Воспитание ребенка XXI века: опыт отечественных и зарубежных систем воспитания
Оценка 4.9


Воспитание ребенка XXI века: опыт отечественных и зарубежных систем воспитания

Оценка 4.9
Родительское собрание
СВИДЕТЕЛЬСТВО СА-000000 Подтверждается использование дистанционного обучения участников образовательного процесса при организации и проведении международного родительского собрания Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/СА-000000 24.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Воспитание ребенка XXI века: опыт отечественных и зарубежных систем воспитания
Cвидетельство за организацию
249


Воспитание ребенка XXI века: опыт отечественных и зарубежных систем воспитания

Слайд 2-4

Мы живем в мире, который очень быстро меняется. Современные дети намного раньше стали осваивать информационное пространство, в силу гибкости мышления им легче идти в ногу со временем. Многие классические подходы к воспитанию детей перестали быть эффективными и, следовательно, требуют пересмотра.

Слайд 5

Всех родителей объединяет желание, чтобы их ребенок вырос здоровым и жизнерадостным, честным и трудолюбивыми, чтобы был уверен в себе и во взрослой жизни нашел себя, чтобы он мог строить отношения с другими людьми и успешно достигать своих (а не родительских) целей. И решающую роль в этом играет воспитание.

Слайд 6

Правильный подход к воспитанию позволяет вырастить самостоятельную и самодостаточную личность.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В процессе воспитания прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения.

Слайд 7

Ведущая роль в воспитании принадлежит непосредственно той атмосфере, которая окружает ребенка, формируя его навыки и ценности, убеждения и взгляды. И здесь главную роль играет семья, та атмосфера, которую создают мама и папа.

Воспитание в семье ― это не назидание, не поучение, не одёргивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье, как определённом коллективе.

Слайд 8-9

Во все времена перед родителями стоял сложный вопрос: Как воспитывать детей? Как понять ребенка, его желания и поступки, язык его самовыражения?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Слайд 10

Первое, что необходимо учитывать – это психофизические особенности детей на различных возрастных этапах.

Основные возрастные периоды развития ребенка

Слайд 11

  1. Дошкольный период (с рождения до 6 лет)

В этот период ребенок активно познает мир. Ребенок, как губка, впитывает новые знания и информацию. Также происходит становление личности ребенка, ребенок начинает освоение социальных ролей.

Слайд 12

Вместе с тем у малышей начинают формироваться детские страхи. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые, поэтому не стоит читать страшные сказки, пугать полицией и бабайками.

Слайд 13

В дошкольный период ребенок очень сильно нуждается в родительской любви, заботе, внимании. Как можно больше играйте с ребенком (так как основным видом деятельности у ребенка является игра), читайте добрые сказки и небольшие рассказы. Это будет способствовать формированию нравственных качеств ребенка.

Слайд 14

В дошкольном возрасте дети очень любят рисовать. Родителям следует всячески поддерживать это увлечение. Рисование поможет раскрыться малышу как маленькой личности, но и будет способствовать развитию воображения, моторики, восприятию формы, цвета, а также внимательности и усидчивости.

Слайд 15

  1. Младший школьный возраст (7 - 11 лет)

В этот период происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. Наибольшие изменения происходят в познавательной области: происходит переход от непроизвольного к целенаправленному восприятию, память принимает познавательный характер, формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. 

Слайд 16

Ведущей становится учебная деятельность, которая способствует развитию воли. При этом игровая деятельность все еще присутствует, хотя с каждым годом ее значимость в процессе познания снижается.

Слайд 17-18

Особенно важным моментом для ребенка и родителей является обучение в 1 классе. Ребенок меняет комфортную (чуть ли не домашнюю) атмосферу детского сада на официальную обстановку школы, и его жизнь начинает подчиняться системе строгих правил. Значительно возрастают требования не только к интеллектуальной, познавательной, волевой сферам ребёнка, а также к способности саморегуляции поведения. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.

Слайд 19-20

Поэтому родители должны понимать, что на данном возрастном этапе нужно учить ребенка управлять своими эмоциями. Наиболее действенное средство воспитания – это игра, личный пример и совместная деятельность. Родителям следует поддерживать те интересы (спортивные или творческие), которые выбирает сам ребенок.

Слайд 21

  1. Старший школьный возраст (12 - 17 лет)

У подростков появляются такие новообразования, как чувство взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении.

Слайд 22

Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учебная деятельность.

Слайд23

У подростков преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с людьми вне школы и семьи. В этом возрасте ребенок стремиться выйти из-под влияния родителей, и (по мере взросления) родителям следует предоставлять детям все больше свободы.

