• Особенности творчества Виктора Пелевина (по роману Generation «П»)

• Особенности творчества Виктора Пелевина (по роману Generation «П»)

ppt
14.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Пелевин.ppt

Авторы работы : учащиеся 10А класса
Руководитель: Коконова Л.И., учитель русского языка и литературы





ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.В.Пелевин - модный писатель
Глава 2.«Сквозная тема» в творчестве Пелевина
2.1. Начало советской эпохи в рассказе «Хрустальный мир»
2.2. Тема вечности и ее контакта с человеком
в романе «Чапаев и пустота»
2.3.Деформация души человека в романе «Омон Ра»
Глава 3. Отражение судьбы современного поколения
в романе «Generation “П”»
3.1.Композиция романа «Generation “П”»
3.2.Образ нового мира
3.3.Человеческий и мистический миры
3.4.Особенности стиля Пелевина
Глава 4.Патриотизм в творчестве писателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Целью данной работы является выявление особенностей творчества, основной идеи произведений для установления аналогии с реалиями сегодняшнего дня.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
Изучить научную литературу по выбранной теме.
Систематизировать и обобщить опыт исследователей творчества Пелевина.
Провести анализ произведений В.Пелевина.

Главной особенностью творчества Пелевина является то, что автор не хочет (или не может) быть объективным, не желает (или не может) смотреть на современность сверху вниз. Он - среди нас, и оперирует мыслями и понятиями доступными нам всем, потому и велика вероятность, что сюжеты Пелевина повторятся уже в реальной жизни его читателей завтра, сегодня, сейчас. Но отсюда же и восприятие его творчества многими как некой пошловатой попсы, не имеющей право претендовать на вечность, но это можно оспорить, ведь в романе  “Generation “П” Пелевин предсказал дальнейшее развитие русского общества, еще задолго до того, как все это воплотилось в жизнь. И обвинения со стороны критиков по поводу «перекапывания», уже имеющегося, материала, по меньшей мере, необоснованны.

В произведениях В.Пелевина чувствуется не столько литературное, сколько глубокое историческое образование - настолько профессионально вникает он в суть российского менталитета разных исторических периодов.
Филологи очень любят термин “сквозная тема” подразумевая под этим термином мотив, который проходит через все произведения автора. Пожалуй, писателей, к которым термин “сквозная тема” реально применим, очень немного. Пелевин - один из них. У него нет ни одного рассказа, повести или романа, где бы ни присутствовала его главная тема - тема Страны и людей, которые в ней живут. По идее, всю эту огромную тему можно поделить на три отрезка. Деление это производится по принципу исторических периодов. Таким образом, можно выделить советский и постсоветский периоды, а также “период будущего”. 
Советский период – неудачные попытки построить новое общество на обломках старого строя. Этой теме посвящены такие произведения, как «Хрустальный мир», «Чапаев и пустота», «Омон Ра».
Постсоветский период – «перестройка», разрушение четко отлаженной системы государственного строя.
«Период будущего» - фантастические и мистические образы и сюжеты, оставляющие надежду на светлое будущее. Двум последним периодам посвящен роман “Generation “П”, отражающий судьбу современного поколения.

Начало советской эпохи Пелевин описывает в рассказе “ Хрустальный мир”. Главной особенностью этого рассказа является то, что здесь человек играет хотя бы какую-то (пусть даже мизерную) роль на фоне государственного хаоса. Здесь герои говорят о политике, как бы участвуя в процессе творения этого нового мира; они - настоящие, истинные романтики, именно те, силами которых и делается, как известно, революция. И плоды их мыслей оказываются своеобразно материализованными - ведь понятно, что низенький господин с бородкой и в котелке, прогуливающийся по улице - Ленин, а дама рядом с ним - Крупская. Неудавшийся коммунизм. «Хрустальный мир» – «хрустальная» идея, готовая «рухнуть» в любой момент

