Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермошкинская средняя общеобразовательная школа»
Вурнарского района Чувашской Республики
Итоговое внеклассное мероприятия
«10 минут детям
про Великую Отечественную войну»
2020г.
Цель : воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Задачи:
· закрепить знания детей о войне 1941-1945гг.,
· формировать активную гражданскую позицию школьников,
на примерах героических поступков детей в военное время
· воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество, уважительное отношение к старшему поколению
Форма проведения: устный журнал.
Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, вспомнят и закрепят о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Оформление:
Мультимедийная презентация «Дети-герои войны».
На сцене, в исполнении 9 класса театральная инсценировка «Начало войны».
После выступления остаются неподвижными, выходят учащиеся 3 класса читают стихотворение «Мальчики» И. Карпова
1-й ученик. Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
2-й ученик. Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
3-й ученик. Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
4-й ученик. Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа
Голос ведущего за сценой.
1 в-й. «Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»
«Война – война - война»
С этими словами выходят 6 учеников 6 класса одетые как партизаны, раздаётся взрыв и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно подходит к микрофону.
Девочка:
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Дети, поворачиваясь по одному:
-Мы могли стать поэтами,
-писателями,
-музыкантами,
- врачами,
-строителем
- (хором) или просто родителями. Уходят
Выход ведущих
Вед. 1 Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.
Вед.2 Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
На земле самый лучший народ - дети.
Предлагаем вам нашу презентацию. «Дети –герои войны», запомните их имена.
2 Слайд. ГЕРОИ-ПИОНЕРЫ
Заставка тихая музыка. По очереди выходят фотографии героев, голос за кадром называет Ф.И.О героя.
Александр Кобер - подросток стал членом подпольной организации, выполнял ответственные поручения, фиксировал местонахождение фашистских подразделений, следил за местонахождением военных объектов. Казнен, спустя несколько лет за свой подвиг был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Аркадий Каманин - самый юный летчик Великой отечественной войны, Он не погиб в бою, а умер на родной земле в окружении близких людей. Но его ратные подвиги и юношеское бесстрашие навсегда вписаны в страницы истории. Награжден орденами Красной Звезды.
Валя Зенкина - когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Борьбу продолжила в партизанском отряде.
Воевала смело, наравне со взрослыми, награждена орденом Красной Звезды.
Валя Котик - отважный мальчишка, которого война лишила детства и заставила взять в руки автомат и гранату вместо книжек и игрушек, пускает под откос немецкие эшелоны, убивает захватчиков своей родины. А ему ведь всего 14 лет. В последнем решающем бою Валя получает смертельное ранение и погибает. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Василий Курка - юный воин, доброволец, снайпер, командир взвода Красной Армии, в январу 1945 года лейтенант Курка умер от ран, полученных в бою. За подвиги и боевые заслуги награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Кавказа», именной снайперской винтовкой.
Витя Коробков- крымский пионер-партизан, в развалинах он отыскивал патроны и оружие и складывал их в укромное место. 12-летний мальчик стал связным между городом и партизанами. Страна не забыла подвиг отважного пионера. Посмертно был награждён медалью «За отвагу».
Володя Дубинин - юный партизан, посмертно награжден орденом Красного Знамени
Володя Щербацевич - 14-летний минский подпольщик был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье.
Зина Портнов а- уроженка Ленинграда, юная партизанка-подпольщица, погибшая в 17 – летнем возрасте смертью храбрых, Герой Советского Союза.
Костя Кравчук - за спасение Боевого Знамени награжден орденом Красного Знамени.
Костя Янин - связной и разведчик в партизанском движении, 12-летний мальчуган, взорвался вместе с мостом спасшая целый армейский корпус в полном составе, включая технику.
Леня Голиков - пионер-партизан, присвоено звания Героя Советского Союза. Представление на Героя пришло еще при жизни, за добытые в разведке секретные документы. А вот получить его он уже не успел.
Лида Вишкевич - рискуя жизнью, помогала вести борьбу с фашистами награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени
Марат Казей - Герой Советского Союза. Был разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения
Абрам Пинкензон - еврейского мальчик, скрипач, который заставил содрогнуться фашистских палач. Был растрелен.
