Երաժշտային հոգեթերապիա եւ հոգեշտկում
Оценка 4.8

Երաժշտային հոգեթերապիա եւ հոգեշտկում

Оценка 4.8
Иллюстрации +1
doc
музыка
1 кл—11 кл
16.07.2023
Երաժշտային  հոգեթերապիա եւ հոգեշտկում
Релаксация для личения психоз
Glava-2-Nablyudaem-i-otsenivaem-razvitie-rebenka.doc

НАБЛЮДАЕМ И ОЦЕНИВАЕМ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Первые годы жизни ребенка чрезвычайно важны в его развитии. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам объем мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в последующей жизни ребенка уже не повторится. На первом году каждый месяц жизни ребенка обладает собственной ценностью, в это время закладываются чрезвычайно важные условия для физического и психического развития младенца, ибо без этого ему будет трудно идти дальше, осваивать новые умения и навыки. В каждом возрастном периоде можно проверить, правильно ли формируются движения и психическая деятельность ребенка; овладел ли он необходимыми навыками и умениями.

Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены Вами – родителями даже без участия специалиста. Это так называемые нормативные показатели развития детей, проживающих в нашей стране. Все приведенные нами показатели развития детей основаны на статистических и научных исследованиях. Впервые работа над возрастными показателями развития детей первых трех лет жизни  была начата в 20-30-х годах XX века в клинике проф. Н.М.Щелованова. В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год жизни - Э.Л.Фрухт, 2-й год жизни - К.Л.Печорой, 3-й год жизни - Г.В.Пантюхиной) под руководством проф. Н.М.Аксариной. А в 70-е годы эти авторы впервые разработали методы проверки развития детей первых трех лет жизни. Сегодня этими методами пользуются, как врачи детских поликлиник, так и психологи, педагоги в службах ранней помощи детям. Показатели развития детей раннего возраста основаны на статистически выверенных данных, т.е. 75% детского населения страны в возрасте от 10 дней до 3 лет успешно  овладевают ими. Говоря другими словами, приведенные ниже в таблице показатели психомоторного развития очерчивают средний уровень развития детей данной возрастной группы, проживающих на территории нашей страны.

В практическом плане они являются простым и удобным средством, помогающим определить уровень общего развития ребенка первых трех лет жизни, дающим возможность увидеть сильные и слабые стороны ребенка, и тем самым вовремя заподозрить возможное неблагополучие в его развитии.  

Таблица для проверки психомоторного развития ребенка первого года жизни составлена из описания поведения среднестатистического ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев. Подобное описание называется показатели развития. Все приведенные показатели развития объединены в восемь линий или сфер развития и разбиты на возрастные отрезки времени.

На первом году жизни возрастных сроков оценки развития детей 14. Это -  10 дней жизни ребенка; 20 дней жизни ребенка; 1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц и 12 месяц. Такая частота оценки связана с тем, что основными особенностями  детей первого года жизни являются неравномерность и быстрый темп их развития. У малыша первого года жизни новое в его движениях и психике появляется каждый последующий месяц. Такой высокий темп развития определяет как частоту (сроки) проведения наблюдений, так и выбор линий или сфер развития на каждом возрастном этапе. Авторами, которые разработали показатели развития детей первого года жизни, были условно выделены восемь сфер развития ребенка: зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, движения руки и действия с предметами, движения общие, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи,  навыки и умения в процессах.

Внутри каждого возрастного периода выделены ведущие линии  развития. Ведущее - это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является необходимым, важным и значимым для последующего развития ребенка. В разные возрастные периоды ведущей может быть та или иная сфера развития. Например, ведущим в развитии ребенка в возрасте 1 – 3 месяцев является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Ведущими в возрастном периоде от 3 до 6 месяцев являются также зрительные и слуховые ориентировочные реакции, однако особое значение приобретают движения руки и действия с предметами, а также подготовительные этапы развития активной речи. Таким образом, на каждом возрастном этапе представлено три уровня развития. Первый уровень – это то, что развивается сейчас, т.е. ведущее; второй уровень – это то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для появления новых умений, а сейчас закрепляется и совершенствуется;  третий уровень - то, что сейчас только появляется, а дальнейшее свое развитие получит позже. Внутри линий или сфер развития находятся соответствующие показатели. Они расположены по степени возрастания сложности сверху вниз и таким образом отражают возрастную динамику психомоторного развития ребенка. Так в таблице в наглядном плане представлен сложный процесс развития, показан его путь от простого к сложному. Знание ведущих линий, зависимости развития последующего от предыдущего является основой для наблюдений за малышом, оценки его поведения, определения сильных и слабых  сторон.

