Вечная тема нравственности всегда волновала писателей и публицистов, особенно остро она решается в нашу постиндустриальную эпоху. Сейчас её актуальность высока как никогда, ведь в бурно меняющемся современном мире человеку так трудно всегда действовать в рамках морали и этики. Основой для своей работы мы выбрали творчество Виктора Петровича Астафьева, который, как было отмечено А. Н. Макаровым, является «по натуре своей моралистом и поэтом человечности».
Эта характеристика очень важна, ведь цель реферата состоит в определении сущности и природы нравственных проблем в творчестве современных писателей.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
1.Изучить критику по рассматриваемой теме.
2.Систематизировать и обобщить полученные сведения.
3.Показать, что такие понятия как нравственность, мораль никогда не устаревают, и очень важны в современной жизни.
Также внимательного рассмотрения требует экологическая проблема. Пожалуй, никогда ещё она не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная. “Нам не привыкать к потерям, - писал С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже будет нечего”. В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев – чуткий художник – не мог остаться в стороне от проблемы. Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.
Было трудно найти произведение, раскрывающее через призму экологической темы социальные и нравственные процессы народной жизни. Именно поэтому мы обратились к творчеству Виктора Астафьева – наиболее яркому писателю такого художественного уровня. В своих произведениях Виктор Астафьев стремится включить человека с его заботами и тревогами повседневной жизни в процесс развития и изменения природного мира. В начале XXI века технический прогресс шагнул так далеко, что возникла опасность нарушения гармонии человека с природой, что может привести не только к нравственной, но и к физической гибели людей. И хотя в настоящее время средства массовой информации, печать, публицистика напоминают человеку о грозящей ему и человечеству в целом опасности, все-таки еще не созрела в обществе необходимость решительных действий.
Творчество Виктора Астафьева обрело широкое читательское признание и серьезное внимание критики. Целый пласт народной культуры, отечественной истории, связанный с эпохой коллективизации, войной, послевоенной жизнью своеобразно преломился через “автобиографию поколения”, лирическую исповедь современника в книгах писателя. Книги Астафьева интересны не только тем, как в них отразились события времени, но и выражением авторской позиции, раскрытием духовного мира. А также ясно видно стремление к предельной жизненной достоверности, правде, аналитическому исследованию героя в сложной ситуации, в нравственных борениях и поиске истины.
Критика выявила основные проблемы его творчества, определила направление художественного поиска писателя и точно подметила главные черты его творческой индивидуальности. Практически все исследователи, такие как Чекунова, Гончаров, сходились во мнении, что Виктору Петровичу, как и любому другому подлинному художнику, присуща черта, придающая своеобразие и неповторимость его таланту. «У Астафьева, такой чертой является совестливость как нравственная причастность к окружающей жизни и ответственность за все, что в ней совершается, – писал С. Залыгин. - В его душе неумолчен голос. Как живете, люди? Если жизнь приносит вам невзгоды и страдания, то и я в этом повинен, готов прийти на помощь обиженному, обуздать зло, заклеймить острым словом низость и жестокость».
«Царь-рыба»” В.П. Астафьева, обладая острым критическим пафосом, направлена против нарушения нравственных законов. Весь художественный строй повествований в рассказах, отражающих народный взгляд на мир, подчинен тому, что любой человек, сотворивший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям – детям, женщинам, старикам, зверью, природе, наказывается жизнью еще более жестоко. Иногда даже несоизмеримы эта тяжесть, это наказание с проступком.
Астафьев выступает в «Царь-рыбе»” против любых прагматических концепций, ставящих перед личностью выше всего принцип полезности. Нельзя делать человеку добро, ожидая от него каких-то взаимных услуг и примитивной выгоды.
Проблема “преступлений и наказаний” рассматривается Астафьевым в “Царь-рыбе” с точки зрения народного идеала, выраженного в фольклоре: зло наказывается незамедлительно. В какой-то мере это решение условно и принадлежит не тому, что есть, а тому, что должно быть.
Читатель зримо представляет себе автора-рассказчика, обеспокоенного нравственным обликом современника, судьбой природы. Он – человек чувства, крайних эмоциональных порывов, страстный в гневе и ненависти к мерзости и пошлости в жизни, нежный и даже сентиментальный в минуты редкого общения с красотой. Но главное, он – человек совестливый, воспринимающий всем сердцем несчастья, страдания людей. Он искренен, честен и мужествен.
“Все мы русские люди - замечает с доброй усмешкой повествователь, — до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарочков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, и даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе”. Именно непосредственность авторских раздумий особым светом окрашивает резкие и страшные сцены, смягчает жестокость многих формулировок.
Экологическая тема в “Царь-рыбе” затрагивает многие проблемы социального, нравственно-философского звучания. Они, являясь по сути дела актуальными, несут в себе и “вечный” поиск добра и истины перед лицом сложной экологической ситуации в мире, когда, по словам писателя, “всего человеческого гения, всех человеческих жертв, видно, оказалось мало, чтобы образумить род людской, чтобы возвести добро так высоко, что оно недоступно было бы злу”.
И вывод писателя очень ясен. Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения к ее богатствам, он обречен вместе с нею на гибель. Писатель вовсе не впадает в крайности, стремясь оградить природу от хищничества: “Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?” Писатель призывает к “сотворчеству” с природой, к разумному восстановлению ее богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации хозяйства страны.