Александр Бородулин - до последнего защищал своих товарищей-партизан от гибели, ни секунды не думая о бегстве. Он просто выполнял свой долг перед Родиной. Награжден орденом Красного Знамени, но уже посмертно
Макс Кротов - свой подвиг они с друзьями совершили в новогоднюю ночь 1942 года. Мальчикам удалось, незаметно пробрались к тщательно охраняемому гитлеровцами, аэродрому, и подать нашим летчикам световой сигнал. — Бейте, гады, наши придут, отомстят! С этими словами шел он на виселицу.
Юта Бондаровская - 13-летняя девочка, переодевшись мальчишкой-нищим, помогала партизанам. Маленькая героиня большой войны, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени
На сцену выходят ученики 7 класса читают стих «Пионеры-герои»
Павела Железнова
1-й ученик. В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
2-й ученик. …Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
3-й ученик. А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята - герои родимой земли!
4-й ученик. …И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
5-й ученик. В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые! (уходят)
2 Слайд. ГЕРОИ-КОМСОМОЛЬЦЫ
Заставка тихая музыка. По очереди выходят фотографии героев, голос за кадром называет Ф.И.О героя.
Зоя Космодемьянская - все знают о подвиге Героя Советского Союза. Советская партизанка, диверсантка, казнённая немецкими оккупантами в 1941 году. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне.
Александр Космодемьянский – брат Зои, младший лейтенант, воевал на тяжелом танке. На своём танке он написал "За Зою". Погиб в боях за Кёнигсберг. Он не жалел себя, не берёг, хотя уже все знали, что Победа близка! Звездой Героя награждён посмертно.
Александр Чекалин –партизан, герой Советского Союза, погибший смертью храбрых в возрасте 16-ти лет.
Андрей Кижеватов - начальник 9-й погранзаставы с первых дней войны возглавил пограничников, находившихся в крепости 22 июня 1941 года, организовал оборону одного из участков Брестской крепости и до последнего дыхания был их командиром и верным товарищем.
Николай Гастелло - достигнув вражескую колонну на Минском шоссе, они открыли по ней огонь, и тогда он и другие летчики решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Посмертно присвоено звание Герой Советского Союза
Лиза Чайкина - Последний подвиг бесстрашной партизанки заключался в том, что даже при самых страшных пытках она не выдала никакой информации о своих товарищах и явочных квартирах. Лиза была расстреляна. Перед смертью партизанка произнесла слова, ставшие пророческими: «Наши придут. Победа будет за нами!», удостоена звания Героя Советского Союза.
Любовь Шевцова – участник антифашистской организации «Молодая гвардия». Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Нина Соснина – руководила подпольной комсомольской организацией, присвоено звание Героя Советского Союза -посмертно
Олег Кошевой - когда началась Великая Отечественная война, ему шел шестнадцатый год, он был участником антифашистской организации «Молодая гвардия». Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Маншук Маметова - добивалась отправки на передовую и овладела пулеметом и получила звание «отличник-пулеметчик» и была назначена первым номером пулеметного расчета «максим». В ожесточенном бою молодая казахская девушка-пулеметчица погибла смертью храбрых.
Ульяна Громова - была десятиклассницей, когда началась война, работала на колхозных полях, ухаживала за ранеными в госпитале. принимала активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев. В плену, фашисты отчаявшись добиться каких-либо показаний от девушки, гитлеровские палачи сбросили её в шурф шахты №5. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Юрий Смирнов - как и многие другие комсомольцы он вызвался добровольцем, тяжело раненый фашистской пулей, он упал с брони танка и попал в плен к немцам, они применили страшную изуверскую древнюю пытку: его живого распяли на стене блиндажа.
1 в-й. Стихотворение Мусы Джалиль «Варворство» в исполнении Отрывановой Эверины ученицы 8 класса победителя районного конкурса «Да здравствует детство»
(стихотворение исполяется под тихую музыку)
Они с детьми
погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края
бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в
листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я
не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел
я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний
раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал:
мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела
раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку
спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял,
понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись,
подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет
вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой
глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл
глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто
горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя,
враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть
уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Вед.1: В конце августа немецкие войска подступили к Ленинграду, взять город штурмом не удалось и тогда, было принято решение: выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Фашисты решили блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
4 слайд «Письма Тани»
На сцене сидит маленькая девочка с куклой в руке, ( ученица 1 класса Лаврентьева Ангелина), к ней подходит ученица 9 класса Васильева Людмила гладит по голове и читает стихотворение «Девять страничек. Страшные строчки». Илья Малышев
Девять
страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»
Ведущ.2 Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были
вооружение, одежда, еда.
