Электромагнитное поле
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по физике по теме «Электромагнитное поле» в 9 классе
Предмет: «физика»9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Электромагнитное поле»
Номер задания |
Описание элементов предметного содержания |
А1 |
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока |
А2 |
Действие магнитного поля на проводник с током |
А3 |
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея |
А4, А5, А6, С9, В7 |
Электромагнитные колебания и волны |
С8 |
Преломление света |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной
Номер задания |
Описание элементов метапредметного содержания |
А1, А3, В7 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
В7 |
Умение классифицировать (познавательное УУД) |
А1, А2, А3, А5, А6, С8, С9 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
А1, А3, А5, А6, С8, С9 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
Работа |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
Номер задания |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
А1, А4 |
Знание и понимание смысла понятий: магнитное поле, электромагнитная волна |
А1, А2, А3, С8 |
Умение описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, преломление света |
А2, С9 |
Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
А2, А4, С8, С9 |
Решение физических задач |
А5, А6 |
Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 9 класса содержания темы «Электромагнитное поле».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Электромагнитное поле» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Электромагнитное поле» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В Пёрышкина, Е.М. Гутника.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности,
проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания |
уровень |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
1 мин |
А2 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
2 мин |
А3 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
1 мин |
А4 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А5 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
3 мин |
А6 |
Базовый |
Тест с выбором ответа |
5 мин |
В7 |
Базовый |
Задание на соответствие, множественный выбор |
5 мин |
С8 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
С9 |
Повышенный |
Расчётная задача с развёрнутым решением |
10 мин |
Оценка правильности выполнения задания |
Базовый |
Сверка с эталоном |
Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный |
Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.
Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным
количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания |
|
Количество баллов |
1 - 6 |
|
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 |
|
Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 |
Если: − − − − − − Если: − − − − |
Максимальное количество баллов – 3 полностью записано условие, содержатся пояснения решения, записаны формулы, записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан подробный ответ – 3 балла записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
вычисления выполнены верно, |
|
− |
записан ответ – 2 балла |
|
Если: − |
записано условие, |
|
− |
отсутствуют пояснения решения, |
|
− |
записаны формулы, |
|
− |
не записан перевод единиц измерения в СИ, |
|
− |
содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, |
|
− Если х |
записан ответ – 1 балл од решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания |
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
|
Итого |
14 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
14-12 |
5 |
11 - 10 |
4 |
9 - 6 |
3 |
меньше 6 |
2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся содержания темы «Электромагнитное поле»
№ задания контрольной работы |
Предметный результат не сформирован |
Предметный результат сформирован на базовом уровне |
Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
А1, А4 |
Задание не выполнено |
Задание выполнено |
|
А1, А2, А3, С8 |
Не выполнено два задания части А |
Выполнено три задания части А |
Выполнено задание части С |
А2, С9 |
Задание не выполнено |
Задание А2 выполнено |
Выполнено задание части С |
А2, А4, С8, С9 |
Не выполнено два задания части А |
Выполнено два задания части А |
Выполнено задание части С |
А5, А6 |
Задание не выполнено |
Задание выполнено |
|
№ задания контрольной работы |
Продемонстрировал сформированность |
Не продемонстрировал сформированность |
А1, А3, В7 |
Выполнено два задания части А |
Задание не выполнено |
В7 |
Выполнено задание |
Задание не выполнено |
А1, А2, А3, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
А1, А3, А5, А6, С8, С9 |
Выполнено три задания части А |
Выполнено менее трёх заданий |
Оценка правильности выполнения задания |
Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются |
Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа «Электромагнитное поле»
ВАРИАНТ № 1
Уровень А 1.
Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена
1) вниз
2) вверх
3) из плоскости листа на нас
4) в плоскость листа от нас
2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.
1) 0,05 Тл3) 80 Тл
2) 0,0005 Тл4) 0,0125 Тл
3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна. Ток в кольце возникает
1) в обоих случаях
2) ни в одном из случаев
3) только в первом случае
4) только во втором случае
4. Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с
= 3 • 108 м/с.
1) 0,5 м 2) 5м
3) 6м 4) 10 м
5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?
1) Не изменится 2) Увеличится в 3 раза
3) Уменьшится в 3 раза 4) Среди ответов 1-3 нет правильного.
6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
1) Уменьшится в 9 раз 2) Увеличится в 9 раз 3) Уменьшится в 3 раза 4)Увеличится в 3 раза
7. Установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ А) Создал теорию электромагнитного поля Б) Зарегистрировал электромагнитные волны В) Получил интерференцию света |
УЧЕНЫЕ 1) Т. Юнг 2) М. Фарадей 3) Д. Максвелл 4) Б. Якоби 5) Г. Герц |
А |
Б |
В |
|
|
|
8. Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидкостью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пустить луч света так, что он, пройдя через жидкость, попадет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 30° относительно поверхности воды. Каков показатель преломления п жидкости, если луч АО составляет 45° с вертикалью?
9. Детектор полностью поглощает падающий на него свет частотой ν= 6 • 1014 Гц. За время t = 5 с на детектор падает N = 3 • 105 фотонов. Какова поглощаемая детектором мощность? Постоянная Планка 6,6 • 10 -34 Дж • с.
Контрольная работа «Электромагнитное поле»
1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на сторону ab рамки со стороны магнитного поля?
1) Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас
2) Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам
3)Вертикально вверх, в плоскости чертежа
4)Вертикально вниз, в плоскости чертежа
2. Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?
1) 240 Н 2) 0,15 Н 3) 60 Н 4 ) 2,4 Н
3. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см.
рисунок). При этом индукционный ток
1) течет только в первом кольце 2) течет только во втором кольце 3) течет и в первом, и во втором кольце 4) не течет ни в первом, ни во втором кольце
4. Длина электромагнитной воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 • 108 м/с. 1) 1014 Гц 2) 5 • 1013Гц 3) 1013 Гц 4) 5 • 1014Гц
5. Как изменится электрическая ёмкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами увеличить в 2 раз?
1) Не изменится 2) Увеличится в 2 раза 3) Уменьшится в 2 раза 4) Среди ответов 1-3 нет правильного.
6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 положение 2?
1) Уменьшится в 4 раза 2) Увеличится в 4 раза 3) Уменьшится в 2 раза
4) Увеличится в 2 раза
7. Установите соответствие между особенностями электромагнитных волн и их диапазонами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛН А) Волны с минимальной частотой Б) Волны, идущие от нагретых тел |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ 1) Радиоволны 2) Инфракрасное излучение |
В) Волны, обладающие проникающей 3) Видимое излучение
способностью 4) Ультрафиолетовое излучение
5) Рентгеновское излучение
А |
Б |
В |
|
|
|
8. Ученик решил использовать лазерную указку для определения показателя преломления неизвестной жидкости. Он взял прямоугольную пластмассовую коробочку с прозрачными стенками, налил в нее жидкость и насыпал детскую присыпку, чтобы луч стал видимым. Для измерения угла падения и угла преломления он воспользовался двумя одинаковыми транспортирами (см. рисунок) и определил, что угол падения 76° (Sin75°= 0,97). Чему равен показатель преломления n?
9. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени. Вычислите емкость конденсатора в контуре, если индуктивность катушки равна
32 мГн.
t, 10-6с |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
q, 10-6с |
2 |
1,42 |
0 |
-1,42 |
-2 |
- 1,42 |
0 |
1,42 |
2 |
1,42 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.