Мастер – класс для педагогов и родителей
«Развиваем речь с помощью скороговорок»
Подготовила и провела воспитатель: Калинина Ирина Александровна.
Воспитатель: Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №1).
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №2).
Приложение №1
Скороговорки.
· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
· Ткёт ткач ткани на платки Тане.
· Осип охрип, Архип осип.
· На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
· Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в рeкe рак,
Сунул Грека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
· Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
· Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшоне он смешон.
· Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
· Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
· Расскажите про покупки
Про какие, про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
· Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
· Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Приложение №2
Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»
· Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
· В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
· Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
· Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
· Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.