Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
Рекомендуемая литература:
№1, №2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 1 ч, 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
№3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
№4 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php
На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
Изучаемые разделы и темы |
Учебные действия на уроке |
Рекомендуемая литература |
Интернет-ресурсы |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
д/з |
Форма контроля |
1/26 Россия в правление Ивана Грозного. Внутренняя политика.
|
1. Написать в своей рабочей тетради по «Истории» число, тему урока. 2. Прочитать №1, 161- 163. 3. Составить конспект по плану: 1.А) Начало правления Ивана Грозного. 1533-1538 гг. правление Елены Глинской. Какие преобразования проводила. Характеристика периода боярского правления 1538-1547 гг. Венчание на царство Ивана IV Назовите новый титул правителя государства, его значение. 1547 г. Опишите два важных события. Укажите цель серии реформ. Что такое Избранная рада? Какая роль отводилась Земскому собору 1549 г.? Реформы 1550-х годов и их значение: становление приказной системы, укрепление армии, Стоглавый собор
|
№1§26 |
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php |
Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право».
Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов.
Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.
|
1. Прочитать №1, 165- 166 Опричнина.
2. Составить конспект по плану: А) Опричнина 1565-1572 гг. Её суть. Что такое земщина и опричнина.
3. Прочитать №1, 169- 170 Разорение крестьян. Закрепощение крестьян. 4. Составить конспект по плану: А) Начало правления сына Ивана Грозного Фёдора - Учреждение патриаршества в России в 1589г.
Б) Этапы закрепощения - Указать цель «Указ о заповедных летах» 1581г. -В 1592 г. на что был введён полный запрет? Что означает пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - Укажите суть Указа об урочных летах.
В) Вывод: Формирование крепостного права - …. Положение крестьян резко ухудшилось по следующим причинам: указать 2-3
|
Письменный опрос:
1. Перечислите реформы 1550-х гг.
2. Укажите цели и итоги внешней политики восточного направления.
3. Укажите цели и итоги внешней политики северо-западного направления
4. Стр. 171 № 5. Какова цель и последствия опричнины?
5. По каким причинам и как зарождалось крепостное право в России?
|
Изучаемые разделы и темы |
Учебные действия на уроке |
Рекомендуемая литература |
Интернет-ресурсы |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
д/з |
Форма контроля |
1/27 . Россия в правление Ивана Грозного. Внешняя политика.
|
1. Прочитать №1 163- 164 2. Составить конспект по плану: Восточное направление внешней политики. 1.А) Покорение и присоединение Казанского ханства. Указать период. Б) Покорение и присоединение Астраханского ханства. В) Покорение и присоединение Крымского ханства Г) Что такое «засечная черта»? Д) Прочитать на стр.169 . Е) Выписать присоединение Западной Сибири к России. Поход Ермака.
Северо-западное направление внешней политики.
1. Прочитать №1 164 – 165, 168 со слов …Ливонская война после затишья – 169 2. Составить конспект по плану: А) Какова цель и причины Ливонской войны 1558-1583? Б) Итоги войны. Стр.169 |
№1 §26 |
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php |
Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства |
Прочитать конспект 10 раз вслух. |
Подготовиться к письменному опросу: стр. 171 № 3,4,6.
1.Почему России жизненно необходимой стала борьба с Казанским ханством? Назовите итоги борьбы.
2. Каково значение присоединения к России Казанского и Астраханского ханств?
3. Объясните значение присоединения Западной Сибири к России.
4. Перечислите причины поражения России в Ливонской войне. Не менее 3-х |
Изучаемые разделы и темы |
Учебные действия на уроке |
Рекомендуемая литература |
Интернет-ресурсы |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
д/з |
Форма контроля |
1/28 Смутное время начала (1598-1613 гг.) XVII века |
I. Написать в своих рабочих листах по «Истории» число, тему урока. II. Прочитать №1, 171- 173. III. Составить конспект по плану: 1. Сформулировать и записать определение «Смутное время». 2. Выпишите причины Смуты: - «великое разорение» конца XVI века, ставшее результатом…; - закрепощение крестьян; - хозяйственное разорение и угрозы закрепощения усиливало…; - именно казаки были главной антигосударственной …; - недовольными были и дворяне, составляя основную часть войска,…; - дворяне стремились упрочить своё положение… - интересы дворян…..; - бояре мечтали…; - крестьяне и горожане стремились…
Вывод: В России сложился…. Ослабление центральной власти….
3. Смута. - Поводом, толком стало прекращение в 1598 г. -Борис Годунов не обладал - Неурожаи 1601,1602, 1603 гг. способствовали Начало. Тайна вокруг смерти Это привело к
Правители «Смутного времени». Выпишите в хронологической последовательности.
1. Как стал царём Лжедмитрий I ? 2. В.И. Шуйский. Что означает «крестоцеловальная запись» ? Почему ввёл указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян? 3. Крестьянское восстание И. Болотникова 1606 – 1607 гг. 4. Лжедмитрий II. Лжедмитрий II нанес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вступил в войну с Россией, осадив Смоленск. С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освободилась от осады. В этой обстановке группа дворян и бояр свергли в июле 1610 г. царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи.
