Урок – путешествие « Город Химтаун»
Тема: Характеристика химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома.
Цель урока: раскрыть роль Периодического закона как фундаментального закона природы; закрепить умения и навыки характеризовать элементы по их положению в периодической системе и строению атома.
Тип урока: усвоения знаний, умений и навыков.
Формы роботы: выполнение тренировочных интерактивных упражнений, групповая работа.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица электроотрицательности, таблица «Электронное строение атома» (интернет), алгоритм характеристики химических элементов по положению в периодической системе.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный город Химтаун. Этого города нет на карте, но он существует в умах всего разумного человечества. С этим городом, его историей, привычками, нравами и вкусами его жителей мы с вами знакомились заочно на уроках химии. Мы многое знаем о жителях этого удивительного города – Элементиках (все, чем мы дышим, что кушаем, пьем, чем мы пользуемся в повседневной жизни и все, что нас окружает создано их маленькими ручками) и это поможет нам беспрепятственно путешествовать и не попасть в ловушки, расставленными Незнайками. Вы должны будете показать не только знания по химии, но и проявить смекалку, эрудицию, умение формулировать и излагать свои мысли, работать слаженно в коллективе своей команды, заполнить карту путешествия. Для этого класс поделен на 3 команды. За нашим путешествием будут наблюдать богини путешествий (3 ученицы 11 класса). Они проверят правильность заполнения карты (они-то знают все), и запомните главное условие - никаких исправлений. Сегодняшний урок хочу начать стихами :
Весь мир большой-
Жара и стужа –
Планет круженье, свет зари
Все то, что видим, мы снаружи
Законом связано внутри
Найдется ль правило такое,
Что целый мир объединит.
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.
Путешествие начинается!
Станция №1 «Домашнее задание»
Вы заранее получили домашнее задание – придумать название команды и девиз-приветствие. Наивысшая оценка -2 балла.
1 команда. Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
… - наш лучший друг.
Если в атом он попал
То, считай, совсем пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
2 команда . Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его нейтрон.
Догадались? Он - … (протон)
3 команда. Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре:
И ни гу-гу,
А то подумают: шпион,
А я нейтральный, я … (нейтрон)
Станция №2. «Географическая»
Для путешествия по этому городу мы должны вспомнить географию города и некоторые его координаты (выбираем гида)
-Кто главный архитектор города? (Д.И.Менделеев)
-Сколько улиц в этом городе? (7, 3 малые и 4 большие)
-Сколько домов? (8, нумерация этажей ведется не так как у нас, а наоборот – 1 этаж самый верхний)
-Почему Дмитрий Иванович расселил жителей именно в таком порядке? (с увеличение их атомных масс, чем тяжелее Элементик, тем ниже он живет.Также для того, чтобы жители жили мирно и не ссорились в каждом доме живут соседи с одинаковыми характерами и нравами и по диагонали в соседних домах)
-Сколько жителей в этом городе? (110, всех их зовут Элементики, а фамилии у всех разные)
-В каком районе города живут жители с металлическими характерами? (Металлический характер жителей усиливается справа на лево,). Расскажите, что вы о них знаете?
-А где живет самый активный житель с металлическим характером?(В домах металлические свойства усиливаются сверху вниз).
-В каком районе города живут жители с неметаллическими характерами? (Неметаллический характер ослабевает слева на право). Расскажите, что вы о них знаете?
-А где живет самый активный житель с неметаллическим характером?(В домах неметаллические свойства усиливаются снизу вверх).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете географию города, а его жители оказались в трудной ситуации, и просят нас о помощи. Многие жители плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них. Укажите стрелкой в карте путешествия ослабление металлических и усиление неметаллических свойств в пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены стрелки.
1. Как различаются атомы металлов и неметаллов по способностям присоединять и отдавать электроны? (металлы – легко отдают электроны, а неметаллы принимают)
Необходимо указать знаком ---► ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках.