Вед.1 И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне с взрослыми, и часть из них не уходила домой, а спали рядом со станками.
Вед.2 На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, брались за любую посильную работу.
Представляем вашему вниманию интервью с родными, учеников нашей школы.
На сцену по очереди выходят ученики, которые брали интервью
Перова Карина: (слайд 6,7)
«Никифоров Николай Никифорович родился 20 марта1924 году. Когда началась война, ему было 17 лет. После школы он работал бригадиром колхоза «Трактор», но недолго. Весной 1942 года его забрали на войну. Он воевал, в 1- Прибалтийском фронте 57- воздушной армии в третьем авиабатольене. Аэродром находился на лесной поляне, белые березы, которые росли там, ему напоминали о родной деревне. Он обслуживал и заправлял снарядами самолеты, так как был авиатехником. Эти самолеты участвовали в освобождении городов: Ржев, Осташково, Кенигсберг. Победу он встретил в городе Кенигсберг. После войны работал бригадиром, а с 1950-1953 год был председателем колхоза «Гвардеец». Потом до пенсии работал бригадиром в колхозе. Награжден медалью ЖУКОВА и другими медалями, которые хранятся как вечная память о нем
Клементьева Софья: (слайд 8,9)
«Марков Яков Маркович родился 22 июля 1927 году. Когда началась война ему было 14 лет. Все сильные мужчины ушли на войну, а вся трудная работа легла на плечи женщин и детей. Воевал в Харбине, Маньчжурии и Хэгане. После окончания войны, воевал в Японии, против японских самураев. Служил 7 лет 8 месяцев.
Алексеева Кристина: (слайд 10)
«Иванова Анна Кирилловна родилась 03 августа 1919 года. Во время войны моя она вместе с женщинами и детьми, копала окопы, в лесу заготавливала дрова. Ее муж, Александр Иванович, в первые же дни войны был призван на фронт. Был ранен, вернулся после окончания войны. Про войну они мало рассказывали, говорили, что очень тяжелая была жизнь.
Максимов Всеволод: (слайд 11,12,13)
«Максимова Елена Семеновна родилась 21 сентября 1931. Когда началась война, ей было 10 лет. Про войну она не любила вспоминать, всегда плакала, но из стихотворных строк посвященное ей, ее братом, Скворцовым Василием видно, как было тяжело детям во время войны. И хочу прочитать этот отрывок из стихотворения «Моей сестре».
Уходит
На сцене девочка (ученица 2 класса Киргизова Анна), мальчик (ученик 4 класса Киргизов Никита)
Сценка «Дети войны»
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра
А вот и мамины шаги слышны.
Брат
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Мама
Родные! Я в дом радость принесла!
Объявлено -закончилась война! (звучит песня «День Победы»)
Прогнали мы фашистов навсегда!
И скоро будет в доме вся еда,
Которая бывала до войны.
И про которую теперь глядим мы сны!
Сестра:
Ура! вернётся папа к нам домой!
Брат:
И снова в школу мы пойдём с тобой.
Дети уходят выходят ведущие
Вед1: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…
Вед2 : Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство—счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...
Выходят на сцену все участники
«Хотим под мирным небом жить!» Н. Найденова читают ученики 5 класса
1-й ученик. По-разному зовутся дети, -
Нас очень много на планете...
Есть Вани, Гансы, Джоны, -
Детей повсюду миллионы!
2-й ученик. По-разному зовутся дети,
Для нас - все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки –
И Буратино, и Петрушки.
3-й ученик. Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки.
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники.
4-й ученик. Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят,
Пусть всем, везде хватает школ,
Чтоб каждый утром в школу шел!
5-й ученик. Хотим мы вырасти врачами,
Строителями, скрипачами,
Учителями, и артистами,
И летчиками, и связистами!
6-й ученик. Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.
Поклон, уходят
Использованные Интернет-ресурсы
s11026.edu35.ru
https://rustih.ru/musa-dzhalil-varvarstvo/, https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post310187369/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.