Как пользоваться таблицей психомоторного развития детей первого года жизни?

Выберите показатели развития в соответствии с возрастом вашего малыша. Имейте в виду, если  малышу на день проверки больше 15 дней, например: сегодня ребенку 2 мес. 18 дней, то лучше начинать с показателей старшего возраста, в конкретном случае с возраста 3 месяцев. А если малышу на день проверки еще нет полных 15 дней, например: малышу только 2 мес. 11 дней, то лучше спуститься на  младший возраст. Это первое правило, которое вы должны запомнить, приступая к работе с таблицей, оно называется «правилом 15 дней». Введение этого правила  обусловлено тем, что ребенок первого года жизни может очень быстро прибавлять в своих умениях.

Родителям на заметку

 

 

 

·         Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка, в конкретном случае воспользуйтесь «правилом 15 дней». «Правило 15 дней» важно соблюдать только на первом году жизни ребенка.

·         Если вы оцениваете развитие недоношенного ребенка, необходимо скорректировать его возраст, для этого из нормального срока беременности (полных 37 недель) вычтите гестационный возраст малыша (от момента зачатия до рождения), получится срок, на который малыш имеет права запаздывать в своем развитии.

Запишите данные вашего малыша в тетрадь и или его дневник на день проведения наблюдений.

Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития. Убедившись, что ваш малыш все хорошо умеет делать, проверьте его умения в более старшем возрасте, возможно, ваш малыш покажет высокие результаты. Это следующее правило работы с таблицей, его можно назвать «правилом потолка».

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка».

Если же задания старшего возрастного этапа ему не под силу, вернитесь назад и отметьте это в своей записи. Если же ребенок достаточно развит, спускайтесь до тех пор, пока не установите предела его возможностей. Обязательно зафиксируйте это в записи. Таким образом, вы определили уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере.

Если же малыш не справляется со своим возрастным уровнем, прибегните к помощи показателей более младшего возрастного периода, поднимайтесь до тех пор, пока не найдете то задание, с которым ваш ребенок справляется. Такая тактика называется «правилом пола». Таким образом, вы можете определить актуальный уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере.

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если малыш не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы, применив «правило пола».

Далее постепенно, не перескакивая из сферы в сферу, вы проверите все показатели и определите актуальный уровень ребенка во всех ведущих линиях или сферах развития в данный отрезок времени.

Сделав запись в тетради или дневнике, вы сможете оценить развитие малыша. Для этого необходимо сравнить фактический, актуальный уровень развития по каждой линии с возрастными нормативами.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если актуальный уровень развития малыша соответствует его возрасту – это нормальный уровень развития или уровень развития соответствующий возрастной норме.

·         Если уровень развития превышает паспортный возраст малыша, ваш ребенок развивается с опережением.

·         Если же уровень развития ниже паспортного возраста ребенка на два и более сроков, ваш малыш отстает в развитии. Это обстоятельство должно послужить сигналом тревоги, а значит необходимо срочно обратиться к детскому неврологу, а далее обязательно проконсультироваться с психологом или специальным педагогом.

 Сравнивая фактический, актуальный уровень развития ребенка с его паспортным возрастом по всем показателям развития во всех сферах развития, можно определить индивидуальный темп созревания ребенка. Этот темп может быть нормальным, замедленным или задержанным,  ускоренным или мозаичным (неравномерным).

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Под нормальным темпом развития понимается такое развитие, которое соответствует возрастной норме или опережает возрастную норму на 1-2 срока, при этом задержка на 1-2 срока допустима.  

Ваша запись может выглядеть так:

Дата проверки:  _________________________            

Миша – 1 мес.8 дней (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) – 20 дн.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) – 1 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) – 1 мес.