Слайд 24

Совершенствование и расширение когнитивных способностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два проявления: феномен воображаемой аудитории и персональный миф.

Слайд 25

Феномен воображаемой аудитории заключается в том, что подростки чувствуют себя как «на сцене» и предполагают, что люди постоянно наблюдают за ними и оценивают.

Персональный миф – характерная для подростков убежденность в собственной незаурядности, уникальности переживаний, у некоторых подростков возникает чувство собственного бессмертия, которое лежит в основе рискованных форм поведения.

Слайд 26

В данный период интересы ребенка поверхностны и не устойчивы, он быстро теряет интерес к тому, что его увлекало раньше, и в то же время новый интерес может не появиться. Такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок.

Слайд 27

Родителям следует как можно чаще организовывать общесемейные дела, разговаривать с ребенком, выслушивать и стремиться понять, а не критиковать.

Задача родителей – стать для ребенка другом и советчиком.

Слайд 28

Мы рассмотрели основные возрастные периоды развития ребенка и их особенности, а теперь давайте обратимся к опыту отечественных и зарубежных систем воспитания.

Слайд 29-30

Одной из перспективных систем воспитания считается Реджио-педагогика. Подход Reggio Emilia approach активно используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады. В России данная методика только набирает популярность.

Слайд 31-34

Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом в воспитании. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:

Слайд 35

  • уважительное отношение к ребенку;
  • ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;
  • ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;
  • ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.

Правила воспитания в Реджио-педагогике

Слайд 36

  1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью семьи, где его ценят. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него.

Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детски стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.

Слайд 37-38

  1. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача взрослого — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве — другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так. Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Но, прежде чем объяснять и транслировать правила, взрослые должны узнать, как можно больше о зоне ближайшего развития ребенка. Для этого можно просто задать открытый вопрос: что дети уже знают об этом правиле? Задавайте как можно больше открытых вопросов, побуждайте ребенка думать, дайте возможность построить свою версию и высказать ее.

Слайд 39

  1. Не «неправильно», а «по-другому»

Если ребенок рисует оранжевого ежика, не спешите поправлять его, констатируя факт, что еж серый. Лучше организуйте совместное исследование.

Слайд 40

Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть.

Слайд 41-42

Если задать вопрос: «Может ли быть ежик оранжевым?». То ребенок выдвинет большое количество версий, почему это может быть.

Слайд 43

Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свое мнение.

Слайд 44

  1. Предлагать выбор и не торопить

Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Ведь не трудно поинтересоваться, салат или кашу хочет сегодня ребенок. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать и сам сделать из него бутерброд.

Слайд 45

Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть это платье, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться. 

Слайд 46

Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, а есть решение вопроса. Помните, что свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

Слайд 47

  1. Учиться в любой ситуации

Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Например, прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, лес, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения.

Слайд 48

Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность.

Слайд 49

Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

Слайд 50-51

  1. Фантазировать важнее, чем читать

Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь в конечном счете все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать.

Чем младше человек, тем лучше у него развиты фантазия и образное мышление. По мере взросления это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Слайд 52-53

Взрослым следует помнить, что ребенок может представлять свои идеи и мысли разными способами. Разнообразные способы познания, восприятия, самовыражения, которым обладает ребенок, не всегда приемлемы миру взрослых. Поэтому в ребенке следует видеть не уменьшенную копию себя, а маленького творца.

Слайд 54 - 57

Хотелось бы обратиться и к отечественным принципам воспитания, которые считались новаторскими в XIX веке, но не утратили своей актуальности и сегодня. Это педагогические взгляды Льва Толстого. Путешествуя по странам Европы (Толстой посетил тогда Германию, Францию Швейцарию, Англию, Бельгию), писатель познакомился с различными системами образования и, учитывая их достоинства и недостатки, создал свои правила обучения и воспитания, которые были реализованы в бесплатной начальной школе для крестьянских детей в Ясной Поляне. Обучение в школе Толстого полностью соответствовало принципу, который он сам сформулировал: «Критерий педагогики только один — свобода».

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого

Слайд 58

  1. Не портить воспитанием

Толстой отрицал принудительное воспитание. Он считал, что следует отказаться от целенаправленного воспитания. Это не означало, что ребенком не следует заниматься. Необходимо ценить и развивать то, что заложено в ребенке, его «первобытную красоту».

«Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает её».

Слайд 59

  1. Не наказывать

Наказание не содействует лучшему воспитанию, а ожесточает того, кого наказывают, и ослабляет связь между людьми.

