Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе
Предмет: «физика»8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Изменение агрегатных состояний вещества»
Номер задания |
Описание элементов предметного содержания |
А1 |
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение |
А2, С8, С9 |
Количество теплоты. Удельная теплоемкость |
А3, С9 |
Испарение и конденсация. Кипение жидкости |
А5 |
Влажность воздуха |
А4, С8 |
Плавление и кристаллизация |
А6 |
Преобразование энергии в тепловых машинах |
А4 |
Графическое описание физических явлений |
В7 |
Физические величины. Определение физических величин. |
Номер задания |
Описание элементов метапредметного содержания |
А1 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
А1, В7 |
Умение классифицировать (познавательное УУД) |
А2, А3, А4, А5, С8, С9 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
А4, А5, А6, С8, С9 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
Работа |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
Номер задания |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
А2, А3, А5, С8, С9, В7 |
Знание и понимание смысла физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха |
С8, С9 |
Знание и понимание смысла закона сохранения энергии в тепловых процессах |
А1, А3, А4, А5, С8, С9 |
Умение описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация |
А3, С8, С9 |
Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
А2, А2, А6, С8, С9 |
Решение физических задач |
А1, А3, А4, А5, С8, С9 |
Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
А5, А6, С8, С9 |
Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях |
Спецификация КИМ
для проведения для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 8 класса содержания темы «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности,
проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания |
уровень |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А2 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А3 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А4 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А5 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А6 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
В7 |
Базовый |
Задание на соответствие, множественный выбор |
3 мин |
С8 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
С9 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания |
Количество баллов |
1 - 6 |
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 |
Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 |
Максимальное количество баллов за каждое задание – 3 Если: - полностью записано условие, - содержатся пояснения решения, - записаны формулы, - записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан подробный ответ – 3 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан ответ – 2 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, - записан ответ – 1 балл Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания |
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого |
14 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
14-12 |
5 |
11 - 9 |
4 |
8 - 6 |
3 |
меньше 6 |
2 |
Контрольная работа
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества
ВАРИАНТ № 1
1. Теплообмен путем конвекции может осуществляться
1) в газах, жидкостях и твердых телах;
2) в газах и жидкостях; 3) только в газах;
4) только в жидкостях.
2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 3 кг нагрели от 15 до 75 °С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоемкость латуни 380 Дж/кг.0С.
1) 47 кДж;
2) 68,4 кДж; 3) 760 кДж; 4) 5700 кДж.
3. Если при атмосферном давлении 100 кПа конденсируется 200 г паров некоторого вещества при 100°С, то в окружающую среду передается количество теплоты, равное 460 кДж. Удельная теплота парообразования этого вещества приблизительно равна
1) 2,1∙108 Дж/кг;
2) 2,1∙107 Дж/кг;
3) 2,3∙106 Дж/кг; 4) 2,3∙104 Дж/кг.
4. На рисунке представлен график зависимости температуры нафталина от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент нафталин находился в твердом состоянии. Какой участок графика соответствует процессу отвердевания нафталина? 1) 2-
3;
2) 3-
4;
3) 4-
5;
4) 56.
5. С помощью психрометрической таблицы определите разницу в показаниях сухого и влажного термометра, если температура в помещении 20°С, а относительная влажность воздуха 44%.
1) 7°С;
2) 20°С;
3) 27°С; 4) 13°С.
6. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу, равную 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?
1) 200%;
2) 67%;
3) 50%;
4) Такая машина невозможна.
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ФОРМУЛА |
А) Количество теплоты, необходимое для кипения жидкости; Б) Удельная теплота сгорания топлива; В) Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества. |
1) 𝐿∙𝑚; 2) 𝑞∙Δ𝑡; 3) 𝑄/𝑚∙Δ𝑡; 4) 𝑐∙𝑚∙Δ𝑡; 5) 𝑄/𝑚. |
8. Какое количество теплоты необходимо для плавления 3 кг льда, имеющего начальную температуру -20 °С, и нагрева образовавшейся воды до температуры кипения? Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг. 9. В сосуд с водой, имеющей температуру 0 °С, впустили 1 кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 20 °С. Определите массу воды, первоначально находящейся в сосуде.
Контрольная работа Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний вещества
ВАРИАНТ № 2
1. Благодаря какому виду теплопередачи (преимущественно) в летний день нагревается вода в водоемах?
1) Конвекция;
2) Теплопроводность;
3) Излучение;
4) Конвекция и излучение.
2. Металлический брусок массой 400 г нагревают от 20°С до 25 °С. Определите удельную теплоемкость металла, если на нагревание затратили 760 Дж теплоты.
1) 0,38 Дж/(кг °С);
2) 760 Дж/(кг °С);
3) 380 Дж/(кг °С); 4) 2000 Дж/(кг °С).
3. Какое количество теплоты потребуется для плавления 40 г белого чугуна, нагретого до температуры плавления? Удельная теплота плавления белого чугуна 14·104 Дж/кг 1) 3,5 кДж;
2) 5,6 КДж; 3) 10 кДж; 4) 18 кДж.
4. На рисунке изображен график зависимости температуры нафталина от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент времени нафталин находился в твердом состоянии. Какая из точек графика соответствует началу отвердевания нафталина?
1) 2;
2) 4;
3) 5; 4) 6.
5. Относительная влажность воздуха в помещении равна 60%. Разность в показаниях сухого и влажного термометра 4°С. Пользуясь психрометрической таблицей, определите показания сухого термометра.
1) 18°С;
2) 14°С;
3) 10°С; 4) 6°С.
6. Чему равен коэффициент полезного действия паровой турбины, если полученное ею количество теплоты равно 1000 МДж, а полезная работа составляет 400 МДж? 1) 4%;
2) 25%;
3) 40%; 4) 60%. Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ФОРМУЛА |
А) Количество теплоты, необходимое для кипения жидкости; Б) Удельная теплота сгорания топлива; В) Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества. |
1) 𝑄/𝑚; 2) 𝑞∙Δ𝑡; 3) 𝑐∙𝑚∙Δ𝑡; 4) 𝑄/𝑚∙Δ𝑡; 5) 𝐿∙𝑚. |
8. В стакан калориметра, содержащий 177 г воды, опустили кусок льда, имеющий температуру 0оС. Начальная температура калориметра с водой равна 45°С. После того, как лёд растаял, температура воды и калориметра стала равна 5°С. Определите массу льда. Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.
9. На газовой плите испаряют воду массой 3 кг, имеющую температуру 25°С. Газ какой массы нужно для этого сжечь? Потери энергии не учитывать. Удельная теплота сгорания газа 44 МДж/кг, удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.