Развитие ребенка соответствует возрасту.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Замедленный или задержанный темп развития характеризуется отставанием по всем или только одному из возрастных показателей на 2-3 срока.

Запись в дневнике может выглядеть так:

Дата проверки:  ____________________________            

Маша –  4 мес. 3 дн. (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) – 2 мес.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) – 2 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) – 1 мес.

Дв.р. и д.п.(движения руки и действия с предметами) – нет

Дв.о. (движения общие) – 2 мес.

Р.А. (подготовительные этапы развития активной речи) – 1 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – нет

Отставание на три срока, задержанный темп развития. SOS!

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Под ускоренным темпом развития понимается опережение возрастной нормы по одному или всем показателям на два и более срока.

·         Опережение более чем на три возрастных срока должно вас насторожить, так как является фактором риска. В этом случае также важно проконсультироваться с врачом, психологом и педагогом.

Родителям на заметку

 

 

 

·         О неравномерном развитии говорит тот факт, что какие-то показатели чуть выше нормы, какие-то - в пределах нормы, а что-то - значительно отстает от возраста. Мозаичность или неравномерность в развитии также расценивается как фактор риска и требует консультации у специалистов.

 

Запись в дневнике может выглядеть так:

Дата проверки:  ____________________________            

Даша –  4 мес. 10 дн. (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) –   5 мес.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) –   5 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) –   5 мес.

Дв.р. и д.п.(движения руки и действия с предметами) – нет

Дв.о. (движения общие) –  2 мес.

Р.А. (подготовительные этапы развития активной речи) –   4мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – нет.

Неравномерное, мозаичное развитие.      SOS!


Показатели развития детей первого года жизни[1]

 

Возрастная норма

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движения руки и действия с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

 

Навыки и умения в режимных процессах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Возрастная норма –

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

 

 

 

 

 

 

18 – 20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Успокаивается при сильном звуке

 

 

 

 

 

 

1 месяц

Плавное прослеживание движущегося предмета

Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

 

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

 

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

 

2 месяца

1. Длительное

зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.

 

 2. Длительно

следит за движущейся игрушкой или взрослым

1. Ищущие повороты

головы при

длительном

звуке.

 

2. Поворачивает голову

в сторону

голоса

взрослого

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

 

 

 

Лежа на жи-воте,  поднимает и некоторое время

удерживает

голову

 

 

 

Повторно

произносит

отдельные

звуки

 

3 месяца

Зрительное

сосредоточение в вертикальном положении (на лице говоряще­го с ним взрослого, игрушке)

 

 

 

Проявляет (комплекс оживления) в ответ на эмоциональное общение  с ним (разговор).

 

 

Случайно

наталкивается руками на

игрушки, низко висящие над грудью

1. Лежит несколько минут на животе,

опираясь на предплечья,

высоко подняв голову.

 

2. При под-держке под мышки

крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в

тазобедренном суставе.

 

3. Удерживает голову

в вертикальном положении (на руках

у взрослого)

 

 

 

 


4 месяца

Узнает мать (радуется)

1. Поворачивает голову в сторону неви­димого источника звука и

находит его.

 

2. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

1. Во время бодрствования часто и легко возникает

“комплекс оживления”.

 

2. Громко смеется в ответ на

эмоциональное речевое

общение с ним.

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

То же, что в 3 мес., но более ярко выражено.

 

Гулит.

Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному

реагирует на лицо знакомого и незнакомого  взрослого)

 

1. Узнает голос матери или

близкого

человека.

 

2. Различает строгую

и ласковую

интонацию

обращенной к нему речи

 

1. Четко берет игрушку из рук взрослого.

 

2. Удерживает в руке игрушку

1. Долго лежит на животе, подняв

корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

 

2. Переворачивается со спи­ны на живот.

 

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

 

Подолгу певуче гулит

Ест с ложки полу-густую и густую пищу

6 месяцев

 

По-разному реагирует на свое и чужое имя

 

Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

1. Переворачивается с живот на спину.

 

2. Передвигается, переставляя руки или немного ползая

 

Произносит отдельные слоги

(начало лепета)

1. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

 

2. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

7 месяцев

 

 

 

Игрушкой

стучит, размахивает, перекладывает бросает ее и др.

