: Характеристика химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома.
Оценка 4.9

: Характеристика химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
27.01.2020
: Характеристика химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома.
Этот урок поможет раскрыть роль Периодического закона как фундаментального закона природы; закрепить умения и навыки характеризовать элементы по их положению в периодической системе и строению атома.
Урок-путешествие Химтаун.docx

Урок – путешествие « Город Химтаун»

Тема: Характеристика химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома.

Цель урока: раскрыть роль Периодического закона как фундаментального закона природы; закрепить умения и навыки характеризовать элементы по их положению в периодической системе и строению атома.

Тип урока: усвоения знаний, умений и навыков.

Формы роботы: выполнение тренировочных интерактивных упражнений, групповая работа.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица электроотрицательности, таблица «Электронное строение атома» (интернет), алгоритм характеристики химических элементов по положению в периодической системе.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный город Химтаун. Этого города нет на карте, но он существует в умах всего разумного человечества. С этим городом, его историей, привычками, нравами и вкусами его жителей мы с вами знакомились заочно на уроках химии. Мы многое знаем о жителях этого удивительного города – Элементиках      (все, чем мы дышим, что кушаем, пьем, чем мы пользуемся в повседневной жизни и все, что нас окружает создано их маленькими ручками)  и это поможет нам беспрепятственно путешествовать и не попасть в ловушки, расставленными Незнайками. Вы должны будете показать не только знания по химии, но и проявить смекалку, эрудицию, умение формулировать и излагать свои мысли, работать слаженно в коллективе своей команды, заполнить карту путешествия. Для этого класс поделен на 3 команды. За нашим путешествием будут наблюдать богини путешествий (3 ученицы 11 класса). Они проверят правильность заполнения карты (они-то знают все), и запомните главное условие - никаких исправлений. Сегодняшний урок хочу начать стихами :

Весь мир большой-

    Жара и стужа –

       Планет круженье, свет зари

           Все то, что видим, мы снаружи

               Законом связано внутри

                    Найдется ль правило такое,

                         Что целый мир объединит.

Таблицу Менделеев строит,

 Природы ищет алфавит.

Путешествие начинается!

 

Станция №1 «Домашнее задание»

Вы заранее получили домашнее задание – придумать название команды и девиз-приветствие. Наивысшая оценка -2 балла.

 1 команда. Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг

… - наш лучший друг.

Если в атом он попал

То, считай, совсем пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра. (электрон)

2 команда . Очень положительный

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он - …  (протон)

3 команда. Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре:

И ни гу-гу,

А то подумают: шпион,

А я нейтральный, я …  (нейтрон)

 

Станция №2. «Географическая»

 

Для путешествия по этому городу мы должны вспомнить географию города и некоторые его координаты (выбираем гида)

-Кто главный архитектор города? (Д.И.Менделеев)

-Сколько улиц в этом городе? (7, 3 малые и 4 большие)

-Сколько домов? (8, нумерация этажей ведется не так как у нас, а наоборот – 1 этаж самый верхний)

-Почему Дмитрий Иванович расселил жителей именно в таком порядке? (с увеличение их атомных масс, чем тяжелее Элементик, тем ниже он живет.Также для того, чтобы жители жили мирно и не ссорились в каждом доме живут соседи с одинаковыми характерами и нравами и по диагонали в соседних домах)

-Сколько жителей в этом городе? (110, всех их зовут Элементики, а фамилии у всех разные)

-В каком районе города живут жители с металлическими характерами? (Металлический характер жителей усиливается справа на лево,). Расскажите, что вы о них знаете?

-А где живет самый активный житель с металлическим характером?(В домах металлические свойства усиливаются сверху вниз).

-В каком районе города живут жители с неметаллическими характерами? (Неметаллический характер ослабевает слева на право). Расскажите, что вы о них знаете?

-А где живет самый активный житель с неметаллическим характером?(В домах неметаллические свойства усиливаются снизу вверх).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы  хорошо знаете географию города, а его жители оказались в трудной ситуации, и просят нас о помощи. Многие жители плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них. Укажите стрелкой в карте путешествия   ослабление металлических и усиление неметаллических свойств в пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены стрелки.

1. Как различаются атомы металлов и неметаллов по способностям присоединять и отдавать электроны? (металлы – легко отдают электроны, а неметаллы принимают)

 Необходимо указать знаком ---► ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках.

 

Станция №3 « Верю не верю»

 

            Ребята, вам предлагаются пять утверждений о внутреннем строении атома. Вы вправе верить им или нет. Ваша задача в тетради напротив номера утверждения, с которым вы согласны, поставить значок «+», а где не согласны «-».

Утверждения:

1.Только электроны входят в состав атома.

