Когда у нас есть цели и задачи, объект и предмет исследования, выбраны методы и методики, известна выборка и основания для деления выборки на группы, теперь проводится обследование.
Чаще всего применяется электронная форма опросника (но возможен и бумажный вариант, и живой вербальный опрос). Сначала результаты заносятся в таблицу без учета деления выборки на группы, а затем результаты сортируются по сравниваемым группам.
NNп/п | НИК или N респондента | а | в | с | d | e | f | g | h | примечания |
группа 1 | ||||||||||
1 | А1 | |||||||||
2 | А2 | |||||||||
3 | А3 | |||||||||
4 | А4 | |||||||||
5 | А5 | |||||||||
... | …. | |||||||||
20 | А20 | |||||||||
средняя по группе 1 | ||||||||||
группа 2 | ||||||||||
1 | В1 | |||||||||
2 | В2 | |||||||||
3 | В3 | |||||||||
4 | В4 | |||||||||
5 | В5 | |||||||||
... | …. | |||||||||
25 | В25 | |||||||||
средняя по группе 2 | ||||||||||
средняя по группам 1 и 2 |
Общий вид таблиц обследованияТаблица 1. Результаты исследования по методике..... Измеряемые характеристики или признаки
Примечание: Недопустимо отображать в
проекте реальные имена и фамилии
респондентов!
Их заменяют вымышленными именами,
никами или номерами.
В научных исследованиях для обработки данных и их анализа используются различные статистические методы, которые, как правило, не известны учащимся, т.к. они этому не обучались. Поэтому в ученических проектах задача обработки и анализа данных упрощается и используется только сравнение средних показателей в группах.
Сравниваем показатели по группам и анализируем. Анализ делается с помощью сравнения значений в цифрах, графиках с дополнительными словесными пояснениями. Рассматривая таблицу и используя возможности программы Еxcel, можно найти корреляции, т.е. зависимые друг от друга показатели.Затем формулируются выводы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам исследования.
В научных исследованиях при сравнении показателей нужно вычислять достоверность различий, делать оценку разброса данных и их распределение.Это необходимо для того, чтобы полученные результаты исследования можно было бы применить к популяции, а не только к данной выборке.
Для ученических исследований такая задача не ставится, достаточно найти закономерности внутри выборки. Кстати, в дальнейшем, когда учащиеся пройдут соответствующее обучение, они могут вернутся к проведенным исследованиям, выполнить статистическую обработку данных по всем правилам науки и проверить их достоверность.
Сравниваем полученные результаты (сформулированные выводы) с гипотезой. Пишем заключение о подтверждении или опровержении гипотезы.Остается сделать общее заключение о пользе проведенного исследования, о возможности применения или использования полученных результатов.
Практическая работа:1. составить таблицу обследования контрольной группы с указанием цели обследования (аннотация), критериев обследования (вопросы для анкеты, теста, опроса и др.) 2. провести анализ собранных результатов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.