Хорошо ползает (много,

быстро, в разных направлениях)

 

 

На вопрос “где?”

ищет и находит взглядом предмет, неоднократно

называемый, постоянно находящийся

в определенном месте

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

Пьет из чашки, которую держит взрослый

8 месяцев

 

 

 

1. Игрушками занимается долго и разно-образно действует ими.

 

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)

1. Сам садится сидит и ложится.

 

2. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.

 

3. Переступает, держась за барьер.

1. На вопрос “где?” находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.

2. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например “Ладушки”, “Дай ручку” и др.

Громко, четко и повторно произносит различные слоги

1. Ест корочку, которую сам держит в руке.

 

2. Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяцев

 

Плясовые движения под

плясовую

мелодию

 

 

С предметами действу­ет по-разному, в зависимос­ти от их

свойств (катает, вынимает, открывает,

гремит, нажимает и др.)

 

 

Переходит от одного

предмета к

другому, слегка придерживаясь за их

руками

 

 

1. На вопрос “где?”

находит не

сколько

знакомых

предметов в разных

местах не

зависимо от их постоянного

месторасположе­ния.

2. Знает

свое имя,

оборачивается на зов

Подражает взрос

лому, повторяя за

ним слоги, которые есть в

его лепете

1. Хорошо пьет из чашки,

слегка придерживая

ее рукой.

 

2. Формируется навык

опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)

 

 

10 месяцев

 

 

Действует рядом с ребенком или

одной игрушкой с ним

Самостоятельно и по просьбе

взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынима­ет и вкладывает и др.).

Действия с

предметами принимают устойчивый

характер

1. Входит на

невысокую поверхность

или горку,

держась за

перила и сходит с нее.

 

2. Идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

 

 

 

1. По просьбе “дай”

находит и дает знакомые предметы среди других и дает их.

2. При заигрывании с ним (“догоню- догоню”, “Сорока- ворона”, “прятки” и др.  выполняет

разучен­ные дейст­вия и движения

Подражает взрослому, повторяет за ним новые

слоги, которых нет в его лепете

 

 

Закрепляются

умения,

приобретенные в 9

месяцев

 

 

11 месяцев

 

 

 

 

Овладевает

новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик

на кубик,       снимает и надевает кольца

с большими отверстиями на стержень)

1. Стоит самостоятельно.

 

2. Делает первые самостоятельные шаги

1. По словесной инструкции

выполняет

разученные

действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).

2. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

Произносит первые слова обозначения. например. “ав-ав”, “кис-кис”, “дай”

Умения и

навыки закрепляются

12 месяцев

1. Различает

предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову).

 

2. Узнает на

фотографии знакомого

взрослого, мать.

 

 

1. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками

(катает, водит, кормит

и др.).

 

2. Переносит действия разученные с одним

предметом на другой (водит, кормит,

баюкает куклу и др.)

 

 

Ходит самостоятельно

(без опоры)

1. Понимает (без показа) названия нескольких

предметов

действий,

имена

взрослых и детей.

2. Выполняет

отдельные

поручения

(“найди”,

“принеси”,

“отдай тете”, “положи на место” и др.)

3. Понимает слово

“нельзя”

(прекращает действие).

4. Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.

5. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

1. Легко подражает

новым слогам.

 

2. Произносит 5-10 облегченных слов

Самостоятельно

пьет из

чашки (держит руками и пьет)

 

 

В развитии ребенка второго года жизни выделено четыре периода, четыре срока проверки появления новых умений у малыша. Это обусловлено тем, что темп развития ребенка второго года жизни несколько замедлен, по сравнению с малышом первого года жизни. Это:

1) от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес.; 2) от I г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;

3) от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.; 4) от 1 г.10 мес. до 2 лет.

В развитии детей второго года жизни выделены иные, чем на первом году жизни, ведущие линии или сферы развития:

1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Вычленение только этих линий развития является условным, однако это обстоятельство облегчает наблюдение за развитием ребенка, хотя и не охватывает его полностью.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе, всего на втором году жизни  24 показателя.

Способ наблюдения и проверки аналогичен тому, который был использован при работе с таблицей показателей для детей первого года жизни.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка.