В современном мире, как бы остановившемся перед ядерной катастрофой, особое значение приобретает ответственность каждого человека за все, совершающееся вокруг. Если каждый, осознавая конечность своей жизни, стремится до конца выполнить свой долг, то, чтобы не лишить будущего своих детей, он должен быть уверен в вечной победе жизни, развития, прогресса и приложить все силы и возможности, чтобы сохранить мир, жизнь, культуру. Это главная мысль “Царь-рыбы”.
Роман “Печальный детектив” был опубликован в 1985 году, во время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле жестокого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. События романа актуальны и сегодня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре и зле, о честности и лжи.
Обращаясь к теме нравственности, Виктор Астафьев пишет о будничной жизни людей, типичной для мирного времени. Его герои не выделяются из серой толпы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от несовершенства окружающей жизни, автор ставит вопрос о русской душе, о своеобразии русского менталитета. Все писатели нашей страны, так или иначе, пытались решить его. Вечные проблемы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставляют человека искать их решение. Но это оказывается делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.
Главный герой романа Сошнин считает, что эту загадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других. Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелочами, описываемыми в романе, скрывается поставленная проблема: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сострадание. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомо это чувство. Описываемые события происходят в мирное время, но нельзя не почувствовать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяжело. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей и задаемся вопросом: как мы дошли до такого?
Леонид Сошнин всю жизнь борется со злом, которое воплощается в конкретных людях. Их можно поймать и обезвредить. Но, кажется, Сошнин чувствует себя, как Геракл, сражавшийся с гидрой: на месте каждой отрубленной головы у нее вырастали две новых. Перед мысленным взором главного героя проходят те страшные случаи, которым он был свидетелем по долгу службы. Вот "интеллигентные" родители заперли малыша в комнату, надеясь, что он умрет. А то вспомнился ему убийца, который "заколол мимоходом трех человек" и спокойно ел мороженое у кинотеатра. А народ еще жалел преступника, а милицию ругал, когда его схватили...
Может быть, писатель сгустил краски, втиснул в память милиционера слишком много таких случаев. Но он хотел, чтобы и читатель вместе с его героем стремился понять "правду о природе человеческого зла", увидеть "места, где зреет, набирает вони и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий зверь". И в самом деле, мы ломаем голову вместе с Сошниным над болезненными вывертами психологии определенной категории людей, готовых пожалеть убийцу, насильника, отдать ему последний кусок и совершенно равнодушных к инвалиду-соседу, хорошим людям. Такое всепрощение и долготерпение "охраняет" убийц, дает волю хулиганам. Для главного героя это нестерпимо тягостно.
В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного героя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существования. Писатель часто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит и чувствует гораздо больше. Дело в том, что, в отличие от остальных, он анализирует собственное чувство глубже и всесторонней. И тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный, на первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень серьёзное философское, социальное и психологическое содержание.
Когда переворачиваешь последнюю страницу повести, романа или небольшого рассказа Виктора Астафьева, в душе всегда остается надежда. Понимаешь, что Астафьев, показавший нам человеческую жестокость и бездуховность жизни, враждебность мира и противопоставление человека и природы, дает нам, читателям, надежду на то, что есть на земле люди, заслужившие “высший сан - называться человеком” и зерна любви “всенепременно дадут всходы”.
В своих произведениях Астафьев раскрывает перед читателем грустную и мрачную картину цинизма и бездушия людей в сочетании с экологической катастрофой. И это не случайно, так как картины природы – не просто фон, на котором разворачиваются события. В них заключается глубокий смысл, потому что в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Виктор Петрович в своем произведении "Царь-рыба" пытается найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа: храм или рабыня человека? Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Актуальны проблемы, затронутые в произведениях Астафьева, и в наши дни. Как часто сталкиваются в жизни современные люди с предательством и непониманием близких людей, надругательством над природой и отсутствием сострадания к чужим бедам. Астафьев всем ходом своего повествования доказывает необходимость острейшей борьбы с бездуховностью, которая подтачивает нравственные устои общества.
В перспективе дальнейшего исследования проблем экологии и нравственности нужно донести их суть до каждого обывателя. Возвращаясь к обсуждению этой темы в средствах массовой информации, литературе, следует воздействовать на общественное мнение, постепенно воспитывая в человеке гуманность, прививая, но, не насаждая силой, моральные принципы. Ведь пока большинство не осознает всю важность соблюдения нравственных устоев, невозможно будет построить «здоровое» общество, к образованию которого все так стремятся.
При прочтении произведений Астафьева читателя не покидает чувство уверенности в завтрашнем дне, победе добра над злом, в вечной победе жизни, прогресса, но для этого человеку надо приложить все силы и возможности, чтобы сохранить мир, жизнь, культуру.
Многие исследователи творчества Виктора Петровича, такие как Макаров, Селезнёв, писали, что коренной вопрос его творчества: как в судьбе конкретного поколения отразилась ценность человеческой личности, отношения человека к человеку, миру, природе. И действительно, в своих произведениях Астафьев как бы спрашивает читателя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство - природу? Живешь ли ты по принципам морали, честно? Истина, написанная им, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.
В.П. Астафьев Царь-рыба/. – Хабаровское книжное издательство, 1986. с. 5-15
Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. Составитель и редактор Т. Я. Бриксман. Москва, издательство Российской государственной библиотеки "Пашков дом", 1999
В. П. Астафьев рассказ «Людочка» XI класс. // «Литература в школе», №2. –М., 2001
И.В. Ходяков Художественный и духовный мир «Другой прозы».
П.А. Гончаров «Высший сан на земле – называться человеком».
Т.А. Чекунова Нравственный мир героев В. Астафьева/Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. – М., 1983.
Т.М. Вахитова Повествование в рассказах «Царь-рыба»/. – М., 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.