«Наказывать человека за его дурные дела все равно, что греть огонь. Всякий человек, сделавший дурное, уже наказан тем, что лишен спокойствия и мучится совестью. Если же он не мучится совестью, то все наказания, которые могут наложить на него люди, не исправят его, а только озлобят».

Слайд 60

  1. Чтобы воспитать детей, надо, прежде всего, воспитать самого себя

Толстой считал, что дети очень остро чувствуют ложь и лицемерие, и, уличив в этом родителей, не будут прислушиваться к их мнению. И родителям следует «работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей».

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях».

Слайд 61

  1. Воспитать детей возможно только личным примером

Воспитание ― это воздействие на сердце воспитуемого, а до сердца дойдет только то, что будет заражать собственным примером. Правдивость есть главное условие воспитания, ведь детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

«Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, <…> что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, <…> - и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями».

Слайд 62

  1. Учить полезному

Человеку важны знания, которые пригодятся в жизни, поэтому, осваивая новые знания и способы деятельности, ребенок должен понимать, где они ему пригодятся и как он сможет их применить дети в праве выбирать, что изучать самостоятельно. Родителям нужно научиться приводить разумные основания для выбора наиболее нужных знаний или способов действий.

«Для того, чтобы образование <…> не было собранием произвольно выбранных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний нужно, чтобы <…> избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответственных их важности размерах».

Слайд 63

  1. Воспитывать самостоятельность

Одним из правил Яснополянской школы было не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Слайд 64

  1. Вред насильственного и преждевременного обучения

Заставлять учиться детей нужно как можно меньше, т.к. насильственное и преждевременное обучение может вызвать непринятие ребенком всего процесса учения.

«Учиться, и успешно, может ребенок или человек, когда у него есть аппетит к изучаемому. Без этого же это - вред, ужасный вред, делающий людей умственными калеками».

Слайд 65

  1. Разрешить недовольства

Очень важно, чтобы ребенок мог свободно высказывать свою точку зрения и даже критиковать взрослых. С детства приучайте ребенка, что у него есть возможность честного и открытого разговора.

«Образовывающийся должен иметь полную власть выразить свое неудовольствие или, по крайней мере, уклониться от того образования, которое по инстинкту не удовлетворяет его».

Слайд 66

  1. Необходимость трудового воспитания

«Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с юных лет работать».

Слайд 67-68

Лев Толстой считал, что нельзя воспитывать, не передавая знания, так как всякое знание действует воспитательно. И часто воспитание в семье неразрывно связано с образовательной успешностью ребенка.

Слайд 69-70

Давайте обратимся к опыту Финляндии, т.к. по итогам авторитетной международной программы оценки качества образования PISA оно считается одним из лучших в мире.

В чем же заключается формула успеха финского образования?

Принципы финского образования

Слайд 71-74

  1. Доверие

Вся система образования построена не на контроле, а на доверии и самосознании. Взрослые стараются делать так, чтобы ребенок получал радость от процесса обучения, чтобы ему было интересно учиться, чтобы дети могли раскрыть свои таланты и способности.

Поэтому в начале обучения особое внимание уделяется формированию навыков самоконтроля, т.к. именно эти навыки помогают детям планировать свою деятельность и чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Взрослые не сравнивают детей друг с другом, а учат ребенка сравнивать себя сегодняшнего с самим собой вчерашним.

Слайд 75-78

  1. Свобода

Свобода прослеживается во всем: в выборе предметных областей знаний, в получении образования, во внешнем виде. Дети чувствуют, что их мнение уважают, поэтому у них формируется ответственное и доброжелательное отношение к процессу учения.

Старшеклассники обычно сами определяют свою нагрузку: ребенок может продлить программу обучения или же, наоборот, сократить. Также сделать выбор направления обучения: академическое обучение направлено на подготовку к поступлению в университет, прикладное — дает профессию сразу по окончании школы. Если в школе есть оба направления, то ученик может посещать занятия обоих направлений.

Пример Финляндии замечателен еще и потому, что школам не навязывают систему образования, а интересуются мнением как учителей, так и учеников. Финны считают, что спрашивать ученика, чему и как его учить – это прогресс и развитие.

Слайд 79-80

  1. Равенство

Этот компонент включает

  • равенство школ – нет элитных и «слабых» школ;
  • равенство предметов – не приветствуется углубленное изучение одних предметов в ущерб другим;
  • равенство родителей – социальный статус родителя не имеет значения, и он узнается в случае необходимости;
  • равенство учеников – нет деления на «сильные» и «слабые» группы. Сравнение учеников друг с другом запрещено.
  • равенство прав взрослого и ребенка: ребенок – равный член образовательного процесса; образование не во имя него, а для него.