·         Скорректируйте возраст для недоношенного малыша.

 

Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития. Запишите данные вашего малыша в тетрадь и или его дневник на день проведения наблюдений.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка».

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если малыш не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы, применив «правило пола». При большой глубине отставания, может так получиться, что вы выйдите за границы показателей для детей второго года жизни и вам придется воспользоваться таблицей, рассчитанной для детей первого года жизни. Пусть вас это обстоятельство не смущает, ведь так вы установите истинный уровень развития вашего ребенка, будете точно  знать и понимать  его возможности.  

Проверьте все показатели и определите актуальный уровень ребенка во всех ведущих линиях или сферах развития в данный отрезок времени. Оцените развитие малыша, сравнив фактический, актуальный уровень развития по каждой линии с возрастными нормативами, сделайте запись в тетради или дневнике.

 

Как оценить, полученные данные?

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если актуальный уровень развития малыша соответствует его возрасту – это нормальный уровень развития или уровень развития соответствующий возрастной норме.

Ваша запись может выглядеть так:

Дата проверки:  ________________________            

Ваня –   1 год 7 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 1г. 9 мес.

Р.А. (развитие активной речи) – 1г. 9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 1г. 9 мес.

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 1г. 9 мес.

Дв.о. (движения общие) –  1г. 9 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – 1г. 9мес.

Развитие соответствует возрасту.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если уровень развития превышает паспортный возраст малыша, ваш ребенок развивается с опережением.

Запись в дневнике может быть такой:

Дата проверки:  ________________________            

Оля  –   1 год 8 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 2 года

Р.А. (развитие активной речи) – 1г. 9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 2 года

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 2 года

Дв.о. (движения общие) –  1г. 9 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – 2 года

Развитие с опережением.

 

Родителям на заметку

 

 

 

·         Если же уровень развития ребенка ниже его паспортного возраста  на два и более сроков (сроком проверки на втором году жизни ребенка является квартал), он  отстает в развитии.

·         О глубине отставания судят по худшим результатам.

·         Это обстоятельство должно послужить сигналом тревоги, а значит необходимо срочно обратиться к врачу, а далее обязательно проконсультироваться с психологом, специальным педагогом и логопедом.

Записав полученные данные, вы увидите наиболее проблемные области в развитии ребенка:

Дата проверки:  ________________________            

Коля –   1 год 6 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 12 мес.

Р.А. (развитие активной речи) –  9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 12 мес.

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 12 мес.

Дв.о. (движения общие) –  1г. 3 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) –  9мес.

Глубина отставания в развитии ровна 5 возрастным срокам. Особое беспокойство вызывает развитие активной речи. Развитие характеризуется значительным отставанием.

 

Родителям на заметку

 

 

 

  • Наиболее информативным показателем второго года жизни ребенка является развитие речи. Неблагополучие в развитии речи в этом возрасте (при отставании от нормы даже на один возрастной срок) очень точно отражает, с одной стороны, последствия перинатального повреждения ЦНС, а, с другой стороны, может говорить о недостаточности внимания, уделяемого семьей, ребенку. Более подробную информацию о том, какие факторы речевого неблагополучия наиболее существенны для анализа развития ребенка и какие скрытые проблемы за этим стоят, вы прочитаете в главе «Хорошо ли говорит ваш ребенок?».

 

Таблица. Показатели развития детей второго года жизни (разработаны К.Л.Печорой)
           В развитии ребенка третьего года жизни выделено 2 полугодия: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от  2 лет 6 месяцев до 3 лет.

В каждом из них выделены следующие линии или сферы развития: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Каждая линия развития выражена в определенном показателе, всего на втором году жизни 19 показателей.

При оценке развития детей в записи фиксируется уровень развития, т.е. какому возрастному показателю соответствует развитие ребенка.

Родителям на заметку

 

 

 

·         Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка. Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития. 

·         Если ребенок выполняет задания, рассчитанные на его возраст, проверьте его возможности по показателям старшей возрастной группы.