Произведение «Чапаев и пустота» отличает конкретика. Пелевин говорит об известных всем личностях, да даже если Чапаев, Анка и Петька не были бы столь известны, все равно читатель подразумевал бы под ними вполне конкретные образы. Тем не менее, Пелевин со свойственной ему непоколебимостью отрицает историю, строя ее заново. И “служебные” отношения Петьки с Анкой превращаются в любовь философа и эстетки “новой формации”, а Василий Иванович в романтического героя
В ткань произведения постоянно вклиниваются истории, едва связанные с основными сюжетными линиями. История “новых русских” Володина, Шурика и Коляна проводит аналогию мышления людей начала и конца века.Эта аналогия, в свою очередь, говорит, что современность- та же смутная стихия, и в ней все так же поминутно превращается в беспощадный фарс, как и в начале века.
В большинстве его произведений есть одна тема- тема Вечности и ее контакта с человеком. Вполне понятно, что этот контакт - своеобразный конфликт, переходящий в потерянность лирического героя.
В “Чапаеве и Пустоте” Пустотой, в которой теряется человек, является социальный хаос. Более того, самого главного героя зовут Петр Пустота. А значит, этот хаос уже является не только внешней, но и внутренней стихией человека. Выход есть смена внутренней системы идеалов.

Следующий этап охватывает весь советский период 60-х годов. Основным материалом для изучения этой темы является роман “ Омон Ра”.
В этом романе мы видим жизненную концепцию всех советских поколений - не только тех, к которым принадлежит сам герой, но и прошлых. Отец называет сына странным именем Омон, сочетающем в себе одновременно и аббревиатуру современного подразделения милиции, и имя бога Солнца в Древнем Египте. Фактически, герой романа стремится перейти от первого ко второму- с уровня сына милиционера подняться до высот занебесного советского космического бога.
Здесь Пелевин видит главную проблему поколения. Вечное стремление кого-то догнать и перегнать, вооруженное недостижимыми идеалами. Причем в процессе этого стремления происходит чудовищная деформация души человека. Ведь, фактически, Омон становится идеалистом - фанатиком, забывает о том, что он - человек.
Интерпретировать этот роман можно по-разному. Одной из задач, которую ставил перед собой Пелевин при написании этого произведения, была попытка обличить тоталитарную систему, существовавшую в Советском Союзе. Космос, являющийся центральным образом в романе — это коммунизм.
Государство — это грандиозное мистическое сооружение, где стираются все грани человеческой индивидуальности и личность мыслится единицей всеобщего, топливом, нужным чтобы на далекой Луне взвилось знамя победившего социализма.

В романе “Generation “П” Пелевин ставит традиционный русский вопрос - “Что делать?”, несколько конкретизируя его: “ что делать выпускнику Литинститута, поэту, талантливому человеку Вавилену Татарскому, который по какой-то трагической случайности оказался записан в черные скрижали “Generation “П”? До этого он был переводчиком стихов народов СССР, любителем Пастернака, начинающим (хотя, может быть, и бесперспективным) поэтом, потом вообще кем-то, кем угодно, но только не копирайтером. Но вот именно понимание того, что “ он не востребован эпохой, не успел сжиться с этим знанием” [10] и приводит его к дверям рекламного агентства.
Некоторые критики считают это в какой-то мере предательством. Но, если рассуждать, что он предает? Страну, которой нет? Киргизских и таджикских поэтов? Или свою жизнь? Конечно, Татарский мог бы верить в эти ценности и в свое предательство, но он не желает оставаться в среде прокоммунистических бабушек, и со смелостью шагает в новый мир. 
Что следует отметить в первую очередь - большая часть образов в произведении является собирательными. Кто такой Татарский? Символ целого поколения, но при этом мы о нем лично ничего не знаем. Нет ни одного описания его внешности, каких-то особенностей характера, и даже биографические черты, которыми наполнена первая глава, вполне характерны для большей части людей. Встречается здесь частично и образ ушедшего поколения - отец Татарского, который дает сыну имя, сочетающее в себе имена В.Ленина и В.Аксенова.