У взрослых сформировано понимание, что ребенок — это самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и действием.

Слайд 81-82

  1. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. И оцениваться ребенок будет согласно его индивидуальному уровню.

Слайд 83-84

  1. Практичность

В школе преподают то, что может понадобиться в жизни. Уже в начальной школе дети умеют высчитать проценты налога, посчитать, сколько будет стоить товар после нескольких скидок, оформить портфолио, знают, что такое контракт.

Слайд 85-86

  1. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания.

Слайд 87-88

  1. Досуг

Не следует забывать, что дети должны еще бегать, играть, кататься на велосипедах, коньках и санках, а не посвящать все свободное время выполнению заданий.

Слайд 89-90

  1. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Взрослые стараются мотивировать детей к освоению знаний. Но если у ребенка отсутствуют способности к обучению или интерес к учебе, то его ориентируют на несложную профессию, которая практически полезна в обществе. 

Слайд 91-92

Мы рассмотрели несколько систем воспитания, а теперь давайте обратимся к рекомендациям, которые дают психологи, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка.

Факторы, имеющие воспитательное значение

Слайд 93

  • Ребенок должен принимать активное участие в жизни семьи.
  • Родители должны находить время для общения с ребенком: поговорить по душам, поинтересоваться успехами и проблемами, помогать развивать способности.
  • Помогать ребенку самостоятельно принимать решения, не оказывая на него никакого давления.
  • Уважать право ребенка на собственное мнение, относиться к нему как к равноправному члену семьи.

Отечественные психологи считают, что вырастить воспитанного ребенка можно, соблюдая семь несложных правил.

Слайд 94

Правило 1. Чаще говорите своим детям, что любите их. При этом не забывайте обнимать и целовать ребенка перед сном и в знак одобрения.

Слайд 95

Правило 2. Если ребенок обратился к вам с просьбой или проблемой, не следует отмахиваться, ссылаясь на занятость. Отложите свои дела, выслушайте ребенка. Это сформирует у него уверенность в том, что им действительно дорожат.

Слайд 96

Правило 3. Чаще хвалите ребенка! Хвалите ребенка за то, что он действительно сделал. Похвала должна быть искренней, ведь дети очень остро чувствуют фальшь.

Слайд 97

Правило 4. Всегда выполняйте ранее данные обещания и следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Слайд 98

Правило 5. Не игнорируйте неуважительное поведение ребенка по отношению к окружающим. Иначе он может воспринять это как поощрение и продолжит «праздник непослушания».

Слайд 99

Правило 6. Заведите семейные традиции и, хотя бы один выходной проводите с ребенком. Неважно, чем вы будете заниматься: играть в настольные игры, пойдете в поход или будете вместе смотреть телевизор. Главное, что в этот день вы вместе.

Слайд 100

Правило 7. Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам. Бывают ситуации, где важно иметь не только собственное мнение, но и мнение специалиста, который подскажет, как скорректировать поведение ребенка.

Список источников:

  1. 10 правил воспитания детей по Толстому. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/254428/10-pravil-vospitaniya-detei-po-tolstomu (05.01.2021).
  2. Барсукевич Т.Н. Роль семьи в воспитании ребенка. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://gp5.by/c/pages/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html. (06.01.2021).
  3. Воспитание ребёнка в Финляндии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infofinland.fi/ru/living-in-finland/education/the-finnish-education-system (05.01.2021).
  4. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой в его педагогических высказываниях. М., 1929
  5. Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201684 (05.01.2021).
  6. Психология. Т.2 Учебник для академического бакалавриата./под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е издание. Юрайт, 2014.
  7. Развитие ребенка 21 века. Реджио педагогика, Реджио-Эмилия подход. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://progressio.me/reggio/. (05.01.2021).
  8. Реджио подход в педагогике: 6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике – Реджио педагогика, Реджио-Эмилия детский сад. [Электрон. ресурс] – Режим доступа:https://mirfairytale.ru/raznoe/redzhio-podxod-v-pedagogike-6-pravil-vospitaniya-po-italyanskoj-redzhio-pedagogike-redzhio-pedagogika-redzhio-emiliya-detskij-sad.html. (05.01.2021).
  9. Семь важных правил воспитания детей. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://kubnews.ru/interesy/2020/01/30/sem-vazhnykh-pravil-vospitaniya-detey/ (06.01.2021).
13.01.2021