Пояснительная записка
Дисциплина: русский язык
Раздел: «Орфография»
Тема: «Правописание приставок»
Класс: 9-11 классы
Рекомендуемый тип занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного, контрольно-обобщающий.
Требуемые для работы знания и умения:
· знание понятий «изменяемые», «неизменяемые» приставки;
· умение работать с таблицей;
· умение определять значение слов (словообразовательных префиксов);
· умение различать гласные звуки от согласных, звонкие согласные звуки от глухих согласных;
· умение подбирать однокоренные слова для определения морфемного состава слов.
Ожидаемые результаты:
· умение правильно писать:
ü неизменяемые приставки;
ü изменяемые приставки на –З, -С;
ü изменяемые приставки РАЗ -/ РАС-, РОЗ - / РОС -;
ü приставки ПРЕ-, ПРИ-;
Инструкция по выполнению карточки
Правила работы с карточкой
1. Карточка состоит из 3 разделов: «Необходимо знать», «Тренировочные упражнения», «Самоконтроль. Контрольный тест».
На выполнение тренировочной работы по русскому языку даётся 45 минут.
Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. Если Вы хотите
изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями,
справочниками по грамматике, орфографическими словарями.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
Варианты работы с карточкой
В зависимости от уровня подготовки ученика организуется работа с первым разделом.
Если ученик имеет прочную базу знаний по теме карточки, то он может пропустить задание этой рубрики и начать выполнение тренировочных упражнений (в обратном случае ученик должен проработать справочный материал рубрики «Необходимо знать»). Если при выполнении заданий возникнут трудности, ученик может обратиться к первому разделу. После окончания работы со вторым разделом можно приступать к выполнению контрольной части карточки.
Карточка «Правописание приставок»
1. Изучи рубрику «Необходимо знать»
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Неизменяемые приставки |
Изменяемые приставки на –З, -С;
|
Изменяемые приставки РАЗ - / РАС-, РОЗ - / РОС-
|
|
Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания
|
Перед звонкими согласными, гласными – З, перед глухими согласными – С
|
Написание зависит от ударения |
|
О- : опылить Помните! Иноязычная приставка А- равнозначна по значению приставке НЕ-: аморальный = неморальный |
БЕЗ- (БЕС-) ВОЗ- (ВОС-) ВЗ- (ВС-) ИЗ- (ИС-) НИЗ- (НИС-) РАЗ- (РАС-) РОЗ- (РОС-) ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-) ЧРЕЗ- (ЧРЕС-) Беззаботный – бессовестный; разгромить- расщедриться; |
1. Под ударением пишется А, без ударения – О: рОзвальни - развалИться, рОспись – распИсывать Исключение: розыскнОй (от слова «рОзыск») |
|
ДО- : доплыть НЕДО-: недосмотреть ПО- : покрыть |
|||
ПРО- : прокусить Помните! приставка ПРА- пишется, если слово имеет значение: 1) «исконный, первоначальный, древний» праязык, 2) «степень родства»: прабабушка, 3) «имеющий отношение к предкам»: праматерь. |
|||
Помните слова! чересчур исчезать исчезновение |
|||
У- : укрыть |
Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ: дезинфекция, дизъюнкция |
||
ПРА- : прадедушка ВЫ - : вымыть |
|||
ПРЕД-: предустановка ПЕРЕ-: переплыть |
Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласными: дисбаланс, дисфункция
|
||
НА- : наиграть ЗА- : забрать НАИ-: наилучший |
|||
ОТ- (ОТО-): отбить, отойти ОБ-(ОБО-): обхватить, обойти В- (ВО-): въехать, войти С- (СО-): сходить, сойти НАД-(НАДО-): надломать, надорвать ПОД- (ПОДО-): подстричь, подойти |
|||
К сведению! Оглушаются перед глухими: В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ- Иногда приставка С- стоит после приставки НЕ-: несговорчивый В словах ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕШНИЙ, не видно НИ ЗГИ буква З не приставка |
Правописание приставок, зависящих от их значения |
|
ПРИ- |
ПРЕ- |
1) пространственная близость, смежность: прибрежный 2) прибавление, приближение, присоединение: пририсовать, приклеить, прилететь 3) неполноты действия: присесть, приоткрыть 4) доведение действия до конца, до определенного результата: приискать, приучить, прикончить 5) совершение действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: принарядиться, приглядеться 6) сопутствующее действие: припевать, присвистывать |
1) высшая степень действия, качества, превосходящего какую-либо меру (= ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА): превеселый (= очень веселый) 2) ПРЕ-=ПЕРЕ: преграда (= перегородить) К сведению! Иногда сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить синонимичными словами: ПРЕВОЗМОЧЬ – ПЕРЕСИЛИТЬ |
Различайте!!! |
|
придать значение притворить дверь приклонить ветку к земле приступать к делу прибывать куда-либо приёмник (аппарат) приходящий (кто приходит) призирать (давать приют) придел храма притерпеться (привыкнуть) привратник (сторож, стражник) |
предать друга претворить мечту в жизнь преклониться перед кем-то преступать закон пребывать (находиться где-либо) преемник (последователь) преходящий (временный) презирать (не уважать) предел желаний претерпеть лишения превратный (изменяющийся) |
Запомните!!! |
|
Приватный, приватизация, привередничать, привередливый, приверженец, привидение, привилегия, пригожий, придирчивый, приличие, примадонна, примитивный, приоритет, присяга, прискорбие, прискорбный, притязание, прихотливый, беспристрастный, причина, без прикрас, приумножить, неприязнь, приурочить, прибаутка, присутствовать, прилежный, приятный, пригодный. |
Преамбула, презент, президент, президиум, преимущество, прекословить, прелюдия, премьера, пренебрежение, пренебрежение, препарат, препирательство, препятствие, прерогатива, пресловутый, пресмыкаться, престиж, престол, претендент, претензия, прецедент. |
2. Выполни тренировочные упражнения
Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание приставок.
Бе_ценный, бе_церемонный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_численный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.
В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный. Во_рождать, во_действовать, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любленный, во_парить, во_препятствовать.
И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ра_продал, ра_двоился, ра_чесал, ра_щедрился, ра_бьется, ра_пространит, ра_толок, ра_читал, ра_порол, ра_чертит, ра_крутит, ра_бег, р_звальни, р_спись. Чере_чур, чре_мерный.
_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.
Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих).
Задание 2. Выполните тестовые задания
1. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...
Ответ: ___________________________
2. Из предложений 25–29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.
25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:
– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.
Ответ: ___________________________
3. Из предложений 45–51 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
Ответ: ___________________________
3. Самоконтроль. Контрольный тест
1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр_забавный, пр_тупился
бе_честный, бе_грамотный
бе_правный, ра_чёт
бе_пощадный, бе_жалостный
пр_следовать, пр_шить
Ответ: ___________________________
2. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр_стыдить, беспр_рывно
и_колесить, сни_хождение
ра_фасованный, ра_мытый
пр_вередливый, пр_града
и_далека, не_говорчивый
Ответ: ___________________________
3. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и_коверкать, бе_жизненный
пр_мудрый, пр_образовать
пр_брежный, пр_кратить
во_хождение, бе_рассудный
н_рекание, пр…гулка
Ответ: ___________________________
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра...буженный, бе…граничный
не...валенные, бе…дельник
пр...купить, пр…красный
под…зревать, н…писать
пр…кратить, пр_чудливый
Ответ: ___________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.