2.Электроны - отрицательно заряженные частицы.

3.Количество нейтронов и электронов одинаковое.

4.Относительная атомная масса равна количеству электронов.

5.Заряд ядра зависит от количества протонов.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Внимание на экран (Слайд 4). На нём появились ответы. Сверьтесь и оцените работу. Количество правильных ответов совпадает с оценкой.

Ответы:

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (С места 1 – 2 ученика)

 

Станция №4  «Анатомическая»

 

Что вы знаете о строении атома?

Итак, вопросы:

Отвечаем на вопросы (презентация оранжевая)

Вставьте пропущенные слова.

Место химического элемента в периодической системе определяется количеством ____________ в ядре атома

2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточена вего ____________ .

3. Ядро имеет ___________________ заряд  и   состоит  из

         ________________ и __________________.

4.  Сумма чисел протонов и нейтронов соответствует

     ___________________________________ элемента.

 

5. Изотопами называют разновидности атомов с одинаковым количеством _________________, но разным количеством ___________________ в ядре атома.

6.Свойства химических элементов определяются числом ___________, находящихся на ___________________ ___________________________________

С помощью Интернет – паутины мы посетим кабинет  доктора Всезнайкина, который знает об анатомии все. А вы можете похвастаться такими знаниями?

 

Доктор Всезнайкин даже  по строению анонимного больного может определить его фамилию и адрес по которому он проживает. А вы можете?  (заходим на интернет-сайт http://www.xumuk.ru/esa/ и с помощью таблицы «Электронное строение атома» проверяем умение и навыки построения электронных уровней элементов).

 

Станция№ 5 «Развлекательная»

 

Ребята! А вы заметили, что за нами наблюдают жители внеземной цивилизации и они немного заскучали? Давайте их развлечем и загадаем им несколько загадок. Посмотрим, также  хорошо знают этот город во всей Вселенной, как и на нашей планете Земля. ( Загадки на презентации и фокусы)

Отгадываю задуманный элемент. Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент по периодической системе. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:

а)      номер элемента удвоить;

б)      к произведению прибавить 5;

в)       сумму умножить на 5.

Последний результат сообщается ведущему, который тотчас  объявляет задуманный играющим элемент.

Объяснение игры: разгадка заключается в следующем: пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:

25 2 =50; 50 + 5 = 55; 55 5 = 275.

Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 получается 2 5.Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент - марганец.

 

Станция№6 «Почтовая»

 

Сегодня 1-й день работы нового почтальона этого города, он еще не познакомился с жителями и столкнулся с такой проблемой: забывчивые отправители писем не написали фамилии адресантов и мы должны ему помочь по электронному строению элемента указать его имя и адрес.

 

 Станция №7 «Характеристическая»

 

Главным итогом жизни Менделеева стала периодическая система химических элементов.

И каждый взмах ее взлетев

Суровым гением своим

Повеял миру Менделеев

В природе понятое им…

Учитель: Вот мы и в гостях у местных жителей. Но, их так много! (Вопрос: сколько химических элементов известно к настоящему времени?). Некоторые из них такие активные, быстрые, суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны. Придется помогать: объяснять их свойства и возможности.  Задание № 1: охарактеризуйте элемент № 16 по плану:

Вам необходимо дать характеристику  элементу с данным порядковым номером. На подготовку дается 3 минуты (план характеристики элемента на экране и у каждой команды на столе в карте путешествия).

По истечении времени листочки с ответами сдаются экспертной комиссии.

 

   Учитель: Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие в удивительную страну маленьких Элементиков Химтаун. Я очень надеюсь, что вам было интересно путешествовать по этой удивительной стране. Кто-то повторил выученный материал, а кто-то узнал новое и интересное. Богини путешествий проверят ваши карты путешествий и выставят вам соответствующие баллы, по которым я выставлю вам оценки.

   А сейчас запишите домашнее задание: предложите свои примеры действенности периодического закона в окружающем мире.

   Спасибо всем за внимание!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок – путешествие « Город Химтаун»

Урок – путешествие « Город Химтаун»

Станция №1 «Домашнее задание»

Станция №1 «Домашнее задание»

В каком районе города живут жители с металлическими характерами? (Металлический характер жителей усиливается справа на лево,)

В каком районе города живут жители с металлическими характерами? (Металлический характер жителей усиливается справа на лево,)

Нет Да Нет Нет Да Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (С места 1 – 2 ученика)

Нет Да Нет Нет Да Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (С места 1 – 2 ученика)

Посмотрим, также хорошо знают этот город во всей

Посмотрим, также хорошо знают этот город во всей

Главным итогом жизни Менделеева стала периодическая система химических элементов

Главным итогом жизни Менделеева стала периодическая система химических элементов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020