Станция №3 « Верю не верю»
Ребята, вам предлагаются пять утверждений о внутреннем строении атома. Вы вправе верить им или нет. Ваша задача в тетради напротив номера утверждения, с которым вы согласны, поставить значок «+», а где не согласны «-».
Утверждения:
1.Только электроны входят в состав атома.
2.Электроны - отрицательно заряженные частицы.
3.Количество нейтронов и электронов одинаковое.
4.Относительная атомная масса равна количеству электронов.
5.Заряд ядра зависит от количества протонов.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Внимание на экран (Слайд 4). На нём появились ответы. Сверьтесь и оцените работу. Количество правильных ответов совпадает с оценкой.
Ответы:
Нет
Да
Нет
Нет
Да
Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (С места 1 – 2 ученика)
Станция №4 «Анатомическая»
Что вы знаете о строении атома?
Итак, вопросы:
Отвечаем на вопросы (презентация оранжевая)
Вставьте пропущенные слова.
Место химического элемента в периодической системе определяется количеством ____________ в ядре атома
2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточена вего ____________ .
3. Ядро имеет ___________________ заряд и состоит из
________________ и __________________.
4. Сумма чисел протонов и нейтронов соответствует
___________________________________ элемента.
5. Изотопами называют разновидности атомов с одинаковым количеством _________________, но разным количеством ___________________ в ядре атома.
6.Свойства химических элементов определяются числом ___________, находящихся на ___________________ ___________________________________
С помощью Интернет – паутины мы посетим кабинет доктора Всезнайкина, который знает об анатомии все. А вы можете похвастаться такими знаниями?
Доктор Всезнайкин даже по строению анонимного больного может определить его фамилию и адрес по которому он проживает. А вы можете? (заходим на интернет-сайт http://www.xumuk.ru/esa/ и с помощью таблицы «Электронное строение атома» проверяем умение и навыки построения электронных уровней элементов).
Станция№ 5 «Развлекательная»
Ребята! А вы заметили, что за нами наблюдают жители внеземной цивилизации и они немного заскучали? Давайте их развлечем и загадаем им несколько загадок. Посмотрим, также хорошо знают этот город во всей Вселенной, как и на нашей планете Земля. ( Загадки на презентации и фокусы)
Отгадываю задуманный элемент. Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент по периодической системе. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:
а) номер элемента удвоить;
б) к произведению прибавить 5;
в) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет задуманный играющим элемент.
Объяснение игры: разгадка заключается в следующем: пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 2 =50; 50 + 5 = 55; 55 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 получается 2 5.Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент - марганец.
Станция№6 «Почтовая»
Сегодня 1-й день работы нового почтальона этого города, он еще не познакомился с жителями и столкнулся с такой проблемой: забывчивые отправители писем не написали фамилии адресантов и мы должны ему помочь по электронному строению элемента указать его имя и адрес.
Станция №7 «Характеристическая»
Главным итогом жизни Менделеева стала периодическая система химических элементов.
И каждый взмах ее взлетев
Суровым гением своим
Повеял миру Менделеев
В природе понятое им…
Учитель: Вот мы и в гостях у местных жителей. Но, их так много! (Вопрос: сколько химических элементов известно к настоящему времени?). Некоторые из них такие активные, быстрые, суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны. Придется помогать: объяснять их свойства и возможности. Задание № 1: охарактеризуйте элемент № 16 по плану:
Вам необходимо дать характеристику элементу с данным порядковым номером. На подготовку дается 3 минуты (план характеристики элемента на экране и у каждой команды на столе в карте путешествия).
По истечении времени листочки с ответами сдаются экспертной комиссии.
Учитель: Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие в удивительную страну маленьких Элементиков Химтаун. Я очень надеюсь, что вам было интересно путешествовать по этой удивительной стране. Кто-то повторил выученный материал, а кто-то узнал новое и интересное. Богини путешествий проверят ваши карты путешествий и выставят вам соответствующие баллы, по которым я выставлю вам оценки.
А сейчас запишите домашнее задание: предложите свои примеры действенности периодического закона в окружающем мире.
Спасибо всем за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.