5. Предательство «семибоярщины». В ночь на 21 октября 1610 г…. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. 6. Первое ополчение. 1611 Формировалось в Рязани, возглавил П. Ляпунов для освобождения Москвы от Польши и Швеции. «Совет всея земли» -временное правительство. Пал Смоленск 3 июня 1611 г. после двухлетней осады . Новгород захватили шведы; Угроза захвата русского престола королём Речи Посполитой Сигизмундом III. Казаки убили Ляпунова. 7. Второе ополчение. сентябрь 1611 Нижегородское. Возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сражениях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интервентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября (1 ноября)гарнизон Кремля сдался.
8. Подвиг Ивана Сусанина.
Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски».
9. Избрание Михаила Романова. Почему избран именно он? 16- Большинство Сын Не запятнал себя |
№1 §27 |
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php |
Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национальноосвободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России |
Прочитать конспект 10 раз вслух. |
Письменный опрос:
1. Какие слои общества участвовали в Смуте?
2. Назовите две причины, по которым крестьяне становились казаками.
3. Почему казачество стало главной антигосударственной силой?
4. Сравните действия субъектов Смутного времени, находящихся в одних исторических условиях. Объясните мотивацию поступков «Семибоярщины» и Ивана Сусанина.
5. Прочтите 1 статью 13 марта 1995 года N 32-ФЗ «О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ»
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171623
Объясните, почему окончание Смуты XVII века стало государственным праздником (с 2005 года)?
Объясните, почему День народного единения? |
Рабочий лист. 1/28 «Смутное время начала XVII века»
I. Написать в своей рабочей тетради по «Истории» число, тему урока.
II. Прочитать №1, 171- 173.
III. Составить конспект по плану:
1. Сформулировать и записать определение «Смутное время»____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите причины Смуты. Продолжите фразу:
- «великое разорение» конца XVI века, ставшее результатом_________________________________________
- закрепощение крестьян___________________________________________________________________________________
- хозяйственное разорение и угрозы закрепощения усиливал ____________________________________________________ _________________________________________________________
- именно казаки были главной антигосударственной___________________________________________________________
- недовольными были и дворяне, составляя основную часть войска______________________________________________
- дворяне стремились упрочить своё положени_______________________________________________________________ - интересы дворян________________________________________________________________________________________ - бояре мечтали__________________________________________________________________________________________ - крестьяне и горожане стремилис___________________________________________________________________________
Вывод: В России сложился_________________________________________________________________________________
Ослабление центральной власти_____________________________________________________________________________
Смута.
1. Поводом, толком стало прекращение в 1598 г._____________________________________________________________
Борис Годунов не обладал_________________________________________________________________________________
Неурожаи 1601,1602, 1603 гг. способствовали_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
2. Начало. Тайна вокруг смерти ____________________________________________________________________________________ Это привело к__________________________________________________________________________________________
3. Правители «Смутного времени». Выпишите в хронологической последовательности.
1. Как стал царём Лжедмитрий I ?________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. В.И. Шуйский. Что означает «крестоцеловальная запись»? Почему ввёл указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Крестьянское восстание И. Болотникова 1606 – 1607 гг. Цели восставших?_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________ 4. Лжедмитрий II. Лжедмитрий II нанес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вступил в войну с Россией, осадив Смоленск. С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освободилась от осады. В этой обстановке группа дворян и бояр свергли в июле 1610 г. царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи.
5. Предательство «семибоярщины». В ночь на 21 октября 1610____________________________________________________________________________ ___________
В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана.
6. Первое ополчение. 1611г. Формировалось в Рязани, возглавил П. Ляпунов для освобождения Москвы от Польши и Швеции.
«Совет всея земли» - временное правительство. Пал Смоленск 3 июня 1611 г. после двухлетней осады . Новгород захватили шведы; Угроза захвата русского престола королём Речи Посполитой Сигизмундом III. Казаки убили Ляпунова.
7. Второе ополчение. сентябрь 1611 Нижегородское. Возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сражениях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интервентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября (1 ноября) гарнизон Кремля сдался..
8. Подвиг Ивана Сусанина. Символ верности Отечеству.
Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски».
9. Избрание Михаила Романова.
Почему избран именно он?_______________________________________________________________________
16-____________________________________________________________________________________________
Большинство____________________________________________________________________________________
Сын ___________________________________________________________________________________________
Не запятнал себя_________________________________________________________________________________
д/з Прочитать конспект 10 раз вслух. Письменный опрос:
1. Какие слои общества участвовали в Смуте?
2. Назовите две причины, по которым крестьяне становились казаками.
3. Почему казачество стало главной антигосударственной силой?
4. Сравните действия субъектов Смутного времени, находящихся в одних исторических условиях.
Объясните мотивацию поступков «Семибоярщины» и Ивана Сусанина.
5.1 Прочтите 1 статью 13 марта 1995 года N 32-ФЗ
«О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ»
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171623
5.2 Объясните, почему окончание Смуты XVII века стало государственным праздником (с 2005 года)?
5.3.Объясните, почему День народного единения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.