к учёбе.

В среднем школьном возрасте мальчикам труднее сосредотачиваться и удерживать внимание, т.к. они по-прежнему сложно переносят статическую нагрузку, а девочки более внимательны, собраны. Девочки лучше усваивают материал в процессе многократного повторения. Мальчики не переносят повторения, а заставляя повторять можно сформировать негативное отношение к учебе.

Девочки в большом своем количестве являются визуалами – то есть усваивают информацию в основном за счет зрительного канала, а юноши – аудиалы.

Девочки могут решать задачу речевым способом, а мальчикам помогут модели схемы. Оптимальный путь познания большинства мальчиков – от практических действий к теоретическим положениям; оптимальный путь познания большинства девочек – от теории к практике.

  1. Мальчики и девочки различным образом реагируют на оценивание.

Так как для девочек на первое место выходит эмоциональное общение, поэтому им важно кто конкретно их оценивает, какие слова при этом употребляет, им важно «быть хорошими». Девочкам же нельзя сразу давать оценку, так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей рационально осознать сказанное. Помните, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные.

Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Их интересует, что оценивается и аргументация оценки. Поэтому эмоциональная реплика для мальчика не будет иметь никакого значения.

Если вы собрались читать нравоучения мальчику, то будьте готовы к тому, что он будет равнодушен к наставлениям. У мальчиков короткий пик эмоциональности: он среагировал в начале разговора потом у него снижается активность слуховых отделов коры мозга и канал поступления информации у него закрывается. Поэтому постарайтесь сказать самое главное в начале разговора.

Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в определенном навыке. Это позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

  1. Мальчиков и девочек хвалить тоже нужно по-разному

Чтобы дети росли гармоничными личностями с адекватной самооценкой, их действия должны иметь обратную связь со стороны родителей.

Мальчику важно, чтобы хвалили его достижения, тогда самооценка растет через его успехи. Также важно, чтобы ребенок слышал, что его хвалят другому человеку, например, бабушка хвалит внука папе.

Для девочки важно, чтобы оценили ее качества. Если дочка что-нибудь приготовила, то не стоит говорить, какое вкусное блюдо получилось, необходимо хвалить саму девочку, только тогда ее самооценка стремительно идет вверх.

Слово «молодец» эмоционально более значимо для мальчиков, слово «умница» – для девочек. Помните, что девочек нужно хвалить как можно чаще, не бойтесь, что похвалы будет много, девочку невозможно перехвалить. Мальчишек же надо хвалить только за поступки, при этом нельзя критиковать за поражение. А вот говорить ребенку, что вы его любите нужно как можно чаще и без повода.

Гендерные стереотипы

В процессе воспитания ребенка родители должны аккуратно оперировать фактами относительно типично «мужского» или «женского» поведения. Психологи отмечают, что гендерные стереотипы могут отрицательно влиять на психическое и физическое здоровье человека.

«Мужчины не плачут» говорят родители мальчику, который разбил коленку, или потерял любимую игрушку, или тоскует по маме в детском саду. «Плакать стыдно» понимает мальчик и с детских лет пытается подавлять свои чувства. Таким образом, его чувства обесцениваются. И уже повзрослев, мужчина будет подавлять свои эмоции и стараться не показывать их окружающим людям.

А ведь плач – это естественная физиологическая реакция, не существует женских или мужских слез. Запрет на выражение эмоций не меняет физиологии человека, ведь все негативные эмоции, которые испытывает человек, никуда не исчезают бесследно, а организм отвечает на стресс повышением уровня гормонов адреналина и норадреналина, которые влияют на работу сердечно-сосудистой системы.

А вот принцип «мальчики не плачут» должен быть усвоен ребенком в следующей форме: «мальчики не плачут из-за пустяков». И говорить данную фразу нужно не тогда, когда ребенок уже расплакался, а тогда, когда он удержался от слез. В данном случае ребенок начинает гордиться собой.

Очень часто гендерные стереотипы ограничивают восприятие человека и могут привести к ошибочным суждениям и возникновению конфликтов между людьми. Как часто семьи разбиваются о быт, когда работающая женщина устает от своих непрекращающихся обязанностей, а мужчина не занимается домом и детьми, а ведь это происходит из-за того, что с детства они слышали, что «уборка – это не мужское занятие», а «забота о детях – работа женщины».

Различия в воспитании играют большую роль, поэтому взрослые должны учитывать особенности воспитания мальчиков и девочек. Учитывая гендерные особенности в процессе воспитания родители с большим успехом могут помочь ребенку раскрыться. Любите своих детей и будьте для них хорошим примером.