·         В том случае, если ребенок не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы. При большой глубине отставания, может так получиться, что вы выйдите за границы показателей для детей третьего года жизни и вам придется воспользоваться таблицей, рассчитанной для детей второго или даже первого года жизни. Пусть вас это обстоятельство не смущает, ведь так вы установите истинные возможности ребенка. А, зная, что он может, легче понять, чему его можно научить в ближайшие сроки.

·         О глубине отставания в развитии судят по худшему из результатов.

 

Запись полученных результатов может быть такой:

Дата проверки:  ________________________            

Катя –   2 год 7 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 1 г. 6 мес.

Р.А. (развитие активной речи) –  1 г. 3 мес.

И. (игра )                  –         1 г.6 мес.

К. (конструирование) - нет

С.Р. (сенсорное развитие) – 1 г. 6 мес.

 

Дв.о. (движения общие) –  2 года

Н. (навыки и умения в процессах) –  1 год 3 мес.

Глубина отставания в развитии ровна 4 возрастным срокам. Особое беспокойство вызывает развитие активной речи и навыки в самостоятельной деятельности. Развитие характеризуется значительным отставанием.

 

Таблица. Показатели развития детей третьего года жизни (разработаны Г.М.Пантюхиной).

 

 


 


Родителям на заметку

 

 

 

  • Если актуальный уровень развития малыша соответствует его возрасту – это уровень развития соответствующий возрастной норме.
  • Если уровень развития превышает паспортный возраст малыша, ваш ребенок развивается с опережением.
  • Если же уровень развития ниже паспортного возраста ребенка на два и более сроков (сроком проверки на третьем году жизни ребенка является полугодие, на втором году - квартал, на первом году - месяц), ваш малыш отстает в развитии. Необходимо срочно обратиться к врачу, а далее обязательно проконсультироваться с психологом, специальным педагогом и логопедом.
  • Помните, что наиболее важными и информативными показателями третьего года жизни ребенка является развитие речи и игра. Более подробную информацию об этом вы найдете в главах «Хорошо ли говорит ваш ребенок?» и «Как выявить скрытые проблемы в моторном и психическом развитии ребенка?».

 

Надеемся, ваш малыш не доставит вам хлопот и проявит себя подобающим образом. Возможно, вы обнаружи­ли те или иные трудности в его развитии. Пожалуйста, не упускайте это из виду. Непременно проконсультируйтесь со специалистами, выясните, отчего так происходит, и сделайте все для того, чтобы исправить положение. Ведь вашему малышу за первые три года своей жизни предстоит освоить поистине космический объем знаний и практических навыков. И без вашей помощи ему не обойтись.

ЗАПОМНИТЕ, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной  помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов. Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив  помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу! Помните, что помощь, будучи начата поздно, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Составлены Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, Э.Л. Фрухт.

НАБЛЮДАЕМ И ОЦЕНИВАЕМ РАЗВИТИЕ

НАБЛЮДАЕМ И ОЦЕНИВАЕМ РАЗВИТИЕ

На первом году жизни возрастных сроков оценки развития детей 14

На первом году жизни возрастных сроков оценки развития детей 14

Как пользоваться таблицей психомоторного развития детей первого года жизни?

Как пользоваться таблицей психомоторного развития детей первого года жизни?

Таким образом, вы определили уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере

Таким образом, вы определили уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере

Родителям на заметку ·

Родителям на заметку ·

Опережение более чем на три возрастных срока должно вас насторожить, так как является фактором риска

Опережение более чем на три возрастных срока должно вас насторожить, так как является фактором риска

Показатели развития детей первого года жизни [1]

Показатели развития детей первого года жизни [1]

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию1

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию1

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за их руками 1

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за их руками 1

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками

Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка»

Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка»

Н. (навыки и умения в процессах) – 1г

Н. (навыки и умения в процессах) – 1г

Дв.о. (движения общие) – 1г

Дв.о. (движения общие) – 1г

В развитии ребенка третьего года жизни выделено 2 полугодия: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от 2 лет 6 месяцев до 3…

В развитии ребенка третьего года жизни выделено 2 полугодия: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от 2 лет 6 месяцев до 3…

Дв.о. (движения общие) – 2 года

Дв.о. (движения общие) – 2 года

Родителям на заметку

Родителям на заметку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2023