Татарский выходит из уже уходящего времени, времени несбывшихся надежд, с нелепым именем, сочетающим в себе несовместимые инициалы. И оказавшись выброшенным из своего течения, пытается приспособиться к новому обществу.
По идее, все люди, окружающие Татарского в его восхождении - лишь разные стадии развития его самого. Причем, эти люди всегда превосходят его примерно на одну ступеньку социальной лестницы Символично и то, что как только сам Вавилен Татарский становится абсолютно самодостаточной личностью, все эти люди из его жизни исчезают. 
 Все пространство романа делится на три измерения: реальные события (жизнь Татарского), тексты реклам, живущие в романе как бы отдельной жизнью и самые разнообразные мистические вкрапления. На первый взгляд кажется, что связь всех этих миров поверхностна - они едва сцеплены зыбкими сюжетными линиями. Но связь эта куда глубже - они пропагандируют одну и ту же идею - идею универсальной концепции нового поколения.
По мнению Пелевина, чтобы выжить сегодня нужно в первую очередь обладать «бескрайним» цинизмом. Татарский - идеал такого циника. Однако циничен не только Татарский и все герои “Generation “П”. Очевидно то, что циничен и сам Пелевин.

Человеческий мир у Пелевина, как мы уже сказали, поделен на некие “сферы влияния” разума и вечности. Но есть и другой мир, мир высший, являющийся источником мира низшего, то есть людского.
Столь же неожиданно в современные сюжеты вклиниваются всяческие потусторонние силы: сирруфы, языческие боги, оборотни и прочие.
Взаимодействие мира реального с миром нереальным у Пелевина совершенно иное, нежели у кого- либо другого. У него все, не относящееся собственно к человеку - лишь плод сознания этого человека. И мир божественный - тоже какая-то периферия мира внутреннего.
Пелевин по- настоящему атеистичен. Не потому, что отрицает Бога, а потому, что признает его исключительно плодом мысли человека. 

Патриотизм в творчестве писателя

В какой-то степени Пелевина можно даже назвать патриотом, только каким-то “ новым” патриотом (по аналогии с “новыми” русскими). В “ Generation “П” Россию он представляет виртуальной страной, Пелевин выражает свое личное мнение через мнение Татарского. А Татарский говорит: “Ситуация, которая сложилась к настоящему моменту в России, долго существовать не может. В ближайшем будущем следует ожидать полной остановки большинства жизненно необходимых производств, финансового краха и серьезных социальных потрясений, что неизбежно закончится установлением военной диктатуры”.

Результатом данного исследования явились несколько выводов: 1)Главная тема, пронизывающая все произведения В.Пелевина – тема страны и людей, которые в ней живут. И ему не все равно, что с ними будет.
2) Виктор Пелевин не то что очень модный писатель, но и загадочный человек. Мы о нем многого не знаем, особенно то, что дает ему вдохновение писать такие странные книги.
3)Каждый человек сталкивается с проблемой бессмыслицы при чтении любых книг В.Пелевина. Понять смысл прочитанного и есть главное достижение любого читателя.
4)Книги Пелевина очень захватывающие. Прочтя несколько страниц, вы поглощаетесь в чтение целиком, так как возникает интерес к тому, что читаешь.
Конечно же, огромную роль играет и «художественый» талант Пелевина — образы, которые он создает, живут уже вне его книг — в сознании читателя. В книгах Пелевина царствует фантазия, которой нет предела; бред, который заставляет всех читателей расширить свою фантазию; сон, куда мы попадаем во время чтения.
Произведения В.Пелевина будут актуальны в любые времена. Общество не идеально, государство не идеально, а значит проблемы, о которых говорит писатель, обсуждаемы.
В.Пелевин и его книги останутся навсегда для нас загадкой, как и для многих других. И эта неопределенность будет побуждать исследователей к дальнейшему изучению его творчества.

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)